Урок математики в 4 классе «Письменное сложение и вычитание числовых значений массы»

  • doc
  • 16.04.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок математики. Письменное сложение и вычитание числовых значений массы. Технологическая карта.doc

Урок математики в 4 классе

 «Письменное сложение и вычитание числовых значений массы»

 

Учитель: Кузнецова Ирина Григорьевна

Частное учреждение образования «Средняя школа «Альтернатива» г.Минска

Тема урока

«Письменное сложение и вычитание числовых значений массы»

Тип урока:

урок усвоения новых знаний.

Цель:

познакомить с письменным сложением и вычитанием  числовых значений массы.

Задачи:

научить письменно складывать и вычитать числовые значения массы двумя способами;

развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; умения объективно оценивать результаты своей деятельности;

воспитывать самостоятельность, умение взаимодействовать и сотрудничать, осуществлять контроль и самоконтроль.

Методы

Формы работы

частично-поисковый, наглядный, словесный, методы контроля.

фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование

учебное пособие Муравьева, Г. Л. Математика. 4 класс: учеб. пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования: в 2 ч. / Г. Л. Муравьева, М. А. Урбан. — Минск: Нац. ин-т образования, 2021;

слова-опоры: письменно, сложение, вычитание, числовые значения, масса;

тема урока: «Письменное сложение и вычитание числовых значений массы»;

весы; карточки с надписью: грамм, килограмм, центнер, тонна; картинка с изображением машины и массой 2 т;

карточка «Математическое лото»;

алгоритм решения выражения 204 кг 347 г + 28 кг 45 г;

оценочные листы и звёзды;

карточки для осуществления рефлексии учащихся:

УРОК ПОЛЕЗЕН, ВСЁ ПОНЯТНО!
ЛИШЬ КОЕ-ЧТО ЧУТЬ-ЧУТЬ НЕЯСНО!
ЕЩЁ ПРИДЁТСЯ ПОТРУДИТЬСЯ!
ДА, ТРУДНО ВСЁ ТАКИ УЧИТЬСЯ!

ТСО: телевизор, компьютер. Презентация в программе Power Point; музыкальная композиция (Витас – «Потолок ледяной»).

 

 

 

 

 

 

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

I.                   Организационный этап.

Цель: обеспечить психологическую готовности класса к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть, хочу с вами познакомиться и поделиться новыми знаниями!

А пока помашите мне рукой, кто пришёл на урок математики.

- Хлопните один раз, кто сделал домашнее задание.

- Сядьте за свои рабочие места, кто знает какое сегодня число.

- Вижу, что я не ошиблась и пришла в нужный класс, здесь дружные и способные ребята! И сегодня вы в этом сами сможете убедиться!

Предлагаю написать на «Оценочном листе» своё имя, в тетради записать число и «Классная работа» (напоминаю о посадке за партой и расположением тетради на парте).

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Садятся за свои рабочие места, подписывают «Оценочный лист», пишут в тетради дату и «Классная работа».

               ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

1.

Домашнее задание

 

2.

Математическое лото

 

3.

Задание 1

 

4.

Задание 2

 

5.

Задача

 

 

                  Всего: ____баллов

 

II.                Проверка домашнего задания.

Цель: обеспечить проверку выполнения домашнего задания, повторение алгоритма письменного сложения и вычитания значений длины.

- Давайте познакомимся! Зовут меня Ирина Григорьевна! Я приехала из маленькой школы «Альтернатива», которая находится за столько километров от вашей школы, сколько вы получили при решении домашней задачи.

- У кого получился ответ 58 км, поставьте себе в оценочный лист цифру 1.

- Давайте проверим первый номер. Возьмите для этого простой карандаш. Я вам называю ответы, если ответ верный, ставьте возле него плюс (842 км 58 м; 123 дм 61 мм; 1 м 87 см; 23 км 975 м). У кого 4 плюса, добавьте к 1 баллу ещё 4.

Давайте подведём небольшой итог:

- Какие действия вы выполняли с числовыми значениями длины в домашнем задании?

- Вы это делали устно или письменно?

- Что вы получили в результате вычислений? (Числовые значения)

- Посмотрите на экран и поднимите руку, кто использовал для вычислений способ 1. А теперь поднимите руку, кто при вычислениях использовал способ 2.

- Кто готов помочь мне проговорить алгоритм письменного сложения и вычитания числовых значений длины первым способом?

- Все ваши знания, которые мы сейчас повторили, нам пригодятся, чтобы узнать тему и цель нашего сегодняшнего урока.

Проверяют правильность выполнения домашнего задания (самопроверка),

выставляют баллы,

проговаривают алгоритм письменного сложения и вычитания значений длины.

 

III.            Сообщение темы урока.

Цель: организовать совместную деятельность учителя и учащихся по формулированию темы и цели урока.

Показываю весы и предлагаю подумать, как они могут быть связаны с темой урока (Что это? Для чего они нужны?)

С помощью опорных слов и представленного предмета, предлагаю сформулировать тему и цель урока, подвожу итог (тема нашего урока: «Письменное сложение и вычитание числовых значений массы». Мы научимся письменно складывать и вычитать числовые значения массы двумя способами.

Как вы считаете пригодится ли нам умение складывать и отнимать числовые значения массы? Где мы можем увидеть точное измерение массы предметов? (В магазине, приготовление блюд по рецепту, взвешивание багажа в аэропорту, измерение массы тела людей и животных, измерение массы автомобиля, взвешивание крупногабаритного груза).

С помощью опорных слов и представленного предмета,

формулируют тему и цель урока.

Рассуждают на тему необходимости знаний, которые получат на уроке.

IV.             Этап всесторонней проверки знаний.

Цель: обеспечить актуализацию опорных знаний и умений, применение опорных знаний и умений на практике.

Давайте вспомним, какие единицы измерения массы вы знаете? Давайте начнём с самой маленькой. (Грамм, килограмм, центнер, тонна).

Результатом измерения массы является какое-то число – это число называют числовым значением массы или просто массой.

Например, масса автомобиля 2 тонны. 2 – это числовое значение массы.

Давайте вместе вспомним и запишем в тетрадь соотношения между единицами массы.

Работа в паре. Проверим, как вы умеете переводить большие единицы измерения массы в меньшие и наоборот через выполнение задания «Математическое лото», которое вы будете выполнять в паре со своим соседом.

6 км 20 м

1200 кг

1 дм 5 см

45 т

3 века

17 т

600 кг

1 неделя

9 т 8 ц

305 кг

100 лет

1100 г

1 ар

2 кг 030 г

1 км 90 м

2030 г переведите в кг и г

1 т и 200 кг в кг

3 ц 5 кг в кг

17000 кг в т

1 кг 100 г в г

6 ц в кг

98 ц в т и ц

450 ц в т

(Посмотрите, какая буква получилась из правильно обведённых ответов?) У кого буква О, добавьте балл в оценочный лист.

Вспоминают единицы измерения массы,

вспоминают и записывают соотношения между единицами массы,

выполняют задание на карточке «Математическое лото»,

выставляют баллы.

V.                Этап освоения новых знаний.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися учебного материала.

Работа в группе. Составление алгоритма сложения числовых значений массы в группах по аналогии с алгоритмом сложения числовых значений длины. Сверка с образцом (слайд в презентации) и последующим проговариванием алгоритма выполнения сложения числовых значений массы (перед работой в группах учащиеся проговаривают правила работы в группе). Обратить внимание на вторую строчку перевода единиц измерения из больших единиц в меньшие. После того, как учащиеся вернуться на свои места, проговорить алгоритм письменного сложения числовых значений массы первым способом?

Решение 1 и 3 примеров второго столбика вместе с учителем способом 2 на с.112, №1.

Давайте рассмотрим сложение числовых значений массы способом 2. Назовите, чем отличается второй способ от первого? (Не надо переводить большие единицы измерения в меньшие). Предлагаю решить 1 и 3 примеры второго столбика способом 2 с объяснением. Расскажите, что мне надо сделать, чтобы правильно решить выражение? Задаю наводящие и уточняющие вопросы:

- Надо переводить единицы массы в единицы одинаковых наименований или сразу записываем в столбик?

- Как надо расположить одинаковые разряды и единицы измерения массы? (Друг под другом, кг под кг, г под г).

- Что надо сделать во втором числе на месте недостающего разряда в первом примере? (Дописать 0).

Закончите вычисления 1 примера самостоятельно. Что у вас получилось? (Отвечает один из учащихся). Поднимите руку у кого такой же ответ (исправьте, если вы решили неверно).

Решение третьего примера осуществляется учителем под руководством учащихся.

Составляют последовательность решения выражения,

сигнализируют о выполнении задания знаком «Мы вместе».

Выполняют сложение числовых значений массы в тетради способом 2 вместе с учителем и самостоятельно,

самопроверка,

выставление баллов.

 

 

 

 

 

 

 

VI.             Этап закрепления новых знаний

Цель: установить правильность и осознанность усвоения изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию выявленных пробелов.

Самостоятельное решение выражений (учебник: с.112, задание 1, 2 столбик, 2 и 4 примеры).

Предлагаю учащимся решить оставшиеся выражения вторым способом. (Учащиеся, досрочно выполнившие задание, работают с выражениями первого столбика). Один из учащихся работает на обратной стороне доски. После выполнения задания, учащиеся осуществляют взаимопроверку и вносят в оценочный лист заработанные баллы (от 1 до 2).

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

1.                  Давайте рассмотрим способы вычислений, которые предложены в учебнике на с.112, в задании 2.

Что интересного замечаем в способе 1? (Надо переводить в наименьшие единицы измерение только первое числовое значение). Чем отличается способ 2 во втором номере от способа 1? (Необходимо перевести 6 кг в кг и г).

Давайте запишем и решим вместе третий пример из столбика 3. (Учитель работает на доске и записывает, что говорят ему учащиеся). Предлагает выполнить первый (второй) пример, любым из способов, который им больше всего понравился. Организовывает проверку с опорой на слайд в презентации).

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Решение задачи

По дороге к вам на урок я зашла в «Простор» и выписала краски для покраски своего класса столько, сколько в задаче на с.113, № 6. И теперь не знаю, смогу ли я её донести. Предлагаю решить задачу и помочь мне советом, как можно решить вопрос с доставкой.

Чтение и разбор задачи, самостоятельное решение задачи (запись первого действия способом 2). Советы учащихся о возможной доставке краски в школу. Проверка.

(Дополнительное задание. Придумайте выражение по теме «Сложение и вычитание числовых значений массы» для ребят моей школы)

Самостоятельно решают выражения и задачу,  

осуществляют взаимопроверку и самопроверку,

выставляют баллы.

 

VII.          Домашнее задание

Цель: создавать условия для успешного выполнения домашнего задания.

Учитель информирует учащихся о домашнем задании. Интересуется, смогут ли они выполнить письменное сложение и вычитание числовых значений массы на с.113, №1. Уточняет, что задание можно выполнить любым из способов, которые находятся на с. 112 учебного пособия.

Получают информацию о домашнее задании.

VIII.       Подведение итогов урока

Цель: обеспечить подведение итогов урока учащими

Давайте вспомним, какая цель была у нас сегодня на уроке. (Учились складывать и отнимать числовые значения массы двумя способами). Достигли ли мы поставленной цели?

Называют цель урока и результат её достижения.

IX.             Рефлексия

Цель: обеспечить оценку учащимися результатов своей деятельности.

Учитель предлагает учащимся осуществить самоанализ своей деятельности с опорой на выставленные баллы, оценить степень понимания учебного материала.

Возьмите свой оценочный лист и посчитайте количество заработанных баллов. Встаньте те, у кого 10 или 9 баллов. Вы молодцы! Встаньте те, у кого 8 или 7 баллов. Какие задания у вас вызвали затруднения? ... Встаньте те, у кого 6 и меньше баллов. Над чем вам надо ещё поработать?

Я благодарю вас за работу! И предлагаю зажечь на вашей доске звёзды!

УРОК ПОЛЕЗЕН, ВСЁ ПОНЯТНО!
ЛИШЬ КОЕ-ЧТО ЧУТЬ-ЧУТЬ НЕЯСНО!
ЕЩЁ ПРИДЁТСЯ ПОТРУДИТЬСЯ!
ДА, ТРУДНО ВСЁ ТАКИ УЧИТЬСЯ!

Выполняют самоанализ своей деятельности и оценивают свою работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Имя учащегося

        ___________________

 

         ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

1.

Домашнее задание

 

2.

Математическое лото

 

3.

Задание 1

 

4.

Задание 2

 

5.

Задача

 

            

              Всего: ____баллов

 

              Имя учащегося

        ___________________

 

         ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

1.

Домашнее задание

 

2.

Математическое лото

 

3.

Задание 1

 

4.

Задание 2

 

5.

Задача

 

             

               Всего: ____баллов

 

             Имя учащегося

        ___________________

 

         ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

1.

Домашнее задание

 

2.

Математическое лото

 

3.

Задание 1

 

4.

Задание 2

 

5.

Задача

 

              

              Всего: ____баллов

 

                  Имя учащегося

        ___________________

 

         ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

1.

Домашнее задание

 

2.

Математическое лото

 

3.

Задание 1

 

4.

Задание 2

 

5.

Задача

 

             

           Всего: ____баллов

 

              Имя учащегося

        ___________________

 

         ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

1.

Домашнее задание

 

2.

Математическое лото

 

3.

Задание 1

 

4.

Задание 2

 

5.

Задача

 

             

              Всего: ____баллов

 

             Имя учащегося

        ___________________

 

         ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

1.

Домашнее задание

 

2.

Математическое лото

 

3.

Задание 1

 

4.

Задание 2

 

5.

Задача

 

             

               Всего: ____баллов

 

 

 

6 км 20 м

1200 кг

1 дм 5 см

45 т

3 века

17 т

600 кг

1 неделя

9 т 8 ц

305 кг

100 лет

1100 г

1 ар

2 кг 030 г

1 км 90 м

 

 

 

 

 

 

 

 

6 км 20 м

1200 кг

1 дм 5 см

6 км 20 м

1200 кг

1 дм 5 см

45 т

3 века

17 т

45 т

3 века

17 т

600 кг

1 неделя

9 т 8 ц

600 кг

1 неделя

9 т 8 ц

305 кг

100 лет

1100 г

305 кг

100 лет

1100 г

1 ар

2 кг 030 г

1 км 90 м

1 ар

2 кг 030 г

1 км 90 м

6 км 20 м

1200 кг

1 дм 5 см

6 км 20 м

1200 кг

1 дм 5 см

45 т

3 века

17 т

45 т

3 века

17 т

600 кг

1 неделя

9 т 8 ц

600 кг

1 неделя

9 т 8 ц

305 кг

100 лет

1100 г

305 кг

100 лет

1100 г

1 ар

2 кг 030 г

1 км 90 м

1 ар

2 кг 030 г

1 км 90 м

6 км 20 м

1200 кг

1 дм 5 см

6 км 20 м

1200 кг

1 дм 5 см

45 т

3 века

17 т

45 т

3 века

17 т

600 кг

1 неделя

9 т 8 ц

600 кг

1 неделя

9 т 8 ц

305 кг

100 лет

1100 г

305 кг

100 лет

1100 г

1 ар

2 кг 030 г

1 км 90 м

1 ар

2 кг 030 г

1 км 90 м

 

 

 

 

 

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО

 

 

 

 

 

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО

 

 

 

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО

 

 

 

 

 

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО