Урок "Общие свойства металлов" 9 классс
Оценка 4.6

Урок "Общие свойства металлов" 9 классс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
13.03.2022
Урок "Общие  свойства металлов" 9 классс
tekh_karta_9kl.docx

Технологическая карта урока «Общая характеристика элементов- металлов»

1.     Предмет: Химия

2.     УМК: Учебник О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков «Химия» 9 класс

3.     Тема урока: Положение металлов в периодической системе. Строение их атомов, кристаллических решеток. Физические свойства металлов

4.     Тип урока: Урок усвоения новых знаний

5.     Цель урока: Рассмотреть положение металлов в ПСХЭ. Сформировать у учащихся представление о зависимости физических свойств металлов от типа их кристаллической решётки и особенностей строения атома.

6.     Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует учащихся, настраивает на учебную деятельность.

Приветствуют учителя.

Выполняют самооценку готовности к уроку.

 

Целеполагание

Демонстрирует подборки фотографий изделий из металлов, оформленных в виде небольшой презентации.

Задает вопросы:

«Как вы думаете, чем объединены все эти предметы промышленного и бытового назначения?» (Все они сделаны из металлов)

 «Почему я выбрала именно эти объекты как иллюстрация к уроку?» (Очевидно, будем изучать металлы)

«Какова цель урока?»

Отвечают на вопросы. Приходят к выводу, что на уроке будут знакомиться с металлами.

Записывают тему урока в тетрадь.

 

Актуализация знаний

Задает вопросы:

«Что вы знаете о металлах?»

«Какие элементы, относящиеся к металлам, в ПСХЭ вы знаете?»

Отвечают на вопросы.

Работают с таблицей.

 

Изучение нового материала

В данном разделе мы будем говорить о металлах как химических элементах.

Простым веществам металлам соответствуют металлические и переходные химические элементы. Давайте внимательно посмотрим на ПСХЭ. Их в периодической системе большинство: они располагаются во всех побочных подгруппах, к ним относятся также лантаноиды и актиноиды. В главных подгруппах металлы располагаются слева от диагонали между В и  At. Но Ме занимают не только нижний левый угол ПСХЭ, но и занимают часть НеМе. Металлов гораздо больше, чем НеМе: из 109 известных элементов больше 80 – Ме.

На внешнем энергетическом уровне у металлов находится 1- 3 электронов (т.к. металлы расположены в начале периодов). Если электронов больше 3, то у атома большой радиус. Это приводит к тому, что электроны внешнего энергетического уровня легко отрываются. Поэтому в металлической кристаллической решётке в узлах находятся атомы и катионы, а между ними – свободные электроны, или «электронный газ».

(Показ слайдов) Металлические кристаллические решетки могут иметь различную

структуру:

кубическая объемноцентрированная структура: атомы находятся в вершинах и центре куба. Это самая неплотная упаковка у металлов, она характерна для щелочных металлов (натрия, калия, лития), железа, хрома, вольфрама;

кубическая гранецентрированная структура: атомы находятся в вершинах и центрах сторон куба. Это плотная упаковка, она характерна для меди, серебра, золота, платины;

гексагональная структура: атомы располагаются в углах правильных шестиугольников. Это плотная упаковка, характерная для бериллия, магния, цинка, осмия.

Именно «электронный газ» определяет общие физические свойства металлов: металлический блеск, теплопроводность, электропроводность, ковкость и пластичность.

Демонстрация физических свойств  металлов (на примере натрия, магния, алюминия, меди, цинка)

Цвет (Na - серебристо-белый, в тонких слоях с фиолетовым оттенком; Mg - серебристо-белый с явным металлическим блеском; Al – серый, серебристо-белый; Cu – медный; Zn – сине-белый)

Электропроводность – способность тела проводить электрический ток (самая высокая у серебра и золота, самая низкая – у ртути)

Теплопроводность – свойство тел проводить теплоту (наиболее теплопроводно серебро, его теплопроводность в 500 раз выше, чем у стекла; менее всех теплопроводна ртуть)

Металлический блеск – (самые блестящие – серебро, ртуть, палладий)

Пластичность - свойство твердых тел изменять форму и размеры под влиянием внешних нагрузок и сохранять ее, когда нагрузки перестают действовать (самая высокая пластичность у золота: из 1 г золота можно вытянуть проволоку длиной 3 км; наименее пластичен хром).

То есть обладая общими физическими свойствами, металлы различаются степенью их проявления.

 

 

 

 

Слушают материал. Основные понятия, сведения записываю в тетрадь.

Рефлексия

Задает вопросы:

«Какие элементы периодической таблицы мы сегодня рассматривали?»

«Какое положение занимают металлы в ПСХЭ?»

«О каких свойствах металлов мы сегодня говорили?»

Поощряет активных учащихся.

Отвечают на вопросы.

Проводят самооценку.

 

 

Домашнее задание: параграф учебника 14; сделать таблицу «Рассмотрение образцов металлов»

Металл

Физическое состояние

Цвет

Блеск

t плав.,  гр. С

Плотность,

кг/см3

Al

 

 

 

 

 

Zn

 

 

 

 

 

Cu

 

 

 

 

 

Fe

 

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока «Общая характеристика элементов- металлов» 1

Технологическая карта урока «Общая характеристика элементов- металлов» 1

Задает вопросы: «Что вы знаете о металлах?» «Какие элементы, относящиеся к металлам, в

Задает вопросы: «Что вы знаете о металлах?» «Какие элементы, относящиеся к металлам, в

Показ слайдов) Металлические кристаллические решетки могут иметь различную структуру: – кубическая объемноцентрированная структура: атомы находятся в вершинах и центре куба

Показ слайдов) Металлические кристаллические решетки могут иметь различную структуру: – кубическая объемноцентрированная структура: атомы находятся в вершинах и центре куба

Al – серый, серебристо-белый;

Al – серый, серебристо-белый;

Какие элементы периодической таблицы мы сегодня рассматривали?» «Какое положение занимают металлы в

Какие элементы периодической таблицы мы сегодня рассматривали?» «Какое положение занимают металлы в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2022