Министерство просвещения и воспитания
Ульяновской области
ОГБПОУ «Карсунский медицинский техникум им. В.В. Тихомирова»
Методическая разработка
по учебной дисциплине «Информатика»
Тема: Урок обобщения и систематизации знаний
«Устройство персонального компьютера»
Составитель:
преподаватель информатики
Тимохина Людмила Николаевна
Карсун 2020-2021 уч.год
Технологическая карта занятия
Урок обобщения и систематизации знаний по разделу: «Устройство персонального компьютера», 8 часов изучения
Цели занятия:
- образовательная: обобщить и систематизировать знания обучающихся по накопленному теоретическому материалу.
- развивающая: создать условия для развития аналитических способностей в области информатики, навыков самостоятельной и коллективной работы, активизировать мышление обучающихся.
- воспитательная: воспитывать качества внимательности и ответственности за работу, любовь к информатике.
Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации знаний
Вид занятия: комбинированный
Метод проведения: частично-поисковый с элементами деловой игры
Приемы и методы: интеллектуальная разминка, логическая цепочка, экспресс-тест, прием «Лови ошибку», синквейн.
Материальное оснащение:
1) Презентация MS Power Point в виде игры: «Умники и умницы».
2) Задание на компьютере с ребусами.
3) Задание для выполнения практической работы за компьютером с использованием приема «Лови ошибку».
4) Специальные бланки для письменного теста.
5) Карточки с пословицами.
Межпредметные связи и особенности организации пространства:
На уроке осуществляются межпредметные связи с дисциплинами «Родной язык», «География», «Литература».
Применяются здоровьесберегающие технологии, происходит смена рабочих мест обучающихся: индивидуальная работа выполняется за компьютерами, коллективная работа в малых группах за «круглым» столом, проводится эстафета с выходом к доске каждого обучающегося.
Планируемые результаты:
- обучающиеся должны знать:
1. Состав минимального комплекта персонального компьютера.
2. Определения основных составляющих аппаратуры.
3. Определения составляющих программного обеспечения.
4. Единицы измерения информации.
- обучающиеся должны уметь:
1. Находить путь к файлу по заданному пути.
2. Создавать таблицы в текстовом процессоре Word.
Освоение содержания раздела «Устройство персонального компьютера» учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
- предметные:
· использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
· владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
· формирование базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
- личностные:
· формирование чувства гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
· осознание своего места в информационном обществе;
· формирование готовности и способности к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
· умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
· умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач;
· умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
· умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий, как в профессиональной деятельности, так и в быту;
· формирование готовности к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
- метапредметные:
· умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
· использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
· использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
· использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
· умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
· умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий.
Структура урока
№ |
Этапы урока |
Время, мин. |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающегося |
1. Ориентировочно-мотивационный |
||||
1.1. |
Организационный момент |
2 мин. |
Проверяет готовность обучающихся к уроку |
Готовятся к уроку |
1.2. |
Сообщение темы |
2 мин. |
Направляет студентов на самостоятельную формулировку темы |
Самостоятельно формулируют тему урока
|
1.3. |
Мотивация учебной деятельности |
3 мин. |
Обеспечивает мотивацию обучающихся |
Оценивают границы знаний по данной теме |
1.4. |
Постановка целей |
3 мин. |
Дает обучающимся возможность сформулировать цель занятия и корректирует их |
Формулируют цели |
1. Операционно-деятельностный |
||||
2.1. |
Обобщение и систематизация знаний |
|
|
|
|
-интеллектуальная разминка |
10 мин. |
Выдвигает проблему, которая состоит в поиске ребуса по заданному пути на компьютере и их решении |
Поиск ребусов по заданному пути и их решение |
|
-практическое задание |
20 мин. |
Предлагает индивидуальное практическое задание в текстовом процессоре Word с применением приема «Лови ошибку» |
Совершенствуют навыки по созданию таблицы, демонстрируют знание аппаратуры и программного обеспечения, после выполнения сверяют с правильным результатом, показанным преподавателем на экране |
|
-проведение мультимедийной игры «Умники и умницы»
|
5 мин.
10 мин.
5 мин.
10 мин.
10 мин. |
Предлагает разбиться на две команды и выбрать капитана Проводит 1 этап эстафета «Логическая цепочка»
Проводит 2 этап «А ну-ка угадай» в виде тестовых заданий
Проводит 3 этап «Тест» на специальных бланках с использованием приема экспресс-тест
Проводит 4 этап «Венгерский кроссворд», в котором зашифрованы различные устройства
Проводит 5 этап «Опознай пословицу», в котором русские народные пословицы перефразированы на компьютерный лад |
Разбиваются на команды и выбирают капитана 1. По цепочке выходят к доске и пишут слова, связанные с информатикой, начинающиеся на последнюю букву предыдущего слова 2. Систематизируют накопленные знания по изученному материалу, отвечая на вопросы, показанные на экране 3. На специальных бланках отмечают правильные ответы, в результате правильных ответов должны получиться буквы «П» и «К» 4. Обобщают знания по видам устройств при решении кроссворда командно, соединяя необходимые буквы из которых формируются названия устройств компьютера 5. Перефразируют программистскую пословицу на русскую народную |
2. Рефлексивно-оценочный |
||||
3.1. |
Рефлексия |
5 мин. |
Побуждает к высказыванию своего мнения и предлагает написать синквейн по теме урока, зачитывает получившиеся строки каждой команды |
Обучающиеся составляют пять строк синквейна командно по теме |
3.2. |
Домашнее задание |
5 мин. |
Составить в текстовом процессоре MS Word кроссворд из 10 слов на тему: «Периферийные устройства ПК». |
Записывают, слушают разъяснения, демонстрируемые на экране. |
Ход урока
Здравствуйте ребята! Перекличка присутствующих.
Сегодня мы проводим урок обобщения и систематизации знаний по изученной теме информатики. Как называется этот раздел? отвечают
Правильно, мы с вами изучили тему информатики, который называется "Устройство персонального компьютера".
Молодёжь, как наиболее прогрессивная часть общества в области использования новейшей техники и технологий, чаще всего сталкивается с компьютерами. Но, как показывает практика, на вопрос "Из чего состоит компьютер?", многие ответят "из этой коробки, экрана и мыши". А вы мне скажете? отвечают (Из аппаратуры и программного обеспечения)
Для чего вам, будущим дизайнерам, необходимо знать устройство компьютера? отвечают
Знание устройства компьютера, одна из первых ступенек в вашей профессиональной деятельности, знать различные виды программного обеспечения и уметь их использовать, владеть навыками работы на компьютере, быть грамотным и хорошо «подкованным» дизайнером – это залог успешной карьеры.
На этом уроке сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями, полученными на предмете «Информатика» при изучении раздела «Устройство персонального компьютера» – для этого проведем интеллектуальную разминку, в которой разгадаем ребусы, после выполним практическое задание. Затем потренируем мозг и проведем командную игру «Умники и умницы», в которой нас ждет конкурс-эстафета «Логическая цепочка». Вытащим из тайников памяти кое-что ценное и разгадаем тесты и кроссворды, а также попробуем опознать шуточные программистские пословицы.
В связи с этим, какие цели вы сформулируете для себя на сегодняшний урок? отвечают Правильно, нужно обобщить и систематизировать знания, которые вы получили при изучении раздела.
Представьте себе, что вы квалифицированные дизайнеры, которые пришли первый день на работу. Начальник решил вас проверить, насколько хорошо вы владеете компьютером. Выдал вам путь к файлу, с которым вы должны работать. Ваша задача по заданному пути найти нужный файл и разгадать ребусы. За каждый правильно разгаданный ребус вы получаете карточку, которые по итогам урока будут подсчитываться. На выполнение этого задания дается 10 минут. Садятся за компьютеры.
Контролирую выполнение работы, по итогу выполнения выдаю карточки.
Начальник увидел, что вы владеете навыками работы за компьютером и дал вам ответственное поручение: выпустить плакат с перечнем аппаратуры и программного обеспечения, но так торопился, что допустил ошибки. Вы должны в текстовом процессоре Word создать таблицу по его образцу, при этом исправляя ошибки. Время на выполнение задания 20 минут.
Активизируют мышление и выполняют работу. Контролирую выполнение работы, вывожу на экран правильно заполненную таблицу по итогу выполнения выдаю карточки.
Предлагаю вам разбиться на две команды и выбрать капитана для проведения мультимедийной игры «Умники и умницы».
1 этап эстафета «Логическая цепочка». По цепочке выходят к доске и пишут слова, связанные с информатикой, начинающиеся на последнюю букву предыдущего слов. Команда, придумавшая наибольшее количество слов, зарабатывает карточку.
2 этап «А ну-ка угадай» в виде тестовых заданий. Систематизируют накопленный материал отвечая на вопросы, показанные на экран. За каждый правильный ответ команда зарабатывает карточку.
3 этап «Тест» на специальных бланках с использованием приема экспресс-тест. На специальных бланках отмечают правильные ответы, в результате правильных ответов должны получиться буквы «П» и «К». Команда, правильно ответившая на тест, зарабатывает карточку. Что такое ПК? Отвечают (Персональный компьютер – устройство, предназначенное для хранения, обработки и передачи информации).
Межпредметные связи с «Географией»: Начальник решил узнать насколько вы разносторонне развитый специалист, следующим его поручением было разгадать венгерский кроссворд и рассказать о Венгрии. Отвечают (Венгрия – государство в центральной Европе, столица – Будапешт, официальный язык - венгерский)
4 этап «Венгерский кроссворд», в котором зашифрованы различные устройства. Обобщают знания по видам устройств в решении кроссворда командно, соединяя необходимые буквы из которых формируются названия устройств компьютера.
Межпредметные связи с предметом «Родной язык».
5 этап «Опознай пословицу», в котором русские народные пословицы перефразированы на компьютерный лад. Перефразируют программистскую пословицу на русскую народную. Выдаются карточки за правильные ответы.
Подсчитываются командные результаты в игре. Спасибо за участие в игре. Предлагаю группам провести самооценку и оценку команды соперников. Выставление оценок в соответствии с набранными карточками.
Рефлексия. Хотелось бы у вас узнать, что полезного вы вынесли за сегодняшний урок, получилось ли у вас обобщить и систематизировать знания по разделу "Устройство компьютера". Для этого предлагаю вам составить синквейн. Объяснение написания синквейна на слайде. Дополнительно предлагается оценочная лексика для синквейна. Обучающиеся, в течение 5 минут, составляют синквейн в малых группах по предложенной оценочной лексике. Собираю результаты синквейна у команд, зачитываю. Делаю вывод о достигнутых целях. Выставляю оценки за урок.
Домашнее задание заключается в составлении кроссворда в текстовом процессоре MS Word из 10 слов на тему: «Периферийные устройства ПК».
Что такое периферийные устройства? отвечают Правильно, это внешние, дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру.
Вывожу разъяснение на экран.
Приложение 1
Интеллектуальная разминка. Ребусы
Вариант №1
Вариант №2
Вариант №3
Вариант №4
Вариант №5
Вариант №6
Вариант №7
Вариант №7
Вариант № 8
Вариант №9
Приложение 2
Практическое задание «Лови ошибку»
Условие: В текстовом процессоре Word составить таблицу по образцу при этом исправляя найденные ошибки.
Комплект персонального компьютера состоит из двух частей
Аппаратура |
Программное обеспечение |
Операционная система Монитор Клавиатура Манипулятор «мышь» Драйвер Принтер Архиватор Модем Редактор |
Системный блок Языки программирования Антивирусные программы Видеопроектор Дисковод Утилитные программы Прикладные программы Сканер Файловая оболочка |
Ответ: Таблица должна выглядеть следующим образом (перестановка слов в столбцах допустима):
Комплект персонального компьютера состоит из двух частей
Аппаратура |
Программное обеспечение |
Системный блок Монитор Клавиатура Манипулятор «мышь» Дисковод Видеопроектор Принтер Модем Сканер |
Операционная система Языки программирования Редактор Антивирусные программы Драйвер Архиватор Утилитные программы Прикладные программы Файловая оболочка |
Приложение 3
Мультимедийная игра «Умники и умницы»
Приложение 4
Экспресс-тест
Вариант№1:
1) Перечислить все подходящие компоненты программного обеспечения:
A. Операционная система
B. Драйвер
C. Утилиты
D. Редакторы
2) Назвать 2 части персонального компьютера:
A. Программное обеспечение
B. Системный блок
C. Мышь
D. Аппаратура
3) Назвать 2 наибольшие единицы измерения:
A. Гигабайт
B. Бит
C. Байт
D. Петабайт
4) Чего не хватает в определении «персонального компьютера»: ПК - устройство, предназначенное для хранения, … и … информации:
A. Передачи
B. Вывода
C. Ввода
D. Обработки
5) На материнской плате располагаются (несколько ответов):
A. Процессор
B. Монитор
C. Драйвер
D. Оперативная память
Вариант №2:
1) Что не входит в программное обеспечение
A. Монитор
B. Драйвер
C. Клавиатура
D. Мышь
2) Назвать 2 наименьшие единицы измерения:
A. Байт
B. Бит
C. Килобайт
D. Мегабайт
3) Что располагается в системном блоке:
A. Материнская плата
B. Процессор
C. Манипулятор
D. Редактор
4) Что относится к утилитным программам:
A. Форматирование диска
B. Драйвер
C. Дефрагментация диска
D. Контроллер
5) Из каких 2 частей состоит персональный компьютер:
A. Аппаратура
B. Монитор
C. Клавиатура
D. Программное обеспечение
Правильные ответы
Вариант №1 Вариант №2
Приложение 5
«Венгерский кроссворд»
Найдите и запишите все слова, которые «спрятались» в предложенном кроссворде.
|
|
Правильные ответы:
|
|
Приложение 6
ОПОЗНАЙ ПОСЛОВИЦУ
Вариант №1
Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале.
◘ Компьютер – лучший друг.
(Книга - лучший друг.)
◘ Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
(Скажи мне, какой у тебя друг, и я скажу, кто ты.)
◘ Не смейся над старыми компьютерами, и твой будет стар.
(Не смейся над старыми, и сам будешь стар.)
◘ Компьютер памятью не испортишь.
(Кашу маслом не испортишь.)
◘ Компьютер на столе не для одних только игр.
(Голова на плечах не для одной только шапки.)
◘ По ноутбуку встречают, по уму провожают.
(По одёжке встречают, по уму провожают.)
◘ На IBM PC «яблоки» не растут.
(На сосне яблоки не растут)
◘ Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.
(Дарёному коню в зубы не смотрят.)
◘ В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят.
(В Тулу со своим самоваром не ездят.)
◘ Не Intel’ом единым жив процессорный мир.
(Не хлебом единым жив человек.)
◘ Мал микропроцессор (или ноутбук), да дорог.
(Мал золотник, да дорог.)
◘ Всякий кабель своё гнездо любит.
(Всякая птица своё гнездо любит.)
◘ Семь раз подумай – один раз апгрейдируй.
(Семь раз подумай - один раз скажи.)
◘ Утопающий за «F1» хватается.
(Утопающий за соломинку хватается.)
продолжение приложения 6
ОПОЗНАЙ ПОСЛОВИЦУ
Вариант №2
Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале.
◘ DOS – всему начало.
(Голова - всему начало.)
◘ Не всё WINDOWS, что висит.
(Не всё золото, что блестит.)
◘ Семь бед – один «Reset».
(Семь бед – один ответ.)
◘ Ищущий ОС без изъяна останется без ОС.
(Ищущий друга без изъяна останется без друга.)
◘ Плоха та мышка, которая одну кнопку имеет.
(Плоха та мышка, которая одну норку имеет.)
◘ Бит байт бережёт.
(Копейка рубль бережёт.)
◘ Слово не воробей, а пара байтов.
(Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)
◘ Отформатировать винчестер – секунда, а восстановить – года.
(Сломить дерево – секунда, а вырастить – года.)
◘ Не идентификатор красит файл, а файл идентификатор.
(Не место красит человека, а человек место.)
◘ Два раза подумай, один раз удали.
(Два раза подумай, один раз скажи.)
◘ Удаляй по файлику, наберёшь Корзину.
(Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.)
◘ Что из Корзины удалено, то пропало.
(Что с возу упало, то пропало.)
◘ Винчестер – зеркало души пользователя.
(Глаза - зеркало души.)
◘ Бейсику (Паскалю, Си) учиться всегда пригодится.
(Грамоте учиться всегда пригодится.)
Приложение 7
Рефлексия
Оценочная лексика для синквейна
информатика
компьютерная наука
компьютер
вычислительное устройство
персональный компьютер
устройство компьютера
электронное устройство
мощный
умный
быстрый
память
доступность
надежность
высокий уровень
способность
возможность
точный
воздействовать
объем данных
достигать
доступный
просматривать
выполнять
считать
процессор
взломать
опасный
данные
восторг
сведения
помогает
учебная
получает
использовать
употреблять
задумывать
придумывать
разрабатывать
загружать
скачать
повышать
существенный
находить
интерфейс
ноутбук
профессионал
любитель
подключаться
материнская плата
операционная система
перегрузка
выполнять
осуществлять
снабжать
доставлять
обеспечивать
надежный
отвечать
безопасность
виртуальная реальность
вычислительная
накапливает
обрабатывает
исследования
развивает
считает
информационный инструмент
радость
информация
важная
необходимая
получать
сообщать
передавать
принять решение
сведения
Литература:
1. Иопа Н.И. Информатика: конспект лекций / Н.И. Иопа. – М. КНОРУС, 2016. – 264 с. – (конспект лекций). Режим доступа www.book.ru
2. Ляхович В.Ф. Основы информатики: учебник / В.Ф.Ляхович, В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжикова. – М.: КНОРУС, 2016. – 348 с. – (среднее профессиональное образование)
3. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
4. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
5. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.