Урок математики "Шар. Куб", 1 класс

Урок математики "Шар. Куб", 1 класс

doc
10.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

1 кл. математика Шар.Куб. Русина Г.В..doc

Технологическая карта урока

 

Учитель:

Русина Галина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «ТСШ № 2»

Класс

1 (2 полугодие, урок 58)

Предмет:

Математика

Авторы учебника:

В.Н. Рудницкая (УМК «Начальная школа XXI века»)

Тема урока.

Шар. Куб

Тип урока.

Урок открытия нового знания  (ОНЗ)

Цель:

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по изучению геометрических

фигур: шара, круга, куба, квадрата.

Планируемые

Результа

ты:

 

    Личностные.

·        Осознание ценности изучаемого материала.

·        Осознание практической важности различия изучаемых геометрических фигур.

·        Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в парах, группах.

    Метапредметные.

РУУД:

·        Умение выявлять проблему;

·        Умение определять и придерживаться цели.

·        Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

ПУУД:

·        Умение работать с информацией;

·        Умение сравнивать, классифицировать, делать выводы, доказывать.

КУУД:

·        Умение задавать вопросы и формулировать ответы на них, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку;

·        Умение соблюдения  позиции «понимающего»

·        Умение работать в парах.

   Предметные:

·        Умение находить предметы, имеющие форму шара или круга, куба или квадрата.

·        Знать различия между шаром и кругом, кубом и квадратом.

·        Применение новых знаний в жизненных ситуациях;

Оборудо

вание

·        Учебник Рудницкой В.Н. «Математика» 1 класс, 2011 г.

·        Рабочая тетрадь «Математика» 1 класс  В.Н. Рудницкая

·        Набор геометрических фигур (4 разных комплекта для 4 групп)

·        Карточки для каждого учащегося (по вариантам)

·        Фишки (демонстрационные и индивидуальные)

·        Линейки (индивидуально).

Этапы урока

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Организа

ционный  момент.

Мотива

ция к учебной деятельности.

(1 мин)

 

Создание успешной ситуации для психологического настроя на урок.  

- Здравствуйте, ребята.  Сегодня у нас не совсем обычный урок. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, к гостям, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке. У Вас всё получится, вместе с другом вы преодолеете встретившиеся на уроке трудности.

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Самоопределе-ние учащихся (оценивают свою готовность и настрой на работу).

-самоопределение (Л);

-смыслообразование (Л);

-внутренняя позиция школьника(Л);

-учебно-познаватель-ная мотивация(Л);

- планирование учебного сотрудниче-

ства (П).

Актуализация знаний

(3 мин)

Вселить уверенность в детей, проверить знания, связать логически знания между собой, оформить «почву» для введения нового знания.

- Ребята, рассмотрите рисунки на доске. Давайте вспомним названия этих геометрических фигур.

«Я пользуюсь знаниями, полу-ченными на предыдущих уроках. Для усвоения нового знания важно быть внимательным, усидчивым,…»

 

- Прямоугольник (четырёху-гольник), овал, квадрат, треу-гольник, круг.

 

 

Актуализация знаний, необходимых для  по-нимания новой темы.

Первич

ный опыт. Постановка проблемы.

(Выявле

ние места и причины затрудне

ния)

(4 мин)

 

 

- А как называются эти фигуры? (демонстрация предметов, имеющих форму куба и шара)

 

 

 


Побуждающим от проблемной ситуации диалогом подводим к осознанию противоречия:

- Всего лишь две геометрические фигуры, а смотрите, сколько названий вы им дали! Сколько разных мнений! Почему так получилось, как вы думаете?

- Так чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Кто сможет сформулировать тему? (Название темы закрыто на доске)

 

(Скорее всего, дети не смогут назвать тему)

 - Сможем мы сразу назвать тему урока?

 

 

 

-- Какую цель поставим перед собой?

 

 

 

 

Варианты ответов: куб, квадрат, круг, шар, мяч, кубик.

 

 

 

 

 

- Значит, мы чего-то не знаем об этих фигурах. 

 

 

 

 

 

- Нет, так как мы не знаем точное название этих геометрических фигур.

 

- Узнать название данных фигур и их свойства; научиться различать фигуры круга и шара, квадрата и куба.

-волевая саморегуля-ция (Р);

- анализ, синтез, срав-нение, аналогия (П);

-подведение под понятие (П);

-постановка и форму-лирование проблемы (П);

-- формулирова

ние и аргументация своего мнения;

-учёт разных мнений (К).

 Умение использовать научный метод позна-ния.

Самостоятельное опре-деление темы и цели урока «Шар.Куб».

Исследование. Открытие нового знания

(6 мин)

 

-Давайте рассмотрим рисунки на стр. 9, задания 1.

- Какие предметы по форме похожи на шар?

- Есть ли в классе другие предметы, которые похожи на шар?

 

- Задание 2. На какую фигуру похожи: циферблат будильника, стёкла очков, пуговица?

 

- Давайте возьмем мячик и круглую фишку. Попробуйте объяснить, чем шар отличается по форме от круга?

 

 

 

 

 

 

 

- А теперь рассмотрите квадрат (из картона) и кубик. Что можно о них сказать? В чем различие между кубом и квадратом?

 

- Какой вывод можно сделать?  = (алгоритм)

 

 

(Деятельность детей совпада-ет с деятельностью учителя – создать алгоритм)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ответы детей)

 

 

- На круг

 

 

 

Варианты ответов:

- мячик (шар) катится, а круг плоский;

- фишка (круг) полностью ле-жит на столе, а мячик (шар) выступает над столом;

-круг плоский, а шар объем-ный.

 

- Квадрат плоский, а куб объемный;

-  куб состоит из 6 квадратов;

 

- Круг и квадрат - плоские фигуры; шар и куб – объемные (пространственные).

Знать различия между шаром и кругом, кубом и квадратом.

 

Осознание практической важности различия изучаемых геомет-рических фигур

 

Коммуникативные умения – умение ставить себя в позиции «слушатель» и «критик».

 

Осознание ценности совместной деятельности.

 

Проект (Реализ

ация построен

ного проекта.)

Первичное закрепле

ние

(12 мин)

Отслеживание результатов деятельности детей при работе по алгоритму. Работа в группах.

 

Каждой группе раздать набор предметов:

 

1 группа. Набор предметов:  вчетверо сложенный лист, при развороте имеет форму круга;  кольцо из конструктора; мяч; овал из картона; шестиугольник.

Задание: найти, назвать и показать предметы, имеющие форму круга. Доказать.

 

2 группа.  Набор предметов:  тот же. Задание: найти, назвать и показать предметы, имеющие форму шара. Доказать.

 

3 группа.    Набор предметов: вчетверо сложенный лист, при развороте имеет форму квадрата; кубик; спичечный коробок; шестиугольник. Задание: найти и назвать\показать предметы, имеющие форму квадрата. Доказать.

 

4 группа. Набор предметов:  тот же. Задание: найти, назвать и показать предметы, имеющие форму куба. Доказать.

 

(дается 5 минут для выполнения задания)

 

 

- А теперь посмотрим, как вы смогли определить нужный предмет.

    Покажите этот предмет, назовите: какую форму он имеет. Докажите, что это именно шар, а не круг (куб, а не квадрат), т.е. расскажите о его свойствах.

 

Работа в группах по алгоритму, действуя по схеме «я научилась и могу проверить себя».

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с набором предметов, с заданием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группы выполняют задание, опираясь на новые знания.

 

Каждая группа учеников выходит к доске со своим набором предметов. Учащиеся определяют фигуру предмета, доказывают свое мнение.

При ошибочном ответе, учащиеся других групп помогают выбрать нужный предмет из набора, назвать данную фигуру, рассказать её свойства.

- умение определять и придерживаться цели (Р);

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы, доказывать (П).

- умение работать в парах (К).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подтвержде

ние своего открытия.

 

Положитель

ная мотивация.

Физминутка

(1 мин)

 

 

 

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

 И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 5 раз. Темп медленный.

 

ФМ для снятия утомления с туловища:
 И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями.  Темп средний.

 

 

 

Самостоя

тельная работа

(5 мин)

 

 

 Работа в рабочей тетради.

 -  Стр.7 № 1. Отметить «галочкой»: какой предмет не похож на шар?

 

-  Стр. 7 № 2. Найти и раскрасить куб.

 

 

 

- Итак. Как вы справились? В первом задании, какой предмет не похож на шар, какой он по счету? 

- А во втором задании надо было раскрасить куб. Куб стоит на каком по счету месте?

 

- Какими знаниями вы пользовались при определении фигур шара, куба?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятель

но выполняют задание.

 

 

 

(Ответы детей)

 

 

 

- Плоский предмет (круг, квадрат); объемный предмет (шар, куб).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Успешно выполненные задания.

 

 

 

 

 

 

 

Сформированные пред-метные УУД

Включение нового знания в систему знаний. Повторе

ние.

(10 мин)

 

 

Работа по карточкам:

 

1)    Послушайте внимательно задачу:

У  Димы 4 кубика, у Тани 5 шариков. Сколько всего предметов у детей?

 

- Назовите условие задачи. Что значит условие?

 

 

 

-Назовите вопрос задачи. Что значит вопрос задачи?

 

 

 

- Мы можем сразу ответить на вопрос задачи?  Почему?

 

 

- Запишите решение задачи.

 

2)    С использованием шкалы линейки решить примеры:

 

Вариант 1                                 

 

Вариант 2                                

 

2+7=

4+6=

9-5=

2+6=

4+5=

10-4=

 

- Поменяйтесь карточками и проверьте работу друг друга.

 

 

 

 

 

 

-Условие, это то, что известно в задаче: у  Димы 4 кубика, у Тани 5 шариков.

 

- Вопрос задачи: то, что неизвестно,  и надо найти - Сколько всего предметов у детей?

 

 

- Можем, потому что известны все данные для решения зада-чи.

 

4+5=9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Успешно выполненные задания.

 

 

 

 

 

 

Сформированные мета-предметные и предметные УУД,

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

 

 

Наблюдает, старается услышать об усвоении алгоритма и получить вывод о новом знании.

 

 

 

- Какие новые фигуры мы сегодня изучили?

- Теперь мы можем сказать, какая была тема урока?

(после названия учащимися темы урока, учитель открывает её на доске)

 

- Какую задачу ставили на урок?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Какие знания вам помогут теперь определить куб и шар?

 

- Оцените свою работу на уроке по шкале на карточке, по параметрам: быстро, пра-вильно, красиво.

 

 


                             

                       Б  П   К

- На этом урок окончен. Спасибо за урок!

 

Доказать при помощи чего у них сформирова-

лись новые знания (видел, слышал, наблюдал, был спокойным, узнал что-то новое для себя…)

- Шар, куб.  

       -   Тема урока: «Шар.Куб»

 

 

 

 

Высказывания учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознание результатов каждого этапа урока.

 

 

 

 

Осознание ценности полученных знаний.

 

Список литературы:

1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008

2 . Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырёх летней начальной школы./ Под ред. Л.Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. и доп.- М. Вентана – Графф, 2002.

3.  Игры - обучение, тренинг, досуг. /Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.

4. Истомина Н.Б., учебное пособие, «Методика обучения математике в начальной школе», 2000г.

5. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. - Саратов: Лицей, 2000.

 


скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)