Урок математики. 3 класс. Школа России. Тема "Доли"
Оценка 4.7

Урок математики. 3 класс. Школа России. Тема "Доли"

Оценка 4.7
docx
23.11.2023
Урок математики. 3 класс. Школа России. Тема "Доли"
ПЛАН.docx

Тема: Доли» (3 класс)
Цели:

  • Определять, называть, сравнивать доли.

Задачи:

  • Повторить умножение и деление.
  • Выполнить наглядное сравнение долей.
  • Выполнить практические задачи по инструкции учителя.
  • Решить задачи с использованием нового материала.
  • Развивать самостоятельность, логическое мышление.
  • Развивать навыки устных вычислений.

 

Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

·          понятие «доля»;

мы научимся:

·         называть, записывать, сравнивать доли;

мы сможем:

·         делить на равные части (доли) предметы, геометрические фигуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Оргмомент. 1,5 мин

Прозвенел звонок и смолк: начинается урок.

В нашем классе сегодня праздник: к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их.

Откройте тетради и подпишите число, классная работа.

2.     Арифметический диктант

Приближается один из самых любимых многими детьми и взрослыми праздников – Новый год. К этому празднику принято наряжать ёлочку. На доске – шарики для ёлки, нужно догадаться, какие числа за ними спрятаны. Решите Новогодние уравнения, методом подбора, запишите в строчку через запятую только скрытые числа.

72 : х = 8              9

х : 7 = 4                28

х *12 = 0              0

х * 10=10             1

35 : х = 1              35

Проверка 1мин

Возьмите зелёные ручки. Выполняем проверку (убрать шарики).

Первые два примера: Если были ошибки -  нужно доучивать табл. умножения.

Последние три примера справа с комментариями. Если были ошибки -  нужно доучивать правила на с. 84,85.

Поставьте баллы: сколько уравнений решили верно – столько баллов.

Разгадаем слово, опираясь на шифр. 1 мин

0

1

4

8

9

15

28

35

с

и

р

е

а

к

п

н

Мы нашли начало: АП     Заканчивается слово на  СИН.

А где же середина? Ёлочка вам подскажет.

АПЕЛЬСИН. (повесить) 2 мин.

Сегодня апельсин поможет нам сформулировать тему урока. Включить проектор.

Пока проектор включается, Решим устно несколько задач.

24 апельсина разложили на тарелки, по 8 апельсинов на каждую. Сколько тарелок понадобилось?

12 апельсинов разделили поровну между 4. Сколько апельсинов у каждого ребёнка?

ПРОБЛЕМА

1 апельсин разделили между собой 5 друзей, сколько получил каждый?

Как решить эту задачу?

Чем она необычна?

Кто знает, сколько получится, если 1:5?

Получится ли целый предмет, или это будет его часть?

В жизни нам приходится делить на части разные предметы: например, хлеб, дыню, пиццу. Сталкивались вы с такими задачами?

 Хотели бы вы научиться решать такие задачи?

 

 

Посмотрите, как делили апельсин герои мультфильма. 1,5 мин.

 

СЛАЙД На какие части поделили апельсин? Кто остался ни с чем? Почему? 1,5 мин

СЛАЙД Некоторые предметы сама природа разделила на части, дольки. Например, апельсин, мандарин, чеснок. Показать

СЛАЙД В жизни нам приходится самим делить на части разные предметы: например, торт, яблоко, арбуз.

Чтобы узнать, как правильно в математике называется часть целого предмета нужно к слову дольки подобрать однокоренное, но без суффикса «К».

 

Темы нашего урока «Доли». 1 мин.

Запишите в тетрадь.

Какова же цель нашего урока? Что бы вы хотели узнать, чему научиться?

СЛАЙД На уроке

мы узнаем,

·          понятие «доля»;

мы научимся:

·         называть, сравнивать доли;

·         делить на доли предметы, геометрические фигуры.

 

IV. Объяснение нового материала 3 мин.

1. – У вас в конвертах лежат геометрические фигуры. Достаньте 4 Круга.

Возьмите по одному кругу.
– Сложите круг пополам.
– Разверните.
– Сколько равных частей получили? (2)
– Итак, мы разделили круг пополам, т.е. на две равные части.
– Как они называются?  (Половинки)

2. Яблоко.

– Посмотрите на яблоко, я разрезала его пополам.
– Сколько частей я получила?  (2 части)

– В этом случае можно сказать, что половина яблока – это одна вторая доля яблока.

Яблоко – это целое, а доля – его часть.
– Доли – это           части целого. (ПОВЕСИТЬ)

Давайте сравним: какие по размеру эти части?

– Итак, мы яблоко разделили на две равные части и получили долю яблока.


3.  Продолжим наши наблюдения.

Сложите ваш круг ещё раз пополам.
– Разверните. Сколько теперь равных частей получили? (4)

4. Яблоко

– Посмотрите на второе яблоко, я разрезала его пополам, а потом каждую долю яблока разрезала ещё пополам.
– Сколько частей получили? (4) какие по размеру эти части?

– Доли – это равные части целого. (ПОВЕСИТЬ) Повторить 3 раза.

5. Слайд 2,5 мин Людям часто приходится делить целое на доли. Доля - это каждая из равных частей единицы.

Когда образуются доли? Тогда, когда один предмет (буханка хлеба, лист бумаги), или геометрическая фигура (круг, прямоугольник), или единица измерения (час, килограмм) делятся на равные части. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу.

Слайд Самая известная доля — это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки. Разделили целое на две части — название каждой доли одна вторая или часто говорят «половина».

Разделили целое на три части— каждая будет называться одна третья доля, или «треть».

Слайд Разделили на четыре части— получили одну четвёртую, или«четверть». и т. д. 

Слайд Как назовём каждую долю из 5?

Слайд Из 12?

Слайд Какая часть закрашена? Одна восьмая.

Выключить.

 

6. Флаги. 2 мин. Интересно, что флаги многих государств тоже поделены на части – доли.

Найдите флаг России. На сколько частей его разделили? Эти части одинаковые по размеру или разные? Какая доля закрашена синим цветом? Белым? Красным?

- Посмотрите на этот флаг. Франция. Чем похож на флаг России? На каком флаге красного цвета больше?

-Посмотрите на этот флаг. Белоруссия. На сколько частей его разделили? Это доли?

-Сравните эти два флага. Флаг Украины и морской сигнальный флаг. У него есть своё значение. Можете на ГПД поискать информацию в Интернете.

- На сколько частей разделили каждый?

На каком флаге жёлтого цвета больше? Одинаковые.

 

7. Продолжим наши наблюдения 1 мин

– Посмотрите на части яблока, на свои круги.
– Сравните: что больше: одна вторая доля или одна четвёртая доля?

Представьте, что мы продолжим разрезать это яблоко на одинаковые части.

Количество таких частей станет больше или меньше?

А каждая такая часть будет становиться больше, или меньше?

Итак, что мы заметили: чем больше частей, тем доля …меньше. (ПОВЕСИТЬ)

Уберите кружки в конверты, они нам пригодятся на уроке технологии для изготовления новогодних украшений.

 

 

 

 

 

V. Закрепление

23 минуты -25 минут

2. Стр. 92 №2. + Физминутка. 3 мин.

– У вас на картинке одинаковые прямоугольники, которые разделены на доли.

На сколько частей разделили зелёный прямоугольник?

Встаньте и хлопните в ладоши 2 раза. Название доли.

Розовый? Сделайте 3 приседания. Название доли.

Жёлтый? 4 прыжка. Название доли.

1 упражнение на 4 счёта

Посмотрите на синий прямоугольник. Сколько частей. 6. Верх-низ глазами. Название доли.

Закрыть глаза. Откройте. Прошло полминуты. Садитесь.

Посмотрите на №2. 1 мин.

– Какая доля меньше: одна третья или одна четвёртая?
– Какая доля больше: одна третья или она шестая?

– Какая доля самая маленькая? () Почему?
Чем больше частей, тем доля меньше.

 

VII. Закрепление. Работа по учебнику

1)    Стр. 92 №1. 2 мин.

Условие читает 1 ученик. (Показ на доске)

– На сколько частей разделили пирог?

– Найдите в папке такой «пирог», разделённый на 6 равных частей.

 – Сколько таких частей взяли? – Это какая доля пирога?
– Если разделить на 2 равные части каждую шестую долю пирога, то какая доля получится?


2). Самостоятельное чтение. 4 мин.

Обсудите в парах, что нужно сделать?

Начертите такой квадрат.

Разбейте на 6 равных частей, как на вашем «пироге».

– Разделите каждую шестую долю пирога на две равные части.

 Постарайтесь найти 3 разных варианта. У кого получилось?

1 мин.Проверьте. (У доски варианты деления)
– Сколько равных частей получили? (12)

– Значит, какая доля получится? ( )
– Сравните: какая доля больше: 6 или 12?

 

 

 

 

 

 

 

VII. Первичная проверка

Подведём итог: 3, 5 мин.

Достаньте из конверта новогодний подарок. Кто считает, что полностью разобрался в теме: т.е. понял, что такое доли, научился их называть и сравнивать – возьмите подарок зелёного цвета. Кто пока сомневается в своих знаниях – возьмите подарок белого цвета, но с зелёным  бантиком.

1 вопрос. Найдите апельсин, который разделили на доли 5 товарищей.

Напишите его номер. Проверим. №2. Поставьте +. На каждой доле написано задание.

Почему остальные не подходят?

2 вопрос. – Напишите, как будет называться каждая часть?

3 вопрос. - Доли – это...

4 вопрос. - Чем больше долей, тем каждая доля …

5 вопрос.-  Какая доля больше одна седьмая или одна девятая?

ПРОВЕРИМ! поставить+!

У кого 5 плюсов – вы можете поделиться своими знаниями с одноклассниками, положите свои подарки в коробочку. Дальше можете самостоятельно решать №8, №7.
У кого были ошибки – можете взять на перемене подарок от своих товарищей с правильными ответами, доучить на продлёнке или дома.

 

А сейчас выполните Стр. 93, под чертой самостоятельно 1 часть. Прочитаем вместе.2 мин.

Кто закончил, поднимет руку, я проверю. Если правильно – можно самостоятельно решать №7.


– Какую фигуру надо начертить?
– Чему равна сторона квадрата?
– Начертите квадрат со стороной 3 см.
– Подпишите.
– Читаем дальше, что нужно сделать?
– Выполним 1 часть.
– Значит, на сколько равных частей надо разделить квадрат? (На 9)
– Как разделим? / на квадратные см/
– Что такое квадратный см?
– Разделите.
– Сколько частей получили? (9)– Назовите 1 такую часть. ()– Закрасьте .

Чему же мы учились на уроке? 2 мин.

Доли – это...

- Похлопайте, кто доволен своей работой?

- Встаньте, кто научился делить предметы на доли и сравнивать их.

Что вас больше всего заинтересовало?

– Урок закончен. Спасибо.

Д/з Стр. 93, №9; 6. Или 7* на листке. Принести циркуль.

 

Зубкова Людмила. Стихи для детей

Апельсин

 

Мы делили апельсин —

Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас — беда!!!
Разбегайтесь — кто куда!

 


 

Тема: Доли» (3 класс) Цели:

Тема: Доли» (3 класс) Цели:

Прозвенел звонок и смолк: начинается урок

Прозвенел звонок и смолк: начинается урок

СЛАЙД На какие части поделили апельсин?

СЛАЙД На какие части поделили апельсин?

Слайд 2,5 мин Людям часто приходится делить целое на доли

Слайд 2,5 мин Людям часто приходится делить целое на доли

V. Закрепление 23 минуты -25 минут 2

V. Закрепление 23 минуты -25 минут 2

VII. Первичная проверка Подведём итог: 3, 5 мин

VII. Первичная проверка Подведём итог: 3, 5 мин

Зубкова Людмила. Стихи для детей

Зубкова Людмила. Стихи для детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2023