Технологическая карта урока Обучения грамоте |
|
Тема |
Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85 |
Дата |
|
Педагогическая цель |
формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической деятельности по определению согласных звуков [п], [п,] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями; формировать и развивать гражданскую идентичность на основе духовных и культурных ценностей России; формировать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью; развивать речь, память, мышление. |
Тип урока |
Комбинированный. |
Планируемые результаты образования |
Предметные: выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; - определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками. |
Личностные: проявлять интерес к новому содержанию занятия; проявлять уважение к духовным и культурным ценностям России через понимание роли и значения деятельности Петра 1 для развития нашего Отечества; проявлять уважение к труду, к профессии родителей через знание и понимание значения их профессии для общества. |
|
Метапредметные: регулятивные: - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; - отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; познавательные: - находить в тексте ответы на вопросы; - определять основную мысль текста; - классифицировать слова в соответствии со значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия); группировать и классифицировать все изученные буквы. коммуникативные: - составлять рассказы о профессиях; - формулировать собственное мнение и позицию; - выполнять правила работы в паре. |
|
Формы и методы обучения |
Фронтальный, практический, групповой. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п |
Образовательные ресурсы |
Интерактивный комплекс, диск «Обучение грамоте»,учебник В.Г. Горецкого «Азбука» , карточки с индивидуальными заданиями, карточки-схемы, предметные рисунки.(Приложение к разработке урока. Презентация.)
|
Сценарий урока
Этап урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма контроля |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
1.Организационный момент. Психологический настрой.
|
Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности оборудования и класса к уроку. |
Прозвенел звонок и вот Начинаем наш урок. Быть активными старайтесь, Отвечайте, не стесняйтесь. - Сегодня мы с вами отправимся в мир профессий, для этого нужно выполнить определенные задания. |
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
|
Фронтальный. Наблюдение учителя. |
2. Актуализация опорных знаний.
|
Фонетическая зарядка. |
Фонетическая зарядка. Самолеты взлетают у-у-у Машины едут ж-ж-ж-ж-ж Лошадки поскакали цок-цок. Рядом ползет змея ш-ш-ш-ш Муха бьется о стекло з-з-з-з - Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума. Вспомним, чему учились на пошлых уроках. 1. Поиграем в игру «Доскажи словечко» Наша речь состоит из … Звуки бывают… При произнесении гласного звука… При произнесении согласного звука… Согласные бывают… Гласные звуки а, о, у, ы обозначают… Гласные звуки и, е обозначают… Буква е в начале слова… |
Произносят звуки, договаривают начатое предложение до конца.
. Ученики слушают задания, отвечают на вопросы - Помогает обобщать, сравнивать и классифицировать буквы и звуки. - Все звуки и буквы русского языка делятся на гласные и согласные. Дети называют гласные, их отличительные признаки; классифицируют гласные. Классифицируют согласные, называют признаки классификации, читают согласные буквы.
|
Закрепление умений Учатся самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану. |
Фронтальный. Устные ответы
|
3. Постановка цели урока.
|
Принятие целей учебно- познавательной деятельности. |
2. Работа по слоговой таблице. Предъявляется слоговая таблица. (Приложение) Задание для детей, испытывающих трудности при обучении слоговому чтению: Разбудим наши голоса. Чем различаются слоги каждого столбика (строки)? Прочитайте . Составьте слова. Определите, с какими звуками мы сегодня познакомимся. Как пыхтит
тесто? (пых-пых-пых) - Какие первые звуки вы сейчас произнесли? - Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? - Звуки [п] и [п’] и буква, которая их обозначает. . Давайте вместе определим задачи урока: Познакомиться с … (новой буквой и звуками.) Научимся слышать и отличать … (звуки [п] и [п’] и отличать их от других звуков.) Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.) Откройте учебник на странице 79. Проверьте себя по учебнику. Итак, Мы определили тему и цель работы на уроке. |
Работа по слоговой таблице
Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы.
Определяют тему урока и цели
|
Учатся принимать и выполнять учебную задачу. |
Фронтальный. Наблюдение учителя. |
4. Усвоение знаний и способов действий.
|
Объяснение новых понятий.
|
- Отгадайте загадки: Доску грызла и кусала На пол крошек набросала. Но не съела ни куска: Знать невкусная доска. (пила)
Он бревно отешет ловко, Стены сделает, навес. У него смолой спецовка, Как сосновый пахнет лес. (плотник) Игра «Верни букву» Жук Буквоед съел букву. * ИЛА? * ЛОТНИК? - Без какой буквы нельзя написать эти слова? (П) ( Это пила. Это плотник.) Логическое упражнение «Найди лишнее». Предъявляются рисунки: стол, рубанок, молоток, пила, клещи, топор. - Какой предмет лишний? Назовите предметы одним словом? - Найдите предмет, слоговая модель которого соответствует данной модели.
- С какого звука начинается слово пила? Представьте, что у нас на ладошке лежит воздушный шарик, и мы должны поднять его в воздух, произнося звук [п]. Обратите внимание, как я произношу этот звук. Посмотрите на губы. Произнесем все вместе. Расскажите о нем. Этот звук гласный или согласный? Докажите. (Согласный. Его нельзя пропеть. Воздух встречает преграду) - Давайте проверим звук (п) звонкий или глухой? (Глухой). Почему? (согласный, мягкий, глухой) - Кто работает этими инструментами? (плотник) -Составим слоговую модель слова плотник. - Выделение, характеристика звука [п] на основе слоговой модели слова «плотник». С какого звука начинается слово? Расскажите о нем. (согласный, твердый, глухой.) Вывод: звуки п-п,- согласные, глухие, могутбыть тв. И мяг. Игра “ Кулачок-подушечка”. Определи твердость-мягкость. - Итак, я говорю слова, если в слове звук (п) твёрдый – стучим кулачком, если (п) мягкий – прижимаем к себе. Плот, лапка, пилка, повар, пила, пух, пела, папа, пилот, пыль, песня, полка, пудель, письмо. Оцените свои успехи. Я умею слышать и отличать звуки п-п от других. Обозначение звуков буквой. - Какой буквой обозначим звуки [п] и [п,]? Зачем нужна заглавная буква? Вывод: имена, фамилии и начало предложений пишутся с заглавной буквы. - А сейчас произнесите про себя свою фамилию. - Встаньте те дети, в фамилии которых есть новый звук. Определите, где он находится. На что похожа буква П? . (Ворота, турник). А вот какие стихи придумали поэты. - Влез на букву
озорник На хоккее, на
футболе
- Где живёт буква П ? (Показ на ленте букв). В алфавите. Оцените свои успехи. Я знаю букву П. |
Выделяют звуков [п] и [п,] из слов пила и плотник, дают характеристику звуков. Дают определение понятию плотник.
Сравнивают звуки с опорой на алгоритм учебника. Дают характеристику, определяют место на ленте букв.
Называют букву. Предлагают свои ответы на вопрос. |
Формулировать и удерживать учебную задачу, |
Фронтальный. Наблюдение учителя.
|
5. Физкультминутка. |
Игра. |
Предлагает отдохнуть, принять активное участие в физкультминутке. |
Выполняют предложенные движения. Ориентируясь на здоровый образ жизни, активно участвуют в физкультминутке. |
Осуществлять профилактику утомления. |
Коллективный. Наблюдение учителя. |
6. Работа с текстами и иллюстрациями Азбуки:
|
Работа по учебнику
Чтение слогов (с. 79)
Работа с текстом (с. 83).
Работа по рис. Стр. 82
|
Чтение слогов (с. 79) -Прочитайте слоги. (где согласный звук п произносится мягко. Твердо). Дополните данные слоги до слов, ( которые обозначают название профессий). - Пекарь, пасечник, пилот, повар, почтальон, печник. Чтение слов (с. 79) Задания: прочитайте слова второго столбика. Что их объединяет? Чем занимается пилот? Каким словом можно заменить слово пилот? Чем занимается капитан? Прочитайте слова первого столбика. Какое слово обозначает профессию? - А кто такой плотник? ПЛОТНИК – РАБОЧИЙ ЗАНИМАЮЩИЙСЯ ОБРАБОТКОЙ ДЕРЕВА - Составьте предложение-ответ на вопрос. Чем занимается плотник? Что пилит плотник пилой? !________ что делает? чем?. (что?). - Придумайте вопросы, используя слова 2 столбика.( - Что делает пилот? На чем плавает капитан? С помощью чего готовит повар?) Работа по сюжетной картинке (с. 79) Дайте имена детям. Кем мечтают стать дети? Составьте предложения о детях. Как называется инструмент в руках у Паши? Что он им делает? Кем хочет стать Паша? (Миша мечтает стать поваром. Бабушка учит Мишу готовить. Он испек пирожки.) Кем вы хотели стать? Что вы знаете о профессии? Кем работают ваши родители? ( Дети рассказывают о своей будущей профессии, о профессии мамы или папы.)
Чтение пословиц (с. 79) -О профессии плотника есть много пословиц. Мы их сейчас прочитаем. (читаем по одной пословице один ученик) Хороший плотник и в поле работник. (Хороший плотник строит хорошие дома и приносит человеку счастье, тепло, добро. Хороший работник –он и хороший труженик в поле, на заводе, всюду. При хорошем плотнике, у плохого руки трясутся.(Плохой плотник – это плохой неумелый работник. Когда он видит хорошего умелого человека, хорошего работника, он трусит.) Плотника (человека) не шуба греет, а топор.(Плотник-рабочий человек, он трудится с помощью топора, который требует от него много сил, старания и упорства, поэтому человеку не холодно даже в лютый мороз.) Назовите тему пословиц.( пословицы о труде.) -Какая из пословиц вам понравилась больше всего? Почему? Работа с текстом (с. 83). Прочитайте текст с доски. Рефлексия по работе в паре: оцените чтение соседа. Кто хочет похвалить своего соседа? О ком идет речь? -Как зовут повара? -Вспомним правило, как пишутся имена? -Что варит Елена Петровна? -Какие овощи кладут в суп? _Какие еще профессии вы знаете? Оцените работу над заданиями к тексту: на какое количество вопросов вам удалось найти ответы. Я умею читать слова и предложения Работа по рис. Стр. 82 Соотнеси рисунки и слова. Назови овощи. Какие из них Елена Петровна возмет в суп7 Работа по сюжетной картинке (с.78): Кого вы видите на картинке? Что знаете о Петре I? - Вы видите Петра I – русского царя. Петра I учился корабельному делу за границей. Потом строил корабли, чтобы Россия имела выход в море, могла защитить себя от врагов, торговать с другими государствами. На отвоеванном побережье Балтийского моря Петр заложил город-крепость. - Что вы знаете об этом городе? Пушкин восхищался гением Петра Великого и городом, который он основал. Вот что писал поэт. (Учитель читает). - Кого еще вы здесь видите? Решение таких важных государственных дел связано с трудом многих людей |
Ученики читают слоги. Учащиеся выполняют задания под руководством учителя, отвечая на поставленные вопросы.
|
Формируются умения.
Умение стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. Умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида. |
Наблюдение учителя, работы в тетради. Самоконтроль
|
Самостоятельная |
Учитель предъявляет карточки с индивидуальными заданиями. Учитель оказывает индивидуальную помощь. Учитель организует самопроверку работы учащимися на основе презентации, проверка работы с использованием презентации. Игра «День-ночь» Игра «Превращение слов» Замени букву так, чтобы получились новые слова. П….лка – П...лка- П ..лка |
Задание учащиеся выполняют самостоятельно. |
Самостоятельно решать типовые задачи. Уметь проверить результат работы. Почувствовать себя успешным. |
||
8. Рефлексивно-оценочный. |
Обобщение и оценка. |
- Какие задачи ставили? - Удалось ли нам решить поставленные задачи? - С какой буквой познакомились? (показываю карточку с буквами П,п) -Какие звуки она обозначает? Охарактеризуйте их. Оцените свою работу по критериям. Я знаю букву П и её звуки Я умею… слышать и отличать новые звуки от других. Я умею…читать слоги , слова и предложения с буквой п. Оценить Цветом: У вас на парте листочки. Красный - Кто всё усвоил, доволен собой, хорошее настроение. Зеленый испытывали затруднение. |
Учащиеся отвечают на вопросы. Выбирают сигнальную карточку, которая соответствует оценке работы на уроке. |
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Давать эмоциональную оценку деятельности на уроке. |
Наблюдение учителя. Самоконтроль и самооценка |
(для самостоятельной работы)
- Работа в паре. Составьте предложения, соединив стрелочками нужные слова.
Плотник летает.
Повар пилит.
Капитан варит.
Пилот плавает.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.