Урок литературы в 9 классе на тему "Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение."
Оценка 4.7

Урок литературы в 9 классе на тему "Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение."

Оценка 4.7
docx
20.01.2020
Урок литературы в 9 классе на тему "Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение."
Повесть «Фаталист» .docx

                                                                     Урок №52                                лит.9 кл

Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение.

Методические цели урока:

Образовательные:

ознакомление учащихся с философскими понятиями судьба – фатализм – рок - случайность;

выяснение на примере художественного произведения, есть ли судьба или нет, возможно ли человеку управлять, руководить своей жизнью.

Воспитательные:

Воспитание субъекта собственной жизни, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним задач, способного к самоизменению, саморазвитию и самоопределению, направленных на правильное отношение к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

Развивающие:

Развитие устной речи учащихся посредством создания на уроке ситуаций, дающих школьникам возможность рассуждать, высказывать свое мнение, отношение к произведению, герою или ситуации.

Оборудование урока: текст произведения, эпиграф, толковый словарь русского языка, философский словарь,  презентация.

 Но вы не знали,

Что в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь,

Что не пойму,

Куда несет нас рок событий…

 

                                                             Ход урока

I.Организационный момент

II.Мотивация уч.деятельности.
Слово учителя.- В какое бы время, столетие ни жил человек, его всегда волновали вопросы бытия, жизни и смерти, добра и зла. И всегда среди этих вопросов был такой: есть ли судьба, рок, предопределение. В течение многих веков наиболее прогрессивные, интеллектуальные люди пытались разгадать эту загадку, состоящую из слов рок – судьба – предопределение. Идея рока, ощущение предопределенности судьбы всегда волновала М. Цветаеву. На ее трагедиях таких, как «Ариадна», «Федра» лежит мрачный оттенок. Они говорят о злосчастных, безвыходных судьбах сильных, страстных людей, которые вступают в борьбу с темными силами рока. Но борьба эта безнадежна: человек обречен на страдания, гибель, ибо рок, удары судьбы – это злая воля богов, перед которой человек бессилен.

А вот великий писатель-философ Л. Н. Толстой в свое время сказал: «В чем состоит фатализм восточных? Не в признании закона необходимости, но в рассуждении о том, что если всё предопределено, то и жизнь моя предопределена свыше и я не должен действовать».

- Обратимся к этому высказыванию. В нем есть слово, от которого мы можем оттолкнуться в наших дальнейших рассуждениях. Слово, которое спорит с роком, с предопределением. Назовите его. (Действовать) (Записывается на доске и в тетрадях)

- Какая это часть речи? (Глагол)

- Какой человек – творец своей судьбы? (Тот, который действует)

- На сегодняшнем уроке перед нами произведение, в котором все эти понятия: рок – судьба – предопределение – действие – случайность - тесно взаимосвязаны.

III.Тема и цели урока. (Ученики записывают тему в тетрадях).

IV. Работа по теме урока

1.А эпиграфом будут слова замечательного поэта С. Есенина из его знаменитого стихотворения «Письмо к женщине»:

Но вы не знали,

Что в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь,

Что не пойму,

Куда несет нас рок событий…

- Действительно, куда несет нас рок событий? Ведь никто из нас не знает, что произойдет с ним через день, через год. Человек точно знает одну вещь – дату рождения, но не дату смерти.

Эти понятия: фатум – рок – судьба – область философии, поэтому давайте обратимся к философскому словарю за разъяснениями данных категорий.

2.Словарная работа.

Фатум – судьба.

Фатальный – предопределенный роком, судьбой.

Фатализм – мистическая вера в неотвратимость судьбы, в то, что в этом мире все заранее якобы предопределено судьбой, роком.

Фаталист – человек, проникнутый фатализмом, верящий в предопределение свыше.

- Сегодня нам предстоит работа ума и сердца. Мы попытаемся быть философами.

3.Анализ произведения.

1)- Итак, перед нами последняя часть романа «Герой нашего времени» – повесть «Фаталист».

- Заметили ли вы, что в этой повести, в отличие от предыдущих, появляется какая-то приключенческая романтика, интрига, загадочность? Где она начинает проявляться? (В споре)

- Как вы поняли спор Печорина с Вуличем? О чем он? (Возникает спор о том, что же решает участь человека: его воля или судьба, предопределение)

- Спор – это одно из основных событий повести «Фаталист». А какие еще два события лежат в основе этой главы? (Испытание судьбы Вуличем и Печориным)

2.- Исходя из этих событий, давайте запишем план нашего урока, так как произведение сложное и это облегчит нашу работу.

                  План

1.Спор Печорина с Вуличем.

2.Испытание судьбы Вуличем.

3.Испытание судьбы Печориным.

- Но значение повести состоит не только в этих трех событиях. Подлинно художественное произведение всегда ставит важные проблемные вопросы. В «Фаталисте» есть слова, прямо формулирующие такой вопрос. Исходя из темы нашего урока, эпиграфа, найдите эти слова. («И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? Почему мы должны давать отчет в наших поступках?»)

- Все персонажи повести делятся на верящих в судьбу и противящихся этой вере. К кому же из героев относится философское определение, вынесенное в заглавие повести: к Вуличу, Печорину или, наконец, к Максимы Максимычу? Чтобы ответить на этот вопрос, проследим по тексту, что конкретно говорят о судьбе, роке участники этого спора.

3.Работа с текстом: офицеры поначалу не верят, «будто судьба человека написана на небесах».

- Найдите в тексте логическое продолжение этого спора.

Печорин: «Утверждаю, что нет предопределения».

- Поразительно, что в тот самый момент, когда он утверждает, что не верит в судьбу, он предсказывает Вуличу близкую смерть, основываясь на том, что «на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы». Это еще раз убеждает нас в том, что эти вопросы, есть ли судьба или нет, остаются до конца не разрешенными.

- Итак, поначалу общество офицеров и Печорин не склонны верить в «мусульманское поверье, будто судьба человека написана на небесах». Значит, кто является сторонником фатализма? (Вулич) Докажите текстом. («Я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минуту».)

- Каким же образом Вулич доказывает свое убеждение? (Учащиеся приводят из текста пример, когда Вулич стреляет и происходит осечка)

- Итак, рискуя жизнью, Вулич доказал Печорину и офицерам свою правоту. Скажите, а что убедило всех, что есть высшее предопределение, не позволившее Вуличу умереть? (Осечка). А как вы думаете, осечка – это случайность или вмешательство судьбы? (Учащиеся склоняются к мысли, что все-таки это случайность)

- Но пари затеяно Вуличем не только для того, чтобы сделать Печорина фаталистом. Вулич себе хочет доказать, что судьба к нему все-таки благосклонна. Хотя в картах он «обыкновенно проигрывал»: «постоянные неудачи только раздражали его упрямство». Вот это упрямство и заставило Вулича играть, но уже с жизнью своей. И он очень доволен, увидев в осечке пистолета признак благосклонности судьбы.

- Ребята, сейчас я хочу предложить вам такое определение, относящееся к Вуличу. Игрок. Да, он игрок, постоянно испытывающий судьбу. И в картах, и в истории с выстрелом он ищет власти над судьбой. А если это игра, то в ней всегда должен быть победитель и побежденный. В этот раз Вулич – победитель. Но игра – это ведь не бесконечное везение. Когда-то оно закончится.

- Так что же тогда сильнее – человек или судьба? (В этот раз получается, что сильнее судьба (или случай). Но до конца этот вопрос все же не решен. Поэтому Лермонтов не останавливается на этом. Он решает довести дело до конца, и поэтому ставит Вулича в более тяжелые обстоятельства, не зависящие от него.

- А Печорин в этом первом случае с Вуличем – участник или свидетель? (Свидетель). А такому рисковому, смелому человеку, как Печорин, самому теперь хочется убедиться, что же сильнее: человек или судьба? А почему? Да потому что случай с осечкой не убедил Печорина в правоте Вулича, в том, что человек подчинен высшему предопределению. Докажите это тестом. (Вид ночного неба, в котором как бы спорят между собой «месяц полный и красный, как зарево пожара», и спокойно сияющие на темно-голубом своде звезды, освобождают его от «таинственной власти», какую приобрел над всеми присутствующими офицерами Вулич. Дети читают текст от слов «Я возвращался домой…» до слов «…во всякой борьбе с людьми или судьбой». В этот момент Печорин не верит, что существует высшая сила, управляющая жизнью людей).

- И в то же время о чем он тоскует, сожалеет? (Тоскует по вере, воодушевлявшей предков, убежденных, что небесный мир участвует в их делах. Ведь потомки, не верящие в судьбу, не верят и в себя).

- В этих размышлениях Печорина есть слова, близкие строкам из стихотворения Лермонтова «Дума», где он так же горько судит свое поколение. Что это за строки?

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно… и т. д.

- Зачитайте в тексте повести «Фаталист» строки, перекликающиеся по мысли со стихотворением «Дума». (Дети читают со слов «А мы, их жалкие потомки…»)

- Печорин, как и многие молодые люди его времени ищет веры, потому что без нее невозможно жить человеку. Ведь почему сейчас стало модно обращаться к астрологам? Потому что в кризисные, трудные минуты жизни человек всегда обращается за помощью к высшим силам.

- А Вулич между тем продолжает играть! Что же произошло с ним? (Вулич был убит пьяным казаком. И убит потому, что вера в счастливый свой жребий не позволила ему мгновенно понять ситуацию, ясно увидеть, кто перед ним. Ученики читают текст от слов «Вулич шел один по темной улице…» до «…печать близкой кончины»).

- Какое слово здесь, в тексте, выделено автором курсивом? (Тебя). Смотрите, что получается: этот казак предстает перед Вуличем как судьба, которая все-таки настигла именно его, искала именно его. И Вулич это понял. Почему? (Потому что последние слова Вулича: «Он прав».) Кто прав? (Конечно, Печорин, который предсказал Вуличу смерть). Печорин берет здесь на себя роль пророка. В каких строках он сам это утверждает? («Я предсказал невольно бедному его судьбу…»)

- В чем убедил нас этот случай? (Этот случай с Вуличем убедил нас в том, что судьба все-таки есть, ведь Печорин предсказал Вуличу смерть, и это случилось. И если в первый раз от смерти Вулича спасла осечка, то во второй раз судьба настигла его. От судьбы, как говорится, не уйдешь).

- Вот так разрешилась ситуация с Вуличем. А что же Печорин? (Печорин сам теперь горит желанием испытать судьбу: «В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу».)

- Как же испытывает Печорин свою судьбу? (Читаем текст от слов «Велев есаулу…» до «…и точно было с чем».)

- Чем окончилось это испытание судьбы для Печорина? (Из этой игры с судьбой он вышел победителем)

- Как вы думаете, победа Печорина – случайность или проявление точно рассчитанных действий, ловкости, силы, ума? (Да, он победил, потому что действовал)

4.- Докажите это, исследуя текст. (Учащиеся выбирают из отрывка, где Печорин испытывает свою судьбу, только глаголы, то есть слова, обозначающие действие).



5.Обобщение.

- Итак, Печорин не желает подчиняться предопределению. Он берет ситуацию в свои руки. Это и делает его героем времени в подлинном, а не в ироничном смысле. Судьба есть, но нужно не слепо ей подчиняться, а действовать, брать каждую ситуацию в свои руки. Наша судьба – это наш анализ, расчет и воля. И только от нас самих она зависит.

Таким образом, мы ответили на главный вопрос нашего урока: воля, рассудок даются нам, чтобы действовать!

- А то, что Печорин оказался в точно таких же обстоятельствах, как и Вулич, - это естественный ход событий или воля автора? Или случайность? (Воля автора. Ведь ему нужно было довести дело до конца, узнать, что же сильнее: человек или судьба).

- Так кто же Печорин: фаталист? реалист? человек действия? В тексте есть подсказка. Печорин сам говорит о себе, ведь точнее, чем ты сам, о тебе никто не скажет. (Учащиеся читают от слов «Я люблю сомневаться во всем…»)

- А какую «судьбу» вы себе хотите?

- Создайте себе рекламу: «Я через 30 лет». От чего будет зависеть ваша судьба?

- Что необходимо для этого сделать и кто это будет делать: судьба, Бог или …?

V. Рефлексия.

сегодня я узнал…

·         было интересно…

·         было трудно…

·         я выполнял задания…

·         я понял, что…

·         я приобрел…

·         я научился…

·         я смог…

·         я попробую…

·         меня удивило…

·         урок дал мне для жизни…

·         мне захотелось…

·         Выставление оценок за урок с комментариями учителя.

VI. Домашнее задание: повтор. тв-во М.Ю.Лермонтова,подгот.к итог.работе





 

 

Урок литературы в 9 классе на тему "Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение."

Урок литературы в 9 классе на тему "Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение."

Урок литературы в 9 классе на тему "Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение."

Урок литературы в 9 классе на тему "Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение."

Урок литературы в 9 классе на тему "Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение."

Урок литературы в 9 классе на тему "Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение."

Урок литературы в 9 классе на тему "Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение."

Урок литературы в 9 классе на тему "Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение."

Урок литературы в 9 классе на тему "Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение."

Урок литературы в 9 классе на тему "Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020