Тема |
Согласные звуки [п] и [п’]. Буква П, п. Наша будущая профессия. |
|||||||
Тип урока |
Изучение нового материала |
|||||||
УМК |
Школа России |
|||||||
Цель |
1.Познакомить с новыми звуками, научить распознавать их в словах; 2.Познакомить с новой буквой, научить читать слова и предложения с ней; 3.Развивать фонематический слух и связную речь, логическое мышление и внимание; 4.Способствовать воспитанию любви к животным, взаимовыручки. |
|||||||
Планируемые результаты |
Предметные |
познакомятся с новыми согласными звуками [п] и [п’], с буквами П, п; умеют проводить звуко-слоговой анализ, показывают навыки правильного, выразительного слогового и беглого чтения. |
||||||
Метапредметные |
развить фонематический слух, логическое мышление, внимание, фантазию, умение строить высказывания, научить правильно выражать собственные мысли, развивать способности работы в парах, умение работать сообща. |
|||||||
Личностные |
воспитать дисциплинированность, стремление к знаниям, развивать чувство коллективизма, формировать представление о духовно-нравственных основах российского народа. |
|||||||
Оборудование |
Лента букв, сигнальные карты (солнце, туча), карты букв( для составления слогов), электронное приложение учебника., учебник (с.78,79,80). |
|||||||
Ход урока |
||||||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|||||
1. Орг. момент |
-Здравствуйте, ребята! -Станьте ровно Улыбнитесь, И тихонечко садитесь. -Меня зовут Мария Александровна, и сегодня урок обучение грамоте проведу у вас я. |
Приветствуют учителя |
Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя) |
|||||
2. Актуализация знаний |
-Сегодня мы с вами отправимся в страну профессий. Там нас буду ожидать интересные и веселые задания. -Ребята, что такое профессия? Какие профессии вы знаете?
-Молодцы! Для того чтобы попасть в страну профессии, нам нужно ответить на несколько вопросов. Вы готовы? -Какие бывают звуки? -Какие звуки называются гласными?
-Какие гласные звуки мы уже изучили? Назовите их. -Какие звуки называются согласными? Назовите их.
-Какими буквами можно записать эти звуки, прочтите по ленте букв.
-Какие согласные звуки вы уже изучили? -Какие бывают согласные звуки? -Я покажу вам букву согласного звука, а вы назовите звуки, которые они обозначают! -Молодцы! Вы ответили на все вопросы! |
-Профессия – это основной род занятий, трудовой деятельности».
-Согласные, гласные. -Которые произносятся голосом, при произношении воздух не встречает преграды -[а, о, у, ы, и]
- при произношении которых воздух встречает преграды
- эн, ка, эс, тэ - твёрдыми или мягкими. -эн, ка, эс, тэ
-[н, н`,к , к`, с, с`, т, т’]
|
Регулятивные УУД: 1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: 1. Формируем умение слушать и понимать других. 2. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. |
|||||
3. Постановка темы урока учащимися. Целеполагание.
Слайд 2 (повар, пенал)
Слайд 3 (иллюстрация из учебника, с 78).
Слайд 4 (фотографии Санкт – Петербурга)
Слайд 5 (иллюстрация из учебника, с 78). |
-Отгадайте загадки: -Кто такие вкусные Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты? -По каким признакам вы догадались, что это повар? В этой узенькой коробке Ты найдёшь карандаши, Ручки, перья, скрепки, кнопки — Что угодно для души. -По каким признакам вы догадались, что это пенал? - Ребята, давайте ещё раз назовём слова отгадки! -Назовите первые звуки в этих словах. -Как вы думаете, о каких звуках и букве мы сегодня будем говорить? -А что мы будем делать на уроке? -Какие упражнения (задания) вы хотели бы выполнить?
-Правильно, мы познакомимся с новыми звуками и новой буквами. Научимся читать слоги и слова с новой буквой. Будем развивать нашу речь. -Ребята, на все вопросы вы ответили правильно. Теперь можно войти в страну профессий! -Откройте азбуку на с. 78. -Кого вы видите на картинке? Кто-нибудь знает, кто изображен на картинке? -Как вы догадались, что это Петр I? -Как вы думаете, что держит в руках Петр I? -Петр I – русский царь. Петр I учился корабельному делу за границей. Потом строил корабли, чтобы Россия имела выход в море, могла защитить себя от врагов, торговать с другими государствами. На отвоеванном побережье Балтийского моря Петр заложил город-крепость. -Послушайте, что за город-крепость заложил Петр I. Учитель читает стихотворение. -Ребята, кто написал это стихотворение? Прочитайте. А.С. Пушкин восхищался гением Петра Великого и городом, который он основал. -Ребята, о каком городе говорится в стихотворении? Что вы знаете об этом городе? А как сейчас этот город называется? -Посмотрите, что вы чувствуете при просмотре фотографий? Санкт-Петербург - один из красивейших городов России. В Санкт-Петербурге - крупнейшие собрания Эрмитажа, коллекции Русского музея, многочисленные музеи и дворцы Императорской России, гранитные набережные и мостовые. Петербург - это знаменитые Белые ночи, когда солнце лишь незначительно заходит за горизонт. - Ребята, кого еще вы видите на картинке?
-Что делает помощник Петра I? -Что делают плотники? -Где происходит действие на картинке? Что там делают плотники?
-Молодцы! |
- повар. - готовит щи, котлеты.
-пенал. -коробочка, в которой хранятся карандаши и ручки. -повар, пенал.
-[п], [п‘] -звук [п],[п’]. Буква П, п.
-Изучать новую букву, читать слоги, слова.
Открывают учебник
-Петр I. (варианты детей)
-по одежде. -приказ, план корабля или города. Слушают учителя
-А.С. Пушкин
-О Санкт-Петербурге.
-Восхищение и пр.
Слушают учителя
- плотников и помощника Петра I. -Стоит, поддает бумаги царю. -работают инструментами. -На причале. Строят корабли. |
Регулятивные УУД: 1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3.Целепологание. Коммуникативные УУД: 1. Формируем умение слушать и понимать других. 2. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. 3.Постановка вопросов. Познавательные УУД: общеучебные-самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели. |
|||||
Физкультминутка Бабочка Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
|
||||||||
4. Первичное усвоение знаний. а) выделение звука
слайд 6 (схемы из учебника, с.79)
|
-Ребята, а чем работают плотники? -Верно! Посмотрите на с.79. Что и кто там изображен? -Правильно! Произнесите слово плотник. Давайте посчитаем, сколько слогов в слове плотник? Почему? -На какой слог падает ударение? -Назовите первый слог. -Назовите второй слог. -Назовите первый звук в первом слоге и дайте ему характеристику. -Каким цветом обозначим в схеме? -Давайте перейдем к следующему слову. Какое следующее слово? -Сколько слогов в слове пила? Почему?
-На какой слог падает ударение?
-Назовите мне первый слог. -Назовите мне второй слог. -Назовите мне первый звук в первом слоге. Какой он? Почему? -Он мягкий или твердый? Почему?
-Каким цветом мы обозначим на схеме? - А чем отличаются эти звуки [п][п`] -И так, с какими звуками мы сейчас с вами познакомились? Давайте еще раз назовем эти звуки. -Молодцы, ребята! |
-топорами, пилой.
-пила и плотник.
-два слога. Потому что в слове два гласных. -на первый слог. -плот -ник -[п] -Звук [п]-согласный, глухой, твердый. -синим цветом.
-пила
-в слове пила два слога. Потому что в слове два гласных. -ударение падает на второй слог. -пи -ла
-[п‘], согласный. Встречает преграды. -мягкий, т.к. последующая буква обозначает мягкость. -зеленым цветом.
-[п]- твёрдый звук, [п`]-мягкий звук. -[п], [п‘] |
Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование. Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные УУД: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
|||||
б) упражнения на слушание звука
|
-Ребята, сейчас мы с вами немного поиграем. У вас на партах лежат солнышко и тучка. Если вы услышите, что слово начинается с твёрдого звука [п], поднимайте солнышко , а если со звука [п’]-тучку . Готовы? Слова: повар, пила, поезд, пирог, папа, пенал, поросенок, песок, плотник, подарок. |
слушают учителя |
Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование. Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные УУД: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
|||||
в) знакомство с буквой.
Слайд 7 (плашка с печатной буквой П, п, картинки ворот, арки, турника)
|
-Ребята, как вы думаете, какой буквой мы обозначаем звук [п], [п’]? -Звук [п], [п‘] обозначается согласной буквой П, п. Буква П, п бывает печатной, заглавной и строчной. -Посмотрите в правый верхний угол. Что вы там видите? -А почему их две?
-Когда мы пишем заглавную букву?
-Ребята, как вы думаете, на что похожа буква П, п? - Подходящие ворота. Проходи, кому охота! - На хоккее, на футболе Буква П — ворота в поле. - Влез на букву Озорник: Он решил, Что П — турник. -Ребята, открывайте свою тетрадь по печатанию, отступайте от работы две клетки и давайте напечатаем букву П. |
-Буквой П, п.
-Печатную букву П, п.
-Одна заглавная, другая строчная. -В начале предложений. При написании имен, городов, кличек животных. - Она похожа на ворота, арку, турник.
печатают букву П. |
Коммуникативные УУД: 1. Формируем умение слушать и понимать других. 2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. 4. Формируем умение работать в паре. |
|||||
5. Закрепление изученного материала. а) чтение слогов
Слайд 8 (анимированные слоги)
Слайд 9 (слоги из учебника) |
-Ребята, посмотрите на доску. Чтение слогов. В презентации, анимированные слоги. - Откройте учебник на стр.53. -Ребята, поставьте тупым концом карандаша на столбик со слогами в Азбуке и давайте прочитаем слоги. -Давайте прочитаем снизу вверх! -А теперь через один. -Прочтите только слияния со звуком [ п ]. -Как они называются? -Прочтите только слияния со звуком [п’]. -А как называется такое слияние? -Молодцы! |
-пе, па, пи, пы, пу, по. -пе, пи, пу. - па, пы, по
-Твёрдые слияния. -пе, пи.
-Мягкое слияние.
|
Предметные УУД: 1.Формируем умение выделять звук в слове. 2.Формируем умение находить слова с заданным звуком. 3.Формируем умение различать звуки и буквы. 4.Формируем умение ориентироваться на развороте учебника. |
|||||
б) чтение столбиков слов
Слайд 10 (столбики слов)
|
-Найдите в азбуке столбики слов. -Ребята, а теперь поставьте тупой конец карандаша на слова, сейчас мы прочтём их. -Читаем слова с ударением. (хором, 1 столбик, 2 столбик) -Ребята, найдите и прочитайте название инструмента? -Прочтите слово из трёх слогов? -Какой ударный слог? -А кто знает, чем занимаются капитаны? -Назовите слово, где ударение падает на второй слог. -А кто знает, чем занимается пилот? -Ребята, чем занимается плотник? -Чем занимается повар? -Правильно! Ребята, давай попробуем составить предложения. -Ребята, а какая профессия у ваших родителей?
|
-пила.
-капитан. -третий слог. -плавают в морях и океанах на кораблях. -пилот.
-Он летает на самолетах.
-строит корабли и пр. сооружения. -готовит еду. -Повар готовит. Плотник строит корабль. Капитан дает команду и пр. -Ответы детей.
|
Личностные УУД: формируем умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции
Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
|||||
в) работа с картинкой
Слайд 11 (картинка из учебника) |
-Ребята, посмотрите на изображение. Кого вы видите? -Ребята, найдите мальчика капитана. Как вы догадались, что это именно тот мальчик? Где он находится? Что делают капитаны? -Ребята, найдите мальчика плотника. Как вы догадались, что это именно тот мальчик? Где он находится? Что делают плотники?
-Найдите мальчика повара. Как вы догадались, что это именно тот мальчик? Где он находится? Что делают повара? -Кого мы с вами не назвали? Как вы догадались, что это летчик? -Молодцы! |
-Мальчиков.
- он одет в тельняшку, и у него головной убор фуражка. Капитан самый главный на корабле.
- у него в руках строительный инструмент (рубанок). -они работают с деревом. Изготавливают мебель и пр. - он держит в руках пирожки, у него надет фартук, и колпак.
-летчика. У него в руках самолет.
|
Личностные УУД: формируем умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того ,что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Личностные УУД: смыслообразование
|
|||||
г) работа с текстом.
Слайд 12 (рисунки детей из учебника) |
-Переверните страницу. Давайте прочтем название текста. -Ребята, что такое конкурс?
- Давайте прочитаем его про себя. Сколько предложений в тексте? -Кто мне скажет, к чему готовились дети? -Давайте прочитаем первое предложение. Где будет проводиться конкурс? -Давайте прочитаем второе предложение. Что нарисовала Вера? -Давайте прочитаем третье предложение. Что нарисовал Павел? Виктор? -Давайте прочитаем четвертое предложение. Что нарисовала Полина? -Молодцы! А теперь прочитайте последнее предложение и ответьте. Проверим, как вы запомнили. -Ребята, ниже нам предлагают задание. Соотнесите рисунки и предложения. Читаем первое предложение. Что нарисовал Павел? Где на картинках изображен трактор? -Что было нарисовано у Веры? Где на картинках изображена кукла? -Что было нарисовано у Полины? Где на картинках изображены астры? -Что было нарисовано у Виктора? Где на картинках изображен кран? -Молодцы! |
-«Скоро конкурс»
-Конкурс – это соревнование.
-Шесть предложений.
- Дети готовились к конкурсу. -В классе.
-Вера нарисовала куклу.
-Павел нарисовал трактор, а Витя – кран.
-астры.
-трактор.
-Кукла.
-Астры.
-Кран. |
Личностные УУД: формируем умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того ,что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Личностные УУД: смыслообразование |
|||||
6. Итоги. Рефлексия |
-Ребята, давайте подведём итог урока. -С какими новыми звуками мы познакомились на уроке? -С какой новой буквой мы познакомились на уроке? -Чему мы учились на уроке?
-В какой стране побывали? -Ребята, какие задания вам понравились? Что бы вы хотели еще сделать на сегодняшнем уроке? -Если вам было интересно сегодня на уроке, то поднимите солнышко! Если было скучно, поднимите тучку! -Спасибо большое за урок! До свидания! |
-Звук [п], [п‘].
-С согласной буквой П, п.
-Читать слоги, слова, предложения с данной буквой.. -В стране профессий. |
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: рефлексия. Личностные УУД: смыслообразование. |
|||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.