Урок математики во 2 классе по теме: "Умножение и деление на 7" (программа Л.Г. Петерсон)

  • docx
  • 19.07.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок математики во 2 классе.docx

 

Урок математики по программе Л.Г. Петерсон во 2 классе.

Тема урока: «Таблица умножения и деления с числом 7».

Цели

- составить таблицу умножения и деления с числом 7 и работать над её запоминанием;

- закрепить знания таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов;

- развивать умение работать в парах, группах и самостоятельно.

Планируемые результаты:

Предметные:

- обучающиеся научатся составлять таблицу умножения и деления и пользоваться ею;

- решать задачи изученных видов;

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- искать, получать и использовать информацию соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

- развивать речь, мышление, математические способности, внимание, умение выполнять операции анализа, синтеза;

- делать выводы на основе наблюдений и закономерностей;

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

- высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

- мотивация учебной деятельности, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

- рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Тип урока: открытие нового знания. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.

Ход урока:

·        Организационный момент:

- Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

 - Ребята, а что нужно человеку, чтобы утро было добрым?

- Верно, здоровье, заряд бодрости и хорошее настроение.

 - Покажите, пожалуйста, свое настроение.

 - Как приятно начинать урок с прекрасным настроением!

- В течение урока я буду создавать условия, чтобы вы смогли повторить изученный материал, открыть новые знания, попробовали применить их на практике, смогли проконтролировать свою работу и оценить себя.

- Открываем тетради, подписываем число, классная работа.

·        Мотивация к учебной деятельности. Самоопределение к учебной деятельности.

- Итак, 1 задание. «Заряди свой ум».

 - Работаем с карточками в паре. (сорбонки)

- Что мы сейчас повторяли? (таблицу умножения, взаимосвязь между компонентами)

- Для чего нужно знать таблицу умножения? (чтобы уметь решать примеры и задачи)

- Начинаем решать примеры.

- Работаем в тетрадях – запишите выражения и найдите их значения:

·        Из числа 90 вычесть произведение чисел 6 и 8

·        К частному чисел 54 и 6 прибавить произведение чисел 3 и 7

- Посмотрите на доску. Сравните. Выполните самооценку.

- Назовите, какие причины ошибок могли быть? В каких правилах могли ошибиться?

- таблица умножения и деления

- правило порядка действий в выражениях

- сложение и вычитание двузначных чисел

- Прочитайте данные выражения другим способом.

 - Составьте все возможные равенства с числами 5, 7, 35. Запись в тетрадь.

-  Выполните взаимопроверку. Сверяем с доской. Оцените работу своего соседа.

- Какое правило вспомнили, чтобы составить второе равенство? Третье, четвертое? Что повторили?

- Посмотрите на доску. Какую фигуру вы видите? (прямоугольник) Сформулируйте задание, что мы можем определить?  

- Что такое периметр? Площадь? Покажите, чему равен периметр? Площадь?

- Где еще нам потребуется знание, как находить площадь прямоугольника? (при решении уравнений)

А сейчас оздоровительная минутка – Зарядка для ума.

1.     Параллельные движения.

2.     Перекрестные движения.

3.     «Качалка» - ноги на полу, «пяточка», «носочек».

4.     Массаж коленей – круговые движения.

5.     «Колечко» - одеваем на каждый палец колечко – навинчиваем его.

6.     «Коза - корова» - упражнения для пальцев рук – указательный и большой меняем на указательный и средний.

7.     Память – боковыми сторонами ладоней массаж лба в противоположные стороны.

8.     Массаж мочек ушей обеими руками.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Решите уравнение устно:

Х * 7 = 63

- Что такое Х? Как найти?

  • Можем ли мы решить данное уравнение? (Мы не изучали такой случай умножения.)
  • Сформулируйте тему сегодняшнего урока более точно. (Таблица умножения и деления на 7.)
  • Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» таблицу умножения и деления на 7.)
  • С каким наибольшим произведением вам известен случай умножения на 7? (7 умножить на 6, будет 42.)
  • С какого случая вы начнете заполнять таблицу? (7 умножить на 7.)

·         Почему мы не будем начинать со случая 7*0? (Знаем правило, при умножении любого числа на 0=0)

·         – Почему не будем начинать со случая 7*1? (Знаем правило, что при умножении любого числа на 1 получается тоже число)

·         – Почему не начнём со случая 7*2, 7*3,7*4? (От перемены мест множителей произведение не изменяется)

·         – Значит начнём со случая 7*7.

·         – Какая закономерность будет наблюдаться в результатах таблицы умножения на 7? (произведение увеличивается на 7)

·         Составление таблицу умножения на 7.

·         Будем ли мы составлять таблицу умножения, где 7 – это 2 множитель? Будем ли составлять таблицу деления? Почему? Сверка с учебником с. 23

·         – Как изменяется произведение, если увеличивается один из множителей? (произведение увеличивается)

·         – Что происходит с частным, если делимое увеличивается, а делитель не меняется? (частное увеличивается)

·         – Молодцы! А теперь послушайте такое задание. Я буду называть вам разные числа. Если вы услышите число, кратное 7 – хлопайте в ладоши. Вспомните, что такое КРАТНОЕ? 12, 10. 14, 7, 18, 20 ,21, 9,  25, 28, 35, 40, 42, 51, 56, 23, 63, 69,70.

·         – Для чего нужно знать таблицу умножения на 7? (Чтобы решать примеры, задачи)

- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Вернемся к решению уравнений.

Х * 7 = 63                        Х : 7 = 7

- Что такое Х? Как найти?

- Что необходимо знать для решения уравнений?

Повторяем таблицу умножения на 7.

7 * 5             6 * 7                  63 : 7               4 * 7

7 * 9            49 : 7                  56 : 7               35 : 5

- Выполните самооценку.

-        Кто из вас ошибся?

-        В каком случае? (...)

-        Сделайте вывод.

(Нужно еще потренироваться и повторить изученные табличные случаи умножения и деления на 7.)

-        Кто не ошибся?

-        Сделайте вывод.

 (Мы все хорошо потрудились.) 

 - Работа с учебником.

  Включение в систему знаний и повторение.

·        Работа с   учебником.  Решить задачу двумя способами.                   

Учитель: 

-        Найдите № 7 на странице 24.

-        Прочитайте задание.

-        Что нужно сделать?

-        Прочитайте задачу.

-        Выполните это задание.

(Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях.)

-        Что нужно сделать, чтобы найти общее количество шариков в 6 коробках? (Надо количество шариков в одной коробке умножить на количество коробок.)

-        Известно ли нам количество шариков в одной коробке? (Нет, знаем лишь, что в каждой коробке 5 жёлтых и 2 синих шариков.)

-        Запишите выражение и найдите его значение.

-        Найдем иной способ решения задачи. Шарики, каких цветов были в коробках? (Синие и жёлтые.)

-        Как на математическом языке мы назовём жёлтые и синие шарики относительно всех шариков, лежащих в коробках? (Жёлтые и синие шарики – это части, а все шарики - это целое.)

-        К чему сводится решение задачи вторым способом? (К нахождению целого.)

-        Что нужно сделать, чтобы найти целое? (Надо части сложить.)

-        Какие у нас части? (Желтые шарики в 6 коробках, синие шарики в 6 коробках.)

-        Запишите выражение и найдите его значение.

-        Какой способ вам показался удобным? Почему?

·        Какие бывают задачи? (простые и сложные)

Оздоровительная минутка

 - Но сначала выполним зарядку для глаз.

 - Посмотрите, какая красота вокруг: круговые вращения глазами.

А теперь поморгали глазами, как бабочка крылышками.

Посмотрите вдаль – в окно. А теперь близко – на кончик носа. Закрыли глазки, сосчитали до 10 и открыли.

А сейчас поработаем на нэтбуках.  Будем решать простые задачи.

Вспомним правила работы.

Работаем по вариантам. 1 – вариант работает с компьютером, 2 – вариант выполняет самостоятельную работу на карточке. Затем меняемся.

Итоги!!! Покажите, какую оценку Вам поставил компьютер?

-        А сейчас поработаем в группах по 4 человека. Задание – решить все примеры. Выбирайте самостоятельно удобный способ работы – все вместе или каждый индивидуально.

-        80 – 7 * 8 =                    

-        7 * 7 + 8 =

-        49 : (28 : 4) =

-        9 * (35 : 5) =

-        Выполните самооценку группы.

- Какое число может быть лишним? Объясните, почему?

-        И последнее задание – игра «Крестики - нолики» по рядам. Каждый ряд получает карточку и проверяет верно ли решены примеры. Если пример решен верно – ставим Х, если нет – то 0. Последний номер приносит карточку первому.

1.        9 * 7 = 53

2.        49 : 7 = 7

3.         7 * 4 = 28

4.        7 * 8 = 56

5.        21 : 7 = 4

6.         42 : 7 = 6

7.        5 * 7 = 30

8.         7 * 3 = 21

9.          56 : 8 = 6

-        Выполняем проверку. Молодцы!

Рефлексия учебной деятельности на уроке

-        Какова была цель сегодняшнего урока?

(Составить таблицу умножения и деления на 7.)

-        Удалось ли достичь цели?       (Да)

-        Трудно ли было решать новые выражения? 

 –  Можем ли мы утверждать, что научились уверенно применять таблицу умножения и деления на 7? (Нет)

- Какую цель каждый из вас должен поставить перед собой? (выучить таблицу умножения на 7 наизусть)

- Ребята, а какое у вас настроение сейчас?  Покажите.  

А теперь улыбнитесь друг другу, дружно похлопайте в ладоши. Вы все сегодня замечательно работали.

-    Вспомните, где в жизни встречается число «7»?                                    

(7 цветов радуги, 7 нот, 7дней недели…)

-    Вспомните поговорки и пословицы с числом «7»:

"Семь бед - один ответ",                                  

 "Семь раз отмерь - один раз отрежь",

"Семеро одного не ждут",                                

  "Лук от семи недуг».

-   Вспомните сказки, где встречается число «7»:  

«Волк и семеро козлят",

«Цветик – семицветик»

"Белоснежка и семь гномов",

 "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"…  и т. д.

Крылатые выражения: как объяснить –

·         За семью печатями – что-то непонятное, недоступное пониманию.

·         Семи пядей во лбу – очень умный, талантливый человек

·         Семимильными шагами – очень быстро

·         До седьмого пота – работать до крайнего утомления

·         На седьмом небе – высшая степень радости, счастья

·         Семь пятниц на неделе – о человеке, который часто меняет свои решения, не выполняет обещания

·         Седьмая вода на киселе – очень дальний родственник

·         Семь чудес света – в древности: семь сооружений, поражающих своей грандиозностью. В разговорной речи – что – либо замечательное, великолепное.

·         Семь футов под килем – пожелание удачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Тест на нэтбуках.

1 - вариант

?

В первой книге 35 страниц, а во второй – в 5 раз меньше. Сколько страниц во второй книге?

- 30 страниц

- 40 страниц

+ 7 страниц

- 5 страниц

?

Бабушка испекла 8 пирожков с капустой, а с мясом – в 7 раз больше. Сколько пирожков с мясом испекла бабушка?

+ 56 пирожков

- 15 пирожков

- 1 пирожок

- 48 пирожков

?

Саше 9 лет, а его сестре – на 5 лет больше. Сколько лет сестре Саши?

- 4 года

- 15 лет

- 45 лет

+ 14 лет

?

На выставку привезли 28 пуделей, а болонок - на 7 меньше. Сколько болонок привезли на выставку?

- 35 болонок

+ 21 болонку

- 4 болонки

- 20 болонок

?

Для детского сада купили 47 красных шаров и 27 зеленых. На сколько больше купили красных шаров, чем зеленых?

- на 74 шара

- на 2 шара

+ на 20 шаров

- на 10 шаров

2 - вариант

?

Вчера Маша прочитала 7 страниц, а сегодня – в 3 раза больше. Сколько страниц прочитала Маша сегодня?

- 10 страниц

- 14 страниц

+ 21 страница

- 4 страницы

?

У Сережи 28 тетрадей в клетку, а в линейку в 4 раза меньше. Сколько тетрадей у Сережи в линейку?

+ 7 тетрадей

- 24 тетради

- 6 тетрадей

- 32 тетради

?

У Дениса 56 марок, а у Оли - на 7 марок меньше. Сколько марок у Оли?

- 8 марок

- 63 марки

- 9 марок

+ 49 марок

?

Таня сделала 9 закладок, а Маша – на 7 закладок больше. Сколько закладок сделала Маша?

- 63 закладки

+ 16 закладок

- 2 закладки

- 56 закладок

?

В школу привезли 20 столов и 48 стульев. На сколько больше привезли стульев, чем столов?

- на 68 стульев

- на 8 стульев

+ на 28 стульев

- на 18 стульев