Урок литературы в 9 классе Тема Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.Анализ двух писем.
Оценка 4.9

Урок литературы в 9 классе Тема Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.Анализ двух писем.

Оценка 4.9
doc
20.01.2020
Урок литературы в 9 классе Тема Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.Анализ двух писем.
Тема Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.Анализ двух писем.doc

                                                                     Урок №36                                       лит.9кл.

Тема: Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.Анализ двух писем

 

Цель: проследить за внешними и внутренними изменениями в характерах главных героев;выяснить  своеобразие финала романа,роль VIII главы в сюжетном развитии романа,совершенствовать умение давать сравнительную характеристику; читать и анализировать текст лирического произведения; создать условия для формирования умения анализировать и интерпретировать лирический текст, умения  давать  ему личностную оценку; для развития логического и образного мышления, связной речи;  содействовать воспитанию нравственных качеств личности, высокого понимания любви и дружбы, свободолюбия и гуманизма;

Ход урока

 

I.Орг. момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Мини-викторина:

        1. Сколько лет длится действие романа "Евгений Онегин"? (Действие романа продолжается свыше 4 лет: 2 года проходит между приездом Онегина и отъездом Татьяны; 2 года Татьяна замужем)

1-а. Подтвердите текстом.
("Так ты женат! Не знал я ране!
Давно ли? - около двух лет -
На ком? - На Лариной, - Татьяне!")
Полгода Онегин, будучи влюбленным в Татьяну, не решается ей в этом признаться.

      2. Сколько глав в романе «Евгений Онегин»?

7

8

10

14

           3. Евгений Онегин родился на брегу…

Невы

Онеги

Волги

Дуная

(Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы)

        4. Чей портрет рисует Пушкин:

 Дика, печальна, молчалива,

 Как лань лесная, боязлива,

 Она в семье своей родной

 Казалась девочкой чужой...

Няня Татьяны

Татьяна

Ольга

Мать Татьяны

       5. Как dandy лондонский одет…

Ленский

Онегин

Ларин

Чацкий

(Острижен по последней моде,

 Как dandy лондонский одет –

И наконец увидел свет)

       6.Где произошла первая встреча Онегина и Татьяны?

У Лариных

В парке

В лесу

У Ленского

      7. Получив письмо от Татьяны, Евгений Онегин

Был счастлив

Тронут был

Остался безразличным

Был раздражен    ( Но, получив посланье Тани,   Онегин живо тронут был:    Язык девических мечтаний        В нем думы роем возмутил)

 

III. Тема и целеполагание

- Ребята, как вы думаете, каким персонажам романа «Евгений Онегин» будет посвящен наш урок?

- Сообщение темы

- Ребята, как вы понимаете значение слова «эволюция»?

(Эволюция - процесс постепенного изменения, развития )

Каким словом можно заменить слово взаимоотношения в нашей теме?

- Ребята, а что такое, на ваш взгляд, любовь?

- Что бы вы хотели сегодня на уроке узнать?

- Задачи:

  проследить за внешними и внутренними изменениями в характерах главных героев.

  выяснить, почему же два любящих человека не нашли путей друг к другу.

  обозначить своеобразие финала романа.

  роль VIII главы в сюжетном развитии романа.

- А теперь давайте вернемся к истории любви наших героев.

 

IV.Работа по теме урока.

        1.Анализ глав романа

-Во время разминки мы с вами уже вспомнили что Онегин и Татьяна встретились дома у Лариных, посетить которых Евгению предложил Владимир Ленский. Какое первое впечатление произвела на Онегина Татьяна? ( Глава 3, строфа 5)

--Почему Татьяна влюбилась в Онегина? Была ли это любовь с первого взгляда? ( Глава 3, строфы 6-10))

--Какие чувства приносит Татьяне любовь к Онегину? ( В признанье няне Татьяна говорит: «Ах, няня, няня, я тоскую, Мне тошно, милая моя: я плакать, я рыдать готова.. Глава 3, строфы19-21)

     2.Чтение по ролям диалога с няней.

- Татьяна в смятении, она не может сдерживать свои чувства и пишет письмо. Перед нами не кокетка, она не может лицемерить - «Татьяна любит не шутя»

     3.Чтение письма Татьяны наизусть

--Как вы думаете, легко ли было Татьяне написать письмо Онегину? (Глава 3, строфа 32) «Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке; Облатка розовая сохнет на воспаленном языке»

--Татьяна с нетерпением ждет ответа, а как Евгений отреагировал на него? ( Но получив, посланье Тани Онегин живо тронут был)

     4.Физминутка

   ---Согласитесь ли вы, что встреча в саду Татьяны с Онегиным самая тяжелая в ее жизни? (глава  3, строфа 12 )

    --Какие доводы приводит Онегин в свое оправдание?

 

--Что стало следствием свиданья? ( Увы, Татьяна увядает, Бледнеет, гаснет и молчит! Ничто ее не занимает, Ее души не шевелит»

--Давайте вспомним, каким предстает Онегин в начале романа?(ответ учащихся: «забав и роскоши дитя», молодой повеса» и т.д.

--Зная Онегина как «молодого повесу», мы все же делаем вывод, что в сцене свидания Онегина с Татьяной в саду он поступает… как?

(ответ учащихся)

--Почему Онегин, зная, что Татьяна его любит, начинает на именинах Татьяны ухаживать за Ольгой?

--К какой трагедии это приводит?

­--После гибели Ленского Онегин отправляется в путешествие, А что происходит с Татьяной?

--Изменилась ли Татьяна в финале романа? (гл.8) Если да, то в чем?( Глава 8, строфа 14)

--Почему Онегин, отвергший любовь провинциальной барышни, влюбляется в светскую даму?(ответ учащихся: Татьяна – «законодательница мод»)

---Увидев Татьяну на балу, Онегин был поражен: «Ужель та самая Татьяна?»

В 8 главе история Онегина и Татьяны повторяется с точностью до наоборот: любовь Татьяны к Онегину сменяется страстной влюбленностью Онегина в Татьяну, письмо Татьяны сменяется письмом Онегина, "проповедь" Онегина - "уроком", который дает герою Татьяна.

  - Герои словно меняются местами. Онегин взволнован, Татьяна холодна и неприступна. Он влюблен, не находит себе места, а она его не понимает. Теперь он пишет ей письмо, как Татьяна когда-то, нетерпеливо ждет ответа, но "ответа нет".

5.Чтение письма Онегина к Татьяне.

В романе Пушкина нет намека даже на возможность счастливого конца с Онегиным.

- Почему же отвергла Татьяна любовь Онегина, если по-прежнему его любит? (Работа над 44-45 строфами VIII главы)

 Правильно ли судит здесь Татьяна об Онегине, о ее любви, справедливы ли ее упреки?

- Почему же два замечательных человека не нашли путей друг к другу?

 Чтобы ответить на этот вопрос, давайте попробуем установить черты сходства и различия между ними.

6. Практическая работа "Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина

- . Да, из ваших ответов ясно, что они люди одного круга, но воспитание получили разное, это и определяет их дальнейшую судьбу.

 А теперь постарайтесь дать ответ на уже прозвучавший вопрос: почему Татьяна ответила отказом на любовь Онегина.

Татьяна до конца не доверяет Онегину, не верит в искренность и силу его чувства, думает, что он добивается любви княгини, а не "бедной Тани".

А может быть героиня боится мнения света, она заражена его моралью, надломлена вынужденным замужеством и не имеет ни решимости, ни сил восстать против судьбы.            Возможно, Татьяна не отвечает на любовь Онегина потому, что в силу своего нравственного чувства не может отказаться от супружеского долга, сделать несчастным другого человека.

7.Сопоставит.анализ писем.

Слайд 1

Сегодня мы попытаемся сопоставить два письма из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Это письмо Татьяны к Онегину и письмо Онегина к Татьяне.

Слайд 2

Рубеж XVIII-XIX веков называют эпистолярной эпохой. Любовная переписка русских дворян нашла отражение в шедевральном произведении А.С.Пушкина – романе “Евгений Онегин”.

Слайд 3

Специфика знаменитого пушкинского произведения, метко названного В.Г.Белинским “энциклопедией русской жизни”, заключается в особой манере рифмовки, названной впоследствии “онегинской строфой”.

Слайд 4

Однако письма главных героев, адресованные друг другу, выбиваются из общей строфической картины. Возможно, это сделано с целью создания эффекта включенности в произведение “чужого” текста.

Письма Татьяны и Онегина существуют как текст в тексте, перед каждым посланием есть заголовок.

Слайд 5

Наверное, только в письме человек может полностью излить душу… И герои Пушкина не являются исключением. Письма раскрывают внутренний мир персонажей, передают их чувства и переживания. В этом и заключается основная функция писем. Ведь вряд ли читатель смог бы представить нежный, женственный и романтичный образ Татьяны без ее искренней и проникновенной исповеди. Также именно в своем письме Онегин предстает обновленным, изменившимся человеком.

Слайд 6

Письма Татьяны и Онегина создают симметрию в композиции романа, являясь своеобразным отражением друг друга. Признание Татьяны и запоздалый ответ на него Онегина разделяют шесть лет и 5 глав (с 3 по 8).

Слайд 7

Если попытаться сопоставить письма Татьяны и Онегина, то можно выявить определенные сходства в них. Оба героя изначально бросают вызов моральным нормам, ведь Татьяна в своем письме первой признается мужчине в чувствах, а Онегин пишет о своей любви замужней женщине.

Слайд 8

Некая заведомая обреченность на неудачу давлеет над героями в их письмах. Они готовы к презрению со стороны адресата, однако каждый из них совершает этот шаг – жажда выговориться, признаться неодолима.

Татьяна юна и неопытна, но как мог Онегин ожидать презрения во взгляде некогда любившей его женщины?

Слайд 9

Татьяна рассуждает о возможном будущем, не будь в ее жизни Онегина. А Онегин, возвращаясь мысленно в прошлое, даже не пытается раскаяться в убийстве Ленского. Он причисляет покойного поэта к причинам, помешавшим счастью героев.

    Слайд 10

Выражая желание видеть объект своего обожания, Татьяна робко надеется хотя бы на редкие встречи. Онегин же дерзко хочет быть уверен в ежедневности встреч.

    Слайд 11

И герой, и героиня ожидают укоризны в ответ на свои душевные излияния.

    Слайд 12

Последние строки обоих писем звучат в унисон друг другу. И Татьяна, и Онегин, завершив свои душевные излияния, вверяют судьбу объекту своих признаний.

    Слайд 13

Оба письма одинаково пылки, о чём свидетельствует обилие соответствующих знаков препинания.

Получается, что Онегин более сдержан, но если учесть, что это письмо мужчины, да ещё такого прагматика, то следует представить себе степень его экзальтации. Однако он на протяжении всего письма обращается к Татьяне на “Вы”, в то время как героиня, забываясь, импульсивно переходит на “ты” в объяснении с малознакомым человеком.

    Слайд 14

Следует обратить внимание на интонацию в письмах.

Письмо Татьяны развивается интонационно последовательно. Начинается с умеренно-приподнятой экспозиции, которая продолжается в повествовательном тоне. Затем интонация поднимается и достигает кульминации. К заключению интонация постепенно опускается и оканчивается достаточно уверенным постскриптумом.

Письмо Онегина начинается с восклицания. Буря чувств, томившихся в душе, прорывается едкостью и сарказмом. Внезапно эта интонация сменяется повествованием, задумчивостью. Затем - томление, нарастание страсти; снова мука, подъём до кульминации и нисходящая интонация концовки.

    Слайд 15

Изящный пушкинский сюжет основывается на двух противоположных точках: два письма, написанные с шестилетним интервалом. Письма - не только неотъемлемый элемент фабулы романа, они её стержень. Существование писем вне романа возможно, романа без писем - никогда. Мы бы не узнали, какова Татьяна, не услышав её сокровенных строк, говорящих более красноречиво, нежели комментарии рассказчика. Без письма Онегина мы бы представили образ героя, но остались бы скрытыми метаморфозы его души, динамика развития образа и развязка.

Кстати, за рамками романа остались ещё три письма Онегина, но они, так же как оригинал письма Татьяны, написанный на французском языке, предоставлены воображению и интуиции читателя и составляют одну из многих загадок романа. Ещё два ненаписанных письма Онегина - это устные ответы Евгения на письмо Татьяны и Татьяны на письмо Евгения. Оба обладают эпистолярными признаками: монолог по форме, продуманный заранее на заданную тему как продолжение переписки. Среди всех перечисленных писем два первых наиболее содержательны и значимы.

    Слайд 16

Как писал философ и публицист прошлого века Николай Николаевич Страхов: “До сих пор всякий, желающий говорить о Пушкине, должен, нам кажется, начать с извинения перед читателями, что он берётся в том или другом отношении измерять эту неисчерпаемую глубину”. С этим высказыванием сложно не согласиться.

     Слайд 17

Пушкин и его произведения самодостаточны и самоценны, они не нуждаются в комментариях и интерпретировании и неподвластны им. Русский человек читает Пушкина сердцем, становясь мистически сопричастным духовному опыту огромной культуры эпох и поколений.

 

9.Слово учителя. Роман заканчивается расставанием героев. Что будет с ними дальше? Судьба Татьяны в целом ясна, но что ждет Онегина? Решение оборвать сюжетное развитие романа "Евгений Онегин", было для Пушкина сознательным и принципиальным, подчеркивал Ю. Лотман.

 События заключительной главы стали новой эпохой в духовной жизни Татьяны и Онегина.

 Любовь к Татьяне становится для героя последней попыткой найти связь с миром, пробуждением жизни души, которая была практически мертва. Каким бы ни было его будущее, оно потребует от героя серьезного пересмотра отношения с миром.

 

Финал романа - апофеоз в развитии образа Татьяны, высшее проявление идеальности ее характера. Нравственным итогом "поединка" Татьяны и Онегина становится победа любви и верности.

 

В финале романа каждый из героев обретает суверенность личности: трагизм судьбы и мироощущения Онегина, цельность характера Татьяны, указывает на нравственное возвышение героев.

 

V. Итог урока. Рефлексия

Пушкин долго работал над сюжетом романа. Современница поэта А.Т. Новосильцева вспоминает, как она предложила Пушкину свой вариант развития романа после дуэли с Ленским: «Я ранила бы Онегина, Татьяна за ним ходила, и он бы оценил ее и полюбил ее.» - «Ну нет, он Татьяны не стоил», - ответил Пушкин.

Достоевский писал: «Я вот как думаю: если б Татьяна даже стала свободною, если бы умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда бы не пошла за Онегиным. Надо же понимать всю суть этого характера! Ведь она же видит кто он такой: вечный скиталец вдруг увидел женщину, которую прежде пренебрег, в новой блестящей недосягаемой обстановке, - ведь в этой обстановке –то, пожалуй, и вся суть дела! Ведь этой девочке, которую он чуть не презирал, теперь поклоняется свет – свет, этот страшный авторитет для Онегина». 

V1. Домашнее задание:доучить письма наизусть.

2.Определить, сколько лирических отступлений в тексте? Темы этих лирических отступлений?

 

Урок литературы в 9 классе Тема Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.Анализ двух писем.

Урок литературы в 9 классе Тема Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.Анализ двух писем.

Урок литературы в 9 классе Тема Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.Анализ двух писем.

Урок литературы в 9 классе Тема Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.Анализ двух писем.

Урок литературы в 9 классе Тема Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.Анализ двух писем.

Урок литературы в 9 классе Тема Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.Анализ двух писем.

Урок литературы в 9 классе Тема Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.Анализ двух писем.

Урок литературы в 9 классе Тема Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.Анализ двух писем.

Урок литературы в 9 классе Тема Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.Анализ двух писем.

Урок литературы в 9 классе Тема Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.Анализ двух писем.

Урок литературы в 9 классе Тема Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.Анализ двух писем.

Урок литературы в 9 классе Тема Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.Анализ двух писем.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020