Урок музыки 5 класс «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
Тип урока: «открытия» нового знания
Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа
Структура и ход урока
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Цели этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
1.Организационный (этап мотивации). |
Метапредметные УУД: личностные: - осознание ответственности за общее дело; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - умение слышать себя и других в общем хоре |
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований |
Я прошу вас проверить, как организованно ваше рабочее место. |
Выполняют требование учителя |
2. Актуализация опорных знаний и умений. |
регулятивные: - умение применять знание основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушенного коммуникативные: - участие в диалоге с учителем и одноклассниками |
Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).
|
Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса. Издревле о них слагались легенды и песни, что их голоса становятся глуше, не звучат, если отливали их люди злые и нечестные. - Как вы думаете, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке? А учитывая тему второго полугодия, как вы думаете в каких видах искусства мы будем рассматривать колокола? |
Слушают рассказ
отвечают на вопросы учителя.
|
3.Постановка учебной проблемы. |
регулятивные: - умение ставить цель, формулировать проблему; познавательные: - умение структурировать знания; - сравнивать образцы; - находить общее и разное; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи во время ответов. Предметные УУД: - правильно владеть художественными, музыкальными терминами. |
Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися
|
Презентация
- Тема сегодняшнего урока – «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве». Честь и хвала древним летописцам, которые смогли сохранить для нас не только легенды, но и достоверные сведения о происхождении колокола! Слайд 3.1 |
Определяют тему урока под руководством учителя и планируют свою деятельность.
Знакомятся с фрагментами звучания колоколов.
|
4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий. |
регулятивные: - сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; личностные: - умение проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки. - устанавливать связь между целью и мотивом (зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание;
|
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач |
Получение новых знаний, знакомство с новыми терминами: «било», «колокол»
Проблемный вопрос: - Как вы думаете от чего зависит звучание колокола?
|
Работают индивидуально и группами
Дискуссия
|
5.Открытие нового знания |
познавательные: - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации, моделированию изучаемого материала; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, презентации к уроку; - уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию; - владеть опытом обобщения по теме урока; регулятивные: -уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность; -анализировать свою творческую деятельность; |
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. |
- В православном храме колокола делятся на три вида - Большие, средние, малые - Благовест, трезвон, перезвон, набат, погребальный . Рассказ о Царь-колоколе
|
Слушают рассказ, участвуют в беседе о колоколах, используя собственные знания
Комментарии и отзывы учащихся, ответы на вопросы учителя. |
6. Первичная проверка понимания |
регулятивные: - определять и формулировать деятельность на уроке; - под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий; -проводить анализ творческой деятельности . |
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. |
Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы. |
Работа индивидуально и группами
|
7.Применение новых знаний.
8.Вокально-хоровая работа. |
регулятивные: - построение логической цепи рассуждений; - определять последовательность своих действий на уроке; - осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений; - анализировать правильность выполнения задания; -осуществлять самоконтроль; познавательные: - умение проводить анализ своей творческой деятельности; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов. предметные: - овладение практическими умениями и навыками для реализации творческого потенциала. |
Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. |
Живопись и музыка - И ещё два необычных воплощения. Посмотрите картину И.Левитана «Вечерний звон». - Почему картина носит «Музыкальное название? - Разве этот «тихий» вид искусства может звучать?
Слушание песни «Вечерний звон»
- Эти произведения не появились на свет «благодаря друг другу», но если провести эксперимент и совместить два «Вечерних звона», то можно найти много общего. Слайд 8.2-8.3
Физминутка
- А теперь мы с вами вспомним знакомую нам песню композитор Е. Крылатов и поэт Ю. Энтин написали «Песню о колоколах» для х/ф «Приключения Электроника».
|
Работа над заданием.
Отвечают на вопросы.
Знакомятся с песней «Вечерний звон»
Участвуют в беседе
Коллективное творческое дело:
Изобразить звон колоколов, движение мелодии на картине.
Исполнение песни |
9.Рефлексия учебной деятельности |
личностные: - установление связи между целью деятельности и её результатом; регулятивные: - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; коммуникативные: - обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке; - уметь точно, развёрнуто и грамотно излагать свои мысли. |
Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Что для вас было необычным, новым? Какая цель главная была нашего урока? Что мы должны были рассмотреть? И т.п.
Подведение итогов, выставление оценок
|
В конце урока учащиеся активно обсуждают работу и дают объективную оценку.
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.