Урок мужества «Мужество – это не мода…»
Оценка 4.6

Урок мужества «Мужество – это не мода…»

Оценка 4.6
Культурные мероприятия +1
docx
воспитательная работа
5 кл—6 кл
15.02.2021
Урок мужества  «Мужество – это не мода…»
Документ Microsoft Office Word.docx

Авдеева Елена Викторовна, учитель математики

МКОУ «Басинская ООШ»

 

Урок мужества

«Мужество – это не мода…»

 в 5 классе

Школьники на уроке обращаются к важнейшей странице  истории нашей страны- Великой Отечественной войне. В ходе беседы рассматриваются такие важные понятия, как мужество, война, патриот, патриотизм, Родина.

   Художественный текст создает условия для практической деятельности обучающихся. Текст и мультипликационный фильм дают ценностные ориентации учащимся, обогащают их человеческий опыт. Ребята получают представление о воинской доблести, несгибаемом мужестве и стойкости человека. Через агитплакат каждый ребенок имеет возможность выразить свое отношение к войне.

  Урок мужества помогает формированию гражданского самосознания учащихся, развитию гражданско-патриотической направленности личности, активизации жизненной позиции учащихся.

  Цель урока- формирование гражданственности, патриотических чувств учащихся через изучение исторического прошлого нашей страны.

   Задачи:

-дать представление об одной из страниц героического прошлого нашей Родины;

-формировать патриотическое сознание обучающихся на основе событий Великой Отечественной войны;

-формировать у школьников представление о мужестве, чувстве долга, ответственности;

-формировать умение комментировать и интерпретировать художественный текст;

-формировать коммуникативную культуру учащихся;

-развивать интерес к истории Отечества;

-развивать познавательную активность учащихся;

-воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны.

  Основные понятия, изучаемые на уроке: мужество, война, патриот, патриотизм, Родина.

    Средства обучения:

 мультимедийный проектор, Большой энциклопедический словарь, текст произведения, мультипликационный фильм,презентация.

    Методическое назначение средств ИКТ

-усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности учащихся;

-усилить наглядность в обучении.

   Формы работы:

групповая, индивидуальная.

   Виды деятельности:

поиск информации в электронных справочных изданиях (электронной энциклопедии, словарях), самостоятельные и коллективные наблюдения над исходным текстом; интерпретация текста, устное словесное рисование, просмотр и обсуждение фильма; ответы на вопросы; коллективное обсуждение и решение поставленной проблемы.

   Этапы урока

       I. Целеполагание и мотивация деятельности учащихся.

Обращение к стихотворению Фазу Алиевой (советская и российская аварская поэтесса, народная поэтесса Дагестана) «Мужество – это не мода…».

- О чем мы будем сегодня говорить?

- Объясните смысл первой стихотворной строки.

       II. Актуализация имеющихся знаний.

-Что означает слово «мужество»?

-Какого человека можно назвать мужественным?

-В каких ситуациях человек может проявить смелость, решительность?

III. Представление новой информации.

1.Чтение и обсуждение рассказа Сергея Алексеева «Подвиг у Дубосекова».

- Какое событие Великой Отечественной войны легло в основу рассказа?

- Что вам известно о битве под Москвой?

    Битва под Москвой стала одним из решающих сражений и важнейшим событием первого года Великой Отечественной войны. Гитлер делал особую ставку на захват столицы СССР, но потерпел неудачу в попытке с ходу захватить ее. Осенью 1941 года немецкое командование начало активную подготовку к новому наступлению, сосредоточив главные силы своей армии на ближних подступах к городу. Ожесточенные бои шли уже в 100-120 км от Москвы, крупные танковые группы немцев пытались прорваться по Волоколамскому шоссе к столице.

   Но ни превосходство противника в численности и технике, ни его напор не сломили боевого духа защитников Москвы. Советские войска, оборонявшие город, получили приказ: задержать врага во что бы то ни стало. Среди других соединений Советской Армии выполнение этой задачи легло и на 316-ю стрелковую дивизию под командованием генерал-майора И.В. Панфилова, которая должна была не пропустить врага на волоколамском направлении. Один из рубежей обороны этого направления проходил у железнодорожного разъезда Дубосеково. Именно здесь фашисты рассчитывали прорвать оборону, вырваться на Волоколамское шоссе и двинуться к Москве.

    16 ноября 1941 года немецкие войска пошли в наступление, планируя быстро захватить Москву и победоносно закончить кампанию 1941 года. Бой, который дала ночью под Дубосеково группа истребителей танков 316-й стрелковой дивизии (состоящая из 28 человек во главе с политруком Василием Клочковым), вошел во все учебники истории. В течение четырех часов панфиловцы под шквальным огнем артиллерии и бомбежками с воздуха сдерживали танки и пехоту врага. Они отразили несколько атак противника и уничтожили 18 танков из 50. Но большинство бойцов отряда погибли, остальные были тяжело ранены. Конечно же, при обороне Москвы были другие примеры мужества и героизма среди частей Красной Армии, тысячи советских воинов отдали свои жизни в боях под Москвой (как и сам генерал-майор И.В. Панфилов), но именно подвиг героев-панфиловцев остался в истории и сыграл в годы войны исключительную мобилизующую роль, о силе и мужестве героев ходили легенды. 

Работа в группах

1.Каким предстает в тексте политрук Клочков? Приведите примеры из текста.

2.Какими вы представляете солдат дивизии генерала Панфилова? Какими чертами характера они наделены? Как автор относится к героям? Приведите примеры из текста.

3.Какие слова и выражения используются в тексте, когда речь идет о фашистах? Как вы думаете, почему данные слова употребляет автор?

4.Почему разъезд Дубосеково - дорогое, святое место для каждого русского сердца?

5.Объясните смысл выражения «совершить подвиг». Что может являться подвигом?

2. Просмотр (10 минут) и обсуждение мультфильма «Сильные духом крепче стены», приуроченного к 100-летию киргизского поэта Джоомарта Боконбаева и 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Мультипликационный фильм, в котором рассказывается о подвиге воинов-панфиловцев в битве под Москвой, вышел в 2010 году. Рассказ о событиях Великой Отечественной войны тесно переплетен с киргизской притчей о том, в чем заключается главная защита страны от врага.

    При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость)

Работа в группах

1.Что вы узнали нового о воинах-панфиловцах из мультфильма?

2.Какую историю (притчу) рассказывает киргиз о строительстве стены?

3.Каков ее иносказательный смысл?

4.Может ли стена спасти народ от врага?

5.Что может спасти людей от захватчиков?

 IV. Формирование образовательного результата (создание плаката). Можно продемонстрировать агитплакаты (1941-1945 гг.)

    Ребятам предлагается выразить на плакате свое отношение к войне, военным событиям с позиции человека, живущего в мирное время. Необходимо прокомментировать изображение на плакате.

V. Подведение итогов урока (рефлексия, осознание собственной деятельности).


 

Авдеева Елена Викторовна, учитель математики

Авдеева Елена Викторовна, учитель математики

Основные понятия, изучаемые на уроке: мужество, война, патриот, патриотизм,

Основные понятия, изучаемые на уроке: мужество, война, патриот, патриотизм,

III. Представление новой информации

III. Представление новой информации

Каким предстает в тексте политрук

Каким предстает в тексте политрук

V. Подведение итогов урока (рефлексия, осознание собственной деятельности)

V. Подведение итогов урока (рефлексия, осознание собственной деятельности)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2021