Урок на тему: "Сложные эфиры. Жиры"
Оценка 4.6

Урок на тему: "Сложные эфиры. Жиры"

Оценка 4.6
Разработки уроков
pdf
химия
10 кл—11 кл
24.03.2024
Урок на тему: "Сложные эфиры. Жиры"
Изучение и систематизация знаний о сложных эфирах и жирах, их строении, применении, нахождении в природе и свойствах.
Сложные эфиры. Жиры..pdf

Урок на тему: «Сложные эфиры. Жиры»

Цель занятия: изучить и систематизировать знания о сложных эфирах и жирах, их строении, нахождении в природе и свойствах.

Задачи:

1.Образовательные:

-         Дать понятия о физических и химических свойствах сложных эфиров, механизме реакции этерификации.

-         Закрепить знания о сложных эфирах, их номенклатуре, реакции этерификации

Познакомить с применением сложных эфиров и жиров.

2. Развивающие:

-         Продолжить развитие умений анализировать;

-         Развивать практические умения и умения прогнозировать.

-         Способствовать   развитию   эрудиции,   логического        и ассоциативного мышления учащихся.

 

3.Воспитательные:

-         Развитие сотрудничества через организацию работы учащихся в паре.

-         Способствовать   формированию    культуры   межличностного общения на примере умения слушать друг друга, анализировать ответы товарищей.

Патриотическое воспитание.

                ОК    01.    Выбирать    способы    решения    задач    профессиональной

деятельности применительно к различным контекстам 

ПК 2.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами

ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

ИКТ применяются для наглядности объяснения нового материала, урок сопровождается демонстрационным опытами.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, химические реактивы и лабораторное оборудование.

Литература:  

1. Габриелян О.С. Химия 10 кл. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2020г. 

 

             

Ход работы:

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1. Организационный момент.

Здравствуйте! В начале нашего занятия хотелось      бы обратить внимание на эпиграф нашего урока -   слова великого русского ученого, М.В. 

Ломоносова:  

 «Химик не такой должен быть, который дальше  дыму и пеплу ничего не видит, а такой который на  

основании опытных данных может делать   

теоретические выводы»  

  

2. Проверка предыдущей темы в форме самостоятельной работы

(теста)

3. Актуализация знаний.

Вокруг нас много различных веществ. У меня в руках апельсиновую корку. Почему мы ее можем использовать как топливо?

 

Я зажигаю спиртовку, соблюдая технику безопасности. А теперь беру корку и сбрызгиваю веществом, содержащимся в ней на огонь.

 

 

Что наблюдаете?

 

Кто знает, какое вещество содержится в корках?

 

Высказывают

предположения

 

В корочке содержится горючее вещество.

 

Чувствуем запах.

 

(Высказывают предположения)

4. Целеполагание и мотивация.

Запишем тему сегодняшнего урока в тетрадь. «Сложные эфиры и жиры».

  

План урока:

1.     Получение.

2.     Номенклатура, общая формула.

3.     Нахождение в природе.

4.     Свойства.

5.     Применение.

 Сложные эфиры и жиры

 

 

Получить основные знания о сложных эфирах, жирах Экспериментальным способом изучить эфиры

Научиться применять знания в практических целях.

4. Изучение и усвоение учебного материала

 

1. Демонстрация: 

1)    в пробирку налить 2 мл изоамилового (изопентилового) спирта, 2 мл уксусной кислоты и 0,5 мл концентрированной серной кислоты.

2)    закрыть пробирку газоотводной трубкой и нагреть на водяной бане в течение нескольких минут. 

3)    после охлаждения добавить в пробирку несколько миллилитров воды. При этом образуется слой изоамилового эфира уксусной кислоты (изоамилацетата) с характерным запахом грушевой эссенции.

 

Как называется взаимодействие кислот со спиртами? Запишите уравнение реакции изоамилового спирта с уксусной кислотой.

Работают в тетради, делают наблюдения и выводы.

В результате какой реакции образуются сложные эфиры?  

 

Сложные эфиры образуются при взаимодействии карбоновых кислот со спиртами (реакция этерификации) Запишем ее в общем виде:

 

 

Эта реакция обратима. 

 

Реакция сложных эфиров с водой (гидролиз сложного эфира) обратная реакции этерификации. Продукты реакции могут взаимодействовать друг с другом с образованием исходных веществ – спирта и кислоты.  

 

 

Используя общую формулу сложных эфиров, попробуйте дать им определение. 

R1- COO-R2         

2. Работа с номенклатурой эфиров 

Составить формулы и дать названия эфирам, образованным 

1 вариант             Бутановой кислотой и

Сложными эфирами называют производные карбоновых кислот, в которых атом водорода карбоксильной группы замещён на углеводородный радикал.

Работа по карточке

CH3-COO-CH3-

 

метиловым спиртом

2 вариант             Метановой кислотой и пропиловым спиртом

3.           Нахождение в природе

Сложные эфиры – жидкости, обладающие приятными фруктовыми запахами. В воде они растворяются очень мало, но хорошо растворимы в спиртах. Сложные эфиры очень распространены в природе. Их наличием обусловлены приятные запахи цветов и фруктов. Сложные эфиры имеют приятные запахи

4.           Изучите физические свойства эфиров, используя учебник стр.  93  

Выберите 5 утверждений, которые соответствуют сложным эфирам. 

А) широко распространены в природе.

Б) это неорганические вещества. В) не летучие вещества

Г) имеют специфический аромат.                                

Ключ: А, Г, Ж, З, И

Д) хорошо растворяются в воде

Е) температура кипения высокая

Ж) легковоспламеняющиеся жидкости.

З) плотность меньше, чем у воды.

И) имеют запахи фруктов

Задание: по формуле назовите сложный эфир:

 

 

 

 

 

 

 

Эфиры высших одноосновных кислот и высших одноатомных спиртов – основа природных восков, например, пчелиного.   

5. Применение эфиров. Используя рис.58 учебник, стр.94 составьте схему применения

метиловый эфир

уксусной кислоты

 

H-COO-CH2-CH3 – этиловый эфир метановой кислоты.

 

Сообщение учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

Имеют запах – летучи, легковоспламеняющиес

я жидкости, с невысокими температурами кипения.

 

Работа по карточке

 

 

 

 

Запах ананаса: этиловый эфир масляной кислоты Запах яблока: метиловый эфир масляной кислоты Запах груши:

изобутиловый эфир уксусной кислоты Запах банана:

изоамиловый эфир

масляной кислоты

 

 

 

 

1) лекарственные средства; 2,3)

 

эфиров. 

 Применение сложных эфиров:

парфюмерия и косметика; 4) синтетические и искусственные волокна; 5) лаки; 6) производство напитков и кондитерских изделий.  

 Важнейшими представителями природных сложных эфиров являются жиры.                            

Сообщения учащихся

Классификация жиров:

Твёрдые                                                                     

Жидкие  

 

1)            твердые – это жиры,  в состав которых входят

предельные карбоновые кислоты. Это жиры животного происхождения (говяжий, свиной, бараний и т.д.), исключение составляет рыбий жир;

2)            жидкие – это жиры, в состав которых входят непредельные карбоновые кислоты. Это жиры растительного происхождения, или масла (подсолнечное масло, соевое масло, рапсовое масло и т.д.), исключение составляет пальмовое масло.

10. В курсе химии 9 класса вы уже сталкивались с этим понятием, поэтому вспомните и дайте определение, что такое жиры:  

 

 

Жиры – это сложные эфиры трёхатомного спирта глицерина и высших карбоновых кислот

          12. Химические свойства жиров:          

 

 

Состав жиров определяет их физические и химические свойства.

1.     Жиры нерастворимы в воде, но хорошо растворимы в органических растворителях – бензоле, гексане. 

2.     Для жиров, содержащих остатки непредельных карбоновых кислот, характерны все реакции этого типа соединений: они обесцвечивают бромную воду, вступают в реакции присоединения.

3.     (Соблюдаем технику безопасности работы с веществами)

Демонстрация: проверьте данный образец содержит ли остатки непредельных карбоновых кислот

 

 Гидрированием жидких жиров получают твердые сложные эфиры. Именно эта реакция лежит в основе получения из растительного масла твердого жира – маргарин. (слайд 22-23)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить к образцу растительного масла раствор перманганата калия. Наблюдения в тетрадь записать.

Жиры подвергаются гидролизу

 

 

 

 

Если проводить гидролиз жиров в щелочной среде, то произойдет омыление жиров.  

 

 

 

 

 

 

 

Что такое мыла?    

 

Мыла – это соли карбоновых кислот. Натриевые соли карбоновых кислот – это твердое мыло, а калиевые – это жидкое мыло.

Реакция щелочного гидролиза жиров, и вообще всех сложных эфиров, называется также омылением.

Применение жиров 

 

7. Итоги. Рефлексия

А сейчас я хотела, чтобы вы сами оценили уровень своих знаний после этого урока.

Поставьте знак рядом с тем высказыванием, которое вы считаете более верным для себя. 

1.        После урока стал(а) знать больше

2.        Углубил(а) знания по теме, могу применить их на практике.

3.        На уроке было над чем подумать

4.        На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

5.        На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла) По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил 5 плюсов, 4 плюса, 3 плюса.

Вернемся к нашему эпиграфу.  Мы сделали теоретические выводы на основе опытов? Да, следовательно, вы можете назвать себя настоящими химиками.

Спасибо за работу!

                                                                      8.      Домашнее задание

§ 13, стр. 92 - 97 читать, стр. 100 № 2, 11 (задача)

 

Урок на тему: «Сложные эфиры

Урок на тему: «Сложные эфиры

Патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание.

Здравствуйте! В начале нашего занятия хотелось бы обратить внимание на эпиграф нашего урока - слова великого русского ученого,

Здравствуйте! В начале нашего занятия хотелось бы обратить внимание на эпиграф нашего урока - слова великого русского ученого,

Демонстрация: 1) в пробирку налить 2 мл изоамилового (изопентилового) спирта, 2 мл уксусной кислоты и 0,5 мл концентрированной серной кислоты

Демонстрация: 1) в пробирку налить 2 мл изоамилового (изопентилового) спирта, 2 мл уксусной кислоты и 0,5 мл концентрированной серной кислоты

Используя общую формулу сложных эфиров, попробуйте дать им определение

Используя общую формулу сложных эфиров, попробуйте дать им определение

Метановой кислотой и пропиловым спиртом 3

Метановой кислотой и пропиловым спиртом 3

Эфиры высших одноосновных кислот и высших одноатомных спиртов – основа природных восков, например, пчелиного

Эфиры высших одноосновных кислот и высших одноатомных спиртов – основа природных восков, например, пчелиного

Применение сложных эфиров: парфюмерия и косметика; 4) синтетические и искусственные волокна; 5) лаки; 6) производство напитков и кондитерских изделий

Применение сложных эфиров: парфюмерия и косметика; 4) синтетические и искусственные волокна; 5) лаки; 6) производство напитков и кондитерских изделий

В курсе химии 9 класса вы уже сталкивались с этим понятием, поэтому вспомните и дайте определение, что такое жиры:

В курсе химии 9 класса вы уже сталкивались с этим понятием, поэтому вспомните и дайте определение, что такое жиры:

Добавить к образцу растительного масла раствор перманганата калия

Добавить к образцу растительного масла раствор перманганата калия

Если проводить гидролиз жиров в щелочной среде, то произойдет омыление жиров

Если проводить гидролиз жиров в щелочной среде, то произойдет омыление жиров

А сейчас я хотела, чтобы вы сами оценили уровень своих знаний после этого урока

А сейчас я хотела, чтобы вы сами оценили уровень своих знаний после этого урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2024