Реферат на тему:
«Урок музыки как основная форма учебно-воспитательной работы в школе»
Курсы повышения квалификации
тема: «Актуальные вопросы преподавания
музыки в условиях реализации ФГОС»
Кавешниковой Валерии Анатольевны
Новоалтайск 2024
Содержание
I. Введение
II. Основная часть:
1. Современный урок музыки
2. Деятельность учителя
III. Заключение
Список использованной литературы
I. Введение
Урок – это форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала.
Урок музыки – основная форма организации музыкального образования в школе и имеет важное значение.
Сущность урока музыки - это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, которая должна быть всегда эмоционально окрашена. В основе этой деятельности лежит процесс восприятия музыки.
Учитель музыки на своих уроках даёт знания, раскрывает таланты своих учеников. Через музыкальные произведения развивает и формирует духовный мир школьников. Уроки музыки направлены на то, чтобы развивать у учащихся способности чувствовать, эмоционально откликаться на музыкальные произведения, сопереживать им, воспитывать музыкальный вкус, а творчество на уроках помогает школьникам раскрыть их музыкальные способности.
Актуальность темы реферата в том, что согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года необходимо приобщить детей к культурному наследию путём эффективного использования уникального культурного наследия, в том числе музыкального.
Цель реферата – рассмотреть и проанализировать урок музыки как основную форму учебно-воспитательной работы в школе.
Задачами работы будут:
- изучить источники по данной теме
- обобщить полученную информацию
- сделать выводы
II. Основная часть
1. Современный урок музыки
Современный урок музыки – это урок, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки.
Сегодня задачи школьного образования сконцентрированы вокруг школьника, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.
Реализация содержания школьного урока связывается с активностью каждого из субъектов образовательного взаимодействия, учитывающего особенности и потребности целостного человека.
В числе приоритетных средств реализации содержания школьного образования признаются такие, которые позволяют непосредственно вовлечь самого ребенка в процесс открытия новых граней своей жизнедеятельности, способствуют пониманию множественности проявлений мира. Такие средства основываются на взаимодействии учителя и учащихся.
При традиционном подходе музыкальное воспитание рассматривается как «процесс передачи опыта музыкальной деятельности новому поколению», результатом которого должно стать приобщение в музыкальной культуре общества. А сам процесс реализуется как «целенаправленное педагогическое воздействие на человека».
Такой взгляд на характер музыкального воспитания в современной школе является непродуктивным. Он не соотносится как с современными тенденциями личностно-ориентированного образования, так и с особенностями восприятия музыки, при котором индивидуальный фактор является определяющим. Непродуктивным он является и потому, что школьник так и не осваивает тех способов взаимодействия с музыкой, а значит, сужается круг возможностей для его самореализации, самовыражения. Учитель же, либо начинает воспитывать ребенка искусством, декларируя перед ним чуждые ему авторитетные мнения, либо учить искусству, больше заботясь при этом о значении музыкальной культуры, чем о самом ребенке.
Реализовать современные дидактические стратегии в музыкальном образовании возможно, опираясь на основные положения системно-деятельностного подхода, согласно которому человек воспринимается в деятельной взаимосвязи с миром, объектами, его наполняющими, другими людьми.
Педагогические задачи при восприятии человека во взаимосвязи его с музыкой должны быть направлены не к тому, чтобы развивать отдельные свойства учеников, необходимые только во взаимодействии с музыкой или воспитывать определенный набор качеств, а формировать у них творческое отношение к действительности, где действительность предстает как система взаимоотношений с миром, с культурой. Творческое отношение всегда деятельное, оно связано с реальным преобразованием действительности и самого себя.
Цель учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в учащихся. Это означает, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его. И тогда результатом урока музыки в школе будет изменения в самом ребёнке.
Изменения, происходящие в ребенке, проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: его музыкальном опыте, музыкальной грамотности, музыкальном творчестве. Формирование каждого из компонентов музыкальной культуры ребенка является предметом педагогической деятельности учителя музыки.
Содержанием музыкального воспитания в современном школьном уроке музыки является освоение способов взаимодействия с музыкальным искусством, а через него с другими людьми и с собой. Все способы взаимодействия в совокупности представляют деятельное бытие ребенка на уроке музыки. Процесс взаимодействия с музыкальным искусством строится как проникновение в факты, явления, на основе понимания, осмысления, осознания, что и становится результатом познания действительности. В процессе проникновения, ребенок обнаруживает свои собственные смыслы, соприкасается со смыслами другого человека.
Обеспечить достижение цели музыкального воспитания, ориентированной на формирование музыкальной культуры ребенка, возможно через непосредственное вовлечение его самого в этот процесс, т.е. в музыкальную деятельность.
В современном уроке музыки музыкальную деятельность ребенка следует рассматривать как способ его предметно-деятельного бытия. Ребенок и музыка, как субъект и объект в музыкальной деятельности находятся в непосредственном контакте, взаимодействуя на правах событийности. Ребенок является источником движения и «создателем» самого процесса, а музыка выступает как источник содержания и условие существования его музыкальной деятельности. Встреча ребенка с музыкой является событием, организовать которую и должен учитель.
Школьное музыкальное образование призвано реализовать на уроках музыки и во внеурочное время способности детей понимать, любить и наслаждаться искусством.
2. Деятельность учителя на уроке музыки
Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать полученные знания.
Художественная
деятельность занимает в жизни особое место, она тесно связана с творчеством. В
работе учителя музыки художественное творчество проявляется в умении интересно,
увлекательно проводить уроки музыки и внеклассные занятия, ярко, образно
исполнять музыкальные произведения.
Творчество учителя во многом обусловлено спецификой его деятельности,
который носит публичный характер, осуществляется в определенной аудитории и
требует умения управлять своими чувствами и настроениями. Вообще педагогический
процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку учителю приходится
действовать в изменяющихся условиях разнообразных педагогических ситуаций.
При этом творческий процесс приобретает двусторонний характер: с одной стороны, творчества учителя, с другой – на основе применяемых им стимулирующих методов возникает творческая деятельность учащихся.
Творческое состояние класса необходимо поддерживать и сделать творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и учащихся.
Естественно, что их творческая деятельность не может проявиться сразу же в полном объеме, но учитель постепенно, шаг за шагом приобщает ребят к тому, вырабатывая потребность в самостоятельности суждений и оценок, воспринимаемых явлений, пробуждает инициативу и творческую фантазию.
Творческая природа музыкального искусства открывает особенно большие возможности для творчества учителя музыки. Ведь она проявляется не только в сознании, но и в интерпретации музыкальных произведений на основе постижения композиторского замысла, идеи, художественного образа и смысла произведения.
Решающую роль в этом процессе играют музыкально-слуховые представления, интеллект музыканта, его музыкальный опыт, владение средствами художественной выразительности.
При этом творческая деятельность в области занятий искусством требует от человека повышенной эмоциональности, богатства художественных ассоциаций, образности мышления.
Творческая деятельность учителя музыки зависит от ряда обстоятельств: от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса и музыкальной подготовки школьников, собственных личностных качеств.
Чтобы творческие проявления обучающихся носили последовательный и активный характер, учителю необходимо, подбирая дополнительный репертуар для урока музыки и для внеклассной работы, включать произведения, которые могут служить основой для развития конкретных творческих навыков и в это же время отвечать дидактическим задачам общего продвижения обучающихся с целью формирования у школьников ассоциативного мышления привлекать
- аналогичный материал из смежных областей других видов искусства;
- умело импровизировать в неожиданных ситуациях;
- использовать разнообразные формы работы, способствующие созданию на занятиях атмосферы творческой активности, заинтересованности (словесно-иллюстративная, поисковая и т.д.);
- разрабатывать серии творческих заданий и находить наиболее эффективные формы их постановки перед школьной аудиторией (в основном для этого используется внеклассная работа);
- применять различные виды творческой деятельности на каждом занятии, исходя из главной задачи каждого конкретного занятия.
Учитель музыки учит школьников искусству управления собственным восприятием в процессе познания музыки. Поэтому умения и навыки культурного слушания музыки не имеют дидактического содержания. Будучи диалектическим единством рационального и эмоционально-образного мышления, они призваны обеспечить будущему слушателю музыки ее понимание «и умом, и сердцем». Именно этим навыкам учит школьников учитель музыки общеобразовательной школы, занимаясь с ними содержательным анализом инструментальных произведений.
Активизации познавательных интересов учащихся способствует также созданию учителем определенного эмоционального настроя в процессе занятий, пробуждение у школьников узнавать новое, преодолеть затруднения.
На уроках используются различные формы, методы и приёмы обучения. Это уроки концерты, уроки-соревнования, уроки-викторины. Музыкальный материал их включает самое яркое, значимое, полюбившиеся детям во всех видах деятельности. В комбинированных уроках-путешествиях, уроках-играх «Музыкальная азбука» используются звуковые музыкальные кроссворды, эмблемы, награждение учеников. Награждение является чрезвычайно важным элементом. Это великий стимул ученику и утверждение веры в то, что он обладает огромным количеством талантов. От фантазии и изобретательности учителя и ученика зависит динамика урока, его насыщенность.
На современном
этапе существования общества задача музыкального развития и образования
подрастающего поколения приобретает все большую
значимость.
Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, в подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности.
В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение.
Творчество ребят связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности. Воспитательное значение детского творчества оценивается педагогами достаточно высоко.
Так, Б.Л.Яворский считал, что воспитательная ценность музыкального творчества ребёнка проявляется в первую очередь в самом процессе, ибо он позволяет учителю наблюдать заходом его музыкальной мысли.
Б.В.Асафьев
писал, что творчество способствует более
глубокому освоению музыкального материала и развитию музыкальности детей.
Обычно музыкальный уровень младших школьников довольно неровный. Одни дети уже умеют слушать музыку не отвлекаясь, чисто и выразительно поют различные песни; другие даже не понимают, что значит специально слушать музыку, не представляют, что, значит, петь верно; некоторые дети учатся музыке дома, другие в детских дошкольных учреждениях. Таким образом, они уже имеет общие представления о музыкальной грамоте, одни учащиеся уже любят музыку, другие равнодушны к ней.
Естественно, что вследствие этих особенностей и возможности музыкального развития первоклассников на уроках не одинаковы. Но все же можно отметить и некоторые общие черты характерные для данного возраста. В области восприятия музыки возможности детей довольно широки: им доступны основные жанры, названные Д.Б.Кабалевским «тремя китами» в музыке, марш, танец, песня; доступна музыка иллюстрированного характера.
Однако из-за незначительного
объема произвольного внимания у детей начальных классов произведения,
предназначенные для слушания, должны быть небольшими, заключать в себя яркий
образ, который учитель раскрывает в его выразительном, а не иллюстрированном
значении как музыкальный образ, имеющий свой смысл, свое содержание;
в области пения возможности детей в начале занятий в значительной мере
определены предыдущей музыкальной подготовкой.
Следует специально отметить возможности первоклассников в области творчества. Специальные исследования, и передовой опыт показывает, что дети младшего возраста легко откликаются на различные творческие задания. Они могут импровизировать на заданный или придуманный ими самими словесный образ; могут создавать ритмические и мелодические импровизации на музыкальных инструментах.
Уроки музыки - это уроки творчества. Дети любят фантазировать, придумывать что-то новое, необычное. Способности у учащихся разные, поэтому разнообразные формы работы позволяют учесть особенности каждого ребенка. Под термином «творчество» подразумевая «познавательно-поисковую художественную практику» детей, поскольку на каждом уроке они сами открывают что-то важное, ранее не известное им в мире искусства. Умение вслушиваться в музыку, вглядываться в картину, чувствовать слово – это и есть творческая работа души.
В работе можно применять такие творческие задания как «10 фактов из жизни и творчества композитора» или «История одной песни». Эти задания развивают у детей определённые компетентности: способность к самостоятельному поиску информации, отбору значимого материала, умению преподнести найденный материал. Важно то, что не учитель дал информацию, а сами дети нашли её.
Ребята находятся в поиске информации об истории создания отдельных песен на заданную тему. При этом важен не только конечный результат, но и сам поисковый процесс, как способ организации духовного развития.
Существенно повышают эффективность работы со школьниками использование информационно-коммуникативных технологий. В своей деятельности информационные технологии используются для создания мультимедийных презентаций, проведения компьютерных тестов, использование Интернет- ресурсов. Возможности технического оснащения кабинета (компьютер, проектор) дают возможность для исполнения песен – караоке.
Позитивный эмоциональный настрой, чувство радости обучающихся – один из критериев успешного урока. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика – это залог положительного отношения к учению.
Основной принцип в моей работе «Дать каждому ребенку шанс проявить себя». Ситуация успеха становится фактором развития личности и рассматривается как проживание учеником своих личностных достижений в контексте его собственной жизни.
III. Заключение
Таким образом, считаю, что задача учителя на уроке музыки - развивать у школьников способность к эмоциональному восприятию музыкальных произведений (слушание), интонационной деятельности (хоровое пение), музыкально-ритмическим движениям.
Творческая сторона, формируемая в процессе творческой деятельности, которая всегда оставляет глубокий след в сознании человека, она во многом задаёт критерии оценки всей воспринимаемой музыки, активно формирует музыкальный вкус (что человек может сыграть или спеть, то ему, как правило, и нравится в звучащей вокруг музыке).
Уроки музыки в общеобразовательной школе являются одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания и развития детей, средством формирования их личности. Они передают будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру.
Уроки музыки должны нести неповторимую эмоциональную окраску. Творчески подойти к уроку – значит выявить и до конца раскрыть своё собственное отношение к музыке столь же ярко и убежденно, как это делает композитор, исполнитель. Учитель организует соответствующую деятельность детей, способствует тому, чтобы музыка дошла до сознания каждого ребенка.
В процессе использования музыкальных технологий на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Музыкальные произведения расширяют кругозор учащихся, дают возможность заниматься исполнительской деятельностью, развивают музыкальные способности детей.
Познание культурного наследия развивает умственные способности детей и служит источником его накопления и нового культурного воплощения. Об этом и говорит Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Таким образом, урок музыки является одной из форм учебно-воспитательной работы в школе.
IV. Список литературы
1. Абдуллин Э.Б. Теория
и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для
учителя. – М.: Просвещение, 2013
2. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. М., 2014
3. Выготский Л.С. Воображение и
творчество в детском возрасте. – М., 1991
4. «Музыка: 1-8 классы». Программа, 4е издание. – М.: Просвещение, 2015
5. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина
Т.С. Русская музыка в школе. – М.: Владос, 2003
6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – В кн.: Проблемы
индивидуальных различий. М., 2011
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.