Открытый урок по теме «Товар и деньги»
Цель:
2)Формировать экономическое мышление учащихся. Развивать их память, речь, внимание.
3) Способствовать дальнейшему развитию мыслительной деятельности: умению сравнивать, выделять главное, логически мыслить;
4)развивать умения работать в группе, высказываться на экономическую тематику.
Оборудование:
1. Мультимедиа фильм «обществознание 8-11кл»,
2.Плакат- схема « Деньги»
3.Презентация по теме Товар и деньги», презентация урока.
4. Мобильный класс –программа-Мой тест
5. Фильм-видео «Деньги»
Ход урока
I.Повторение пройденного по теме «Экономика» 5 мин
Сегодня мы проводим урок по теме « Товар и деньги». Прежде , чем приступить к изучению нового материала, предложу вам разрешить спор двух подростков.
« Один утверждает « экономика- дело взрослых серьёзных людей, нас она не касается.
А его товарищ возражает «Я не согласен. Подростки тоже сталкиваются с экономическими проблемами»
Какую позицию в этом споре поддерживаете вы? Приведите доказательства.
Вывод: На каком уровне каждому современному человеку необходимо знать экономику? (бытовой, научный)
Надеюсь, что знания, полученные на уроках обществознания по разделу помогут вам грамотно принимать решения в различных экономических ситуациях.
Повторим некоторые понятия предыдущей темы.
1) Что же такое экономика?
2) Упражнения –диск «обществознание» 10 кл. (Зад 3, зад 5, зад. 6.)
( 1 ученик )
3) Что такое обмен? Т-Д-Т
I.Сообщение темы и цели.
Слайд1.( тема, эпиграф, проблемные вопросы)
Итак, запишем тему сегодняшнего урока « Товар и деньги»
Эпиграф В качестве эпиграфа к нашему уроку, я думаю, подойдут слова великого экономиста 17 века Френсиса Бэкона: «Деньги – дурной хозяин, но весьма хороший слуга»( в слайде)
Надеюсь что на те проблемные вопросы, которые сейчас высвечены перед вами на экране, мы найдем ответы в конце урока.
Проблемные вопросы
1. Зачем люди придумали деньги?
2. Что может быть деньгами?
3. Почему невыгодно прятать клады?
4*. Деньги – это добро или зло?
Итогом урока станет тестирование по изученной теме.
Изучение новой темы я предлагаю провести по следующему плану.
(Слайд 2)
План урока.
1. Что такое товар и какими свойствами он обладает.
2. Формы и функции денег.
а) Роль денег как средства обмена.
б) Роль денег как средства измерения.
в) Роль денег как средства сбережения.
г) Мировые деньги.
II. Изучение нового.
1.Что такое товар и какими свойствами он обладает.
А) «Мозговой штурм» Слайд 3.(слова, схема свойства товара, способы реализации товара- картинки)
Какие слова могут рассматриваться как товар?
Хлеб, дерево ,тетрадь, пылесос, дверь, честь, уважение, кирпич, власть
Вопрос: Какие критерии были положены в основу отбора слов, обозначающих товар? ( можно купить и продать)
В учебнике стр. 70 –определение товар.
Вопрос- Какими свойствами должен обладать товар?( запись в тетради)
Свойства товара: а) потребительная стоимость
б) меновая стоимость- количественное соотношение, выражающее стоимость одного товара через стоимость другого. Например, если пару ботинок можно обменять на два стула, то это значит, что меновая стоимость пары ботинок составляет два стула, а меновая стоимость стула…
Реализуется товар на рынке. Существуют различные способы реализации товара: а) непосредственно-изготовитель- потребитель
б) через посредников- магазины, оптовый рынок, товарная биржа, аукционы, по почте.
Учитель: на рынке продаются не только товары но и услуги.
Услуга -полезная деятельность, выполненная за деньги.
Вопрос: Приведите примеры оказания услуг .
В современном обществе сфера услуг доминирует над сферой производства.
Вопрос: как вы думаете, с чем это связано?
Вопрос: Как связаны товар и деньги?( Деньги- это средство , облегчающее хождение товаров и услуг)
II.Деньги.
Некогда один мудрец сказал, что деньги – это дорога, по которой катится колесо торговли. Другой мудрец сравнивал деньги с универсальным языком, на котором говорят в мире торговли. И оба они были правы.
Деньги были рождены торговлей именно потому, что они облегчали обмен товарами. Без помощи денег более или менее легко может состояться только прямой обмен, когда у каждого из партнеров есть то, что нужно другому. ( бартер)
Деньги – это самый знакомый экономический механизм, известный нам с раннего детства.
Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. По поводу природы денег, их роли в экономике, законов их обращения написано немало книг и статей, в течении многих десятилетий
ведутся споры между экономистами. С развитием рыночной экономики деньги обнаруживают свои новые свойства.
Мультик о деньгах №1
Слайд 4( история денег)
1) История возникновения денег. ( Выступление учащихся 2 ученика)
Вывод-формы денег. Запись в тетради
1. Монетарная ( из драг металлов)- серебряный рубль по реформе Канкрина сер 19 века, золотой червонец в реформе Витте к.19 в.
2. Купюры ( бумажные деньги) 17 в.
3. Безналичная ( чеки, кредитные карточки)
4. Электронная ( пластиковые карты)- почти совершенные деньги: малы и легки.
Свойства денег: Выборочное чтение стр.711) (Слайд 5)
• Портативны-легко умещаются в кошельке
• Однородны-деньги одного достоинства имеют равную стоимость
• прочны
• защищены- трудно подделать
• Ликвидны- превращаются в средство платежа
Практическая работа по закреплению материала.
Определите свойства денег.
1. …рассказывают, что в момент гибели “Титаника” один из миллионеров предлагал тысячи долларов за место в лодке, но офицеры, спасавшие детей и женщин, отказали ему в получении блага (Ликвидность)
2. …рассказывают о “добросовестном” банковском кассире, который работал с золотыми монетами не на полированном столе, а на суконной скатерти. И за 10 лет получил для себя 3 кг золота, сжигая скатерти. (Прочность)
4. Деньги имеют форму, вес, размеры, удобны для пользования. (Портативность)
5. Спецзнаки для защиты от подделок (Защищенность)
· Лучше один раз увидеть, чем услышать .Возьмите в руки купюры.
Задание: Найти как можно больше степеней защиты,
Аукцион « Кто назовёт последний защитный признак»
· Водные знаки
· Магнитная лента
· Цвет печати
· Микропечать
· Цветные волоски на бумаге
· Знаки для слепых
. Итак, для чего же созданы деньги?
3) Функции денег Слайд 6
Самостоятельная работа с текстом стр. 71-72
Сегодня в экономике деньги выполняют следующие важные функции: они выступают как:
• Средство обращения-деньги как средство при обмене, роль посредника
• Мера стоимости - цена
• Средство накопления- сбережения
• Средство платежа- операции не связанные с покупкой товаров и оплатой услуг.( кредита, уплата налогов, выплата пенсийи пособий)
• Мировые деньги
«Какая из функций денег является основной?»
Ответ: Из четырех функций денег средства обмена является наиболее существенной. Все остальные функции деньги выполняют только потому, что становятся средством обмена. Действительно, кто бы стал накапливать деньги (средство сбережения), если бы они не играли роль средства обмена в будущих сделках? Не случайно поэтому в учебниках по макроэкономике деньги определяются как вид финансовых активов, который может быть использован для сделок.
Задание для закрепления Практическая работа в рабочей тетради
Стр.35 № 3
5. Инфляция
Вопрос: Что будет, если в стране много денег, но мало товаров?
Учитель: Феномен инфляции имеет богатую историю.
Выступление учащегося.
Итак, мы сказали, что деньги – это важнейшая экономическая категория.
Ответы на проблемные вопросы: 1-3
Но о деньгах можно говорить и как о нравственной категории.
«Так что же Деньги – это добро или зло?»
Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн.. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
Рефлексия: Индивидуальное тестирование (моб.Класс) 10 мин.
Выставление оценок
Домашнее задание: Повт пар.10, Зад. В раб тетр. № 6.( высказывания)
Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Первые деньги не были похожи на те, что сейчас существуют. Деньгами считались птичьи перья, зерно, табак, сушеная рыба. Постепенно, через века, они уступили место “деньгам” более удобным. Таким, например, как ракушки морского моллюска каури, которые были в ходу у туземцев Мальдивских островов. Блестящие, легкие, прочные, они были распространены во многих странах Азии, Африки, Европы. Каури в качестве платежного средства просуществовали до самого XX века. Это и понятно – они же удобнее шкур или зерна: не портятся и не теряют вида.
Например, в Исландии платежным средством служила сушеная рыба, и тогдашний справочник цен (прейскурант) выглядел следующим образом.
• Подкова -1 рыбина
• Пара женских башмаков -3 рыбины
• Бочонок пива-100 рыбин
• Бочонок сливочного масла - 120 рыбин
О том, какую большую роль деньги играли в жизни людей, красноречиво свидетельствует такой любопытный факт. В леднике Альп археологи обнаружили хорошо сохранившиеся останки человека, пролежавшие там 5 тысяч лет. Рука погибшего в пурге жителя бронзового века крепко сжимала медную пластинку – самое ценное, что у него было с собой. Именно такие медные пластинки в те времена играли роль денег.
Какие деньги были на Руси?
Вначале у наших предков, как и повсюду, деньгами служили (при обмене) скот или шкуры животных, чаще всего, белки, соболя, куницы и другая “мягкая рухлядь”, как называли когда-то меха. Надо отметить, что русская пушнина - теплая, мягкая, красивая - привлекала на Русь купцов с Востока и Запада во все времена. До нашествия монголов на Русскую землю в нашем языке не было слова “деньги”. Денежные ценности называли скотом, княжескую казну - скотницей, а казначея - скотником.
Знала Древняя Русь и раковины каури. Их завезли к нам заморские гости - купцы, торговавшие с Новгородом и Псковом. А потом уже сами новгородцы распространили их по всей Руси, вплоть до Сибири. Кстати, в Сибири раковины каури сохраняли товарное значение вплоть до XIX века.
В XI веке деньги стали обозначать словом “куны”. А мелкие денежные единицы - словами “бела”, “мордки”, “ушки” и т.д.
Хождение на Руси имели и иностранные деньги. Например, дирхемы. Это такие крупные серебряные арабские монеты. Вот они-то и были первыми металлическими монетами в Новгороде. И хотя это были не свои деньги, назвали их по-русски - кунами.
Кунами называли денарии Римской империи и русские серебреники.
Другие монеты тех далеких времен - ногата и резана.
Ногата – «хорошая, отборная». Резана - половина куны.
А 25 кун составляли гривну кун. Что же такое гривна? В древнеславянском языке это слово обозначало «шею, загривок». Позже гривной назвали и шейное украшение - ожерелье. Когда появились монеты, ожерелья стали делать из них. Отсюда и пошло: гривна кун, гривна серебра (потом так назвали серебряные слитки). В конце 30-х годов X века монеты на Руси и в Древнем Новгороде начинают принимать не на счет, а на вес, о чем убедительно свидетельствуют весы и гирьки, которые находили при археологических раскопках. Так, куна весила -2,73 грамма, резана -1,36 грамма.
Собственно русские деньги начали чеканить в конце 14 века, во времена Дмитрия Донского. Однако еще при Петре 1 с народов Сибири подати в казну по старинке собирали пушниной.
Первые бумажные деньги появились в России при Екатерине 11.
Человечество долго искало тот универсальный денежный товар, который будет интересен для всех участников рынка и позволит вести через себя любые сделки. Многие века наиболее удобным денежным товаром казались драгоценные металлы – серебро и золото, которые имели ряд преимуществ (запись)
Люди перепробовали немало “денег”, пока пришли к деньгам металлическим. Но и эти деньги отличались от “современных”. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков. Какие же были преимущества металлических денег перед другими? Они не портились, не занимали много места. Но самое главное – ими можно было расплачиваться за любой товар.
Прошло немало времени, прежде чем слитки превратились в монеты. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо обозначало количество чистого металла в слитке. Затем стали отражать на слитке место изготовления – город, государство, символы их власти – гербы.
Лишь относительно недавно в денежном мире произошла революция – появились бумажные деньги. Впервые они были выпущены в Древнем Китае в 9 веке. В странах западной цивилизации пионером в деле широкого выпуска бумажных денег стали Североамериканские штаты – в 1690 г. Такие денежные знаки стали печатать в штате Массачусетс.
Первоначально наибольшее распространение получили банкноты, что означает «банковские билеты». Такой банковский билет выпускался банкиром. Это было его обязательство выплатить в любой момент подателю билета указанную на этом документе денежную сумму.
Внедрение банкнот как нового вида денег не вызвало особого восторга.
Начиная со времен первой мировой войны, в большинстве стран мира банкноты центральных банков стали основным средством всех наличных платежей, то есть главной формой наличных денежных средств. Их дополняет разменная монета.
Наряду с наличными деньгами издавна стали пользоваться безналичными денежными средствами.
3. Роль денег как средства обмена.
Некогда один мудрец сказал, что деньги – это дорога, по которой катится колесо торговли. Другой мудрец сравнивал деньги с универсальным языком, на котором говорят в мире торговли. И оба они были правы.
Деньги были рождены торговлей именно потому, что они облегчали обмен товарами. Без помощи денег более или менее легко может состояться только прямой обмен, когда у каждого из партнеров есть то, что нужно другому.
Пастух принес на рынок овечьи шкуры, чтобы выменять их на башмаки;
Обувщик принес башмаки, чтобы выменять их на полотно;
Ткач принес полотно, чтобы выменять его на шкуры. Взаимного интереса нет.
Именно такие ситуации делают неудобной ту форму обмена, с которой мы здесь сталкиваемся. Она называется бартером. Бартер - прямой обмен одних товаров или услуг на другие без использования денег (под запись)
(Слайд 20).
Рассмотрим другую ситуацию. Выйти из этого тупика участники обмена смогут в том случае, если один из них догадается пойти на двухшаговый обмен.
Пастух поменял шкуры на полотно, которое ему не нужно, ему нужны башмаки, и пошел к обувщику, которому нужно полотно. Здесь в роли денег выступило полотно. Самым удобным товаром, который можно купить и продать являются деньги. Следовательно,
Деньги – особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги (под запись)
Какую роль выполняют деньги в процессе обмена товарами? (Роль посредника)
В чем состоит преимущество торговли перед бартером?
Несмотря на то, что деньги считаются более удобными для совершения сделок, чем бартер, последний все-таки сохранился и в современной экономической системе. Приведите пример бартера из вашего личного опыта и объясните, почему в данном случае использовался именно бартер.
.
VII этап. Слово учителя
Слайд 21
Роль денег как средства измерения
Менее очевидна, но не менее важна вторая роль денег – роль средства измерения (учета).
В механизме бартерной торговли участники рынка в конце концов придумали единый товар, в котором соизмерили свои желания и предложения. Таким денежным товаром здесь стало полотно.
Так происходит и в реальной жизни. Только здесь чаще бывает несколько денежных товаров, через которые участники торга соизмеряют предлагаемые ими к обмену блага. Вот, например как выглядела составленная еженедельником «Коммерсантъ» таблица обмена этих денежных товаров друг на друга.
Таким образом, за 1 тонну бензина можно получить 4,2 т цемента, или 70 кг мяса, или 110 штук красного кирпича.
Бартер на самом деле крайне неудобная форма обмена. Мало того, что он требует совпадения меновых интересов его участников, но он порождает огромную множественность «черезтоварных цен». Например, каждый товар в таблице имеет 7 цен, в зависимости от того, через какой иной товар мы пожелаем выразить его ценность. Таким образом, в таблице из 8 товаров присутствует 28 относительных цен. Соответственно, чем больше товаров будет представлено на рынке тем большее количество «черезтоварных» цен будет присутствовать.
(Слайд 22)
И, естественно, самым удобным средством для измерения ценности тех или иных товаров или услуг являются деньги. Деньги – особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги, позволяя единообразно соизмерять все товары для нужд обмена и учета.
VIII этап. Слово учителя
(Слайд 23)
Роль денег как средства сбережения. Пожалуй, ни об одной функции денег не написано так много, как о функции средства сбережения или накопления. Помните, например, у Пушкина в «Скупом рыцаре»:
Деньги? – Деньги
Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлет туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надежных
И бережет их как зеницу ока.
Удивительное свойство денег как средства сбережения – их способность на долгие годы сохранять для своего владельца возможность получения жизненных благ. Их можно накапливать, чтобы потом использовать в момент, когда того пожелает их обладатель. Именно это имел в виду барон – Скупой рыцарь, когда, разглядывая свои сундуки с сокровищами, говорил:
Лишь захочу – воздвигнуться чертоги;
В великолепные мои сады
Сбегутся Нимфы резвою толпою;
И Музы дань свою мне принесут…
Конечно, деньги не единственная форма сокровищ. Эту роль у них оспаривают многие ценности иного рода: недвижимость, произведения искусства, антиквариат, драгоценности, коллекции.
Вопросы для разминки:
Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке?
Ответ: Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими.
Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности?
Ответ: Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки
Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот?
Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен.
На раскопках в Херсонесе, где до нашей эры находилось большое греческое поседение, археологи нашли клад с монетами. На одной из них был отчеканен профиль царя Креза и написано: “X век до нашей эры”. Могло ли быть такое?
Ответ: Нет, монеты царя Креза относятся к VI веку до нашей эры. К тому же, тогдашние жители не знали, когда закончится их эра и начнется наша.
Какими свойствами должен обладать товар, который выступает в качестве денежной единицы?
Ответ: Долговечность, легкая делимость на части, узнаваемость, небольшой размер, однородность, его не должно быть слишком много (здесь за каждый правильный критерий можно давать по 1 баллу)
Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?
Ответ: Население Российской империи было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.
Объясните пословицу “Зарыть свой талант в землю”
Ответ: Талант – крупная денежная единица в античном мире. Пословица основана на знаменитой басне Эзопа о нерадивом рабе, который зарыл доверенный ему хозяином талант в землю и не принес никакой прибыли.
Как связаны название денежной единицы Древней Руси “куна” и пушной зверек куница?
Ответ: Эта денежная единица соответствовала по стоимости шкурке куницы – одной из самых распространенных товарных денежных единиц того времени
Лицевая сторона монеты. (аверс)
Наука об умелом, эффективном ведении хозяйства. (экономика)
Оборотная сторона монеты. (Реверс)
Металлические монеты и бумажные билеты, служащие средством оплаты товаров. (Деньги)
Денежное вознаграждение за труд. (зарплата)
Совокупность заработной платы, пенсий стипендий и других денежных выплат, полученных членами семьи. (семейный бюджет)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.