Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №23 с. Новозаведенного»
Урок математики
(УМК «Перспективная начальная школа»)
4 а класс
Провела: Зражевская Наталья Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №23
с. Новозаведенное
2018-2019 уч.год
Тема: Когда длина пройденного пути одинаковая
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Вид урока: урок-исследование (с применением проблемного метода обучения)
Цель урока: выведение правила зависимости друг от друга скорости и времени движения при постоянной длине пути.
Планируемые результаты:
Метапредметные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, прививать навыки совместной работы в паре, группе, воспитывать отношения сотрудничества, взаимопомощи, умение выбирать и использовать в ходе решения изученные материалы, свойства арифметических действий, владеть общими приемами вычислений.
Предметные: работать над формированием умения применять ранее полученные знания и осуществлять их перенос в новые условия с целью получения нового знания; уметь выполнять правильно арифметические действия; применять базовые знания в практике.
Личностные:
создание условий для положительной мотивации к учению, оценки собственной
деятельности, формирование умения вступать в сотрудничество.
Оборудование: учебник А. Л. Чекин «Математика» (часть 2), тетрадь на печатной основе О. А. Захарова, Е. П. Юдина «Математика в вопросах и заданиях» (часть 2), карточки «скорость», «время», «расстояние», карточки с формулами движения, конверты с заданиями для работы в парах, карточки для выведения общих правил (по теме урока).
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие.
- Всем доброе утро!
Чемпионами,
известно, не рождаются,
И победы просто так не присуждаются,
А потому вот наш девиз:
Стремись к успеху, поднимаясь ввысь!
- Предлагаю вам понятия: активность, сотрудничество, грусть, позитив, лень, познание, аккуратность.
- Что нам на уроке не понадобится?
- Молодцы! Значит, все у нас сегодня получится!
- Сегодня мы с вами займёмся математикой. Любите ли вы математику?
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука-
Это математика!
- Чего вы ждёте от сегодняшнего урока? Поделитесь своими мыслями.
- Подготовьте тетради к работе:
сдача рапорта дежурным (дата, день недели, присутствующие, урок).
2.Актуализация ранее полученных знаний (мотивация).
- Вы уже знакомы с задачами на движение. Какие математические термины-величины участвуют в задачах на движение?
(Ответы детей сопровождаются показом карточек с названием терминов. Карточки крепятся на доску.)
- Между данными величинами существуют определённые зависимости. Вспомним их.
- Как найти скорость, если известно расстояние и время?
V= s : t
-Как найти расстояние, если известно скорость и время?
S= v • t
-Как найти время, если известно расстояние и скорость?
t= s : v
- Между данными величинами существуют определённые зависимости. Вспомним их. Для этого решим несколько простых задач про интересный подводный мир. В тетрадь записывайте только решение с наименованием, ответ не писать.
· Скорость акулы 40 км в час. За сколько часов она преодолеет расстояние в 120 км? (120: 40 = 3ч)
- Как узнали время?
· Прекрасные пловцы дельфины могут развивать скорость до 60 км/час. За сколько часов они преодолеют расстояние в 120 км? (120 : 60 = 2 ч)
- Как узнали время?
· Скумбрия может развивать скорость до 20 км в час. За сколько часов она преодолеет расстояние в 120 км? (120 : 20 = 6 ч)
- Как узнали время?
-Что одинаково в этих задачах?
-Во всех задачах требование одинаково. Нужно найти время.
-Ещё что вы заметили?
-Длина пути - расстояние в задачах одинаковое.
-Какими синонимами можно заменить слово РАССТОЯНИЕ?
3. Постановка учебной задачи
- Кто может назвать тему урока?
Когда длина пройденного пути одинаковая.
(записана на доске)
- Наша цель: выяснение того, в какой зависимости друг от друга, находятся скорость и время при одинаковой длине пройденного пути. Это проблема урока, которую мы должны разрешить. Опираясь на ранее полученные знания, умение наблюдать, делать выводы, я думаю, мы достигнем поставленной цели и откроем новое правило. Оно вам пригодится при решении более сложных задач на движение.
4. Планирование учебной деятельности
- Какие виды деятельности мы будем использовать на уроке?
5. Решение учебной задачи.
- Где проходят соревнования?
(доклад Бугаевой Виктории)
- Ребята, вы участвовали когда-нибудь в соревнованиях по бегу?
(ВИДЕОФИЛЬМ «ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА»)
- Смысл этих соревнований в том, что все начинают движение в один и тот же момент, преодолевают одно и то же расстояние.
- Но есть тот, кто приходит к финишу первым.
- От чего это зависит?
- У него была скорость быстрее, чем у остальных, следовательно, времени он затратил меньше.
- А будут ли у спортсменов скорость движения и время одинаковые?
- Сегодня на уроке мы сформулируем зависимость движения от времени, затраченного на движение, при условии, что длина пути одинаковая.
- Откройте тетрадь на печатной основе с.31, найдите № 57.
- Рассмотрите таблицу.
- Что вы можете сказать о длине пути? Какая это величина? (постоянная)
- Дополните таблицу недостающими данными.
- Нужно найти время движения автомобиля, скорость мотоцикла и вертолёта, время движения скоростного поезда.
- Как найдём время движения автомобиля? По какой формуле?
- Как найдём скорость мотоцикла? По какой формуле?
- Как найдём скорость вертолёта? По какой формуле?
- Как найдём время движения поезда? По какой формуле?
- Заполните таблицу самостоятельно.
- Проверим.
Вид транспорта |
Скорость |
Время |
Длина пути (расстояние) |
Автомобиль |
80 км/ч |
3 ч |
240 км |
Мотоцикл |
60 км/ч |
4 ч |
240 км |
Вертолёт |
240 км/ч |
1 ч |
240 км |
Скоростной поезд |
120 км/ч |
2 ч |
240 км |
- Что вы можете сказать о длине пути? Какая это величина? (постоянная)
- По таблице определите, скорость какого транспортного средства в 2 раза больше, чем скорость мотоцикла? (поезда)
-Определите, время, какого транспортного средства в 2 раза меньше, чем время мотоцикла? (поезда)
- Случайно ли, что при ответе на оба вопроса речь идёт об одном и том же транспортном средстве?
- Проверим замеченную зависимость скорости и времени для других двух средств: автомобиля и вертолёта.
- Во сколько раз скорость вертолёта больше скорости автомобиля? (в 3 раза больше)
- Сравните время вертолёта и автомобиля. (в 3 раза меньше)
- Какой вывод можно сделать?
(Чем больше скорость, тем меньше время и наоборот. Во сколько раз больше скорость, во столько же раз меньше время и наоборот.)
6. ФИЗМИНУТКА «ДВИЖЕНИЕ - ЭТО ЖИЗНЬ»
7. Первичное закрепление
Задание № 143 (У-2, с. 42)
• Сами читаем условие задачи, синхронно рассматриваем слайд.
Дистанция Время Скорость
1-й км 20 мин V 1 — ?
2-й км 40 мин V 2 — ?
1. Во сколько раз увеличилось время, затраченное на втором километре, по сравнению со временем, затраченным на первом километре?
2. Во сколько раз уменьшилась скорость на втором километре по сравнению со скоростью на первом километре?
• Предлагаем желающим ответить:
— на первое требование задачи (время, затраченное на втором километре, по сравнению со временем, затраченным на первом, увеличилось в 2 раза: 40 мин : 20 мин = 2 (раза); 40 мин > 20 мин в 2 раза);
— на второе требование задачи (если длина пути одинаковая, то увеличение времени в 2 раза приводит к уменьшению скорости в 2 раза).
• Одобряем ответы и предлагаем проверить решение, исходя из того, что мы знаем длину пути и время его прохождения как на первом, так и на втором километре дистанции.
Вызываем одного ученика и оформляем решение на доске:
1) 1 км : 20 мин = 1000 м : 20 мин = 50 м/мин — скорость на первом километре
2) 1 км : 40 мин = 1000 м : 40 мин = 25 м/мин — скорость на втором километре
3) 50 м/мин : 25 м/мин = 2 (раза) 25 м/мин < 50 м/мин в 2 раза
Вывод: скорость на втором километре уменьшилась в 2 раза.
• Формулируем еще раз закономерность, показывающую зависимость между скоростью и временем при постоянной длине пройденного пути, выслушивая учеников, желающих отвечать.
Ожидаемый ответ: при постоянной длине пройденного пути увеличение времени в несколько раз приводит к уменьшению скорости во столько же раз (или: при постоянной длине пройденного пути уменьшение времени в несколько раз приводит к увеличению скорости во столько же раз).
8. Включение нового знания
1) игра «Составь правило» (работа в паре)
- Достаньте из конвертиков карточки и, работая дружно в паре, составьте правило, которое мы вывели сегодня на уроке, в какой зависимости друг от друга находятся скорость и время при постоянной длине пути.
2) формулировка общего вывода.
- Вы сейчас услышали правило в нескольких вариантах формулировок. Выражения «в несколько раз», «во столько же раз» можно заменить буквенным выражением, например, буквой а – «в а раз». В данном случае мы сможем сократить число формулировок.
- Задание: собрать из карточек правило. (Работа в парах)
- Прочтём, что получилось: Если скорость увеличится в а раз, то время уменьшится в а раз.
Если время увеличится в а раз, то скорость уменьшится в а раз.
- При каком условии эта зависимость действительна? (при постоянной длине пути)
- Посмотрите, есть ли данное правило в учебнике?
- Что мы с вами сделали?
- Запишите новое правило в тетрадь в любой из двух формулировок.
9. Самостоятельная работа (если останется время)
С.р. 4 кл. 3 четв. 1 вар. Ф.И.__________________________________ 1. Заполни пропуски в таблице
2.Первую часть пути длиной 12 км туристы прошли со скоростью 6 км/ч, вторую часть длиной 15 км-со скоростью 5 км/ч. Сколько всего времени затратили туристы?
Ответ: _______________________________.
|
С.р. 4 кл. 3 четв. 2 вар. Ф.И.___________________________________ 1. Заполни пропуски в таблице
2.Первую часть пути длиной 18 км туристы прошли со скоростью 6 км/ч, вторую часть длиной 20 км-со скоростью 5 км/ч. Сколько всего времени затратили туристы?
Ответ:______________________________. |
10. Рефлексия
- Расстояние постоянно и между звёздами. Созвездие Компас расположено от Земли на расстоянии 289200 миллиардов километров. В созвездии 25 звезд. Созвездие изображает магнитный компас и было предложено в 18 веке французским астрономом Никола Лул де Лакайлем. В Компасе нет ярких объектов, допустимых для наблюдения в небольшие любительские инструменты.
- Что вы нового узнали на уроке?
- В какой момент урока вам было трудно?
- В какой момент урока вы испытали чувство удовлетворения, радости?
- Достигли ли мы цели урока?
(оценивание было представлено образно: панно «Созвездие «КОМПАС»)
11. Домашнее задание - Тетрадь на печатной основе: с.32, №59(1, 2, 3), №60.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.