Технологическая карта урока «Общая характеристика элементов- металлов»
1. Предмет: Химия
2. УМК: Учебник О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков «Химия» 9 класс
3. Тема урока: Положение металлов в периодической системе. Строение их атомов, кристаллических решеток. Физические свойства металлов
4. Тип урока: Урок усвоения новых знаний
5. Цель урока: Рассмотреть положение металлов в ПСХЭ. Сформировать у учащихся представление о зависимости физических свойств металлов от типа их кристаллической решётки и особенностей строения атома.
6. Структура урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Организационный момент |
Приветствует учащихся, настраивает на учебную деятельность. |
Приветствуют учителя. Выполняют самооценку готовности к уроку. |
|
Целеполагание |
Демонстрирует подборки фотографий изделий из металлов, оформленных в виде небольшой презентации. Задает вопросы: «Как вы думаете, чем объединены все эти предметы промышленного и бытового назначения?» (Все они сделаны из металлов) «Почему я выбрала именно эти объекты как иллюстрация к уроку?» (Очевидно, будем изучать металлы) «Какова цель урока?» |
Отвечают на вопросы. Приходят к выводу, что на уроке будут знакомиться с металлами. Записывают тему урока в тетрадь. |
|
Актуализация знаний |
Задает вопросы: «Что вы знаете о металлах?» «Какие элементы, относящиеся к металлам, в ПСХЭ вы знаете?» |
Отвечают на вопросы. Работают с таблицей. |
|
Изучение нового материала |
В данном разделе мы будем говорить о металлах как химических элементах. Простым веществам металлам соответствуют металлические и переходные химические элементы. Давайте внимательно посмотрим на ПСХЭ. Их в периодической системе большинство: они располагаются во всех побочных подгруппах, к ним относятся также лантаноиды и актиноиды. В главных подгруппах металлы располагаются слева от диагонали между В и At. Но Ме занимают не только нижний левый угол ПСХЭ, но и занимают часть НеМе. Металлов гораздо больше, чем НеМе: из 109 известных элементов больше 80 – Ме. На внешнем энергетическом уровне у металлов находится 1- 3 электронов (т.к. металлы расположены в начале периодов). Если электронов больше 3, то у атома большой радиус. Это приводит к тому, что электроны внешнего энергетического уровня легко отрываются. Поэтому в металлической кристаллической решётке в узлах находятся атомы и катионы, а между ними – свободные электроны, или «электронный газ». (Показ слайдов) Металлические кристаллические решетки могут иметь различную структуру: – кубическая объемноцентрированная структура: атомы находятся в вершинах и центре куба. Это самая неплотная упаковка у металлов, она характерна для щелочных металлов (натрия, калия, лития), железа, хрома, вольфрама; – кубическая гранецентрированная структура: атомы находятся в вершинах и центрах сторон куба. Это плотная упаковка, она характерна для меди, серебра, золота, платины; – гексагональная структура: атомы располагаются в углах правильных шестиугольников. Это плотная упаковка, характерная для бериллия, магния, цинка, осмия. Именно «электронный газ» определяет общие физические свойства металлов: металлический блеск, теплопроводность, электропроводность, ковкость и пластичность. Демонстрация физических свойств металлов (на примере натрия, магния, алюминия, меди, цинка) Цвет (Na - серебристо-белый, в тонких слоях с фиолетовым оттенком; Mg - серебристо-белый с явным металлическим блеском; Al – серый, серебристо-белый; Cu – медный; Zn – сине-белый) Электропроводность – способность тела проводить электрический ток (самая высокая у серебра и золота, самая низкая – у ртути) Теплопроводность – свойство тел проводить теплоту (наиболее теплопроводно серебро, его теплопроводность в 500 раз выше, чем у стекла; менее всех теплопроводна ртуть) Металлический блеск – (самые блестящие – серебро, ртуть, палладий) Пластичность - свойство твердых тел изменять форму и размеры под влиянием внешних нагрузок и сохранять ее, когда нагрузки перестают действовать (самая высокая пластичность у золота: из 1 г золота можно вытянуть проволоку длиной 3 км; наименее пластичен хром). То есть обладая общими физическими свойствами, металлы различаются степенью их проявления.
|
Слушают материал. Основные понятия, сведения записываю в тетрадь. |
|
Рефлексия |
Задает вопросы: «Какие элементы периодической таблицы мы сегодня рассматривали?» «Какое положение занимают металлы в ПСХЭ?» «О каких свойствах металлов мы сегодня говорили?» Поощряет активных учащихся. |
Отвечают на вопросы. Проводят самооценку. |
|
Домашнее задание: параграф учебника 14; сделать таблицу «Рассмотрение образцов металлов»
Металл |
Физическое состояние |
Цвет |
Блеск |
t плав., гр. С |
Плотность, кг/см3 |
Al |
|
|
|
|
|
Zn |
|
|
|
|
|
Cu |
|
|
|
|
|
Fe |
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.