Тема. Величины. Длина.
Цель урока: знакомство с понятиями: величина, измерение величин,
единица измерения (мерка).
Задачи урока:
1. Установить общий принцип измерения величин на примере измерения длин отрезков, знакомство с различными единицами измерения длин (шаг, локоть, сантиметр), научить практически измерять длину этими единицами.
2. Развивать память, мыслительные операции, устную речь, самостоятельность, умение решать текстовые задачи, составлять обратные задачи.
3. Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, интерес к математике.
Тип урока. Изучение нового материала.
Оборудование: по 25 полосок синего, красного цвета 1,5 х 6 см,
25 полосок зеленого цвета 1,5 х 7см.
Ход урока.
1. Организационное начало урока.
- Ребята! Подарите свои улыбки и своё хорошее настроение друг другу. Давайте вспомним под каким девизом проходит каждый наш день.
« Если ты не узнал что – то новое, то день прожил зря». И сегодня на уроках мы будем узнавать что – то новое.
2. Постановка учебной задачи.
А). Работа по числовому ряду.
- Счет до 20 вперед и обратно.
- Счет от 14 до 20, от 9 до 2.
- Назовите последующее число для чисел 4, 8, 15.
- Назовите предыдущее число для чисел 16, 20, 11.
- Назовите число, которое стоит между числами 7 и 9, 16 и 18.
- На сколько 9 больше 6, 5 меньше 8.
Б). Состав числа 9.
У меня 9 геометрических фигур: квадраты и треугольники. Сколько может быть квадратов и сколько треугольников?
В) День – ночь.
7 – 5 + 4 – 3 + 2 – 1 (4).
Г). Решение задачи, составление обратных задач.
На ветке сидело 9 слонов. 3 слона улетели. Сколько осталось?
- исправьте условие.
- выберите схему
- «оденьте» схему
- решение задачи
- почему нельзя решить задачу 9 + 3?
- ответ задачи
- составление обратных задач
- можно ли было их решить 6 – 3? Почему?
Физк. минутка
3. «Открытие» детьми новых знаний.
А). Работа с полосками.
- Какие свойства предметов вы знаете? ( цвет, форма, размер, назначение)
- Мы начинаем изучать такие свойства предметов, которые можно сравнить с помощью знаков больше и меньше. Такие свойства называются величинами.
- Скажите, можем ли мы определить, какой цвет больше: розовый или голубой? (нет)
- Значит, цвет нас сегодня не будет интересовать, цвет не является величиной.
- Можем ли мы сказать, чьё назначение меньше – книжки или дерева? (нет). Является ли величиной назначение предметов? ( Нет).
- Придумайте примеры таких свойств предметов, которые являются величиной.
- Посмотрим является ли величиной дина предметов. Попробуем сравнить по длине полоски, которые лежат у вас на партах. Какая из них самая длинная? Как это доказать? (Полоски надо наложить друг на друга, концы подравнять).
Один ученик делает у доски, остальные у себя за партами. Делается запись:
- Итак, мы убедились, что длины полосок можно сравнить с помощью знаков больше и меньше.
- Значит, длина является величиной!
- На доске нарисованы отрезки а (48 см) и б (54 см). Какой отрезок длиннее? Как доказать?
- Может быть нам поможет полосочка? (6см). Это будет наша мерка.
Определим сколько раз эта полоска – мерка отложится в каждом отрезке, а затем сравним полученные числа.
- В отрезке а полоска отложилась 8 раз, в отрезке б 9 раз. Значит, а б.
Мы сравнили получившиеся числа.
- А теперь я измерю отрезок б другой полоской (7см). Она отложилась 8 раз. Получилось, что в отрезке а – 8 полосок и в отрезке б – 8 полосок. Значит, отрезки равны? А у нас было, что а б. Где шибка?
- Мы использовали разные мерки, т. е. полоски разной длины. Значит, какой вывод можем сделать? Сравнивать отрезки можно только тогда, когда они измерены одинаковыми мерками! Проверим. Измерим отрезок а полоской (7см). Получилось 7 раз.
Измеряя отрезки одной и той же полоской мы получили, что а б. Противоречие разрешено.
Мерка, с помощью которой измеряют длины отрезков, называется единичным отрезком, единицей измерения!
4. Первичное закрепление.
А). Работа по учебнику
- Отрезок АБ измеряется при помощи разных единичных отрезков.
Чем больше единичный отрезок, тем меньшее число раз он откладывается в отрезке АБ. Поэтому нам необходимо записывать рядом с мерой отрезка соответствующую единицу измерения.
Б). Историческая справка.
- В древности использовались для измерения длин те измерительные приборы, которые всегда были при себе: локоть (измерялась длина ткани, тесьмы, высота бревна и др.),
сажень, фут, дюйм, шаг.
- Давайте измерим ширину класса шагами. Точно определить мы не можем, потому что шаги у всех разные. А мы знаем, что единицы измерения должны быть одинаковыми.
Поэтому стали пользоваться более точными, общими для всех стран единицами измерения.
Одной из них является сантиметр.
В). Работа с отрезками.
Обратите внимание на правила измерения отрезка.
5. Обучающая самостоятельная работа.
(измерение отрезков)
6. Итог урока.
- Длина является величиной.
- Чтобы измерить величину, надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в измеряемой величине.
- Если изменяется мерка, то изменяется и значение величины, поэтому сравнивать величины можно только тогда, когда они измерены одной и той же меркой.
- Единицы измерения длины, которыми пользовались в древности, были неточны, так как зависели от размеров тела измеряющего. Сейчас используют единые для всех стран единицы измерения длины. Одной из них является сантиметр.
- Продолжите предложение
Я узнал ……
Мне запомнилось….
Я хочу …….
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.