Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"
Оценка 4.9

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
14.01.2020
Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"
Вашему вниманию представлена технологическая карта урока русского языка в форме творческой мастерской построения новых знаний . Урок создаёт атмосферу коллективного творческого труда,обеспечивает языковое развитие обучающихся через активизацию деятельности в паре и группе.
ОТКРЫТЫЙ УРОК.docx

   

                                                             

                                                                                                     Применение  образовательных технологий

на уроке русского языка, 6 класс

учителя  МКОУ «Большеокинская СОШ»

    Часовитина Н.П.

Образовательные технологии (для ВКК)

/методы, приемы обучения и воспитания (для 1КК)

Обоснование   применения

с указанием полученных результатов

                    Технология творческих мастерских

 

      Одним из эффективных способов изучения и добывания новых знаний является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используются педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся.

Цепочки заданий, продуманные  педагогом так, чтобы постоянно углублять представление учащихся о предмете изучения,  демонстрировать неполноту  достигнутого.Учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Эта технология позволяет личности самой строить своё знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением. Создаются условия для развития творческого потенциала и для обучающегося, и для учителя. Формируются коммуникативные качества личности, обучающийся становится активным участником деятельности,  самостоятельно формулирует  цели урока, находит  наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.

        Творческие мастерские создают условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.

 

         Надежда Петровна  методически грамотно  составила  и провела урок в соответствии с ФГОС ООО. Обучающиеся  самостоятельно  сформулировали тему  и цели урока. На первом этапе «Индукция» ребята сосредоточенно  и с интересом работали по картинам советских художников, составляли рассказ, подбирали необходимую лексику. Вся дальнейшая работа была направлена  на активизацию их  творческой деятельности и мотивацию к  сбору новой информации. Цепочки заданий   тщательно продуманы  учителем. Выполняя их, обучающиеся постоянно углубляют  представление  о предмете изучения. Знания  по теме урока   выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт. Учитель  в полном объеме  предоставил   необходимый материал в виде заданий для размышления.    Цель урока достигнута, а тема, связанная с практической деятельностью, понята  и надолго запомнится ребятам.

 

                                                      

 

Технологическая карта урока  русского языка

(УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,Л.А.Тростенцова)

 

Учитель

 Часовитина Надежда Петровна

Класс

6

Тема урока

Буквы ч и щ  в суффиксе существительных  -чик- и –щик-.

Цели урока

Образовательная : познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ч и щ  в суффиксе существительных

чик- и –щик-», сформировать умение  определять условия выбора  букв ч и щ в суффиксах.

 

Развивающая: обеспечить языковое развитие  обучающихся через активизацию их  творческой деятельности  в паре и группе, через рассуждение на лингвистическую тему

 

Воспитательная: создать атмосферу  коллективного творческого труда, развивать культуру речи, воспитывать положительное отношение к знаниям, уважительное отношение  к  людям любой профессиональной направленности.

Тип урока

Учебное занятие по усвоению новых знаний.

Технология,

методы

Творческая мастерская построения новых знаний,

 методы самостоятельной  учебной деятельности обучающихся.

Формы работы

Индивидуальная, парная, групповая.

Основные понятия  и умения

Новые понятия и умения, являющиеся объектом  усвоения на уроке.

Оборудование

Мультимедийный  проектор, магнитная доска, картины  советских художников.

 

 

 

                                          Планируемые результаты

            Личностные

                Регулятивные

   коммуникативные УУД

предметные

Способность к самооценке. Формирование интереса (мотивации) к учению.

Понимание определяющей роли русского языка  в развитии интеллектуальных, творческих способностей  и моральных качеств личности.

Определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей

 

Вступать в  диалог с учителем и одноклассниками, отвечать  и задавать вопросы, уточнять непонятное. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, корректно сообщать товарищу об ошибках.

 

 Знать правило написания, уметь выполнять условия выбора и грамотно писать, преобразовывать  информации из одной формы в другую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Урок - мастерская построения знаний

                                                                                                                                                Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

                                                                                                                                                 то и в жизни он будет только подражать, копировать.

                                                                                                                                                    /Л.Н. Толстой/

                                                                                    Ход урока:

 

Этапы урока

Характеристика этапа урока

Содержание урока

I этап- индуктор (индукция)-приём, нацеливающий на проблему ( слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок - все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций,  вопросов.)

 

 

 

В мире много интересного
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела
Предлагаю я вам тему,
Так скорее ,друг, за дело.
Хоть немного знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом.
Создал человек трудом.

Вот о тех. кто создает
Строит, учит и поет,
Мы сейчас поговорим
Свой урок им посвятим
Тема наша вам ясна?
О профессиях она.

  Создание эмоционального  настроя, введение в языковую ситуацию (тему):

- нацелен на  личный опыт

    учащихся;

- доступный для всех;

- предполагает выбор;

- оригинальность,

    неожиданность.

  Визуализация предметного ряда (представление  картин)

 

Дети формулируют проблему, проявляя при этом личное отношение к предмету обсуждения

 

 

 

Оценивание своей

    работы   в паре

Кирпичик № 1

«Представление

                     картины»

 

 
 

 

 

 

Ø  Здравствуйте, ребята!  Прозвенел звонок, начинаем мы урок.

             Будьте все  старательны и ещё  внимательны!

Сегодня мы отправляемся в заочную экскурсию. Кто нам подскажет ?

Внимательно рассмотрите картины. О чём они ? Кто на них изображен?

(ответы  учеников).

Ø  Подойдите и выберете  для  тщательного  изучения  картину, которая

 привлекла ваше внимание. Поработаем в паре (раздается карточка-информатор). Можете воспользоваться  подсказкой-комментарием (на оборотной стороне картины).

Ø  Группы презентуют картины.

Ø   Слово  профессия заимствовано  в 19 веке из французского языка и

обозначает буквально - объявление   о своей специальности, основной  род занятий трудовой деятельности. А вы уже задумывались всерьез о своей будущей профессии, как герой стихотворения     В.В. Маяковского «Кем быть?»

                       У меня растут года, будет и семнадцать,
                        Где работать мне тогда, чем заниматься?

А ведь выбор профессии – важное, значимое дело в жизни, откладывать на потом не стоит, задуматься над вопросом «кем быть?» надо уже сейчас. А пока ваша задача – овладевать знаниями, учиться, чтобы потом стать грамотными специалистами.  Эпиграфом   урока будут слова поэта Владимира Владимировича  Маяковского:

              «  Все работы хороши - выбирай на вкус!»

Ø  И мы с вами сегодня тоже будем строить себе дом. Я завезла  на нашу

 стройку кирпич  разного  цвета: от чего это зависит? Поработал над заданием на отлично: жёлтый. Не справился с заданием: красный. Знак  предупреждения для учителя и для тебя!

Карточка-информатор                   для ученика

                                              Карточка-информатор для учителя

1.Яков Дорофеевич Ромас « Утро первой  пятилетки. Строительство Магнитогорского комбината».

       30-е годы.В открытой степи на ветру и в знойные дни, живя в палатках, молодёжь  тех лет  возводили  у горы  Магнитной гигантский  металлургический  комбинат. Справа- готовая домна, слева возведены  деревянные  леса. Но именно  эти люди своим трудом, своей волей воздвигли домны-гиганты.

1.ФИО художника

2.Название полотна

3.Представление  картины

2.Галунов Е.А. «Новый район Ленинграда».

      1975 год. Ленинград растёт и строится. На берегу Невы  поднимаются новые жилые районы. Это люди  строят новую историю города.

      Словарная работа

3.Пётр Иванович Котов  «Красное Сормово».

     1928-1936 гг художник много раз выезжал  на Кузнецкстрой,  Днепрострой ,Красное Сормово  в г.Горький. Показал участие  женщин в промышленном строительстве. Размах стройки  ощущается в больших судах  и в вышках.

Ассоциации-связь между  отдельными представлени-ями, при котором одно представление вызывает другое.

 Профессия- слово  заимствовано  в 19 веке из французского языка и обозначает буквально- объявление   о своей специальности, основной  род занятий трудовой деятельности.

4.Николай Григорьевич Ломакин,Георгий Александрович Песис    «Строительство новой деревни».Художники    показали строительство новой деревни. Здесь кипит работа, движения рабочих  слаженны. Видна  прежняя деревня и  каменная белая церковь.

5.Борис Васильевич  Лесов  «Трасса  мужества».

     1985 год. Художник показал строительство  трассы БАМа .Стройка не прекращается ни днём ,ни ночью. Фигура сварщика становится символом  труда и мужества строителей трассы

6.Виктор Ефимович Попков «Строительство Братской ГЭС».            

      1960-1961 гг.Картина-это групповой портрет  рабочих- строителей. Они изображены на фоне  ночного неба,давая возможность вдумчиво  рассмотреть их лица..Их цель- участие в строительстве нового города.

II этап-самоконструкция– создание индивидуального, а затем группового и межгруппового интеллектуального продукта: опыта, наблюдения, идеи, гипотезы, текста и т.д

Конструирование индивидуальных знаний, первичное  предъявление.

Кирпичик № 2

         «Профессии»

 

 
 


 

Ø  Перечислите  строительные  профессии, с которыми вы встретились на картинах и услышали друг от друга. Запишите их в столбик.

Ø  Какую закономерность вы заметили, когда произносили  слова?

Ø  Скажите,  какая лингвистическая тема нашего урока?

                      Правописание  суффиксов – чик- и –щик-

Ø  Есть такое  выражение: «Кто не знает, в какую гавань он плывёт, для того

 нет попутного ветра». Чтобы нам сопутствовала удача в пути, мы должны понимать, для чего мы это делаем?  Из ваших микроцелей рождается одна  общая  цель.     Чему ты каждый сегодня научишься?  (научусь высказывать  своё мнение, научусь слушать одноклассника, научусь слышать учителя…

 

Ø  Групповая  работа. Вам предлагается прочитать внимательно текст, выделяя

 ключевые слова   текстовыводителем . Подготовить  сообщение по прочитанному, таким образом, расширим    свои знания об изучаемой теме.

Текст № 1.   В мире существует около 50 тысяч различных профессий (в год появляется около 300 новых).

 Знаете, в библиотеках книги нередко приковывали к столу цепью, чтобы никто не мог украсть.
 В старину изготовление книг требовало большого труда многих людей. Один человек готовил тетради и разлиновывал их, другой – переписчик – писал черный текст. Художник-рисовальщик разрисовывал буквицы, заставки и миниатюры.

Позднее, после появления книгопечатания, над книгой стали работать наборщики, которые вручную составляли из свинцовых литер строчки и страницы. Батырщик – помощник печатника – наносил на набор краску. Листы, покрытые ровными строчками текста, развешивались на веревках для просушки, совсем как выстиранное белье. А потом за работу принимались переплетчики: они складывали листы в тетради, сшивали в блоки, готовили переплетные крышки и одевали книгу. Часто переплеты были очень дорогими, имели отделку из золота, серебра и драгоценных камней. Книга в старину представляла большую ценность, и в библиотеках ее нередко приковывали к столу цепью, чтобы никто не мог украсть.

        Книжное дело было настоящим искусством!

Текст № 2.        Прочитайте сказку «Братцы-мастера».

«В стране Грамматика, жили-были два братца – суффиксы –Чик и – Щик. Старший брат Щик был трудолюбивый: рано вставал, собирался да за дело принимался. А младший между тем в постельке лежал, потягивался, с боку на бок переваливался.

В городе, где они жили, народ был работящий, и Щик с удовольствием всем помогал. Мастера свое дело знали, но никак не могли обойтись без Щика. Сами посудите, что ни мастер, так обязательно в конце у него Щик появлялся: обой-щик, забой-щик, стеколь-щик. Вскоре работы стало так много, что братец Щик перестал с ней справляться, тогда мастера решили заставить работать и второго братца – Чика, но это было непросто: сам он трудиться не хотел. Вот к нему и приставили сторожей, которые работать его заставляли. Это были буквы д, т, з, с, ж. С тех пор так и повелось: как только в слове появляются эти буквы, Чик принимается за работу. Сами смотрите: смаз-чик, лет-чик, развед-чик».

            Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии.

    Работать суффиксу Чик понравилось. Он научился уменьшать слова. Вместо мощного колокола  получался чудно звенящий колокольчик. Даже большой зрелый огурец  превращался в изящный огурчик. И появилась у суффикса Чик  ещё одна работа:  придавать  словам значение маленького предмета.

Текст № 3.     Интервью для школьной газеты  берет корреспондент:

- Лиля, ты задумывалась всерьёз о будущей профессии?

- Ещё нет. Я мечтала стать и художницей, и певицей, и продавцом. Как герой стихотворения Маяковского «Кем быть?»,

    перебирала разные   профессии, но пока ещё не выбрала ту, которая была бы для меня интересной.

- Какие вы совершили экскурсии на предприятия или в организации, чтобы познакомиться с профессиями?

- Мы побывали на стройке и на сахарном заводе.

- Что интересного вы узнали?

- Существует более 40 строительных профессий, а на заводе работают люди самых разных специальностей.

- Назови некоторые из них.

- На стройке работают каменщики, стропальщики, крановщики, кровельщики, штукатуры, на заводе – аппаратчицы, сатуратчицы, электрики и многие другие.

- Да, профессий много, выбирай на вкус! Спасибо за интервью. Возможно, мне ещё понадобится информация, и я к тебе подойду с новыми вопросами.

Текст № 4.

     Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики, у которых, что ни слово, то золото.

    Вы услышите много удивительных рассказов от встречных паромщиков, перевозчиков, корзинщиков, рыбаков и охотников – от тех людей, чей труд связан с постоянным пребыванием среди природы. Слушая эти рассказы, вы прикоснетесь к богатым источникам русского языка.                                                                                                            (по К. Паустовскому)

Текст № 5       Прочитайте  сказку.

       «Жили-были суффиксы -ЧИК- и –ЩИК-, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа:»Д-Т-З-С-Ж,Д-Т-З-С-Ж» Суффикс –ЩИК- убегал от них в слезах.А вот его брата пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только –ЧИК-, а -ЩИК- будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор –ЩИК- обходит пасеку стороной. Как только услышит  «Д-Т-З-С-Ж» - бежит со всех ног прочь».

Текст № 6                                 Добрый суффикс

Давным-давно жили на свете слова. Но они были не такие, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были барабаны, стулья, колокола и многие другие, имеющие такой же характер.
Но вот появился суффикс «ЧИК». Он был такой ласковый и добрый, что все слова , приближавшиеся к нему, превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. «ЧИК» имел ещё очень важную особенность: как только он входил в слова, те сразу же становились крошечными. Вместо мощного колокола, получался чудно звенящий, колокольчик и даже большой зелёный огурец превращался в изящный огурчик.
Так суффикс «ЧИК» путешествовал, и по его воле слова делались малышами.
Прошло много лет, и суффикс «ЧИК» приобрёл большой опыт. Он стал не только уменьшать слова и делать их добрыми, но и образовывать слова-профессии. Из корня «ЛЁТ» и «ЧИК» образовал профессию «ЛЁТЧИК», из корня «ГРУЗ» - профессию «ГРУЗЧИК».
Сейчас уже суффикс «ЧИК» не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и служит людям. И действительно, человеку без него не обойтись! Суффикс выполняет двойную роль: он уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и образует слова-названия профессий.

III этап- социализация, социоконструкция-

все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть представлено.

Социализация – это сравнение своего проекта с другими в ходе общения дискуссии, обсуждения или афиширования, т.е. вывешивания проектов.

На уроке представитель от каждой группы  рассказывает  о  результатах  своего исследования в форме таблиц, сообщения. Активизация собственных знаний по теме.

    Кирпичик № 3

         «Текст»

 

 
 

Ø  Представление (афиширование)  прочитанного текста по группам.

 

Ø  Итак, давайте заслушаем ответы групп.

Ø  Выходит один представитель от группы.

Ø  В то время, когда отвечающий представляет продукт творчества, все ученики слушают и готовятся к комментариям.

 

Ребята! Что-то новое вы узнали о  суффиксах?

 

          Группы получают  следующее задание

                          «Лексическое лото»

Записать  отгаданное  существительное по данному значению,обозначить суффикс.

1.Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике                              

разведчик

1 Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь                                                                                           

 

подносчик

2.Солдат, обслуживающий пулемет                                                                                                                   

пулемётчик

10 . Работник бани, обслуживающий посетителей.                                                                                                                                                                               

банщик

3.Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь                                                                                            

смазчик

11.Специалист по типографскому набору.                                                                                                      

 

наборщик

4.Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание                                                                  

подписчик

12. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь.                                                                                            

 

смазчик

5.Работник, который занимается приёмом чего-нибудь                                                                                  

приёмщик

 

13. Тот, кто делает съёмку местности                                                                                                          

 

съёмщик

6.Рабочий, работающий посменно с другим                                                                                                        

сменщик

 

14. Работник буфета

 

буфетчик

7. Рабочий, специалист по бетонным работам.                                                                                                

бетонщик

 

15. Рабочий, занимающийся ремонтом крыш.                                                                                            

 

кровельщик

8. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке.                                                                             

каменщик

16. Тот, кто перебежал к врагу, изменник                                                                                                    

перебежчик

9. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, чего-нибудь.                                                                                 

учётчик

17. Рабочий по проходке горных выработок                                                                                                 

проходчик

IVэтап-афиширование– это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

Представление своих знаний всему классу

 

         Кирпичик № 5

       «Правило-схема»

 

 

         Кирпичик № 4

   «Лексическое лото»

 

 

Ø  Представляем результат труда (карточки с ответами  размещают на

магнитную доску. Представитель группы  комментирует, в каких словах написал суффикс         -чик- ,а в каких –щик-.

5-конечная звезда: -ЧИК-                                      Творческая работа  «Нарисуй правило-схему, фразу

                          Д

                                                                                               

    Т                                  З           «Я тоже здесь!»

 

       Ж                          С                                              

V этап-разрыв- внутреннее осознание учащимся неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, который активизирует ученика к творческому поиску ответов

Это кульминация творческого процесса побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).

 

         Кирпичик № 6

   «Лингвистические

            задачи»

 

 

   Задачи лингвистические. Отгадайте, правильно ли объясняется смысл  слов, обозначающих названия профессий.

1. Собирает банщик банки,            - 
 А потом хранит их в банке
.                            
Очень ими дорожит
                
Банк с ружьем он сторожит.
 

 -Кто такой  банщик?                                  

-Как называют человека, который работает в банке?    (банкир)             

2.Кран на кухне крановщик
Починить вам сможет вмиг
Каждый краник сделать краше
Душ исправит в ванной вашей.
 - Кто такой
  крановщик?

- Как называют человека,

   который чинит краны?  (слесарь) 

 3.Ищет клады кладовщик.
И находит в тот же миг.
А потом он эти клады
Бережно хранит на складе.
- Кто такой кладовщик?
-Как называют искателя кладов?

                                          (кладоискатель).

4. Каково лексическое значение  слов  барабанщик и барабанчик?

 Барабанщик-это человек, играющий на барабане.

 Барабанчик - маленький барабан.

5.Каково лексическое значение  слов   табунщик и табунчик?

 Табунщик - человек, пасущий лошадей.

 Табунчик - небольшой табун лошадей.

 

6. Каково лексическое значение  слов   паромщик и паромчик?

 Паромщик-человек, перевозящий что или кого-либо на пароме.

 Паромчик - паром небольшого размера.

Итак, делаем вывод  по  орфографической проблеме. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч, когда – щ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность?

     Суффикс –чик- имеет  два значения:

  1.Уменьшительное (фонтанчик)

  2.Значение лица, профессия (грузчик)

Как называются суффиксы с одинаковым написанием и разным значением?  

                                   (Омонимичными).

VI этап. Рефлексия- отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской. Это тренировка способности самопознания и самокоррекции.  Это умение

может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции. Самосознание: что происходило на занятии

 

 

Предлагаю изложить свои впечатления, полученные в ходе урока ,следующим образом. Ответьте на вопросы.

Рефлексия:

Оцените свою работу

Приём незаконченного предложения

Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Теперь я могу …
Я приобрёл …
Я научился …

 

У нас остался один дом, в который мы не зашли.

Это кунсткамера.

Кунсткамера - музей, собрание  редкостей , диковинных предметов.

               Объясни, чем  занимались люди данных профессий?                                                                                    (Старьевщик, шарманщик, изво́зчик, фонарщик, переправщик. резчик льда,погонщик,приказчик,точильщик)

   

Ø  Отрывок из сказа    Николая Семёновича Лескова «Левша» (сказ о тульском

  косом Левше  и о стальной блохе)

             «И только он сказал  себе такое слово, как государь ему говорит: «Так и так, завтра  мы с тобой  едем их  оружейную  кунсткамеру смотреть. Там такие  природы совершенства, что как  посмотришь, то  уже больше не будешь спорить, что мы русские, со своим значением  никуда не годимся».

Старьевщик         

Эй, старичок «Старье берем»!
Что ты несешь в мешке своем?
– Несу башмак без каблука,
Один рукав без пиджака,
Смычок без скрипки и ошейник,
Безносый чайник и кофейник.

Старьевщики ходили по дворам, собирали подержанные вещи, негодные в употреблении. Обычно они кричали: «Старье берем!»

Шарманщик

     Во двор входил старик с расписанным ящиком на плече, часто - с сидящей на нем обезьянкой. Это был шарманщик. Он снимал с плеча свою ношу, начинал размеренно вращать рукоятку шарманки и с шипением и всхлипываниями раздавались звуки вальсов.

 

Изво́зчик — кучер наёмного экипажа, повозки, либо сам наёмный экипаж с кучером. Извозчиком нередко назывался крестьянин, промышляющий извозом. Человек перевозящий седоков и грузы за плату. 

 

Плетельщик

Ремесленник, изготавливающий плетёные изделия из лозы: домашнюю утварь и ёмкости различного назначения, такие как короба, корзины, вазы и др., мебель (столы, стулья, сундуки, колыбели)  Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться.

Лудильщик. Луже́ние — нанесение тонкого слоя

 олова на поверхность 

металлических изделий.

 Лужение производится для 

защиты металла от коррозии

 или для подготовки 

к пайке (лужёная поверхность

 лучше смачивается припоем).

 

Красильщик

Красильщик – ремесленник, занимающийся окраской пряжи, тканей, кожи и т. п.

Труд красильщика был тяжёл. Орудуя мешалкой и полагаясь не на спектральный анализ, а на свой глаз и чутьё, красильщик и не подозревал, что к таинству его ремесла имеют отношение химия и физика.

Ручной процесс крашения был длительным. Например, ализарином красили пряжу или ткань в течение нескольких недель, буквально выхаживая яркий и прочный пунцовый цвет. 

 

Валяльщик

Валенки — традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого, и белого цвета, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов. 

 

Фонарщик - человек, который зажигал фонари в городах. В далеком прошлом, передвигаясь с горящим факелом от одного столба к другому, фонарщик зажигал уличные фонари, внутри которых находились не электрические лампочки, а масляные лампы. На это уходили целые часы работы, выходил он на службу затемно, а уходил уже на рассвете, потому что ему нужно было, когда рассветет, потушить уличное освещение. Его постоянными атрибутами были тряпка для чистки закопченного стекла и лестница, по которой он взбирался к фонарю.

Сообщение1-е. Стихотворение Джанни Родари (в переводе С.Я.Маршака) “Лудильщик”.

Стишок про лудильщика, парня весёлого.
Он плавит свинец и блестящее олово.
Он варит лекарства в походной аптеке
Больной сковородке, кастрюле-калеке.
Он чайник исправит – и чайник здоров.
Он врач сковородок, профессор котлов.
Он лечит кофейнику носик и донце,
И старый кофейник сверкает, как солнце.
Лудильщик раньше ходил по дворам и чинил дырявую посуду

Сообщение 2-е. Старьёвщик. Стихотворение Джанни Родари (в переводе С.Я.Маршака) “Старьё берём”.

- Эй, старичок “Старьё берём”!
Что ты несёшь в мешке своём?
- Несу башмак без каблука,
Один рукав без пиджака,
Смычок без скрипки и ошейник,
Безносый чайник и кофейник
Да котелок из чугуна,
Насквозь проржавленный, без дна.

Старьёвщики тоже ходили по дворам, собирали подержанные вещи, негодные в употреблении. Обычно они кричали: “Старьё берём!” Сейчас сбором ненужных вещей занимаются организации.

 

Сообщение 3-е. У Джанни Родари есть ещё одно стихотворение о человеке, чьей профессии больше не существует, “Точильщик”.

На педаль нажимая ногою,
Он вращал колесо ремешком.
Колесо он носил за спиною,
А ходил по дорогам пешком.

Раньше на улицах, во дворах домов слышались крики точильщика: “Точу ножи! Топоры точу!”. Точильщик носил нехитрый инструмент: наждачный круг, который приводился в движение ремнём или вручную.

Вот какие интересные истории мы услышали!

 

ИТОГ урока    «Цепочка»

Кто же принимает участие в строительстве дома?

По цепочке называем профессию

 Сегодня  мы тоже построили свой городок (прикрепляем дома с кирпичиками на магнитную доску,  крыша каждого  дома подписана (имя обучающегося)

 

Друзья, берегите минуту и час

Любого из школьных дней!

Пусть станет профессором каждый из вас,

В профессии нужной своей.

(М.Раскатов)                             

 

 

Анализ урока

  Главным условием  урока в форме  мастерских является творчество. Основная    цель -  развитие в ученике механизма саморазвития, самореализации, признание его индивидуальности. Основная задача состоит в том, чтобы на материале сложной темы показать, как элементы творческого подхода могут превратить унылый учебный процесс в познавательный диалог учителя с учеником. Основные элементы мастерской, которые используются на уроках русского языка – «индукция», создание творческого продукта, социализация, разрыв и рефлексия.

          Первый этап урока  «Индукция» создаёт  эмоциональный  настрой. В качестве индуктора  были выбраны картины, визуализация предметного ряда, это вызвало   поток ассоциаций, воспоминаний, вопросов.

         Работа с  текстами «Самоконструкция» является вторым этапом урока. Вначале происходит исследование проблемы учащимися индивидуально, а потом в  группах.

          На третьем этапе « Социоконструкция»   все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть представлено.

Социализация – это сравнение своего проекта с другими в ходе общения дискуссии, обсуждения или афиширования, т.е. вывешивания проектов. На уроке представитель от каждой группы представляет результаты своего исследования .

         На четвёртом этапе  урока «Разрыв» добавляются новые знания и у обучающихся создаётся впечатление   несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, который активизирует ученика к творческому поиску ответов.

         Рефлексия –  это анализ участником осуществлённой им деятельности, обобщение чувств, возникших в мастерской, отражение достижений собственной мысли.

         При проведении данного урока мною использовалась технология педагогических мастерских, которая предусматривает предоставление учащимся возможности выбора вида деятельности, материала и способа предъявления результата. Она ориентирована не на прямую передачу информации, а на совместный поиск знаний, их «самостроительство», личную заинтересованность ребёнка в изучаемом материале. Необходимая информация подаётся учителем дозами, создаётся атмосфера сотворчества, при этом исключается официальное оценивание работы ученика. Обязательной является рефлексия.

Эта технология чем-то напоминает урок в форме игры, дискуссионного спектакля. В основном она подходит для проведения уроков обобщения и уроков развития речи.

Поскольку педагогическая мастерская – это одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат, я попробовала проанализировать данный урок в соответствии с этапами его проведения.

На первом этапе («индукция»)  создавался эмоциональный настрой способом включения чувств ученика через обращение к репродукции картины Н.М. Шумилкина «Тройка», конструирование личного отношения к предмету обсуждения. Чтобы включить в работу каждого ученика, я обратила внимание детей на квадрат и на записанные в нём предложения.  В результате на основе ассоциаций и выводов учениками была сформулирована тема урока, а впоследствии - и его цели.

На этапе «самоконструкция»ученики первично предъявляли свои знания по теме при работе со схематичной конструкцией «части ели». Были построены выводы об особенностях осложнённого предложения.

Руководствуясь алгоритмом определения осложнённости предложений, теоретическими справками,на этапе «социоконструкция», дети активизировали собственные знания по теме. Были проанализированы предложения, определено, чем именно осложнено каждое предложение, сделаны выводы.

Перед четвёртым этапом урока, «социализацией»,  с целью эмоциональной разрядки учеников, мною была предложена игра «Сюрприз» (выстраивание ассоциативного ряда), после которой дети работали в группах: сопоставляли, сверяли, корректировали ранее полученные знания и применяли их при выполнении творческого задания. Ребята делились собственными мнениями, приходили к общему мнению, выполняли творческое задание  и  готовили выступления от группы.

На пятом этапе – «афиширование»- предъявлялись коллективные работы учеников (письмо другу, четверостишие, сочинение-миниатюра по репродукции картины, рисунок). Учителем было организовано обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, учениками давались обсуждения и комментарии результатов выполненных заданий.

Шестой этап – разрыв: внутренне осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.

 Седьмой этап – рефлексия. Учащимся было предложено изложить свои впечатления, полученные в ходе урока следующим образом. Необходимо было оценить свою работу, продолжив предложения: Сегодня я узнал… Мне было трудно… Теперь я могу… Я приобрёл… Я научился…

На мой взгляд, психологическое воздействие, которое на личность оказывается в ходе работы мастерской, настолько благоприятное, что дети с нетерпением ждут таких уроков. У них нет страха, неуверенности в себе, повышается самооценка, формируется положительная мотивация к учению.

Перед учителем – мастером стоят задачи: создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам ребёнка; работать вместе с учениками; не ставить оценки, но при этом дать почувствовать и оценить каждому школьнику его собственное мнение и знание. Это, я считаю, пусть маленький, но всё-таки шаг  вперёд.

Дополнения к анализу урока:

Так как урок для учащихся  был необычным, то я решила, что необходимо сделать так, чтобы этот день детям запомнился. Каждому ученику, в соответствии с тематикой урока, был предложен сувенир в память о педагогической мастерской, в которой дети приняли активное участие.  

Я думаю,   что цели урока достигнуты, так как педагогическая мастерская  состоялась.

Но об этом делать выводы и судить Вам, уважаемое жюри!

Спасибо за внимание!

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Николай Алексеевич Шумилкин .Тройка

Анализ урока.

Уважаемое жюри, Вашему вниманию был представлен урок по теме: «Простое осложнённое предложение».

Данный урок является обобщающим  в разделе «Синтаксис».

Основная цель урока – закрепление и обобщение изученного материала. Кроме этого мною были определены следующие цели: развитие творческой и проектной деятельности учащихся на уроке и воспитание эстетического вкуса у учащихся.

Тип: повторительно-обобщающий.

Форма урока – творческая мастерская.

Как отмечено мною выше, данный урок является обобщающим в изучаемом разделе, поэтому я, при проведении данного урока, опиралась на то, что учащиеся уже знают теоретический материал по теме: «Простое осложнённое предложение». На закрепление теоретического материала было отведено время только в начале урока, абольшая часть урока была посвящена созданию обучающимися творческого продукта, поскольку при его построении закреплялись навыки употребления в речи осложнённых предложений и навыки составления текста.  

В течение урока были закреплены понятия:предложение, осложнённое предложение, сравнительный оборот, однородные члены предложения, вводные слова, обращения, что поможет учащимся лучше усвоить материал следующего раздела «Пунктуация».

При проведении данного урока мною использовалась технология педагогических мастерских, которая предусматривает предоставление учащимся возможности выбора вида деятельности, материала и способа предъявления результата. Она ориентирована не на прямую передачу информации, а на совместный поиск знаний, их «самостроительство», личную заинтересованность ребёнка в изучаемом материале. Необходимая информация подаётся учителем дозами, создаётся атмосфера сотворчества, при этом исключается официальное оценивание работы ученика. Обязательной является рефлексия.

Эта технология чем-то напоминает урок в форме игры, дискуссионного спектакля. В основном она подходит для проведения уроков обобщения и уроков развития речи.

Поскольку педагогическая мастерская – это одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат, я попробовала проанализировать данный урок в соответствии с этапами его проведения.

На первом этапе («индукция»)  создавался эмоциональный настрой способом включения чувств ученика через обращение к репродукции картины Н.М. Шумилкина «Тройка», конструирование личного отношения к предмету обсуждения. Чтобы включить в работу каждого ученика, я обратила внимание детей на квадрат и на записанные в нём предложения.  В результате на основе ассоциаций и выводов учениками была сформулирована тема урока, а впоследствии - и его цели.

На этапе «самоконструкция»ученики первично предъявляли свои знания по теме при работе со схематичной конструкцией «части ели». Были построены выводы об особенностях осложнённого предложения.

Руководствуясь алгоритмом определения осложнённости предложений, теоретическими справками,на этапе «социоконструкция», дети активизировали собственные знания по теме. Были проанализированы предложения, определено, чем именно осложнено каждое предложение, сделаны выводы.

Перед четвёртым этапом урока, «социализацией»,  с целью эмоциональной разрядки учеников, мною была предложена игра «Сюрприз» (выстраивание ассоциативного ряда), после которой дети работали в группах: сопоставляли, сверяли, корректировали ранее полученные знания и применяли их при выполнении творческого задания. Ребята делились собственными мнениями, приходили к общему мнению, выполняли творческое задание  и  готовили выступления от группы.

На пятом этапе – «афиширование»- предъявлялись коллективные работы учеников (письмо другу, четверостишие, сочинение-миниатюра по репродукции картины, рисунок). Учителем было организовано обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, учениками давались обсуждения и комментарии результатов выполненных заданий.

Шестой этап – разрыв: внутренне осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.

 Седьмой этап – рефлексия. Учащимся было предложено изложить свои впечатления, полученные в ходе урока следующим образом. Необходимо было оценить свою работу, продолжив предложения: Сегодня я узнал… Мне было трудно… Теперь я могу… Я приобрёл… Я научился…

На мой взгляд, психологическое воздействие, которое на личность оказывается в ходе работы мастерской, настолько благоприятное, что дети с нетерпением ждут таких уроков. У них нет страха, неуверенности в себе, повышается самооценка, формируется положительная мотивация к учению.

Перед учителем – мастером стоят задачи: создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам ребёнка; работать вместе с учениками; не ставить оценки, но при этом дать почувствовать и оценить каждому школьнику его собственное мнение и знание. Это, я считаю, пусть маленький, но всё-таки шаг  вперёд.

Дополнения к анализу урока:

Так как урок для учащихся  был необычным, то я решила, что необходимо сделать так, чтобы этот день детям запомнился. Каждому ученику, в соответствии с тематикой урока, был предложен сувенир в память о педагогической мастерской, в которой дети приняли активное участие.  

Я думаю,   что цели урока достигнуты, так как педагогическая мастерская  состоялась.

Но об этом делать выводы и судить Вам, уважаемое жюри!

Спасибо за внимание!

 

2.      Отличие технологии мастерских от традиционного урока

Первое задание связано с процессом деконструкции (разрушением имеющихся знаний, т.е., указание на неполноту их знаний)

Второй этап связан с созданием, индивиду­ально или в группе, творческого продукта. Здесь есть два этапа: деконструкция и реконструкция. Проще говоря, разберём нечто (текст?) на детали, а потом используем их как исходный строитель­ный материал — можно и со своими "добавками". Например, давно уже предлагается ученикам вос­становить "рассыпанное" стихотворение. А не по­пробовать ли на базе этих, а также дополнительно необходимых слов написать своё?..

Второе задание связано с процессом реконструкции (построение нового знания об объекте с учётом полученных знаний в 1м задании)
Третье задание снова разрыв и снова построение более совершенного знания о предмете.

Такая последовательность всё время поддерживает интерес, а значит, включает в работу всех учащихся, позволяет понять, что процесс познания бесконечен и вклад каждого в этот процесс важен, а общий заинтересованный диалог позволяет прийти к истине.

 


 Третий этап — это "социализация", то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выстав­ка рисунков и т.п.). В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и — осваивает все возможные открытия.

Иногда на четвёртом этапе нужна промежуточ­ная рефлексия. Он очень важен, если, например, нам пора заканчивать урок, а мастерская ещё не завершена. Здесь же часто появляется у участни­ков работы потребность в новом или дополнитель­ном знании — информационный запрос.

 

. Тема:  Правописание суффикса -чик (-щик)

Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с

требованиями ФГОС при решении учебной задачи: открытие способа правописания суффиксов –чик, -щик в существительных.

 

Обучающие: научиться узнавать суффиксы -чик (-щик); научить правильно писать суффиксы -чик (-щик); устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах; обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.

Воспитательные: пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.

Результаты:

- предметные: знание правила написания суффиксов –ЧИК-; -ЩИК-, умение применять изученное правило на письме;

- метапредметные: умение определять и сохранять цель, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, сравнивать, делать вывод, работать индивидуально;

- личностные: осознание ценности изучаемого правила, практической его важности, ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

 

 

Личностные результаты:

- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми.

Метапредметные результаты:

личностные УУД (мотивация): умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

регулятивные УУД (планирование): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

коммуникативные УУД: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

познавательные УУД: осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

личностные УУД (творчество): умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей 

регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей

Предметные результаты: применять на практике правило написания существительных с суффиксами –чик, -щик.

Место урока в теме: урок «открытия нового» знания

Оборудование, раздаточный материал: компьютер, проектор, экран, набор карточек, презентация, тестовое задание для самопроверки. Цели:

Деятельностные:

- развивать умения конструирования индивидуальных знаний, работать в группах, представлять свои знания в группе и классе;

- систематизировать знания о простом осложнённом предложении;

- уметь находить предложения с однородными членами, вводными словами, обращениями,  сравнительными оборотами, основываясь на алгоритм, выстраивать ассоциации;

-  закрепить умения правильно расставлять  знаки препинания в простых осложнённых предложениях;

- способствовать формированию у обучающихся умений слушать других и высказывать своё мнение, создавать групповой проект;

- воспитывать уважение к мнению высказывающихся;

- содействовать развитию эстетического вкуса обучающихся;

- обеспечить формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие  навыков  самоконтроля.

Содержательные: отработать правила по осложнённому предложению

  развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Формировать УУД:

-Личностные УУД: способность к самооценке

- Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.

- Коммуникативные УУД: общение и взаимодействие с одноклассниками.

- Познавательные УУД: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую.

 

 

Форма проведения: творческая  мастерская

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цели:

Деятельностные:

- развивать умения конструирования индивидуальных знаний, работать в группах, представлять свои знания в группе и классе;

- систематизировать знания об основных орфографических  правилах  русского языка;

- уметь находить орфограммы в слове, основываясь на алгоритм, выстраивать ассоциации;

-  закрепить умения правильно писать слова;

- способствовать формированию у обучающихся умений слушать других и высказывать своё мнение, создавать групповой проект;

- обеспечить формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие  навыков  самоконтроля.

Содержательные: 

- отработать правила  написания основных орфограмм корня;

-  развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Формировать УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке

Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.

Коммуникативные УУД: общение и взаимодействие с одноклассниками.

Познавательные УУД: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Начало формы

 . Работа с индивидуальными карточками. (ребята работают группами или самостоятельно.)

Карточка № 1

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.        

Бакен..., навод..., сплав..., фрезеров..., сбор..., газет..., рассказ..., стеколь..., бетон..., гардероб...

Карточка № 2

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

Арматур..., выдум..., проход..., портфель..., пулемет..., уголь..., набор..., компьютер..., смаз..., прокат...

 

 

7). Технология творческих мастерских

      Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся. Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.

      Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Эта технология позволяет личности самой строить своё знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением. Создаются условия для развития творческого потенциала и для ученика, и для учителя. Формируются коммуникативные качества личности, а также субъектность ученика – способность являться субъектом, активным участником деятельности, самостоятельно определять цели, планировать, осуществлять деятельность и анализировать. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.

 

 Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.

 

 В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.

 

Основные этапы мастерской.

 

Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

 

Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

 

Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

 

Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести занятие в одинаковом темпе для всех групп.

 

Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

 

Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).

 

Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

 

   «Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

 то и в жизни он будет только подражать, копировать»

 (Л.Н. Толстой)

Урок-мастерская . Главным его условием является творчество.

Цель творческого урока – развитие в ученике механизма саморазвития, самореализации, признание его индивидуальности.

Основная задача такого урока состоит в том, чтобы на материале сложной темы показать, как элементы творческого подхода могут превратить унылый учебный процесс в познавательный диалог учителя с учеником.

Основные элементы мастерской, которые используются на уроках русского языка – «индукция», создание творческого продукта, социализация, разрыв и рефлексия.

1. «Индукция» («наведение»).

Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация, вопрос. Такая проблемная ситуация, вопрос и называются в технологии мастерских индукцией или индуктором.

Индукция – это и создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. - все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2. Создание творческого продукта или («Самоконструкция» и «Социоконструкция») – создание индивидуального, а затем группового и межгруппового интеллектуального продукта: опыта, наблюдения, идеи, гипотезы, текста и т.д. в основе этих этапов лежит механизм деконструкции/реконструкции знаний.

Работа с материалом является вторым этапом урока. Вначале происходит исследование проблемы учащимися индивидуально или в группах, создаётся основа для дальнейшего усвоения знаний. А это уже требует не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.

Класс делится на группы по 4 человека (по желанию).
Самоконструкция. Индивидуальная работа.

Каждый учащийся повторяет правописание НЕ с одной из частей речи (по справочнику) и, анализируя примеры, предоставленные учителем, составляет небольшие инструкции-схемы, то есть учащиеся должны определить, что нужно сделать (этапы), какие вопросы задать себе, чтобы определить, как пишется НЕ со словом. Материалы для работы (№2).

Социоконструкция. Учащиеся представляют результаты работы группе и совместно составляют общую схему-алгоритм для всех частей речи (на листе ватмана или листе А4).

3. «Социализация» – все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть представлено.

Социализация – это сравнение своего проекта с другими в ходе общения дискуссии, обсуждения или афиширования, т.е. вывешивания проектов. На уроке представитель от каждой группы представляет результаты своего исследования в форме таблиц, сообщения и т.д. и рассказывает, как ею пользоваться.

4. «Разрыв» – внутреннее осознание учащимся неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, который активизирует ученика к творческому поиску ответов.

 .

5. Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ участником осуществлённой им деятельности, обобщение чувств, возникших в мастерской, отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения. Для подростков этап рефлексии важен и как тренировка способности самопознания и самокоррекции. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции. Например, техника «рефлексивная мишень».

1. «Индукция» («наведение»).

Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация, вопрос. Такая проблемная ситуация, вопрос и называются в технологии мастерских индукцией или индуктором.

Индукция - это и создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Индуктор - слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. - все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

Так на уроке русского языка по теме «Экспрессивные возможности конструкций с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами», который проводился в 8 классе, учащимся был предоставлен текст Н.В.Гоголя из произведения «Мёртвые души» (описание сада Плюшкина) и предлагалось задание - сравнить с картиной А.Герасимова «После дождя» («Мокрая терраса»), увидеть сходство и различие. После сравнения встаёт вопрос:

- Художник Герасимов передал красоту и очарование сада красками, а как это удалось сделать Н.В.Гоголю? На что мы должны обратить внимание, анализируя текст Н.В.Гоголя? Опираясь на формулировку темы, учащиеся выходят на постановку проблемного вопроса: какую роль в этом тексте сыграли конструкции с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами?

Для решения этой задачи учащиеся делятся на группы (5 групп) и происходит переход ко второму элементу мастерской, где начинается осмысление текста.

2. Создание творческого продукта или («Самоконструкция» и «Социоконструкция») - создание индивидуального, а затем группового и межгруппового интеллектуального продукта: опыта, наблюдения, идеи, гипотезы, текста и т.д. в основе этих этапов лежит механизм деконструкции/реконструкции знаний. Имея представление о причастных оборотах, учащиеся, исследуя текст, акцентируют своё внимание на их роли в тексте.

3. «Социализация - все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть представлено.

Социализация – это сравнение своего проекта с другими в ходе общения дискуссии, обсуждения или афиширования, т.е. вывешивания проектов. На уроке представитель от каждой группы представляет результаты своего исследования в форме таблиц, сообщения и т.д.

4.«Разрыв» - внутреннее осознание учащимся неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, который активизирует ученика к творческому поиску ответов

5.«Рефлексия» - отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской. На этапе рефлексии участники мастерской рассказывают о своих чувствах, которые возникли у них в процессе работы. Они учатся осознавать свои чувства и их высказывать. Для подростков этап рефлексии важен и как тренировка способности самопознания и самокоррекции. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции.

Подводя итоги урока, учащиеся сделали для себя следующие выводы:

составила Алгоритм проведения урока по данной технологии, который является основополагающим в моей педагогической деятельности на сегодняшний день.

этап:     индуктор  -  вводит в проблему на основе опыта, проблема выдвигается обучающимися.                                                       

2  этап:  работа с материалом                                                

 а) самоконструкция   -  исследование обучающимися проводится индивидуально.                 б) социоконструкция      - исследование обучающимися проводится в группах.    

 в) социализация  -   представление своей работы, чтение текстов, слов и т.д.

 г) афиширование  - вывешивание работ, обсуждение мнений.

3 этап:  ядро      - психологическое состояние, когда участнику мастерской открывается    новое видение закона, образа, ситуации, отношений, явлений.

 4 этап:   творческая работа   - постижение истины, творческая реализация идей

 5 этап: рефлексия     - саморефлексия (я осознаю, что думаю и отражение того, о чём думают другие).        

Содержание первого этапа урока: психотренинговые упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которых - создать эмоциональный настрой на совместную учебную деятельность.

Индуктором могут быть слово, предмет, образ, рисунок, воспоминание, текст. Важны подбор и подача индуктора.

В своей работе я  использую технологию педагогических мастерских.  Данная технология позволяет  осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающимися учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции.  

Слайд 2. Педагогическая мастерская — это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Хочется познакомить вас с этапами работы в педагогической мастерской.

Слайд 3. Этапы:

·                     Индуктор – начало, мотивирующее творческую деятельность (проблемная ситуация, вопрос, задание).

·                     Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели, проект).

·                     Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.

·                     Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование.

·                      Творчество.

·                      Афиширование.

·                     Рефлексия.

Итак, вы видите, что структура данного урока отличается от традиционной.

Теперь позвольте продемонстрировать поэтапно мастер-класс с использованием данной технологии.

Слайд 4. Индуктор – начало, мотивирующее творческую деятельность (проблемная ситуация, вопрос, задание).

 

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний по теме " Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК- и -ЩИК-"

Урок -мастерская построения новых знаний  по теме " Буквы  Ч и Щ  в суффиксе  существительных -ЧИК- и -ЩИК-"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2020