Ход урока
1.Орг.момент.
I Эмоциональный настрой.
-Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету скажу вам, будет интересно!
-Я рад видеть каждого из вас, и пускай уж осень прохладой в окна дышит.
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит
-Дети повернитесь друг к другу, подарите улыбку, пожелайте удачи и хорошей работы!
-Ведь когда ты счастлив, у тебя все получается. Желаю всем удачи!
2.Устный счет.
Дети выходят и говорят задания:
· Даша: Я хожу на секциюв субботу, которая начинается в 10 утра. На утренние сборы и на дорогу мне нужно 50 минут. Во сколько я должна встать? (в 9.10)
· Кирилл: Я могу на правой ноге набить мяч 15 раз, а вот на левой ноге забыл это количество, но знаю, что на двух ногах сумма ударов равна 27. Какое же количество я набиваю мяч на левой ноге? (12)
· Света : Моя линейка имеет длину 20 см, а в нашем классе есть метровая линейка. На сколько см метровая линейка длиннее? Во сколько раз моя линейка короче метровой? (на 80см; в 5 раз)
· Таня: Мне 9 лет, а моему брату 14 лет, на сколько лет мой брат меня будет старше, через 5 лет? (на 6 лет)
· Миша: Площадь этой стены класса равна 18 кв.м, а площадь классной доски 1/6 от площади стены. Чему равна площадь доски? (3 кв.м)
· Полина: Людмила Васильевна в среднем тратит на проверку одной тетради 2 мин. Ей надо поверить 30 тетрадей по математике и 30 тетрадей по русскому языку. Сколько минут ей нужно для проверки двух стопок тетрадей? (120 мин. или 2 часа)
- Для того чтобы хорошо выполнять вычисления в задаче, нужен хороший счет. Потренируемся в сете внетабличного умножения и деления.
Сарбонки. (Дети работают в парах)
3.Самоопределение к деятельности.
- Вы очень хорошо поработали, и вот вам награда. Мы посмотрим мультфильм «Жадный богач». Смотрим внимательно, после просмотра вы должны будете ответить на вопросы.
4.Определение темы урока.
- Посмотрев мультфильм, вы можете предположить, кого называют скорняком?
- Правильно, это мастер по выделке мехов, он также занимается изготовлением и ремонтом изделий из меха и кожи.
- Какая цель стояла перед скорняком?
- Достиг ли он своей цели?
- Почему богач остался недоволен?
- В чём ошибка богача? (Он неправильно сделал расчет)
- Так с чем не был знаком богач? (С расчетами)
- Это и будет темой нашего урока: «Задачи – расчеты»
Прикрепить тему на доске.
- Сформулируем цель, познакомимся … (С задачами – расчетами, которые используются в повседневной жизни человека)
- Сегодня мы с вами не просто познакомимся с задачами – расчетами, но и подготовим проект с такими задачами.
- Каждому человеку ежедневно приходится решать практические задачи. Например, надо рассчитать, когда выехать из дома на вокзал, чтобы не опоздать на поезд и не очень долго ждать начала посадки. Часто приходится рассчитывать, что выбрать в буфете на обед, чтобы хватило тех денег, которые имеются. Портниха решает задачу, как скроить и сшить ту или иную вещь, чтобы материала хватило, и не было лишних обрезков. И вы выполните правильные расчеты, чтобы не попасть впросак как главный герой мультфильма «Жадный богач».
5.Работа по теме урока.
Решение задачи.
- Все вы выполняете домашнее задание и рассчитываете свое время, что бы успеть его выполнить.
- Прочитайте про себя. Вслух.
На слайде. В понедельник Лизе задали примеры, на решение которых она потратила 13 минут, 2 задачи, которые она решала по 10 минут каждую. Но тут позвонила подружка Даша. С ней она проболтала по телефону, и чуть не забыла выполнить задание по русскому языку, на которое она потратила ещё 12 минут. Да ещё и почитать стихотворение надо. На это ушло 15 минут. Когда Лиза посчитала время, затраченное на приготовление уроков у нее получилось, что уроки она делала 1 час 5 минут. Помогите рассчитать девочке, на сколько минут она отвлеклась?
- Выполним расчет. (Один ученик у доски, все – в тетрадях)
1) 10 * 2 = 20 (мин) – на решение задач
2) 13 + 20 + 12 + 15 = 60 (мин) – на выполнение д.з
3) 65 – 60 = 5 (мин) – отвлеклась
- Расчет, чего мы выполнили? (Расчет времени – прикрепить карточку к проекту)
- Что нужно, чтобы успеть выполнить дом. задание?
Физ.мин.
Раменский наш город
День стоял веселый –
Мы шагали в школу (движения по тексту)
Утром в сентябре.
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
Самостоятельное решение задач
- Вас иногда родители просят сходить в магазин и сделать определенную покупку. Для этого тоже нужно уметь проводить денежные расчеты. Самостоятельно запишите расчеты. (Один ученик работает с обратной стороны доски)
Слайды:
· У меня есть 100 рублей. В буфете я купил коржик и сок. Сколько сдачи мне должны дать? (100 – 30 – 15 = 55 руб.)
· Продавец за два апельсина мне посчитал 47 руб. 80 коп. Я оплатил покупку 50 рублёвой купюрой. Сколько сдачи мне должны дать? (2 руб. 20 коп.)
· Я купил 2 йогурта и хлеб. Хватит ли мне купить одну шоколадку, если у меня 100 рублей? (22 * 2 + 33 = 77 руб. Не хватит)
· Я с мамой и папой отправляемся на дачу по субботам на маршрутном такси. Билет до дачного поселка на одного человека стоит 32 рубля. Хватит ли нам 100 рублей? (32 * 3 = 96 руб.)
· Для пенала мне нужно купить 2 простых карандаша и ластик. Сколько для этого мне нужно взять денежных средств? (17 * 2 + 30 = 64 руб.)
- Выполним самопроверку.
- Расчет, чего мы выполнили? (Расчет денежных средств– прикрепить карточку к проекту)
- Что нужно уметь, чтобы выполнить правильно операцию с денежными средствами?
6.Самостоятельная работа над проектами.
- Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа получает задание, все вместе мы составим проект «Задачи расчеты». На доске: «Задача «Украшение класса», «Расчет пирога», «Расчет скворечника», Задача «Мой путь».
Задача «Украшение класса».
К празднику для украшения класса дети хотят изготовить 4 гирлянды из одинаковых фонариков. Они планируют на каждой гирлянде поместить по 9 фонариков и знают, что из одного листа цветной бумаги получается 2 фонарика. Хватит ли им на изготовление 16 листов бумаги?
1) 4 * 9 = 36 (ф.) – надо изготовить на 4 гирлянды
2) 16 * 2 = 32 (ф.) – получится из 16 листов
Ответ: не хватит.
- Расчет, чего мы выполнили? (Расчет количества– прикрепить карточку к проекту)
Задача «Расчет пирога»
Выяснить, что выгоднее купить или испечь пирог дома. Готовый в магазине пирог стоит 150 рублей.
Для приготовления пирога в домашних условиях потребуется:
МУКА – 250 г - 20 руб.
МОЛОКО – 200 мл – 15 руб.
МАСЛО СЛИВОЧНОЕ – 30 руб.
ЯЙЦА- 3 шт. – по 6 руб.
ЯБЛОЧНАЯ НАЧИНКА – 200г - 20 руб.
1) 6 * 3 = 18 (руб) – стоимость яиц
2) 20 + 15 + 30 + 18 + 20 = 103 (руб) – стоимость домашнего пирога
Ответ: выгоднее испечь домашний пирог.
- Расчет, чего мы выполнили? (Расчет денежных средств)
Задача «Расчет скворечника»
Папа с сыном хотят построить скворечник. Рассчитать, хватит ли площади доски для постройки скворечника? Рассмотрите чертеж.
1) 6 * 5 = 30 (кв.дм) – площадь доски
2) 2 * 2 * 6 = 24 (кв.дм) – площадь развертки
Ответ: хватит площади доски.
- Расчет, чего мы выполнили? (Расчет площади– прикрепить карточку к проекту)
Задача «Мой путь»
Аня живет на краю села, а её сестра Лена живёт на другом краю села. Рассчитайте кратчайший путь от А до Л.
1) 30 + 5 + 4 + 29 = 68 (м)
2) 30 + 5 + 31 = 66 (м)
3) 31 + 30 + 29 = 90 (м)
Ответ: самый короткий путь: А – С – К – Л = 66 м.
- Расчет, чего мы выполнили? (Расчет пути– прикрепить карточку к проекту)
Защита своих расчетов.
- Почему важно рассчитывать прежде, чем взяться за какое-нибудь дело?
- Т.е., чтобы знать получится у меня это дело или нет, надо уметь выполнять правильно расчеты площади, денежных средств, времени, количества, единиц длины…
- Вы, молодцы, очень хорошо работали на уроке.
7. Итог. Рефлексия.
- Мы с вами получили проект «Задачи – расчеты».
Слайд:
- Назовите. Сегодня на уроке мы…
У – учились …
Р – рассчитывали …
О - объяснили, что …
К – как мы сегодня работали?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.