Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хиславичская средняя школа»
пгт Хиславичи Смоленской области
Методическая разработка
урока музыки в 5 классе
«Портрет в музыке и изобразительном искусстве»
(УМК «Музыка» 5 класс Сергеева Г. П., Критская Е. Д.)
Автор:
учитель музыки
Щедрова Лариса Сергеевна
2021 г.
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия участников образовательного процесса. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. К таким формам организации образовательной деятельности относятся: интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование и др. Все эти формы могут существовать как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться педагогом при планировании того или иного вида учебной деятельности или совместного мероприятия с родителями и детьми. Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест, который чаще всего пользуется популярностью у подростков и взрослых, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.
Само понятие «квест» обозначает игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.
При участии детей в квестах реализуются следующие цели:
· образовательная – вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
· развивающая – развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет - ресурсами; расширение кругозора, эрудиции.
· воспитательная – воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.
Технологическая карта урока
«Портрет в музыке и изобразительном искусстве»
Учитель: Щедрова Лариса Сергеевна
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хиславичская средняя школа»
Предмет: музыка
Класс: 5
Тема: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве»
Количество уроков по теме: 1.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: квест
Цель: расширить знания о возможностях скрипичного исполнительства, используя понятия «изобразительность» и «выразительность».
Задачи: Обучающие:
1. Актуализировать знания обучающихся по теме «Колокольность» и музыкальная интонация.
2. Ознакомить с историей инструмента «скрипка».
3. Дать представление об известных скрипичных мастерах, о композиторе и скрипаче Н. Паганини на примере его произведения «Каприс № 24».
Развивающие:
1. Способствовать развитию эмоциональной сферы обучающихся.
2. Развивать способность к творческому поиску решения проблемной ситуации.
2. Развивать умение анализировать, сопоставлять, выбирать нужную информацию.
Воспитательные:
1. Воспитывать потребность в общении с музыкальным искусством, стремлении к музыкальному самообразованию.
2. Формировать индивидуальную и групповую культуру общения.
3. Расширять культурный кругозор обучающихся.
Формы работы и виды деятельности: групповая работа (4 команды), игровая деятельность.
Технологии: квест-технология.
Ресурсное обеспечение:
· аудитория, оснащенная мультимедийным оборудованием;
· раздаточный материал для команд по этапам квеста;
· буквы (каприс) – 4 экземпляра;
· жетоны дополнительного балла – 8 штук.
Планируемые результаты:
Предметные:
· расширение музыкального и общекультурного кругозора;
· умение узнавать композитора и его произведение;
· мотивационная направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность;
· устойчивые навыки самостоятельной музыкально-учебной деятельности;
Метапредметные:
· умение планировать пути достижения целей;
· смысловая переработка разного рода информации;
· умение организовать учебное сотрудничество;
Личностные:
· уважительное отношение к достижениям музыкальной культуры;
· готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;
· эстетические чувства, эстетическое сознание.
Сокращения: БЗ – бланк задания
Ход квеста
№ |
Этап |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Оборудование |
Хроно-метраж |
|
I этап – целеполагание. Цель: создать положительный эмоционально-психологический настрой на учебную деятельность, включить в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. |
||||||
1. |
Оргмомент. |
Здравствуйте, ребята. Рада вас снова видеть на уроке музыки. |
Приветствуют учителя. |
|
2 мин. |
|
2. |
Мотивация и целеполагание |
Сегодня я вас разделила на 4 команды. Как вы думаете, зачем? Я предлагаю на уроке пройти занимательный квест. Согласны? Как любая игра, квест имеет свои правила: 1. Вы работаете в команде. 2. Каждое задание команда выполняет сообща и записывает ответ в тетрадях, по выполнении задания один член команды делегируется ко мне на проверку. 3. Если задание выполнено правильно, команда получает бонус и приступает к выполнению следующего задания. 4. Если задание выполнено неверно, команда должна переделать его. 5. В конце квеста собранные бонусы дадут ключевое слово нашей игры. 6. При прохождении квеста учитывается скорость работы, первая команда может получить дополнительный балл. |
Дают согласие на работу.
Внимательно слушают правила квеста.
|
|
3 мин. |
|
II – этап – квест Цель: актуализировать знания, полученные на предыдущем уроке и организовать процесс получения новой информации, формировать умение вести записи, работать в группах. |
||||||
3. |
Задание № 1 |
Итак, получаем первое задание (Рассмотрите картинку и запишите одно слово, которое может стать музыкальной темой этой картинки). И я жду представителей команд. |
Расшифровывают тему предыдущего урока (Колокольность), один член команды подходит на проверку, получает букву и жетон с баллами. |
БЗ № 1
|
3 мин |
|
4. |
Задание № 2 |
Чтобы узнать следующее слово, которое станет темой нашего урока, прослушайте музыкальную подсказку и запишите тему в тетрадь. |
Слушают аудиофайл, записывают тему урока (Портрет), один член команды подходит на проверку, получает букву и жетон с баллами.
|
Аудиофайл https://drive.google.com/file/d/1-UM1b1gQV2TCbqkDQ3uJgjbIkEYRuGyb/view?usp=sharing
|
3 мин. |
|
5. |
Задание № 3
|
Знакомимся и выполняем следующее задание (Рассмотрите картины и запишите в тетрадь, кто или что может быть изображено на портрете) |
Рассматривают, делают записи (Музыкант, инструмент, скрипка), один член команды подходит на проверку, получает букву и жетон с баллами. |
БЗ № 3
|
3мин. |
|
6. |
Задние № 4 |
Вы совершенно верно определили, что на портрете может быть изображен музыкальный инструмент, а именно, скрипка. И следующее задание посвящено ей (Прочитайте текст и запишите ответы на вопросы в тетрадь. 1. 1. Где и когда появился инструмент скрипка? 2. 2. Кто и где ее использовал? 3. 3. В каких странах скрипка считается народным инструментом? 4. 4. Где звучала скрипка? 5. 5. Что может делать скрипка как человек?) |
Читают текст, отвечают на вопросы, делают записи (1. Скрипка появилась в Европе в конце 15 века. 2. Бродячие музыканты- на ярмарках, гуляниях, свадьбах, в трактирах и кабаках. 3. Болгария, Венгрия, Польша, Румыния. 4. В аристократических кругах, при французском дворе. 5. Петь, плакать, говорить) , один член команды подходит на проверку, получает букву и жетон с баллами. |
БЗ № 4 |
5 мин. |
|
7. |
Задание № 5 |
Итак, вы многое узнали о скрипке. А кто же её создавал. На этот вопрос вы ответите после следующего задания (Запишите в тетрадь имена известных скрипичных мастеров). |
Записывают, один член команды подходит на проверку, получает букву и жетон с баллами. |
БЗ № 5 |
2 мин. |
|
8. |
Задание № 6 |
За 6 веков своего существования скрипка знала множество виртуальных композиторов и скрипачей-исполнителей. О ком мы вспомним сегодня? – это ваше следующее задание (Расшифруйте и запишите в тетрадь имена известных композиторов-скрипачей) |
Расшифровывают, записывают, один член команды подходит на проверку, получает букву и жетон с баллами. |
БЗ № 6 |
3 мин. |
|
9. |
«Ключевое слово» |
Молодцы, команды! Один из расшифрованных вами композиторов – это Никколо Паганини. Этот композитор и скрипач с детства поражал своим умением играть на скрипке, а когда он вырос и начал давать концерты, то люди не верили, что простой смертный может так играть. Про Паганини начали говорить, будто бы его смычком водит сам дьявол. Но Паганини обладал чувством юмора и никого не разубеждал. Напротив, он даже одному своему сочинению дал название «Дьявольские трели», уж больно сложные пассажи он для него сочинил. Недоброжелатели и завистники устраивали скрипачу разные подвохи, однажды даже оборвали струны на скрипке, так Паганини сумел исполнить свой концерт всего на одной струне. Название одного из самых его известных произведений вы можете сложить из тех букв, которые вы получили в ходе выполнения заданий квеста. Запишите его в тетради. |
Составляют слово каприс, записывают, один член команды подходит на проверку, получает жетон с баллами. |
Буквы, собранные за время квеста |
3 мин. |
|
10. |
«Каприс № 24» |
Правильно, все команды справились. Слово «каприс» с итальянского языка обозначает «каприз, прихоть, причуда». Добавьте в название произведения № 24, столько раз в этой пьесе повторяется одна музыкальная тема. Давайте послушаем отрывок, оценим, насколько причудлива, виртуозна и сложна эта пьеса Никколо Паганини и запишем 3 её характеристики |
Прослушивают, записывают, один член команды подходит на проверку, получает жетон с баллами. |
https://youtu.be/oSYr46tgOEE
|
5 мин. |
|
V этап – аналитический. Цель: проанализировать соответствие поставленных целей и достигнутых результатов, дать установку на дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний. |
||||||
12. |
Рефлексия |
Ребята, наш квест подошел к концу. Давайте подсчитаем баллы, заработанные вами во время квеста. Молодцы! Практически равные результаты. Такая работа заслуживает оценки «5». А чтобы оценки были действительно заслуженными, я предлагаю вам побыть в роли художников и запечатлеть на картине несколько предметов, передающих тему нашего урока. Обсудите в командах и предложите ваш вариант картины |
Подсчитывают, озвучивают результат.
Обсуждают, высказывают предложения (портрет, скрипка, Италия, Паганини, скрипичный мастер) |
|
5 мин. |
|
13. |
Домашнее задание |
Молодцы! Ребята, это и будет ваше домашнее задание. Придумайте и нарисуйте то, о чем мы говорили во время квеста. Урок окончен. До новых встреч на уроках музыки. |
Запись домашнего задания.
Прощаются. |
|
3 мин. |
|
Приложения
БЗ № 1
БЗ № 3
БЗ № 4
БЗ № 5
БЗ № 6
Буквы
Источники
1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 159 с.
2. Давыдова М. А. Поурочные разработки по музыке. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016. – 240 с. – (В помощь школьному учителю).
3. Образовательный квест как современная педагогическая технология https://znanio.ru/pub/181
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.