Урок математики по теме " Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1",
4 класс
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений применять правила умножения на 0 и 1, выполнять устные и письменные вычисления, решать задачи на умножение, находить значение выражения с переменной, развитию логического мышления.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять правила умножения на 0 и 1, выполнять устные и письменные вычисления; решать задачи на умножение, находить значение выражения с переменной.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: представляют значение математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прозвенел звонок для вас!
Он зовёт нас в светлый класс!
По местам тихонько сели
На меня все посмотрели.
слайд
– Покажите, с каким настроением вы пришли на урок
– Я желаю всем удачи и хорошего настроения! Есть такое выражение «Ученику – удача, учителю – радость». Давайте постараемся с вами, чтобы этот урок принёс нам удачу и радость.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить математические секреты.
Сначала минутка чистописания слайд
Нам предстоит записать цифры ….Какие? (0 и 1). Они связаны с темой нашего урока.
Зарядка для глаз и рук.
- Постарайтесь красиво записать данные цифры. На одной строчке цифру ноль столько раз, сколько в 1см мм ( 10 раз); на другой строчке цифру 1 столько раз, сколько в 1 году месяцев.
Проверка: (слайд)
0000000000
1111111111111 Оцените себя
1. - Прочитайте запись (слайд): 15 +1 5 + 15 =
- Каким другим действием можно заменить сложение? (Умножением.)
Запишите выражения и замените умножением:
слайд 15+15+15=
24+24+42+24=
Проверка. Какое математические выражения заменили умножением? Как?
-Почему не смогли заменить 2 выражение умножением?
- Любое ли сложение можно заменить умножением? (Нет. Только сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением.) Оцените себя
-Что же такое умножение?
- Что в записи 15 • 3 обозначает число 15? Число 3?
- Прочитайте это математическое выражение разными способами.
2. Математический диктант: (слайд)
Запишите пример и ответ.
1. Найдите произведение чисел 14 и 2.
2. 9х60
3. Первый множитель 50, второй множитель 3. Найдите произведение?
4. Увеличьте 25 в 3 раза.
5. по 120 взяли 3 раза
6.Произведение чисел 9и 10
Взаимопроверка (поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга). Внимание на экран.
14х2=28
9х60=540
50х3=150
25х3=75
120х3=360
9х10=90
Оцените себя.
-Чем похожи все задания математического диктанта? (Они связаны с действием умножения.) Подумайте, тема нашего урока (мы вспомнили написание цифр 1 и 0; вспомнили, что такое умножение).
- Сформулируйте тему нашего урока. Откройте учебники на с.76, прочитайте тему нашего урока. (слайд)(Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1.)
- Какие цели на урок мы поставим для себя? (Повторить свойства умножения; использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений.) (слайд)
Открытие новых знаний.
Поработайте в парах.
Посмотрите на Доску!!!. Постарайтесь определить, какие свойства умножения они демонстрируют.
Доска!!!
3 • 5 = 5 • 3 , (100 • 2) • 3 =100 • (2 • 3), (35 + 250) • 2=35 • 2 + 250 • 2
- А поможет вам учебник на стр. 104 «Свойства умножения»
Вывод:
· Назовите свойство умножения к 1 выражению (от перестановки множителей произведение не изменяется). Как в математике называют это свойство? – переместительное свойство.
· Назовите свойство умножения ко 2 выражению (два соседних множителя можно заменить их произведением). Как в математике называют это свойство? - сочетательное свойство.
· Назовите свойство умножения к 3 выражению (при умножении суммы на число можно умножить на него каждое слагаемое в отдельности, а результаты сложить). Как в математике называют это свойство? – распределительное свойство.
Под примерами вешаю карточки (переместительное, сочетательное, распределительное)
- Для чего применяем эти свойства? (для упрощения вычислений)
Выполните задание: (возьмите карточку) соедините линией выражения с одинаковыми значениями, не решая выражения.
Цель: объясните, какими свойствами умножения вы пользовались, выполняя это задание.
5 ∙ 7 ∙ 8 19 ∙ (2 ∙ 5)
19∙2∙5 5 ∙ 8 ∙ 7
(20+3)∙7 20 ∙ 7 + 3 ∙ 7
Кто готов, поднимите руки! (слайд)
-Объясните, как вы догадались, у каких примеров одинаковые ответы? Оцените себя.
- Повторяем(слайд)
1. От перестановки множителей произведение не меняется
2. Два соседних множителя можно заменить их произведением.
3. При умножении суммы на число можно умножить на него каждое слагаемое в отдельности и полученные результаты сложить.
Физминутка.
Мы решали, мы решали.
Что-то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем,
Ручками похлопаем.
Раз присядем,
Быстро встанем,
Улыбнёмся, тихо сядем.
-Внимание на экран! Вам нужно быстро решить математические выражения, используя наши свойства умножения. Запишите в тетрадь математические выражения и решите их быстро, используя свойства умножения. У некоторых ребят лежат карточки-помощники.
1) 4 ∙ 150 =
(16 ∙ 5) ∙ 2 =
15 ∙ (4 + 10) =
Карточка-помощник:
2) 4 ∙ 150 = 150∙4=
(16 ∙ 5) ∙ 2 = 16∙(5∙2)=
15 ∙ (4 + 10) = 15∙4+15∙10=
-Проверим. При решении, какого выражения вы применяли переместительное свойство умножения, объясните, почему вы так думаете? Сочетательное свойство? Распределительное?
На экране:
4 ∙ 150 = 150∙4=600 (переместительное)
(16 ∙ 5) ∙ 2 = 16∙ (5∙2)=160 (сочетательное)
(4 + 10) ∙15= 4∙15+10∙15=60+150=210 (распределительное) Оцените себя.
Посмотрите на слайд.
-Что здесь записано? (математические выражения)
-Девочки запишут и решат примеры с умножением на1.
- Мальчики с умножением на 0.
0 • 567 = 159 • 0=
678 • 1= 345 • 1=
324 •0 = 1 • 690=
1254 • 1 = 0 • 4 789=
Проверка:
Девочки, какие у вас получились ответы. Вывод?
Мальчики, какие у вас получились ответы. Вывод? Оцените себя
Вспомним правила(слайд)
1. При умножении любого числа на 1 получается то же самое число.
2. При умножении на 0 всегда получается 0
Контроль усвоения:
Посмотрите на экран:
5∙3=15
15:5=3
15:3=5
По какому правилу записали выражения?
Используя наши знания про умножение, заполним таблицу с. 76 №326 в учебнике (устно)
а |
24 |
25 |
52 |
18 |
16 |
12 |
21 |
в |
5 |
1 |
0 |
3 |
6 |
7 |
3 |
а∙в |
120 |
25 |
0 |
54 |
96 |
84 |
63 |
А где ещё встречаемся с умножением? ( при решение уравнений, задач)
Работа с задачей:
№328 с.76
Составьте задачи по выражению 16х4=
А я составила такую задачу. Прочитайте.
Слайд: В первый день Аня прочитала 16 страниц, а во второй день в 2 раза больше. Сколько страниц Аня прочитала во второй день?
Запишем краткую запись.
-Какие опорные слова выберем для краткой записи?
Запишите и решите её.
Проверка. Сколько страниц Аня прочитала во второй день? Как узнали? Почему? Оцените себя. Резерв: измените вопрос у задачи, чтобы стала составной.
Рефлексия
-Подведём итог нашей работы.
-Какие же математические секреты сегодня мы вспомнили?
-Достигнуты ли цели нашего урока?
- На следующем уроке продолжим говорить про умножение.
-Оцени свою работу на урок:
Своей работой на уроке я .....(доволен/ не доволен)
Материал урока мне был …( понятен/ не понятен)
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Работали хорошо…, были активны на уроке …..
Домашнее задание: № 331, №330 с 76
- Спасибо всем за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.