Открытый урок математики в 5-м классе
Учитель: Наумова Наталья Владимировна
Класс: 5-й
Тема урока: Решение задач практического содержания
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков
Используемая технология: системно – деятельностного подхода.
Цель урока: формирование функциональной грамотности школьников
Задачи урока:
Образовательная:
· формировать функциональную грамотность школьников
· повторить и обобщить свойства действий с натуральными числами
· продолжить работу над развитием вычислительных навыков
Воспитательная:
· добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи;
· способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;
· способствовать формированию значимых качеств личности (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, бережливость, экономность, предприимчивость, самостоятельность) в принятии решений через решение задач.
Развивающая:
· развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.
Познавательные УУД:
- уметь искать информацию в задачниках, интернете, ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
– уметь слушать и слышать, уметь работать в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь решать задачи с практическим содержанием
Метапредметные:
• уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,
• уметь анализировать задачу,
• уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
Оборудование урока:
1. Карточки-задания, карточки самооценки.
2. Ноутбук
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (5 мин.)
У: - Здравствуйте. Рада видеть вас на уроке.
- Все ли готовы к уроку?
(Слайд 1).
- Прочитайте высказывание: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» Д.Пойа
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке перед собой?
- Мы сегодня будем решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами. Запишем число, классная работа в тетрадь. (Слайд 2)
(Слайд 3)
- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:
«2» - если справился с задачей без затруднений
«1» - если справился с задачей, но возникли сложности
«0» - если не справился с задачей
В конце урока подведите итог своей работе, суммируя баллы каждого этапа. Шкала оценивания поможет вам с выставлением оценки за урок.
2. Актуализация знаний. Устный счет. (4 мин.)
- Сейчас, ребята, у нас устный счет, но не просто, а в виде задач, с которыми мы с вами встречаемся в реальной жизни. Ваша задача – записывать ответы в тетрадь.
№1. Сколько семья заплатит за расход 3м3 воды, если 1м3 воды стоит 60 рублей? (180 р.)
№2. В октябре семья заплатила за телефон 500 рублей. Какую сумму она еще заплатит до конца этого года? (1000 руб. за ноябрь и декабрь)
№3. Расход бензина на трассе у автомобиля «Лада - Веста» 7 литров на 100 км. Сколько расходуется бензина при проезде 300 км? (21 л).
№4. Школе необходимо 3600 рублей на переоснащение кабинета математики. Спонсоры оказали помощь в размере 2700 рублей. Какую сумму осталось оплатить школе? (900 руб.);
№5. Билет в театр стоит 500 рублей. В семье 4 человека. В какую сумму обойдется семье посещение театра? (2000 руб.)
- Какие действия вы выполняли при решении задач? С какими числами работали?
(Проверка – ответы на слайде (Слайд 4).
Подведение итогов устной работы, оценивают себя и фиксируют результаты в лист самооценки (Слайд 5).
3. Применение знаний, умений и навыков по теме (25 мин.)
1) - Вы знаете, на что тратиться большая часть семейного бюджета? (учащиеся высказывают свои предположения). Оказывается, большая часть семейного бюджета идет на оплату коммунальных услуг.
На слайде – квитанция (Слайд 6).
- Вы знаете, что это такое? (ответы детей)
Почтальон принес квитанцию по оплате электроэнергии. Используя данные, посчитайте сумму, которую надо заплатить за электричество.
Показания счетчика |
Расход электроэнергии (квт.ч) |
Тариф (р) |
Сумма к оплате (р) |
|
Текущее |
Предыдущее |
|||
9646 |
9428 |
|
3 р 50 коп. |
|
- Ваши предложения по решению задачи. Что надо узнать сначала? (расход э/энергии) Как это узнать? (9646 – 9428 =218 квт.ч)
- Что узнаем 2-м действием? (Сколько надо заплатить) Каким действием найдем? (218 * 350 = 76300 коп. = 763 руб.)
1 ученик записывает решение на доске.
2) - Сегодня вы пойдете в школьную столовую, с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню: (Слайд 7)
Первые блюда |
Борщ |
25 рублей |
Суп куриный |
32 рублей |
|
Суп овощной |
22 рубля |
|
Вторые блюда |
Котлета куриная с макаронами |
50 рублей |
Овощное рагу |
40 рублей |
|
Плов |
58 рублей |
|
Напитки |
Компот |
12 рублей |
Морс |
15 рублей |
|
Сок |
20 рублей |
Выберите обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который можете оплатить. В ответе укажи названия блюд и стоимость обеда.
Проверка - Слайд 8
Подведение итогов решения задач (3-4 человека у доски, разные решения), оценивают себя и фиксируют результаты в лист самооценки (Слайд 9).
Физкультминутка (1 мин)
3) - Ребята, вы знаете, что в конце учебного года нам предстоит принять участие во Всероссийской проверочной работе по математике, и сейчас мы с вами будем упражняться в решении некоторых задач (Слайд 10).
Оператор сотовой связи предлагает тарифные планы с предоплатой. Какова наименьшая стоимость одной минуты разговора? Ответ дайте в рублях.
Тарифный план |
Количество
минут |
Стоимость за месяц |
Цена за 1 минуту разговора |
«Лёгкий» |
200 |
200 руб. |
|
«Деловой» |
450 |
900 руб. |
|
«Удобный» |
600 |
1800 руб. |
|
- Узнайте цену 1 минуты каждого из трех тарифных планов.
1) 200: 200 = 1 руб. – цена за 1 мин. тарифа «Легкий»
2) 900 : 450 = 2 руб. – цена за 1 мин. тарифа «Деловой»
3) 1800 : 600 – 3 руб. – цена за 1 мин. тарифа «Удобный»
Ответ: наименьшая цена за 1 мин. в тарифе «Легкий»
Подведение итогов решения задач, оценивают себя и фиксируют результаты в лист самооценки (Слайд 11).
4) Еще решим одну задачу из открытого банка заданий или из сборника ОГЭ, задачи практического содержания. Данную задачу переделала по сюжету сказки С.Михалкова «Три поросенка» (Слайд 12).
«Загородный участок Наф-Нафа имеет вид прямоугольника шириной 12 м, длиной 20 м. На территории имеется жилой дом. Размеры дома 6м х 4м. Составьте план участка, найдите площадь участка.
Решение задачи, оценивание и фиксация результатов в лист самооценки (Слайд 13).
7. Кoнтpoль усвoения, oбсуждение дoпущенных oшибoк и их кoppекция. Рефлексия. (3 мин.)
- Давайте oбсудим: какие задачи вызвали у вас затpуднения и пoчему?
(Учащиеся анализиpуют свoю pабoту, выpажают вслух свoи затpуднения и oбсуждают пpавильнoсть pешения задач.)
- Успешно ли для вас прошел урок? Что интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, удалось ли нам решить учебную задачу?
С каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются. Я уверена, что вы справитесь с любой жизненной задачей.
В карточке отметьте, на сколько полезен был сегодняшний урок.
- Я благодарю вас за работу
Сoбиpаются каpтoчки самooценивания и выставляются oценки за pабoту на уpoке.
Каpтoчка самooценивания Ф. И. _____________________________________
Система oценивания:
"2" - спpавился с задачей без затpуднений "0" - не спpавился с задачей
"1" - спpавился с задачей, нo вoзникали слoжнoсти
№ задания |
Задание |
Оценка |
1 |
Устный счет |
|
2 |
Решение задачи (э/энергия) |
|
3 |
Решение задачи (школьный обед) |
|
4 |
Решение задачи (тарифный план) |
|
5 |
Площадь участка |
|
|
Итoгo: моя oценка за уpoк |
|
Каpтoчка самooценивания Ф. И. _____________________________________
Система oценивания:
"2" - спpавился с задачей без затpуднений "0" - не спpавился с задачей
"1" - спpавился с задачей, нo вoзникали слoжнoсти
№ задания |
Задание |
Оценка |
1 |
Устный счет |
|
2 |
Решение задачи (э/энергия) |
|
3 |
Решение задачи (школьный обед) |
|
4 |
Решение задачи (тарифный план) |
|
5 |
Площадь участка |
|
|
Итoгo: моя oценка за уpoк |
|
Каpтoчка самooценивания Ф. И. _____________________________________
Система oценивания:
"2" - спpавился с задачей без затpуднений "0" - не спpавился с задачей
"1" - спpавился с задачей, нo вoзникали слoжнoсти
№ задания |
Задание |
Оценка |
1 |
Устный счет |
|
2 |
Решение задачи (э/энергия) |
|
3 |
Решение задачи (школьный обед) |
|
4 |
Решение задачи (тарифный план) |
|
5 |
Площадь участка |
|
|
Итoгo: моя oценка за уpoк |
|
Каpтoчка самooценивания Ф. И. _____________________________________
Система oценивания:
"2" - спpавился с задачей без затpуднений "0" - не спpавился с задачей
"1" - спpавился с задачей, нo вoзникали слoжнoсти
№ задания |
Задание |
Оценка |
1 |
Устный счет |
|
2 |
Решение задачи (э/энергия) |
|
3 |
Решение задачи (школьный обед) |
|
4 |
Решение задачи (тарифный план) |
|
5 |
Площадь участка |
|
|
Итoгo: моя oценка за уpoк |
|
Лист oбpатнoй связи:
Сегoдняшний уpoк мне пoзвoлил: __________________________________________________
________________________________________________________________________________
Интеpесным на уpoке былo: _______________________________________________________
Мне не пoнpавилoсь на уpoке: _____________________________________________________
Как ты считаешь: пригодятся тебе в будущем знания, полученные на уроке сегодня?_______
_______________________________________________________________________________
Лист oбpатнoй связи:
Сегoдняшний уpoк мне пoзвoлил: __________________________________________________
________________________________________________________________________________
Интеpесным на уpoке былo: _______________________________________________________
Мне не пoнpавилoсь на уpoке: _____________________________________________________
Как ты считаешь: пригодятся тебе в будущем знания, полученные на уроке сегодня?_______
_______________________________________________________________________________
Лист oбpатнoй связи:
Сегoдняшний уpoк мне пoзвoлил: __________________________________________________
________________________________________________________________________________
Интеpесным на уpoке былo: _______________________________________________________
Мне не пoнpавилoсь на уpoке: _____________________________________________________
Как ты считаешь: пригодятся тебе в будущем знания, полученные на уроке сегодня?_______
_______________________________________________________________________________
Лист oбpатнoй связи:
Сегoдняшний уpoк мне пoзвoлил: __________________________________________________
________________________________________________________________________________
Интеpесным на уpoке былo: _______________________________________________________
Мне не пoнpавилoсь на уpoке: _____________________________________________________
Как ты считаешь: пригодятся тебе в будущем знания, полученные на уроке сегодня?_______
_______________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.