Урок математики в 1 классе «Предметный смысл вычитания. Знакомство с названиями компонентов и результата действия вычитания».

  • docx
  • 13.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Предметный смысл вычитания..docx

УМК «Гармония» Класс 1

Конспект урока математики

 

ТЕМА: «Предметный смысл вычитания. Знакомство с названиями компонентов и результата действия вычитания».

 

Цели

Задачи

Результат урока

Цель (приоритетная): познакомить детей с новым действием вычитанием.

Разъяснить предметный смысл вычитания.

Научить понимать предметный смысл действия вычитания.

 

 

 

 

 

 

Познакомить с терминами «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», «значение разности».

Показать, как можно изображать вычитание на числовом луче.

Цель (равноположные приоритетной, реализуются параллельно, чаще всего не раскладываются на задачи):

- формировать информационные навыки;

- формировать умение моделировать;

- формировать умения оценивать свою деятельность.

           

Краткая пояснительная записка к конспекту:

Урок «Предметный смысл вычитания. Знакомство с названиями компонентов и результата действия вычитания» находится в разделе «Вычитание». Структура урока соответствует типу урока и его задачам. На уроке использовались информационные компьютерные средства для активации познавательной активности. Были применены следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, которые в ходе урока сменяли друг друга. На уроке использовались методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (диалог, беседа), наглядные (демонстрация, показ), практические, исследовательские, а также методы контроля: самопроверка и взаимопроверка результатов. На этом уроке особое внимание уделялось общенаучным методам (классификация, анализ, синтез и обобщение). Завершающим этапом урока была рефлексия. В ходе урока прослеживается завершенность каждого этапа. Выбранные мною формы и методы обучения способствовали формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, а также созданию на уроке положительной психологической атмосферы.

 

Используемое оборудование: учебник Истоминой «Математика» 1 класс, мультимедиа проектор, ТПО, карточки с выражениями.

 

№ п/п

Название этапа

Описание содержания этапа

Формируемые универсальные учебные действия

В деятельности учителя

В деятельности учеников

1

Актуализация знаний. Формулирование темы

+ Начинаем урок математики. Желаю вам сделать на уроке новые, пусть небольшие открытия.

+ Посмотрите на доску.

6+2       7-1       3+4

5+1       8-2       2+7

+ Разделите записи на 2 группы.

+ Как называются записи в 1 столбике?

+ Вычислите.

+ Как называются числа при сложении?

+ Посмотрите на записи, которые остались. Можем ли назвать их суммами?

+ Почему.

+ Кто знает, а какое это действие?

+ Кто догадался, какую большую тему начнем сегодня изучать? (прикрепить карточку).

+ Прочитаем хором.

 

 

 

 

 

 

- Числовые выражения. Суммы.

 

- Первое слагаемое, второе слагаемое, значение суммы.

 

- Нет.

Познавательные: анализ и синтез информации, выделение признаков объектов.

Коммуникативные:

Высказывания детей.

Личностные: мотивация учебной деятельности.

2

Постановка учебной задачи.

+ Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? Какие задачи поставим? (прикрепить карточки с задачами).

+ Этому мы и будем учиться сегодня на уроке.

- Узнать, что такое вычитание (смысл действия).

- Как называются числа при вычитании.

- Учиться вычислять значения этих выражений на числовом луче.

Коммуникативные: высказывания детей.

Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка.

3

«Открытие» детьми нового знания.

Слайд №1. Задание 208

+ Что делают Маша и Миша?

+ Догадайтесь, что изображают красные круги?

+ Что же обозначают маленькие красные шары?

 

+ Что обозначают большие красные шары?

 

 

 

 

+ Почему маленькие круги зачеркнуты?

+ Что обозначает число 7 на рисунке?

+ Что обозначает число 3?

 

 

+ Действия Маши и Миши можно записать числовым выражением.

Слайд №2 (7-3)

+ Это выражение называется разность.

+ Какой знак?

+ Минус – знак действия вычитания.

+ Прочитайте. Вычислите.

+ Как называются числа при сложении?

 

 

+ Кто знает, как называются числа при вычитании?

+ Число, из которого вычитают, называется уменьшаемое. Число , которое вычитают – вычитаемое.

+ Вспомните, как называется результат сложения?

+ А как называется результат при вычитании?

+ Вычислите.

+ Как назвать эту запись?

+ Числовое равенство можно прочитать по разному.

Слайд №3.

7-3=4

- 7 минус 3 равно 4;

- из 7 вычесть 3 получим 4;

- 7 уменьшаемое, 3 вычитаемое, 4 значение разности;

- разность чисел 7 и 3 равна 4.

+ Что мы уже узнали?

 

 

 

 

 

+ Что еще осталось?

 

+ Где учились находить сумму?

+ Вычитание чисел также можно изобразить на числовом луче.

+ Откройте учебник на с.89. На первом числовом луче изображено наше равенство.

 

 

 

- Количество всего шаров.

- Ко-во шаров, которые Маша отдала Мише.

- Число шаров, которые остались, после того, как Маша отдала 3 шарика Мише.

- Их отдали.

 

- Кол-во шаров у Маши.

- Кол-во шаров, которые Маша отдала Мише.

 

 

 

 

 

 

- Минус.

 

 

 

- Первое слагаемое, второе слагаемое, значение суммы.

 

 

 

 

 

 

 

- Значение суммы.

 

- Значение разности.

 

- Равенство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Узнали, что такое вычитание (смысл действия) и как называются числа при вычитании.

- Научиться вычислять.

- На числовом луче.

 

 

 

 

Познавательные: анализ, обобщение, поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждения.

Регулятивные: волевая саморегуляция  – удержание задач урока.

Коммуникативные: высказывания детей.

 

 

4

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

+ Прочитайте задание внизу страницы 89.

+ Где будем выполнять?

 

+ Спрогнозируем, как вы справитесь с заданием на волшебных линеечках (на полях).

+ Выполните задание.

+ Проверим.

Слайд №4. (выражения)

+ Оцените на волшебной линеечке, как вы справились с заданием.

+ У кого прогноз совпал с результатом? У кого нет?

 

 

- В рабочих тетрадях.

 

 

 

 

 

 

(дети сравнивают с эталоном)

Регулятивные: волевая саморегуляция – удержание задач урока, контроль, коррекция и оценка.

Познавательные: анализ, обобщение, поиск и выделение информации.

5

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

+ Посмотрите на доску.

9-6     9-3     9-4

+ Чем похожи выражения? Чем отличаются? Обсудите в парах.

 

 

 

+ В каком выражении значение разности будет наибольшим? Наименьшим?

 

+ Выбери рисунок, который соответствует  каждому выражению. (соединяют выражение с картинкой) (аналогично выполняем задание 210 в учебнике)

 

 

- В этих выражениях одинаковое уменьшаемое, а вычитаемое разное.

- Чем больше число вычитаем, тем значение разности будет меньше.

- Здесь одинаковое вычитаемое.

- Чем больше уменьшаемое, тем больше значение разности.

Коммуникативные: умение эффективно распределять роли, договариваться и сообщать о результате работы в паре.

Познавательные: анализ, обобщение, поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждения.

6

Рефлексия деятельности

+ Вернемся к выражениям, с которыми работали в начале урока.

+ Вычислите.

+ Прочитайте по-разному.

+ Какую большую тему начали сегодня изучать?

+ Какие задачи ставили на урок?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ Удалось решить поставленные задачи?

+ Чему научились на уроке?

+ Где можно применить новые знания?

+ Чему нам еще предстоит научиться?

 

 

 

+ Оцените свою работу на уроке.

 

 

 

 

 

- Вычитание.

 

- Узнать, что такое вычитание (смысл действия).

- Как называются числа при вычитании.

- Учиться вычислять значения этих выражений на числовом луче.

- Да.

 

 

 

 

- Научиться вычитать любые большие числа без числового луча.

- Все понял, смогу помочь другому.

- Все понял.

- Понял, но нужна помощь.

- Ничего не понял.

Регулятивные: сопоставление цели и результата деятельности, самооценка деятельности, планирование переноса полученных сведений в использование в реальной жизни.

 

Приложение 1                        

                                                            

Презентация к уроку

 

1 слайд

2 слайд

 

Разность

47         -        3                    

                                                       =

   Уменьшаемое     Вычитаемое                  значение

                                                                       разности      

 

 

 

3 слайд         

7         -        3
4
 


                                                  =      

 

·         7 минус 3 равно 4.

·         Из 7 вычесть 3 получим 4.

·         7 – уменьшаемое, 3 – вычитаемое, 4 – значение разности.

·         Разность чисел 7 и 3 равна 4.

 

4 слайд

 

8 – 5 = 3

9 – 2 = 7

8 – 6 = 2