Урок математики в 4 классе
«Письменное сложение и вычитание числовых значений массы»
Учитель: Кузнецова Ирина Григорьевна
Частное учреждение образования «Средняя школа «Альтернатива» г.Минска
Тема урока |
«Письменное сложение и вычитание числовых значений массы» |
Тип урока: |
урок усвоения новых знаний. |
Цель: |
познакомить с письменным сложением и вычитанием числовых значений массы. |
Задачи: |
научить письменно складывать и вычитать числовые значения массы двумя способами; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; умения объективно оценивать результаты своей деятельности; воспитывать самостоятельность, умение взаимодействовать и сотрудничать, осуществлять контроль и самоконтроль. |
Методы Формы работы |
частично-поисковый, наглядный, словесный, методы контроля. фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. |
Оборудование |
учебное пособие Муравьева, Г. Л. Математика. 4 класс: учеб. пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования: в 2 ч. / Г. Л. Муравьева, М. А. Урбан. — Минск: Нац. ин-т образования, 2021; слова-опоры: письменно, сложение, вычитание, числовые значения, масса; тема урока: «Письменное сложение и вычитание числовых значений массы»; весы; карточки с надписью: грамм, килограмм, центнер, тонна; картинка с изображением машины и массой 2 т; карточка «Математическое лото»; алгоритм решения выражения 204 кг 347 г + 28 кг 45 г; оценочные листы и звёзды; карточки для осуществления рефлексии учащихся: УРОК ПОЛЕЗЕН, ВСЁ ПОНЯТНО! ТСО: телевизор, компьютер. Презентация в программе Power Point; музыкальная композиция (Витас – «Потолок ледяной»). |
Содержание этапа |
||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||
1 |
2 |
|||||||||||||||
I. Организационный этап. Цель: обеспечить психологическую готовности класса к уроку. |
||||||||||||||||
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть, хочу с вами познакомиться и поделиться новыми знаниями! А пока помашите мне рукой, кто пришёл на урок математики. - Хлопните один раз, кто сделал домашнее задание. - Сядьте за свои рабочие места, кто знает какое сегодня число. - Вижу, что я не ошиблась и пришла в нужный класс, здесь дружные и способные ребята! И сегодня вы в этом сами сможете убедиться! Предлагаю написать на «Оценочном листе» своё имя, в тетради записать число и «Классная работа» (напоминаю о посадке за партой и расположением тетради на парте). |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Садятся за свои рабочие места, подписывают «Оценочный лист», пишут в тетради дату и «Классная работа». ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Всего: ____баллов
|
|||||||||||||||
II. Проверка домашнего задания. Цель: обеспечить проверку выполнения домашнего задания, повторение алгоритма письменного сложения и вычитания значений длины. |
||||||||||||||||
- Давайте познакомимся! Зовут меня Ирина Григорьевна! Я приехала из маленькой школы «Альтернатива», которая находится за столько километров от вашей школы, сколько вы получили при решении домашней задачи. - У кого получился ответ 58 км, поставьте себе в оценочный лист цифру 1. - Давайте проверим первый номер. Возьмите для этого простой карандаш. Я вам называю ответы, если ответ верный, ставьте возле него плюс (842 км 58 м; 123 дм 61 мм; 1 м 87 см; 23 км 975 м). У кого 4 плюса, добавьте к 1 баллу ещё 4. Давайте подведём небольшой итог: - Какие действия вы выполняли с числовыми значениями длины в домашнем задании? - Вы это делали устно или письменно? - Что вы получили в результате вычислений? (Числовые значения) - Посмотрите на экран и поднимите руку, кто использовал для вычислений способ 1. А теперь поднимите руку, кто при вычислениях использовал способ 2. - Кто готов помочь мне проговорить алгоритм письменного сложения и вычитания числовых значений длины первым способом? - Все ваши знания, которые мы сейчас повторили, нам пригодятся, чтобы узнать тему и цель нашего сегодняшнего урока. |
Проверяют правильность выполнения домашнего задания (самопроверка), выставляют баллы, проговаривают алгоритм письменного сложения и вычитания значений длины.
|
|||||||||||||||
III. Сообщение темы урока. Цель: организовать совместную деятельность учителя и учащихся по формулированию темы и цели урока. |
||||||||||||||||
Показываю весы и предлагаю подумать, как они могут быть связаны с темой урока (Что это? Для чего они нужны?) С помощью опорных слов и представленного предмета, предлагаю сформулировать тему и цель урока, подвожу итог (тема нашего урока: «Письменное сложение и вычитание числовых значений массы». Мы научимся письменно складывать и вычитать числовые значения массы двумя способами. Как вы считаете пригодится ли нам умение складывать и отнимать числовые значения массы? Где мы можем увидеть точное измерение массы предметов? (В магазине, приготовление блюд по рецепту, взвешивание багажа в аэропорту, измерение массы тела людей и животных, измерение массы автомобиля, взвешивание крупногабаритного груза). |
С помощью опорных слов и представленного предмета, формулируют тему и цель урока. Рассуждают на тему необходимости знаний, которые получат на уроке. |
|||||||||||||||
IV. Этап всесторонней проверки знаний. Цель: обеспечить актуализацию опорных знаний и умений, применение опорных знаний и умений на практике. |
||||||||||||||||
Давайте вспомним, какие единицы измерения массы вы знаете? Давайте начнём с самой маленькой. (Грамм, килограмм, центнер, тонна). Результатом измерения массы является какое-то число – это число называют числовым значением массы или просто массой. Например, масса автомобиля 2 тонны. 2 – это числовое значение массы. Давайте вместе вспомним и запишем в тетрадь соотношения между единицами массы. Работа в паре. Проверим, как вы умеете переводить большие единицы измерения массы в меньшие и наоборот через выполнение задания «Математическое лото», которое вы будете выполнять в паре со своим соседом.
2030 г переведите в кг и г 1 т и 200 кг в кг 3 ц 5 кг в кг 17000 кг в т 1 кг 100 г в г 6 ц в кг 98 ц в т и ц 450 ц в т (Посмотрите, какая буква получилась из правильно обведённых ответов?) У кого буква О, добавьте балл в оценочный лист. |
Вспоминают единицы измерения массы, вспоминают и записывают соотношения между единицами массы, выполняют задание на карточке «Математическое лото», выставляют баллы. |
|||||||||||||||
V. Этап освоения новых знаний. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися учебного материала. |
||||||||||||||||
Работа в группе. Составление алгоритма сложения числовых значений массы в группах по аналогии с алгоритмом сложения числовых значений длины. Сверка с образцом (слайд в презентации) и последующим проговариванием алгоритма выполнения сложения числовых значений массы (перед работой в группах учащиеся проговаривают правила работы в группе). Обратить внимание на вторую строчку перевода единиц измерения из больших единиц в меньшие. После того, как учащиеся вернуться на свои места, проговорить алгоритм письменного сложения числовых значений массы первым способом? Решение 1 и 3 примеров второго столбика вместе с учителем способом 2 на с.112, №1. Давайте рассмотрим сложение числовых значений массы способом 2. Назовите, чем отличается второй способ от первого? (Не надо переводить большие единицы измерения в меньшие). Предлагаю решить 1 и 3 примеры второго столбика способом 2 с объяснением. Расскажите, что мне надо сделать, чтобы правильно решить выражение? Задаю наводящие и уточняющие вопросы: - Надо переводить единицы массы в единицы одинаковых наименований или сразу записываем в столбик? - Как надо расположить одинаковые разряды и единицы измерения массы? (Друг под другом, кг под кг, г под г). - Что надо сделать во втором числе на месте недостающего разряда в первом примере? (Дописать 0). Закончите вычисления 1 примера самостоятельно. Что у вас получилось? (Отвечает один из учащихся). Поднимите руку у кого такой же ответ (исправьте, если вы решили неверно). Решение третьего примера осуществляется учителем под руководством учащихся. |
Составляют последовательность решения выражения, сигнализируют о выполнении задания знаком «Мы вместе». Выполняют сложение числовых значений массы в тетради способом 2 вместе с учителем и самостоятельно, самопроверка, выставление баллов.
|
|||||||||||||||
VI. Этап закрепления новых знаний Цель: установить правильность и осознанность усвоения изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию выявленных пробелов. |
||||||||||||||||
Самостоятельное решение выражений (учебник: с.112, задание 1, 2 столбик, 2 и 4 примеры). Предлагаю учащимся решить оставшиеся выражения вторым способом. (Учащиеся, досрочно выполнившие задание, работают с выражениями первого столбика). Один из учащихся работает на обратной стороне доски. После выполнения задания, учащиеся осуществляют взаимопроверку и вносят в оценочный лист заработанные баллы (от 1 до 2). ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ 1. Давайте рассмотрим способы вычислений, которые предложены в учебнике на с.112, в задании 2. Что интересного замечаем в способе 1? (Надо переводить в наименьшие единицы измерение только первое числовое значение). Чем отличается способ 2 во втором номере от способа 1? (Необходимо перевести 6 кг в кг и г). Давайте запишем и решим вместе третий пример из столбика 3. (Учитель работает на доске и записывает, что говорят ему учащиеся). Предлагает выполнить первый (второй) пример, любым из способов, который им больше всего понравился. Организовывает проверку с опорой на слайд в презентации). ДВИГАТЕЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Решение задачи По дороге к вам на урок я зашла в «Простор» и выписала краски для покраски своего класса столько, сколько в задаче на с.113, № 6. И теперь не знаю, смогу ли я её донести. Предлагаю решить задачу и помочь мне советом, как можно решить вопрос с доставкой. Чтение и разбор задачи, самостоятельное решение задачи (запись первого действия способом 2). Советы учащихся о возможной доставке краски в школу. Проверка. (Дополнительное задание. Придумайте выражение по теме «Сложение и вычитание числовых значений массы» для ребят моей школы) |
Самостоятельно решают выражения и задачу, осуществляют взаимопроверку и самопроверку, выставляют баллы.
|
|||||||||||||||
VII. Домашнее задание Цель: создавать условия для успешного выполнения домашнего задания. |
||||||||||||||||
Учитель информирует учащихся о домашнем задании. Интересуется, смогут ли они выполнить письменное сложение и вычитание числовых значений массы на с.113, №1. Уточняет, что задание можно выполнить любым из способов, которые находятся на с. 112 учебного пособия. |
Получают информацию о домашнее задании. |
|||||||||||||||
VIII. Подведение итогов урока Цель: обеспечить подведение итогов урока учащими |
||||||||||||||||
Давайте вспомним, какая цель была у нас сегодня на уроке. (Учились складывать и отнимать числовые значения массы двумя способами). Достигли ли мы поставленной цели? |
Называют цель урока и результат её достижения. |
|||||||||||||||
IX. Рефлексия Цель: обеспечить оценку учащимися результатов своей деятельности. |
||||||||||||||||
Учитель предлагает учащимся осуществить самоанализ своей деятельности с опорой на выставленные баллы, оценить степень понимания учебного материала. Возьмите свой оценочный лист и посчитайте количество заработанных баллов. Встаньте те, у кого 10 или 9 баллов. Вы молодцы! Встаньте те, у кого 8 или 7 баллов. Какие задания у вас вызвали затруднения? ... Встаньте те, у кого 6 и меньше баллов. Над чем вам надо ещё поработать? Я благодарю вас за работу! И предлагаю зажечь на вашей доске звёзды! УРОК ПОЛЕЗЕН, ВСЁ ПОНЯТНО! |
Выполняют самоанализ своей деятельности и оценивают свою работу на уроке. |
Имя учащегося ___________________
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Всего: ____баллов
|
Имя учащегося ___________________
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Всего: ____баллов
|
Имя учащегося ___________________
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Всего: ____баллов
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Имя учащегося ___________________
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Всего: ____баллов
|
Имя учащегося ___________________
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Всего: ____баллов
|
Имя учащегося ___________________
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Всего: ____баллов
|
6 км 20 м |
1200 кг |
1 дм 5 см |
45 т |
3 века |
17 т |
600 кг |
1 неделя |
9 т 8 ц |
305 кг |
100 лет |
1100 г |
1 ар |
2 кг 030 г |
1 км 90 м |
6 км 20 м |
1200 кг |
1 дм 5 см |
6 км 20 м |
1200 кг |
1 дм 5 см |
45 т |
3 века |
17 т |
45 т |
3 века |
17 т |
600 кг |
1 неделя |
9 т 8 ц |
600 кг |
1 неделя |
9 т 8 ц |
305 кг |
100 лет |
1100 г |
305 кг |
100 лет |
1100 г |
1 ар |
2 кг 030 г |
1 км 90 м |
1 ар |
2 кг 030 г |
1 км 90 м |
6 км 20 м |
1200 кг |
1 дм 5 см |
6 км 20 м |
1200 кг |
1 дм 5 см |
45 т |
3 века |
17 т |
45 т |
3 века |
17 т |
600 кг |
1 неделя |
9 т 8 ц |
600 кг |
1 неделя |
9 т 8 ц |
305 кг |
100 лет |
1100 г |
305 кг |
100 лет |
1100 г |
1 ар |
2 кг 030 г |
1 км 90 м |
1 ар |
2 кг 030 г |
1 км 90 м |
6 км 20 м |
1200 кг |
1 дм 5 см |
6 км 20 м |
1200 кг |
1 дм 5 см |
45 т |
3 века |
17 т |
45 т |
3 века |
17 т |
600 кг |
1 неделя |
9 т 8 ц |
600 кг |
1 неделя |
9 т 8 ц |
305 кг |
100 лет |
1100 г |
305 кг |
100 лет |
1100 г |
1 ар |
2 кг 030 г |
1 км 90 м |
1 ар |
2 кг 030 г |
1 км 90 м |
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО
|
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО
|
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО
|
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.