Урок литературы в 9 классе Тема:Роль истории Настеньки в повести«Белые ночи».
Оценка 4.8

Урок литературы в 9 классе Тема:Роль истории Настеньки в повести«Белые ночи».

Оценка 4.8
docx
20.01.2020
Урок литературы в 9 классе Тема:Роль истории Настеньки в повести«Белые ночи».
Роль истории Настеньки в повести«Белые ночи»..docx

                                                               Урок №64

Тема:Роль истории Настеньки в повести«Белые ночи».

Цели: давать характеристику герою, выявлять средства создания образа, давать определение понятиям «повесть», «роман», «психологизм», отмечать признаки принадлежности произведения к жанру повести, аргументировано опровергать или защищать отзыв критика о произведении

 

                                                                  ХОД УРОКА:

      I.          Организационный момент

    II.          Актуализация опорных знаний.

          Проверка домашнего задания

    III. Работа по новой теме

1.     Вступительное слово учителя.

Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Не замечаете ничего нового? Мы так привыкли друг другу, к образу, созданному нашими стереотипами, что никогда, наверное, не задумывались о том, что каждый человек есть тайна, загадка. А прикоснуться к этой тайне сегодня нам поможет великий русский писатель Ф.М. Достоевский. Это поистине гениальный писатель. Достаточно лишь сказать, что его роман «Преступление и наказание» стоит самым первым в цикле 10 великих романов 20 века, подготовленном специалистами Оксфорда.

1848 год. Достоевскому 26 лет. Он казался себе уже глубоким стариком, все увидевшим и все пережившим: и смерть родных, и безответную, невысказанную даже любовь (к А.Я. Панаевой), и игру неизъяснимой судьбы, и бремя кратковременной славы гения (первая повесть Достоевского «Бедные люди» была очень благосклонно встречена критикой), уязвленность насмешками людей, и, наконец, отчаяние одиночества, ощущение страшной пустоты от непонимания. («Двойник» осмеян, «Хозяйка» поругана), а впереди – ничего и зачем писать, и жить для чего? Хорошо еще, в это время рядом с тобой такой же, как ты, мечтатель, друг поэт Алексей Плещеев.

А ночи стояли чудные…. Знаменитые петербургские белые ночи…Особенность северного лета – белая ночь не раз привлекала внимание писателей и поэтов. Попробуем и мы с вами почувствовать красоту белых ночей….

 

2.     Формирование темы (что проходили на прошлом уроке? кого не охарактеризовали?)

3.     Работа с анализом образа.

4.     Составление характеристики. Запись в тетрадь. Внешность главной героини.

5.     Устная сравнительная характеристика Мечтателя и Настеньки.

Работа в парах. Определить особенности образа Настеньки по пунктам слайда. Слайд 7.

6.     Сравнительная характеристика.

Главный герой

Молодой человек 26 лет – мечтатель. Живет преимущественно собственными фантазиями, в реальную жизнь выглядывает редко. Как-то он отправился от нечего делать бродить по городу, да так увлекся прогулкой, что вышел за город. Там он насладился вольным природным воздухом. Когда уже поздним вечером герой возвращался домой, он встретил молодую худенькую девушку, которая почему-то плакала.

Молодой человек заговорить с ней сразу не решился. Она тем временем перешла на другую сторону улицы. Герой увидел, что там к ней вот-вот пристанет пьяный. Мечтатель героически спас девушку от неприятностей. Правда, обошлось без рукоприкладства: оказалось, что достаточно только присутствия молодого человека рядом с прекрасной незнакомкой.

Герой преодолевает свое смущение и провожает девушку до дома. По пути рассказывает ей о себе, о своей бедности, фантазиях, тайных надеждах. Потом молодые люди доходят до пункта назначения и прощаются, условившись обязательно встретиться завтра. В этом месте произведения «Белые ночи» характеристика Настеньки совершенно не ясна читателю. Понятно одно: это молодая и, видимо, несчастная девушка.

История Настеньки. Характеристика главной героини

Все события сочинения Достоевского происходят белыми ночами (отсюда и название) в Петербурге. На все про все классику хватает описания четырех встреч героев. Причем первая из них ушла на прелюдию к рассказу девушки, который и составляет всю соль произведения. Вопрос о том, какова роль истории Настеньки в повести «Белые ночи», отпадет сам собой после ее описания.

Настя вот уже два года ни на шаг не отходит утром и днем от своей бабушки. Та почти ослепла, и за какой-то проступок, о котором не сообщается, родственница в буквальном смысле прикрепила девушку к себе, чтобы она еще чего не натворила. Настя – сирота, родители умерли, и она осталась она с бабулей. У них в доме есть две комнаты: в одной живут они, а другую бабушка сдает внаем – это единственный источник их существования, кроме пенсии старушки.

И вот к ним заехал жилец – молодой человек. В результате одного неловкого эпизода он понял, что Настя пристегнута к бабушке булавкой. Он пожалел девушку, стал давать ей книги и вывозить в театр. Она, конечно, влюбилась в благодетеля, открылась ему, но он сказал, что пока не может взять ее замуж, так у него нет достаточного количества денег на сей момент для такого ответственного шага, и ему надо в ближайшее время ехать в Москву на год. Если за это время у Насти к нему не изменятся чувства, то он приедет ровно через год и женится на ней.

В тот же день, когда герои встретились, исполнился год и чуть больше со времени договора, но молодой человек не появился в условленном месте, хотя был уже в городе, о чем хорошо известно девушке. Мечтателю открывается причина слез Настеньки. Теперь читателю должно быть ясно, какова роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». А если нет, то мы услужливо подскажем ему: на ней строится весь сюжет не слишком занимательного произведения Достоевского.

Но двигаемся дальше. Теперь мы готовы к определению самого существа главной героини сочинения. Сентиментально произведение Достоевского («Белые ночи»). Характеристика Настеньки, как ни странно, обратная, лишенная сантиментов. Девушка не слишком умна, но и не слишком глупа. У нее есть вкус к литературе, вернее, она любит истории. Жених ей попался случайно, но она ухватилась за него, как за соломинку, чтобы сбежать от слепой опостылевшей ей бабки. Наверное, как девушка совестливая, она еще и мучилась виной из-за того, что не слишком любит свою престарелую родственницу. И, тем не менее, она была на грани отчаяния и, может быть, безумия, когда жених внезапно сорвался с крючка, ведь он олицетворял собой выход из жизненного плена. Именно к такой трактовке располагает читателя повесть «Белые ночи». Характеристика Настеньки, конечно, не слишком лестная и сентиментальная, но зато правдивая. К счастью для героини, не все еще потеряно.

Бесконечно рефлексирующий мечтатель желает помочь девушке и предлагает ей сочинить письмо для суженого, а он его отнесет куда следует. Удивительным образом необходимое письмо уже написано девушкой, а герою даны четкие инструкции, кому именно его надо отдать. Нельзя сказать, что Настя манипулирует мечтателем намеренно, эксплуатируя его влюбленность, у нее это выходит невольно и невинно.

Встреча заканчивается тем, что Настя и мечтатель распевают песни. Чему радуется она – понятно, а он, видимо, надеется ей услужить и добиться ответных чувств от девушки и, предвкушая это событие, поет.

Третья и четвертая ночи. Финал истории

 

Нам неинтересна характеристика героя. Настенька («Белые ночи» рассматриваем далее) нас тоже занимает немало. Остается только досказать историю до конца.

Третья встреча. Напряжение нарастает. Друг девушки не отвечает на переданное письмо, она находится в крайней степени экзальтации (если честно, то герои не выходят из этого состояния ни на минуту за все время повествования). Мечтатель, напротив, приуныл. Он понял, что его шансы на взаимность стремительно приближаются к нулю. Девушка пытается его как-то утешить и заверить в своем дружеском расположении. Естественно, мечтателю от этого не легче.

Четвертая ночь. Девушка уже почти погрузилась в пучину отчаяния, для героя настал подходящий момент – он признается в любви. Они друг другу говорят всякие «сладости», и вот Настенька уже готова забыть предавшего ее жениха, но тут появляется он сам собственной персоной, и Настя, позабыв про друга-мечтателя, устремляется в объятия старой любви.

На следующий день она пишет мечтателю письмо, в котором говорит, что у нее все в порядке, и что в скором времени она и ее возлюбленный поженятся. Главному же герою остается только вспоминать приключение, произошедшее с ним под бледный свет белых ночей, и тосковать об утраченной любви. Характеристики героев произведения «Белые ночи» готовы. Нами был оставлен в стороне только жених по той причине, что его натуру никаким образом нельзя определить. Этот персонаж носит сугубо декоративный и инструментальный характер в повествовании русского классика.

 

V. Итог урока.Рефлексия.

Тестирование .

Ф.М.Достоевский "Белые ночи" (контрольный тест)

Выбрать правильный ответ из предложенных вариантов 

1. Произведение «Белые ночи» написано в

1858 году

1848 году

1845 году

 

2. Жанр произведения?

Рассказ

Повесть

Роман

Эпопея

 

3. В каком журнале опубликовано произведение?

Журнал «Современник»

Журнал «Новый мир»

Журнал «Отечественные записки»

 

4. Кто автор эпиграфа?

И.С.Тургенев

А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

 

5. Где происходит действие "Белых ночей"?

за городом

на набережной

в доме Настеньки

 

6. Почему Настенька оказалась на мосту в первую ночь?

ждала своего любимого

хотела броситься с моста

пришла на встречу с мечтателем

 

7. Какое условие поставила Настенька перед героем в первую ночь, когда они познакомились?

Всегда рассказывать ей какие-нибудь истории

Обязательно влюбиться в неё

Не влюбляться в неё

 

8. На каком языке Настенька читала бабушке?

на французском

на русском

на немецком

на английском

 

9. Каким образом бабушка удерживала Настеньку дома?

запирала в комнате

привязывала к лавке

пришпиливала платье булавкой

 

   10. На какую оперу ездили новый жилец с Настенькой   и ее бабушкой?

«Женитьба Фигаро»

«Сибирский цирюльник»

«Севильский цирюльник»

«Кармен»

 

 

Ответы

1.2

2.3

3.3.

4.1

5.2.

6.1

7.3

8.1

9.3.

10.3

 

 

 

      VI.          Домашнее задание:читать Л.Н.Толстой «Юность»

 

Урок литературы в 9 классе Тема:Роль истории Настеньки в повести«Белые ночи».

Урок литературы в 9 классе Тема:Роль истории Настеньки в повести«Белые ночи».

Урок литературы в 9 классе Тема:Роль истории Настеньки в повести«Белые ночи».

Урок литературы в 9 классе Тема:Роль истории Настеньки в повести«Белые ночи».

Урок литературы в 9 классе Тема:Роль истории Настеньки в повести«Белые ночи».

Урок литературы в 9 классе Тема:Роль истории Настеньки в повести«Белые ночи».

Урок литературы в 9 классе Тема:Роль истории Настеньки в повести«Белые ночи».

Урок литературы в 9 классе Тема:Роль истории Настеньки в повести«Белые ночи».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020