Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №1»
«Звуки [т] и [т'], буквы Т и т» (закрепление)
учитель высшей квалификационной категории
Маслова Наталья Александровна
г. Белокуриха
Тема урока. Звуки [т] и [т'], буквы Т и т (закрепление)
Цели урока.
Ход урока.
1. Организационный момент
2.
3. Повторение.
а) по схеме
б) по вопросам
- Сколько букв в русском алфавите?
- Сколько гласных?
- Какие гласные дают твёрдость согласным звукам?
- Какие гласные дают мягкость согласным звукам?
- Почему ЭН в шапочке, а согласные С, К, Т – в шляпках?
4. Гласные и согласные.
– Мы сегодня с вами совершим необычное путешествие в сказочный лес. Там есть тоже школа, но только лесная, для зверей и птиц.
- Посмотрите, БЕЛОЧКА разложила все листочки в две кучки, а проказник ветер дунул и разбросал листья.
Помогите белочке разложить их на две кучки.
- Кто догадался? (гласные и согласные)
А, У, О, И, Ы Н, К, С, Т
5. Чтение слогов.
-А РЫСЁНОК мучается, никак не может прочитать слоги. Давайте поможем прочитать
(слоговая таблица)
|
А |
О |
У |
Ы |
И |
Н |
НА |
НО |
НУ |
НЫ |
НИ |
С |
СА |
СО |
СУ |
СЫ |
СИ |
К |
КА |
КО |
КУ |
--- |
КИ |
Т |
ТА |
ТО |
ТУ |
ТЫ |
ТИ |
6. Игра «Лишняя буква»
- ВОЛК не может сообразить какая здесь «лишняя буква». Ребята, вы догадались?
А, У, О, Т, И, Ы
- Почему?
7. Повторение.
- А мы, ребята, с какой буквой познакомились на прошлом уроке? (тэ)
- Что можно сказать об этой букве? Какие два звука обозначает эта буква?
(Буква ТЭ обозначает два звука - [т] и [т'], согласный, глухой, твёрдый или мягкий)
8. Сообщение темы урока
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
- Правильно. Будем продолжать работать над этой буквой и звуками.
9. Вспомним прошлый урок.
а) чтение слогов стр. 54 – 55 ТА, ТО, ТЫ, ТУ, ТИ
б) чтение слов стр. 54 – 55
КОТ |
ОКУНИ |
ТУТ |
КОТИК |
НИКИТА |
СТУК |
в) чтение текста стр. 55
У Тани кот.
У Сани и Никиты окуни.
И кот тут как тут!
- Как можно озаглавить текст? Какой кот? (Хитрый кот)
10. Слышание звуков[т] и [т'].
- В лесу живут лесные ГНОМЫ Тим и Том. Они принесли вам задания.
- Если в слове услышите звук [т], поднимите синий квадратик. Это квадратик Тома.
А если услышите звук [т'], поднимите зелёный квадратик. Это квадратик Тима.
-Таня, тигр, тихо, кнут, тени, станок, стол, телевизор, телефон, стул, ситец, цветок, тетрадь, Тоня, парта, картина, кот, флот, просить, Никита, гнуть, токарь, Тимофей, котик.
11.Соотнесение схем и слов, схем и картинок.
- Кто это к нам пришёл? ПОЧТАЛЬОН БАРСУК. Он нам принёс интересные конверты. Пишут лесные звери. Они просят помочь найти нужное слово к схеме.
а)
АИСТЫ |
СОСНА |
ОКНО |
АИСТ |
ОСОКА |
СЫНОК |
КУСТЫ |
ОСИНА |
КОТИК |
КУСТ |
КУСТИК |
СТУК |
□□□□□ |
□□□□□ |
□□□□□ |
- Сколько слогов в этом слове? Почему?
(Сколько гласных, столько и слогов)
б) «Лото» (индивидуально на парты – 5 чел.)
- Надо соотнести схемы и картинки.
в) Соотнесение слов со схемами
СУК |
КУСОК |
СОН |
СЫНОК |
СЫН |
НОСОК |
САНИ |
НОСИ |
□□□ |
□□□□□ |
- Прочитайте слова, которые соответствуют схеме. (сук, сон, сын)
- Какое лишнее слово? (сани)
- Какие слова соответствуют второй схеме, прочитайте. (кусок, сынок, носок)
- Какое слово не подходит к схеме? (носи)
- Составьте схемы у себя на столах к этим словам. (сани, носи)
- Что вы заметили? (подходит одна и та же схема - □□□□
12.Работа с учебником с. 56
- КРОТ при свете ничего не видит и просит вас ему прочитать вслух слова из Азбуки на стр.56
а)
КАНАТЫ |
НИТКИ |
КАНАТ |
НИТКА |
- Что вы можете сказать про слова в верхнем ряду? (они употреблены во множественном числе)
- А слова в нижнем ряду? (они стоят в единственном числе)
б) Чтение предложений стр. 56
- прочитайте предложения про себя
- чтение вслух У нас канат.
-Что такое канат?
-Умная СОВА предлагает воспользоваться толковым словарём. (показать книгу)
- Прочитаем, что там написано, что такое канат? (читает ученик умеющий читать)
(КАНАТ – гибкое длинное кручёное или витое плетёное изделие, трос. Для лазания вверх, для перетягивания, для крепления чего-либо, например, канатная дорога, то есть подвесная)
- Для чего он существует?
- Читаем ещё раз предложение. Сколько в этом предложении слов? (3)
- Составьте схему этого предложения. — — — .
(Повторить: начало предложения пишем с большой буквы, слова в предложении пишутся раздельно, в конце ставим точку)
в) Чтение текста стр. 56
- прочитайте про себя
- подумайте, какое слово пропущено
- чтение вслух
У Насти нитки.
Нитки тонки.
А канат?
Он _____ . (толстый)
- Найдите противоположные по значению слова (тонкий – толстый)
13. Физкультминутка
- ХИТРАЯ ЛИСА принесла слова. Прочитаем их: ОН, ОНА, ОНО
- Что вы можете сказать, что вы знаете? (он – м.р, она – ж.р, оно – с.р)
- м.р – вверх руки, ж.р – руки на пояс, с.р – присесть
Начали: село, окно, парта, карандаш, пенал, книга, дерево, девочка, дед, облако, тетрадь, торт, танк, тигр, картина.
14. Собрать слова.
- ЁЖ привёл нас на лесное озеро. Кто хочет порыбачить?
Ни-на, Ин-на, Ан-на, Ни-ки-та
- Почему эти слова начинаются с большой буквы? (Имена людей пишутся с большой буквы)
- Найдите в тексте имена детей. (Настя)
15.Всавить пропущенную букву.
- ЗАЙЦАМ дали морковь. Они не знают где чья. Накормите зайцев.
- Прочитайте получившиеся слова.
С…Н (О) |
С…Н (Ы) |
С…К (У) |
С…К (О) |
16. Подобрать слова.
-ЁЖ задумался. Какие слова можно придумать со слогами. А вы, ребята, знаете?
ТА – тарелка, тапочки, танец, таракан, Таня, талон, Тамара, такси, тара
ТО – ток, токарь, точка, Тоня, Тома, Тося
ТЫ – тыква, кусты,
ТУ – туча, туман, тумбочка,
ТИ – тишина, тир, Тима, тигр, нити,
17. Преобразовать слова.
- КОСОЛАПОМУ МЕДВЕДЮ надо получить новые слова. А вы можете?
|
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
|
|
|
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
С |
О |
С |
Н |
А |
|
|
|
Н |
А |
С |
О |
С |
|
|
|
Н |
И |
Т |
К |
А |
|
|
|
|
Н |
А |
С |
О |
С |
|
|
|
С |
О |
С |
Н |
А |
|
|
|
Т |
К |
А |
Н |
И |
|
|
|
б) Ребус стр. 56 Кто нарисован? (КИТ)
- И заменим на О. Что получилось? (КОТ)
- Прочитайте слова. Что изменилось? ([к] - [к'])
18. Срез знаний.
- БАРСУК ещё принёс нам послание. Лесные звери хотят посмотреть, как вы усвоили пройденный материал. (Раздать листочки с заданием)
1.Обведи буквы гласного звука
Н |
|
|
|
С |
|
Р |
|
|
И |
|
М |
|
|
Ы |
|
К |
|
У |
|
|
Б |
|
|
|
Т |
|
|
О |
|
|
|
|
А |
|
|
Ш |
|
|
2. Подчеркнуть синим цветом буквы согласного твёрдого звука, а зелёным – буквы согласного мягкого звука
СОСНЫ |
САНИ |
КИНО |
СОКИ |
ОКУНИ |
ОСИНА |
19. Итог урока.
- А теперь нам пора покидать сказочный лес. Но мы ещё будем приходить в гости к зверятам. Они остались очень довольны и дарят на память листочки.
- Чем мы занимались на уроке? Что повторяли? (повторяли изученные буквы и звуки)
20. Рекомендации
Дома повторить стр. 56, научиться хорошо читать слова и предложения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.