Тема урока: Оборона Брестской крепости
Выполнил: учитель истории и обществознания МАОУ Шишкинской СОШ Пашкевичев Владислав Алексеевич
Класс: 10-11
Цель урока:
Образовательная: познакомить обучающихся с героическим подвигом защитников Брестской крепости.
Развивающие: способствовать развитию умений обобщать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и гордости к истории нашей страны.
Методы: Объяснительный.
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: смешанный
Формируемые УУД:
Регулятивные УУД: учимся делать предположение; учимся прогнозировать предстоящую работу (составлять план); учимся осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД: формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Коммуникативные УУД:учимся слушать и понимать других; учимся оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные УУД:
1) учимся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) учимся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, видеопрезентация фотографий Брестской крепости. На доске размещаются фотографий Брестской крепости и её защитников.
План:
1. Брестская крепость. Строительство и устройство
2.Оборона брестской крепости
Ход мероприятия:
Этап мероприятия |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||
I.Организационный момент. 1 минуты |
Приветствие обучающихся. Проверка присутствия обучающихся на уроке. |
Приветствуют учителя. |
Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
||||||||||||||||||||||||||||||
II.Актуализация знаний. 5 минут |
Слайд 1. Была война. Прошла война. Над полем боя тишина. Но по стране, по тишине Идут легенды о войне. Одна легенда есть. Она Над старым Бугом рождена, Где верным стражем здешних мест Глядит на запад крепость Брест. Ты видишь, друг? Ты слышишь, друг? Пойдем туда, где плещет Буг, Застанем шорох тишины За полминуты до войны Исходя из отрывка поэмы как вы думаете, что мы будем с вами изучать сегодня? Слайд 2. Тема урока: Оборона Брестской крепости. Слайд 3. Давайте вместе попробуем определить цели урока: 1. Выясним……. 2. Изучим……. 3. Узнаем……. |
Обучающийся рассказывает отрывок из поэмы Л. Ошанина.
Обучающиеся дают примерные ответы: война в Брестской крепости, оборона Брестской крепости и т.д.
Дополняют цели 1. как возникла Брестской крепости 2. историю обороны Брестской крепости 3. о героях-защитниках Брестской крепости Записывают тему урока и цели. |
Регулятивные УУД: учимся делать предположение; учимся прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
||||||||||||||||||||||||||||||
III. Изучение нового материала 20 минут |
1. Брестская крепость. Строительство и устройство. Слайд 4.На месте нынешней Брестской крепости надбужскими славянами в далёкой древности было основано поселение Берестье. Впервые о нём упоминается в 1019 г. в "Повести временных лет". Земли Берестья много раз переходили из рук в руки, входили в состав разных государств. Поэтому менялось название города: Берестье, Брест-Литовск, Брест-над-Бугом, Брест. Слайд 5. В 1795г. Брест-Литовск вошёл в состав Российской империи. Слайд 6. Брестская крепость, памятник оборонной архитектуры 19 века. Расположена в западной части Бреста. Создать фортификационные укрепления именно на слиянии Западного Буга и Мухавца предложил в 1797 году военный инженер Девалан. Началось строительство 4 укреплений (сначала временных). Слайд 7. Волынское (Южное) укрепление сооружалось на месте древнего детинца, где к началу строительства Брестской крепости находился Брестский замок (разобранный в этот период). Слайд 8. Кобринское (Северное)укрепление возводилось на месте Кобринского предместья, где находились сотни усадеб горожан. Слайд 9. Тереспольское (Западное) строилось на левом берегу Западного Буга. На застраиваемой территории было много церквей, монастырей, костелов. Слайд 10. На Центральном острове разместилась канцелярия коменданта крепости; монастырь, позже известный под названием Белый дворец, был перестроен под офицерское собрание. Слайд 11. На Волынском укреплении в 1842-54 гг. находился Брестский кадетский корпус, позже войсковой госпиталь. Слайд 12. Перестройка временных укреплений велась в 1833-42 гг. Общая площадь всех укреплений 4 км. кв. Главным оборонительным узлом была Цитадель. 2. Оборона брестской крепости Брестская крепость – одна из 9 крепостей, возведенных в XIX в. для укрепления западной границы России. 26 апреля 1842 г. крепость вступила в число действующих крепостей Российской империи. Слайд 13.Всем советским людям был хорошо известен подвиг защитников Брестской крепости. Как гласила официальная версия — немногочисленный гарнизон целый месяц сражался против целой дивизии немцев. Но даже из книги С.С. Сергеева " Брестская крепость" можно узнать, что «весной 1941 года на территории Брестской крепости размещались части двух стрелковых дивизий Советской Армии. Одна из этих дивизий – 6-я Орловская Краснознаменная. Другая — 42-я стрелковая дивизия – была создана в 1940 году. Слайд 14. Действительно, накануне войны в лагеря на учения из Брестской крепости были выведены больше половины подразделений – 10 из 18 стрелковых батальонов, 3 из 4 артполков, по одному из двух дивизионов ПТО и ПВО, разведбатов и некоторые другие подразделения. На утро 22 июня 1941-го в крепости фактически была неполная дивизия – без 1 стрелкового батальона, 3 саперных рот и гаубичного полка. Плюс батальон НКВД и пограничники. В среднем в дивизиях было около 9.300 личного состава, т.е. 63%. Против гарнизона сражалась германская 45-я пехотная дивизия (из состава бывшей австрийской армии), имевшая боевой опыт польской и французской кампаний. Штатная численность германской дивизии должна была составлять 15–17 тысяч. Да, у немцев были две 600-мм самоходные мортиры 040 (так называемые «Карлы»). Боекомплект этих орудий — 8 снарядов. Одну мортиру заклинило при первом выстреле. Германцы заранее решили, что крепость придется брать только пехотой – без танков. Слайд15. В 4 часа утра 22.6 был открыт ураганный огонь по казармам и по выходам из казарм в центральной части крепости, а также по мостам и входным воротам крепости и домам начсостава. В результате красноармейцы и младший комсостав, лишенные руководства и управления, одетые и раздетые, группами и поодиночке самостоятельно выходили из крепости, преодолевая под артиллерийским, минометным и пулеметным огнем обводный канал, реку Мухавец и вал крепости. Потери учесть было невозможно, так как личный состав 6-й дивизии смешался с личным составом 42-й дивизии. Некоторым командирам все же удалось пробраться к своим частям и подразделениям в крепость, однако вывести подразделения они не смогли и сами остались в крепости. В результате личный состав частей 6-й и 42-й дивизий, а также других частей остался в крепости в качестве ее гарнизона не потому, что ему были поставлены задачи по обороне крепости, а потому что из нее невозможно было выйти. Слайд 16. Почти одновременно ожесточенные бои развернулись на всей территории крепости. С самого начала они приобрели характер обороны отдельных ее укреплений без единого штаба и командования, без связи и почти без взаимодействия между защитниками разных укреплений. Оборонявшихся возглавили командиры и политработники, в ряде случаев – принявшие на себя командование рядовые бойцы. Уже через несколько часов боев командование немецкого 12-го армейского корпуса вынуждено было направить на крепость все имеющиеся резервы. Противник безуспешно передавал через радиоустановки призывы к сдаче в плен, посылал парламентеров. Слайд 17. Сопротивление продолжалось. Защитники Цитадели удерживали почти 2-километровое кольцо оборонительного 2-этажного казарменного пояса в условиях интенсивных бомбардировок, артобстрела и атак штурмовых групп противника. В течение первого дня они отбили 8 ожесточенных атак вражеской пехоты, блокированной в Цитадели, а также атаки извне, с захваченных противником плацдармов на Тереспольском, Волынском, Кобринском укреплениях, откуда гитлеровцы рвались ко всем 4 воротам Цитадели. К вечеру 22 июня противник закрепился в части оборонительной казармы между Холмскими и Тереспольскими воротами, захватил несколько отсеков казармы у Брестских ворот. Поздно вечером немецкое командование решило оттянуть из крепостных укреплений свою пехоту, создать за внешними валами блокадную линию, чтобы утром 23 июня вновь с артобстрела и бомбардировки начать штурм крепости. Бои в крепости приняли ожесточенный, затяжной характер, которого враг никак не ожидал. На территории пограничного Тереспольского укрепления оборону держали воины курсов шоферов Белорусского пограничного округа под командованием начальника курсов старшего лейтенанта Ф.М. Мельникова и преподавателя курсов лейтенанта Жданова (Слайд 18), транспортной роты 17-го погранотряда во главе с командиром старшим лейтенантом А.С. Черным совместно с бойцами кавалерийских курсов, саперного взвода, усиленных нарядов 9-й погранзаставы. Им удалось очистить от прорвавшегося противника большую часть территории укрепления, но из-за недостатка боеприпасов и больших потерь в личном составе удержать ее они не могли. В ночь на 25 июня остатки групп Мельникова, погибшего в боях, и Черного, форсировали Западный Буг и присоединились к защитникам Цитадели и Кобринского укрепления. На Волынском укреплении к началу военных действий размещались госпитали. В черте госпиталя оборону организовали батальонный комиссар Н.С. Богатеев, военврач 2-го ранга С.С. Бабкин (оба погибли). Ворвавшиеся в госпитальные здания немецкие автоматчики зверски расправлялись с больными и ранеными. Оборона Волынского укрепления полна примеров самоотверженности бойцов и медперсонала. Прикрывая раненых, погибли медсестры В.П. Хорецкая и Е.И. Ровнягина (слайд 19). Захватив больных, раненых, медперсонал, детей, 23 июня гитлеровцы использовали их в качестве живого заслона, погнав впереди атакующих Холмские ворота автоматчиков. К концу недели очаговая оборона на укреплении затухла. Некоторые бойцы влились в ряды защитников Цитадели, немногим удалось пробиться из вражеского кольца. По решению командования сводной группы были предприняты попытки прорвать кольцо окружения. 26 июня пошел на прорыв отряд (120 человек, в основном сержанты) во главе с лейтенантом Виноградовым (слайд 20). За восточную черту крепости удалось прорваться 13 воинам, но они были схвачены врагом. Безуспешными оказались и другие попытки массового прорыва из осажденной крепости, пробиться смогли только отдельные малочисленные группы. Слайд 21. О непоколебимом мужестве бойцов гласят их надписи на крепостных стенах. На Кобринском укреплении с момента военных действий сложилось несколько участков ожесточенной обороны. Противнику удалось перебросить с Тереспольского укрепления на Кобринское понтонный мост через Западный Буг, захватить в западной части Кобринского укрепления плацдарм и двинуть туда пехоту, артиллерию. Слайд 22.Руководили обороной майор П. М. Гаврилов, капитан И. Н. Зубачёв и полковой комиссар Е. М. Фомин. Героические защитники Брестской крепости в течение нескольких дней успешно отражали атаки немецко-фашистских войск. 29 – 30 июня враг предпринял общий штурм Брестской крепости Ему удалось захватить многие укрепления, обороняющиеся понесли тяжёлые потери, но продолжали сопротивление в неимоверно тяжёлых условиях (отсутствие воды, продовольствия, медикаментов). Почти месяц герои Брестской крепости сковывали целую немецкую дивизию, большинство их пало в бою, части удалось пробиться к партизанам, часть обессиленных и раненых попала в плен. До 12 июля в Восточном форту продолжала сражаться небольшая группа бойцов во главе с Гавриловым, позже, вырвавшись из форта. Тяжело раненные Гаврилов и секретарь комсомольского бюро, заместитель политрука Г.Д. Деревянко 23 июля попали в плен. Но и позже 20-х чисел июля в крепости продолжали сражаться советские воины. Слайд 23. Находясь в полном окружении, без воды и продовольствия, при острой нехватке боеприпасов и медикаментов гарнизон мужественно сражался с врагом. Только за первые 9 дней боев защитники крепости вывели из строя около 1,5 тысяч солдат и офицеров противника. К концу июня враг захватил большую часть крепости, 29 и ЗО июня гитлеровцы предприняли непрерывный двухсуточный штурм крепости с использованием мощных авиабомб. 29 июня погиб, прикрывая с несколькими бойцами группу прорыва, Кижеватов. В Цитадели 30 июня гитлеровцы схватили тяжелораненых и контуженых капитана Зубачева и полкового комиссара Фомина, которого фашисты расстреляли недалеко от Холмских ворот. 30 июня после длительного обстрела и бомбежки, завершившихся ожесточенной атакой, гитлеровцы овладели большой частью сооружений Восточного форта, захватили в плен раненых. Слайд 24-26.Советский народ чтит память отважных защитников Брестской крепости: капитана В. В. Шабловского, лейтенантов И. Ф. Акимочкина, А. М. Кижеватова, А. Ф. Наганова, заместителя политрука С. М. Матевосяна, старшего сержанта Абдуллаева Д. Абдулла оглы, воспитанника полка П. С. Клыпы и многих др. Слайд 27.В память о подвиге героев Брестской крепости 8 мая 1965 ей присвоено почётное звание «Крепость-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». |
Слушают и смотрят презентацию. Задают интересующие вопросы по ходу рассказа. |
Коммуникативные УУД: учимся слушать и понимать других. Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные УУД: Формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
||||||||||||||||||||||||||||||
IV.Закрепление 10 минут |
Предварительно обучающиеся были разделены на 3 группы, которым было задано на дом следующее задание и презентовать устно в виде доклада: 1 группа - занимались исследованием документов об обороне Брестской крепости. 2 группа анализировала произведение С.С. Смирнова «Рассказы о неизвестных героях» 3 группа исследовала документальные книги и фильмы о обороне Брестской крепости. После выступления группы, остальные группы могут задавать выступающим вопросы. Задание для всех групп: на доске развешаны фотографий, но не подписаны. Назовите что на нем изображено и расскажите о нем. |
1 группа заполняют таблицу
2 группа делают презентацию произведений (1-2 минуты) 3 группа делает презентацию документальных книг и фильмов (допускается в форме трейлеров или фрагментами фильмов)
|
Познавательные УУД: Формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Коммуникативные УУД: учимся слушать и понимать других; учимся оформлять свои мысли в устной форме. Личностные УУД: 1) учимся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) учимся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
||||||||||||||||||||||||||||||
V. Подведение итогов. 5 минут |
О защите Брестской крепости, как и о многих других подвигах советских воинов в первые дни войны, страна долгое время ничего не знала, хотя, может, именно такие страницы ее истории способны были вселять веру в народ, оказавшийся на пороге смертельной опасности. В войсках, конечно, говорили о приграничных боях на Буге, но сам факт обороны крепости воспринимался, скорее, как легенда. Удивительно, но о подвиге брестского гарнизона стало известно благодаря как раз тому самому донесению штаба 45-й немецкой дивизии. Как боевая единица она просуществовала недолго — в феврале 1942 эту часть разгромили в районе Орла. В руки советских солдат попал и весь архив дивизии. Впервые об обороне Брестской крепости стало известно из штабного немецкого донесения, захваченного в бумагах разгромленной части в феврале 1942 г. в районе Кривцово под Орлом при попытке уничтожить болховскую группировку немецких войск. В конце 1940-х гг. в газетах появились первые статьи об обороне Брестской крепости, основанные исключительно на слухах; в 1951 г. художник П. Кривоногов рисует известную картину «Защитники Брестской крепости». Заслуга восстановления памяти героев крепости во многом принадлежит писателю и историку С. С. Смирнову, а также поддержавшему его инициативу К. М. Симонову. Подвиг героев Брестской крепости был популяризован Смирновым в книге «Брестская крепость» (1957, расширенное издание 1964, Ленинская премия 1965). После этого тема обороны Брестской крепости стала важным символом официальной патриотической пропаганды. Севастополь, Ленинград, Смоленск, Вязьма, Керчь, Сталинград — вехи истории сопротивления советского народа гитлеровскому вторжению. Первым в этом списке идет Брестская крепость. Она определила весь настрой этой войны — бескомпромиссной, упорной и, в конечном итоге, победносной. И главное, наверное, не в наградах, а орденами и медалями были награждены около 200 защитников Брестской крепости, двое стали Героями Советского Союза — майор Гаврилов и лейтенант Андрей Кижеватов (посмертно), а в том, что именно тогда, в первые дни войны, советские воины доказали всему миру, что мужество и долг перед своей страной, народом, могут противостоять любому нашествию. В этой связи иногда кажется, что Брестская крепость — это подтверждение слов Бисмарка и начало конца гитлеровской Германии. 8 мая 1965 Брестской крепости присвоено звание крепость-герой. С 1971 является мемориальным комплексом. На территории крепости выстроен ряд монументов в память героям, работает музей обороны Брестской крепости. |
Слушают. Делают вывод. |
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Рефлексия 3 минуты |
Закончите предложения: сегодня я узнал… было интересно… мне не понравилось я понял, что… меня удивило… мероприятие дало мне для жизни… мне захотелось…
|
Заканчивают предложения устно.
|
Регулятивные УУД: учимся осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Коммуникативные УУД: учимся слушать и понимать других; учимся оформлять свои мысли в устной форме. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание. 1 минута. |
Написать сочинение о обороне Брестской крепости |
Записывают домашнее задание |
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Список использованных источников и литературы
Электронные ресурсы:
1. Брестская крепость. Твердыня над Бугом. URL: http://brest.mil.ru/ (дата обращения:30.10.19)
2. Смирнов С.С. «Рассказы о неизвестных героях». URL: https://www.litmir.me/br/?b=84216&p=1 (дата обращения: 30.10.19)
Литература:
3. Аникин В.И. Брестская крепость — крепость-герой. М., 1985.
4. Героическая оборона / Сб. воспоминаний об обороне Брестской крепости в июне — июле 1941 г. Мн., 1966.
5. Смирнов С. С. Брестская крепость. М., 1970.
6. Смирнов С. С. Рассказы о неизвестных героях. М., 1985.
7. Брест. Энциклопедический справочник. Мн., 1987.
8. Полонский Л. В осажденном Бресте. Баку, 1962.
9. “ИСТОРИЯ СССР” Дж. Боффе. М., Международные отношения,1990.
Фильмография:
10. д/ф Брест. Крепостные герои (2010)
11. Программа «Не факт» Брестская крепость»
12. х/ф Брестская крепость (2010) (в 4-х сериях)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.