Урок музыки №2 в 1 классе
«ХОРОВОД МУЗ»
ЦЕЛИ: Познакомить с понятиями «хор» и «хоровод»,
с характерными особенностями песен и танцев разных народов.
Учебные задачи:
направленные на достижение личностных результатов:
1.Формировать наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
2. Формировать реализацию творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
3. Формировать ориентацию на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1. Развивать умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме;
2. Развивать
умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной
деятельности
3. Развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах
музыкальной деятельности;
направленные на достижение предметных результатов обучения:
1. Развивать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
2. Развивать умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса.
МУЗ. МАТЕРИАЛ: «Берёзка» р. хоровод, обр. У. Кузнецова;
«Хора и сырба», молдавские народные наигрыши;
«Сиртаки», М. Теодоракис;
«Улыбка», В. Шаинский;
ХОД УРОКА:
I этап. Организационный момент.
Музыкальное приветствие:
Динь, динь, дон – звенит звонок,
Начинается урок.
-Здравствуйте дети!
-Здравствуйте, учитель!
- Садитесь.
2 этап. Повторение пройденного.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами начали путешествие в удивительный мир музыки. А сопровождала нас муза. Слайд №1.
· Ребята, а кто такая муза? (Волшебница, сказочная добрая фея, раскрывающая перед людьми чудесный мир звуков, которыми наполнено всё вокруг.)
Фея подарила нам прекрасную музыку.
· Вспомните название этого музыкального произведения?
· Назовите автора этой музыки?
· Подберите слова, которыми можно охарактеризовать эту музыку.
И не забудьте вспомнить первое золотое музыкальное правило: “Музыка начинается ... с тишины”.
Фрагмент: Танец феи Драже из балета «Щелкунчик»
· Вспомните название этого музыкального произведения? (Танец феи Драже из балета «Щелкунчик»).
· Назовите автора этой музыки? (Пётр Ильич Чайковский)
· Подберите слова, которыми можно охарактеризовать эту музыку. (Сказочная, волшебная, грациозная, нежная, неторопливая).
Учитель: Правильно, эту музыку сочинил композитор – Пётр Ильич Чайковский.
Слайд №2.
· Вспомните, кто ещё нужен, чтобы зазвучала музыка? (Композитор – исполнитель-слушатель)
Учитель: И сегодня мы продолжим наше путешествие, продолжим учиться слушать и слышать музыку.
Слайд №3.
Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поёт волна.
Как дождь в окно твоё стучится,-
Повсюду музыка слышна.
Слайд №4.
· Вспомните, какие бывают звуки? (Музыкальные и шумовые).
· Назовите примеры шумовых звуков?
· А если мы будем петь, какие это будут звуки? (Музыкальные).
Учитель: Тогда давайте вспомним песню «Улыбка», которую начали разучивать на прошлом уроке.
3 этап. Пение.
Но, с начала, поработаем над дыханием. (Упражнения на дыхание)
Распевки.
Учитель: Чтобы красиво петь, вы должны подготовим голосовой аппарат к пению.
Ø Попевка на одном звуке «Ти-ли бом»
Ø «Петушок» восходящее по терциям, низ ходящее по порядку, с разных нот.
Молодцы, дорога к песенке открыта. Садитесь и вспомните первое золотое музыкальное правило: “Музыка начинается ... с тишины”. Слайд №5.
Исполнение 1-го куплета «Улыбка».
Учитель: Молодцы! Вы старались петь дружно, слаженно, как настоящий ХОР.
1 Физминутка. Слайд №6.
4 этап. Определение темы. Целеполагание.
Слайд №7.
· Ребята, а что такое хор? (Когда поют много певцов)
Слайд №8.
В театральных представлениях Древней Греции хор был одним из действующих лиц спектакля.
· Как вы думаете, слова «хор» и «хоровод» родственные слова или нет?
Учитель: Давайте посмотрим на состав слова хоровод.
Слайд №9.
Посмотрите: ХОР – много певцов; ВОД (водить) – танцевать. Вот и получается, что ХОРОВОД – песня-танец.
Слайд №10.
Учитель: Услышишь слово Хоровод – и перед глазами возникают девушки и парни, которые двигаются по кругу в танце. В нём сочетаются песня, игра и танец. Хороводы тесно связаны с обрядами и праздниками, и есть у каждого народа.
Учитель:
· Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О хороводах)
Слайд №11.
Учитель: Музы тоже любят танцевать, особенно водить хороводы.
· Как же будет звучать тема нашего урока?
Учитель: А тема урока будет звучать так:
Слайд №12.
Тема урока: «Хоровод муз»
· Что нам надо узнать сегодня на уроке? (Как звучит хоровод муз)
· А как мы можем это сделать? (Послушать разные хороводы)
5 этап. Изучение нового материала.
Учитель: Хоровод распространен у многих народов мира. Движения хоровода многообразны: круг, полукруг, цепочка, спираль.
Слайд №13. (Появляется Муза со звуком)
Учитель: Но мы что-то заговорились. Муза приглашает нас немного попутешествовать по разным странам, послушать разные хороводы.
Слайд №14.
Название первого хоровода я пока не буду вам говорить. Послушайте и скажите:
· Какой характер музыки?
· Куда пригласила нас Муза? Где, в какой стране родилась такая музыка?
· Какая иллюстрация соответствует этой музыке?
Звучит «Берёзка»- русский хоровод.
· Какие слова помогут нам передать характер этого хоровода? (Неторопливый, плавный, мягкий, певучий, спокойный, нежный).
· Куда пригласила нас Муза? Где, в какой стране родилась такая музыка? ( В России).
· Какая иллюстрация соответствует этой музыке? (Хоровод русских девушек).
Слайд №15.
Учитель: Мы с вами сейчас послушали русский хоровод «Берёзка».
· Хотите посмотреть, как танцуют девушки этот хоровод?
Видео хоровод «Берёзка». Слайд №16.
Слайд №17.
Учитель: Муза приглашает нас отправиться в другую страну. Посмотрим какую.
Слайд №18.
Это МОЛДАВИЯ. Там тоже существует известнейшие хороводные пляски с пением. Называются они «Хора и Сырба». Послушаем их.
· Посмотрите, послушайте и скажите, отличается молдавский танец от русского хоровода или нет?
Слайд №19.
Видео «Хора» и «Сырба».
· Разные танцы по характеру или нет? (Разные).
Слайд №20.
· Какой по характеру молдавский танец? (Медленный, неторопливый, спокойный, а затем быстрый, веселый, задорный, энергичный).
2 Физминутка. Слайд №21.
Слайд №22.
Учитель: Снова появилась наша муза, а это значит, мы отправляемся в новую страну, чтобы познакомиться ещё с одним хороводом.
Слайд №23.
Мы отправляемся в Грецию. Греция известна всему миру танцем-хороводом под названием СИРТАКИ.
Слайд №24.
· Послушав греческий танец «Сиртаки», подумайте, были ли какие-то изменения в музыке?
Видео танца «Сиртаки».
Слайд №25.
· Ребята, кто-нибудь заметил какие-то изменения в музыке греческого танца «Сиртаки»? (В начале танец звучит медленно, плавно, спокойно, но постепенно ускоряется, становится быстрым, стремительным).
Учитель: Вот и подошло к концу наше маленькое путешествие по странам. Муза познакомила нас сегодня с древнейшим видом искусства – песнями-танцами, в которых исполнители двигаются по кругу.
· Как называют такие песни-танцы? (Хоровод).
Слайд №26.
· Хороводы каких стран прозвучали сегодня на уроке? (России, Молдавии, Греции).
· Танцы разные были по характеру или отличались друг от друга? (Разные).
· Какой хоровод вам понравился больше всего?
· Ребята, а кем мы сегодня были на уроке, когда слушали музыку? (Слушателями).
· А когда пели? (Исполнителями)
6.Рефлексия.
Учитель: Молодцы!
· Понравилось вам работать сегодня на уроке?
Учитель: А теперь, пришла пора сказать вам “до свидания”, но прощание у нас, как и приветствие, - тоже музыкальное:
- Наш урок окончен!
- До свидания!
Слайд №27.
“До новых встреч!”
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.