урок математики

  • doc
  • 18.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала разные задачи .doc

Урок математики в 4 классе по теме «Разные задачи: арифметические и комбинаторные».   

Тип урока: урок  актуализации знаний и умений.

Форма урока: урок-путешествие.

Технологии: игровые, ИКТ, здоровьесберегающие

Цели урока:

·                   Совершенствовать навыки решения арифметических и комбинаторных задач.

·                   Развивать умения правильно и грамотно излагать свои мысли.

·                   Развивать математическое мышление.

·                   Прививать интерес к математике.

 

Оборудование: компьютер, проектор; карточки - помощницы, кораблики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

- Ребята, начать наш урок мне сегодня хочется словами Г.Гессе. Давайте прочитаем их вместе.

«Всякая хорошо решенная задача доставляет умственное наслаждение».

2.Постановка цели и задач урока.

- Я думаю, вы уже догадались, чем мы будем заниматься на уроке.

(Мы будем решать задачи.)

- Сегодня мы будем отрабатывать умения решать задачи. Кому легко решать задачи? Не всем это дается легко, поэтому сегодня нам нужно хорошо потрудиться. 

-  Сегодня мы отправимся на корабле в путешествие в “Мир математических задач”.  Перед вами лежат судовые журналы, поставьте в них дату отплытия.

2. Актуализация знаний.

- Проверим  необходимое спасательное оборудование. Первое отделение подсчитает количество спасательных шлюпок, второе отделение будет считать спасательные жилеты, а третье отделение – спасательные круги.

а)    95 – 37                           б)   28 + 32                        в)   100 – 8

        : 3                                           : 12                                    : 2

       + 60                                         × 17                                  - 45

       : 20                                          + 25                                 × 18

- В путешествии нам обязательно потребуются внимание и смекалка. Давайте проверим вашу смекалку. Для этого решим задачу.

-Будем работать в паре. Напомните правила работы в паре.

На палубе сидят Иванов, Петров, Марков и Карпов. Их имена: Андрей, Сергей, Тимофей и Алексей. Известно:

а) что Иванов не Алексей и не Андрей;

б) Сергей сидит между Марковым и Тимофеем;

в) Карпов не Сергей и не Алексей;

г) Петров сидит между Карповым и Андреем.

Как зовут Иванова, Петрова, Маркова и Карпова?

-  Поможет нам решить задачу таблица.  Поработайте в парах с таблицей и ответьте на вопрос задачи.

 

Иванов

Петров

Марков

Карпов

Андрей

-

-

+

-

Сергей

+

-

-

-

Тимофей

-

-

-

+

Алексей

-

+

-

-

  Проверка. Оценивание.

 

 3.Применение знаний и умений. Решение задач.

- Перед началом путешествия нам необходимо пополнить запасы продовольствия.

Корабельный кок принялся готовить. Что ему нужно сделать прочитаем в задаче №338.

Как с помощью этих банок налить в кастрюлю 1 л воды из водопроводного крана?

Решение:5л-2л-2л=1л

Работа в паре №340.Имеются банки вместимостью 2л и 3л.Как с помощью этих банок налить в бак 17л воды из водопроводного крана?

-Запишите решение задачи в виде суммы нескольких слагаемых, где в качестве слагаемых используются только числа 2 и 3 ,а значение суммы равно числу 17.Предположите три варианта решения.

Решение.

1вариант.2+2+2+2+2+2+2+3=17(л)

2вариант.3+3+3+3+3+2=17(л)

3вариант.3+3+3+2+2+2+2=17(л)

- Команда показала, что она готова к путешествию. Естественно встает вопрос: сколько времени займет наше путешествие?

Задача  

На путешествие в шторм уходит времени в 3 раза больше, чем в хорошую погоду. Сколько времени займет наше путешествие в хорошую и штормовую погоду, если разница во времени составляет 12 часов?

-У доски начертит схему  …. и  решит за доской.

 

                   

 

                                     12 ч.

Проверка. Оценивание.

Решение: 1)12:3=4(ч) займет наше путешествие в хорошую погоду.

                 2)4+12=16(ч)

               Ответ:16ч займет наше путешествие в  штормовую погоду.

4.Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам – шлёп, шлёп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлёпай!

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

 

5.Обобщение и систематизация знаний.

- Итак, мы в открытом море. Дует легкий ветерок, маленькие гребешки волн переливаются на солнце. Маша решила отправить подруге открытку №339.

На почте продается 4 вида поздравительных открыток  и 3 вида конвертов к ним. Маше нужно выбрать открытку и конверт и послать поздравление подруге. Из скольких вариантов ей придется делать выбор? (из 12 вариантов)

--Запишите каждый вариант с помощью шифра, состоящего из цифры и буквы. Цифрами 1,2,3,4 обозначьте каждый вид открытки, буквами  А, Б, В – каждый вид конверта.

Самостоятельно запишите, проверяем.

 

А

Б

В

1

2

3

4

- Ребята, скажите, без чего нельзя обойтись на корабле во время морских путешествий? (Предполагаемый ответ: без запасов пресной воды, продовольствия.)

- Необходимо подсчитать запасы на корабле.

6.Контроль усвоения

Задача   

Корабельный кок принял на борт 7 больших коробок, каждая массой 9 кг, и 5 маленьких. Какова масса маленькой посылки, если масса всех посылок составила 78 кг?

Решите задачу самостоятельно.

Проверка. Оценивание.

1)9*7=63(кг) масса больших коробок.

2)78-63=15(кг) масса маленьких.

3)15:5=3(кг)

Ответ: 3кг масса маленькой посылки.

7.Итоги путешествия. Рефлексия.

- Вот мы и побывали с вами в мире задач. Хорошо поработали и приятно отдохнули. Давайте подведём итоги нашего путешествия.

Достигли мы целей, которые поставили перед собой в начале урока?

 Кому сегодня было легко? Поднимите кораблик. Описание: http://raskraska.ucoz.ru/_nw/3/55177756.gif

- Какие задачи мы повторили? (Арифметические и комбинаторные.)

- Объясните, в чем отличие арифметического способа решения задачи  и комбинаторного? ( Решая задачу комбинаторную, мы подбираем несколько вариантов решения. Когда задача решается арифметическая способом, мы записываем решение по действиям.)

- Путешествие завершено. Закройте свои судовые журналы.

 

     8. Домашнее задание.Инструктаж.

- Запишите домашнее задание:

№344 учебник арифметическая задача,  в ТПО с.77-комбинаторные задачи.

 

Урок окончен.

 

 

 

 

 


Посмотрите также