УМК «Гармония» Класс 1
Конспект урока математики
ТЕМА: «Предметный смысл вычитания. Знакомство с названиями компонентов и результата действия вычитания».
Цели |
Задачи |
Результат урока |
Цель (приоритетная): познакомить детей с новым действием вычитанием. |
Разъяснить предметный смысл вычитания. |
Научить понимать предметный смысл действия вычитания.
|
Познакомить с терминами «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», «значение разности». |
||
Показать, как можно изображать вычитание на числовом луче. |
||
Цель (равноположные приоритетной, реализуются параллельно, чаще всего не раскладываются на задачи): - формировать информационные навыки; - формировать умение моделировать; - формировать умения оценивать свою деятельность. |
Краткая пояснительная записка к конспекту:
Урок «Предметный смысл вычитания. Знакомство с названиями компонентов и результата действия вычитания» находится в разделе «Вычитание». Структура урока соответствует типу урока и его задачам. На уроке использовались информационные компьютерные средства для активации познавательной активности. Были применены следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, которые в ходе урока сменяли друг друга. На уроке использовались методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (диалог, беседа), наглядные (демонстрация, показ), практические, исследовательские, а также методы контроля: самопроверка и взаимопроверка результатов. На этом уроке особое внимание уделялось общенаучным методам (классификация, анализ, синтез и обобщение). Завершающим этапом урока была рефлексия. В ходе урока прослеживается завершенность каждого этапа. Выбранные мною формы и методы обучения способствовали формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, а также созданию на уроке положительной психологической атмосферы.
Используемое оборудование: учебник Истоминой «Математика» 1 класс, мультимедиа проектор, ТПО, карточки с выражениями.
№ п/п |
Название этапа |
Описание содержания этапа |
Формируемые универсальные учебные действия |
|
В деятельности учителя |
В деятельности учеников |
|||
1 |
Актуализация знаний. Формулирование темы |
+ Начинаем урок математики. Желаю вам сделать на уроке новые, пусть небольшие открытия. + Посмотрите на доску. 6+2 7-1 3+4 5+1 8-2 2+7 + Разделите записи на 2 группы. + Как называются записи в 1 столбике? + Вычислите. + Как называются числа при сложении? + Посмотрите на записи, которые остались. Можем ли назвать их суммами? + Почему. + Кто знает, а какое это действие? + Кто догадался, какую большую тему начнем сегодня изучать? (прикрепить карточку). + Прочитаем хором. |
- Числовые выражения. Суммы.
- Первое слагаемое, второе слагаемое, значение суммы.
- Нет. |
Познавательные: анализ и синтез информации, выделение признаков объектов. Коммуникативные: Высказывания детей. Личностные: мотивация учебной деятельности. |
2 |
Постановка учебной задачи. |
+ Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? Какие задачи поставим? (прикрепить карточки с задачами). + Этому мы и будем учиться сегодня на уроке. |
- Узнать, что такое вычитание (смысл действия). - Как называются числа при вычитании. - Учиться вычислять значения этих выражений на числовом луче. |
Коммуникативные: высказывания детей. Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка. |
3 |
«Открытие» детьми нового знания. |
Слайд №1. Задание 208 + Что делают Маша и Миша? + Догадайтесь, что изображают красные круги? + Что же обозначают маленькие красные шары?
+ Что обозначают большие красные шары?
+ Почему маленькие круги зачеркнуты? + Что обозначает число 7 на рисунке? + Что обозначает число 3?
+ Действия Маши и Миши можно записать числовым выражением. Слайд №2 (7-3) + Это выражение называется разность. + Какой знак? + Минус – знак действия вычитания. + Прочитайте. Вычислите. + Как называются числа при сложении?
+ Кто знает, как называются числа при вычитании? + Число, из которого вычитают, называется уменьшаемое. Число , которое вычитают – вычитаемое. + Вспомните, как называется результат сложения? + А как называется результат при вычитании? + Вычислите. + Как назвать эту запись? + Числовое равенство можно прочитать по разному. Слайд №3. 7-3=4 - 7 минус 3 равно 4; - из 7 вычесть 3 получим 4; - 7 уменьшаемое, 3 вычитаемое, 4 значение разности; - разность чисел 7 и 3 равна 4. + Что мы уже узнали?
+ Что еще осталось?
+ Где учились находить сумму? + Вычитание чисел также можно изобразить на числовом луче. + Откройте учебник на с.89. На первом числовом луче изображено наше равенство. |
- Количество всего шаров. - Ко-во шаров, которые Маша отдала Мише. - Число шаров, которые остались, после того, как Маша отдала 3 шарика Мише. - Их отдали.
- Кол-во шаров у Маши. - Кол-во шаров, которые Маша отдала Мише.
- Минус.
- Первое слагаемое, второе слагаемое, значение суммы.
- Значение суммы.
- Значение разности.
- Равенство.
- Узнали, что такое вычитание (смысл действия) и как называются числа при вычитании. - Научиться вычислять. - На числовом луче.
|
Познавательные: анализ, обобщение, поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждения. Регулятивные: волевая саморегуляция – удержание задач урока. Коммуникативные: высказывания детей.
|
4 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
+ Прочитайте задание внизу страницы 89. + Где будем выполнять?
+ Спрогнозируем, как вы справитесь с заданием на волшебных линеечках (на полях). + Выполните задание. + Проверим. Слайд №4. (выражения) + Оцените на волшебной линеечке, как вы справились с заданием. + У кого прогноз совпал с результатом? У кого нет? |
- В рабочих тетрадях.
(дети сравнивают с эталоном) |
Регулятивные: волевая саморегуляция – удержание задач урока, контроль, коррекция и оценка. Познавательные: анализ, обобщение, поиск и выделение информации. |
5 |
Включение нового знания в систему знаний и повторение. |
+ Посмотрите на доску. 9-6 9-3 9-4 + Чем похожи выражения? Чем отличаются? Обсудите в парах.
+ В каком выражении значение разности будет наибольшим? Наименьшим?
+ Выбери рисунок, который соответствует каждому выражению. (соединяют выражение с картинкой) (аналогично выполняем задание 210 в учебнике) |
- В этих выражениях одинаковое уменьшаемое, а вычитаемое разное. - Чем больше число вычитаем, тем значение разности будет меньше. - Здесь одинаковое вычитаемое. - Чем больше уменьшаемое, тем больше значение разности. |
Коммуникативные: умение эффективно распределять роли, договариваться и сообщать о результате работы в паре. Познавательные: анализ, обобщение, поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждения. |
6 |
Рефлексия деятельности |
+ Вернемся к выражениям, с которыми работали в начале урока. + Вычислите. + Прочитайте по-разному. + Какую большую тему начали сегодня изучать? + Какие задачи ставили на урок?
+ Удалось решить поставленные задачи? + Чему научились на уроке? + Где можно применить новые знания? + Чему нам еще предстоит научиться?
+ Оцените свою работу на уроке. |
- Вычитание.
- Узнать, что такое вычитание (смысл действия). - Как называются числа при вычитании. - Учиться вычислять значения этих выражений на числовом луче. - Да.
- Научиться вычитать любые большие числа без числового луча. - Все понял, смогу помочь другому. - Все понял. - Понял, но нужна помощь. - Ничего не понял. |
Регулятивные: сопоставление цели и результата деятельности, самооценка деятельности, планирование переноса полученных сведений в использование в реальной жизни. |
Приложение 1
Презентация к уроку
1 слайд |
2 слайд
Разность
= Уменьшаемое Вычитаемое значение разности
|
||||||||||
3 слайд
=
· 7 минус 3 равно 4. · Из 7 вычесть 3 получим 4. · 7 – уменьшаемое, 3 – вычитаемое, 4 – значение разности. · Разность чисел 7 и 3 равна 4.
|
4 слайд
8 – 5 = 3 9 – 2 = 7 8 – 6 = 2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.