Технологическая карта урока
Учитель: |
Русина Галина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «ТСШ № 2» |
||||||||||||||
Класс |
1 (2 полугодие, урок 58) |
||||||||||||||
Предмет: |
Математика |
||||||||||||||
Авторы учебника: |
В.Н. Рудницкая (УМК «Начальная школа XXI века») |
||||||||||||||
Тема урока. |
Шар. Куб |
||||||||||||||
Тип урока. |
Урок открытия нового знания (ОНЗ) |
||||||||||||||
Цель: |
Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по изучению геометрических фигур: шара, круга, куба, квадрата. |
||||||||||||||
Планируемые Результа ты:
|
Личностные. · Осознание ценности изучаемого материала. · Осознание практической важности различия изучаемых геометрических фигур. · Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в парах, группах. Метапредметные. РУУД: · Умение выявлять проблему; · Умение определять и придерживаться цели. · Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. ПУУД: · Умение работать с информацией; · Умение сравнивать, классифицировать, делать выводы, доказывать. КУУД: · Умение задавать вопросы и формулировать ответы на них, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку; · Умение соблюдения позиции «понимающего» · Умение работать в парах. Предметные: · Умение находить предметы, имеющие форму шара или круга, куба или квадрата. · Знать различия между шаром и кругом, кубом и квадратом. · Применение новых знаний в жизненных ситуациях; |
||||||||||||||
Оборудо вание |
· Учебник Рудницкой В.Н. «Математика» 1 класс, 2011 г. · Рабочая тетрадь «Математика» 1 класс В.Н. Рудницкая · Набор геометрических фигур (4 разных комплекта для 4 групп) · Карточки для каждого учащегося (по вариантам) · Фишки (демонстрационные и индивидуальные) · Линейки (индивидуально). |
||||||||||||||
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия обучающихся |
Результат |
||||||||||||
Организа ционный момент. Мотива ция к учебной деятельности. (1 мин)
|
Создание успешной ситуации для психологического настроя на урок. - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, к гостям, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке. У Вас всё получится, вместе с другом вы преодолеете встретившиеся на уроке трудности. |
Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Самоопределе-ние учащихся (оценивают свою готовность и настрой на работу). |
-самоопределение (Л); -смыслообразование (Л); -внутренняя позиция школьника(Л); -учебно-познаватель-ная мотивация(Л); - планирование учебного сотрудниче- ства (П). |
||||||||||||
Актуализация знаний (3 мин) |
Вселить уверенность в детей, проверить знания, связать логически знания между собой, оформить «почву» для введения нового знания. - Ребята, рассмотрите рисунки на доске. Давайте вспомним названия этих геометрических фигур.
|
«Я пользуюсь знаниями, полу-ченными на предыдущих уроках. Для усвоения нового знания важно быть внимательным, усидчивым,…»
- Прямоугольник (четырёху-гольник), овал, квадрат, треу-гольник, круг.
|
Актуализация знаний, необходимых для по-нимания новой темы. |
||||||||||||
Первич ный опыт. Постановка проблемы. (Выявле ние места и причины затрудне ния) (4 мин)
|
- А как называются эти фигуры? (демонстрация предметов, имеющих форму куба и шара)
Побуждающим от проблемной ситуации диалогом подводим к осознанию противоречия: - Всего лишь две геометрические фигуры, а смотрите, сколько названий вы им дали! Сколько разных мнений! Почему так получилось, как вы думаете? - Так чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Кто сможет сформулировать тему? (Название темы закрыто на доске)
(Скорее всего, дети не смогут назвать тему) - Сможем мы сразу назвать тему урока?
-- Какую цель поставим перед собой?
|
Варианты ответов: куб, квадрат, круг, шар, мяч, кубик.
- Значит, мы чего-то не знаем об этих фигурах.
- Нет, так как мы не знаем точное название этих геометрических фигур.
- Узнать название данных фигур и их свойства; научиться различать фигуры круга и шара, квадрата и куба. |
-волевая саморегуля-ция (Р); - анализ, синтез, срав-нение, аналогия (П); -подведение под понятие (П); -постановка и форму-лирование проблемы (П); -- формулирова ние и аргументация своего мнения; -учёт разных мнений (К). Умение использовать научный метод позна-ния. Самостоятельное опре-деление темы и цели урока «Шар.Куб». |
||||||||||||
Исследование. Открытие нового знания (6 мин)
|
-Давайте рассмотрим рисунки на стр. 9, задания 1.
- Какие предметы по форме похожи на шар? - Есть ли в классе другие предметы, которые похожи на шар?
- Задание 2. На какую фигуру похожи: циферблат будильника, стёкла очков, пуговица?
- Давайте возьмем мячик и круглую фишку. Попробуйте объяснить, чем шар отличается по форме от круга?
- А теперь рассмотрите квадрат (из картона) и кубик. Что можно о них сказать? В чем различие между кубом и квадратом?
- Какой вывод можно сделать? = (алгоритм)
|
(Деятельность детей совпада-ет с деятельностью учителя – создать алгоритм)
(Ответы детей)
- На круг
Варианты ответов: - мячик (шар) катится, а круг плоский; - фишка (круг) полностью ле-жит на столе, а мячик (шар) выступает над столом; -круг плоский, а шар объем-ный.
- Квадрат плоский, а куб объемный; - куб состоит из 6 квадратов;
- Круг и квадрат - плоские фигуры; шар и куб – объемные (пространственные). |
Знать различия между шаром и кругом, кубом и квадратом.
Осознание практической важности различия изучаемых геомет-рических фигур
Коммуникативные умения – умение ставить себя в позиции «слушатель» и «критик».
Осознание ценности совместной деятельности.
|
||||||||||||
Проект (Реализ ация построен ного проекта.) Первичное закрепле ние (12 мин) |
Отслеживание результатов деятельности детей при работе по алгоритму. Работа в группах.
Каждой группе раздать набор предметов:
1 группа. Набор предметов: вчетверо сложенный лист, при развороте имеет форму круга; кольцо из конструктора; мяч; овал из картона; шестиугольник. Задание: найти, назвать и показать предметы, имеющие форму круга. Доказать.
2 группа. Набор предметов: тот же. Задание: найти, назвать и показать предметы, имеющие форму шара. Доказать.
3 группа. Набор предметов: вчетверо сложенный лист, при развороте имеет форму квадрата; кубик; спичечный коробок; шестиугольник. Задание: найти и назвать\показать предметы, имеющие форму квадрата. Доказать.
4 группа. Набор предметов: тот же. Задание: найти, назвать и показать предметы, имеющие форму куба. Доказать.
(дается 5 минут для выполнения задания)
- А теперь посмотрим, как вы смогли определить нужный предмет. Покажите этот предмет, назовите: какую форму он имеет. Докажите, что это именно шар, а не круг (куб, а не квадрат), т.е. расскажите о его свойствах.
|
Работа в группах по алгоритму, действуя по схеме «я научилась и могу проверить себя».
Знакомятся с набором предметов, с заданием.
Группы выполняют задание, опираясь на новые знания.
Каждая группа учеников выходит к доске со своим набором предметов. Учащиеся определяют фигуру предмета, доказывают свое мнение. При ошибочном ответе, учащиеся других групп помогают выбрать нужный предмет из набора, назвать данную фигуру, рассказать её свойства. |
- умение определять и придерживаться цели (Р); - умение сравнивать, классифицировать, делать выводы, доказывать (П). - умение работать в парах (К).
Подтвержде ние своего открытия.
Положитель ная мотивация. |
||||||||||||
Физминутка (1 мин)
|
ФМ для улучшения мозгового кровообращения: И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 5 раз. Темп медленный.
ФМ
для снятия утомления с туловища:
|
|
|
||||||||||||
Самостоя тельная работа (5 мин)
|
Работа в рабочей тетради.
- Стр.7 № 1. Отметить «галочкой»: какой предмет не похож на шар?
- Стр. 7 № 2. Найти и раскрасить куб.
- Итак. Как вы справились? В первом задании, какой предмет не похож на шар, какой он по счету? - А во втором задании надо было раскрасить куб. Куб стоит на каком по счету месте?
- Какими знаниями вы пользовались при определении фигур шара, куба?
|
Самостоятель но выполняют задание.
(Ответы детей)
- Плоский предмет (круг, квадрат); объемный предмет (шар, куб). |
Успешно выполненные задания.
Сформированные пред-метные УУД |
||||||||||||
Включение нового знания в систему знаний. Повторе ние. (10 мин)
|
Работа по карточкам:
1) Послушайте внимательно задачу: У Димы 4 кубика, у Тани 5 шариков. Сколько всего предметов у детей?
- Назовите условие задачи. Что значит условие?
-Назовите вопрос задачи. Что значит вопрос задачи?
- Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Запишите решение задачи.
2) С использованием шкалы линейки решить примеры:
- Поменяйтесь карточками и проверьте работу друг друга. |
-Условие, это то, что известно в задаче: у Димы 4 кубика, у Тани 5 шариков.
- Вопрос задачи: то, что неизвестно, и надо найти - Сколько всего предметов у детей?
- Можем, потому что известны все данные для решения зада-чи.
4+5=9 |
Успешно выполненные задания.
Сформированные мета-предметные и предметные УУД, |
||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
|
Наблюдает, старается услышать об усвоении алгоритма и получить вывод о новом знании.
- Какие новые фигуры мы сегодня изучили? - Теперь мы можем сказать, какая была тема урока? (после названия учащимися темы урока, учитель открывает её на доске)
- Какую задачу ставили на урок? - Удалось решить поставленную задачу? - Какие знания вам помогут теперь определить куб и шар?
- Оцените свою работу на уроке по шкале на карточке, по параметрам: быстро, пра-вильно, красиво.
Б П К - На этом урок окончен. Спасибо за урок!
|
Доказать при помощи чего у них сформирова- лись новые знания (видел, слышал, наблюдал, был спокойным, узнал что-то новое для себя…) - Шар, куб. - Тема урока: «Шар.Куб»
Высказывания учащихся. |
Осознание результатов каждого этапа урока.
Осознание ценности полученных знаний. |
Список литературы:
1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008
2 . Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырёх летней начальной школы./ Под ред. Л.Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. и доп.- М. Вентана – Графф, 2002.
3. Игры - обучение, тренинг, досуг. /Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.
4. Истомина Н.Б., учебное пособие, «Методика обучения математике в начальной школе», 2000г.
5. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. - Саратов: Лицей, 2000.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.