Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №1»
«Звуки [г] и [г'], буквы Г и г» (закрепление)
учитель высшей квалификационной категории
Маслова Наталья Александровна
г. Белокуриха
Тема уроков. Звуки [г] и [г'], буквы Г и г
(интегрированный урок чтения и письма)
Цели урока.
- Познакомить учащихся со звуками [г] и [г'], буквами Г и г
- Продолжать обучение плавному послоговому чтению
- Развивать речь, внимание и память учащихся, мыслительную деятельность
- Прививать интерес к чтению детской литературы
- Учить читать слоги и слова с Г
- Учить писать буквы Г, г и соединять их в слоги и слова
Ход урока.
1. Организационный момент
- К нам на урок пришёл ЛЕСОВИЧОК, а значит, наше путешествие будет в лес на грибную полянку. Он хотел посмотреть и послушать чему мы уже научились.
2. Повторение
- Из чего состоит наша речь? предложения?
- Из чего состоят слова, на что делятся? Слоги бывают …
- Из чего состоят слоги? Звуки делятся на ….
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
б) Деление на гласные и согласные
- Мы попали на волшебную грибную полянку. ГНОМИКИ собирают в свои корзинки грибы с буквами. А вы сможете разложить волшебные грибы?
- Кто догадался? (гласные и согласные)
(Корзинки: красная и синяя. Грибы: а, у, о, ы, е, и, я - р, в, н, л, м, з, б, д, к, с, п, т)
- Что вы знаете о согласных звуках? (бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)
3. Чтение слогов.
- В нашем лесу растут волшебные ёлочки. На их ветках слоги. Давайте прочитаем.
БА ПА |
БЯ ПЯ |
БО ПО |
БУ ПУ |
БЫ ПЫ |
БИ ПИ |
БЕ ПЕ |
ЗА СА |
ЗЯ СЯ |
ЗО СО |
ЗУ СУ |
ЗЫ СЫ |
ЗИ СИ |
ЗЕ СЕ |
ДА ТА |
ДЯ ТЯ |
ДО ТО |
ДУ ТУ |
ДЫ ТЫ |
ДИ ТИ |
ДЕ ТЕ |
-Что вы заметили? (Это парные согласные)
4. Чтение слов.
- ЁЖИКИ принесли нам задание. Прочитаем слова.
НОТА |
РУКА |
РЕКА |
ЯМА |
НОТЫ |
РУКИ |
РЕКИ |
ЯМЫ |
- Что заметили? (единственное и множественное число)
- Сколько слогов в словах? (2)
- Как определить сколько слогов в слове? (сколько гласных, столько и слогов)
- Найдите, какие слова соответствуют схеме? □□□□ (руки)
- Что вы можете сказать о хитрой букве Я?
- Определить сколько слогов, букв, звуков в слове ЯМА (2сл., 3б., 4 зв. т.к я – йа
5. Физкультминутка.
Ветер сильно вдруг подул (руки вверх – наклоны)
Листья с дерева смахнул (руки вперёд- слева направо)
Закружились листья все (кружатся)
Прилетели все к земле (присели)
6. Составить из слов предложение.
-Ветер сильно подул и разбросал листья со словами. Давайте их соберём и составим предложения. Прочитайте.
В лесу растут высокие ели.
Около ели нора енота.
-Составьте схемы этих предложений.
I___ ____ ____ ____ ____ . I___ ___ ___ ___ .
7. Объяснение нового материала.
а) Найдите одинаковый звук в словах: гусь, грач, книга, грабли, игрушка, голубь.
- Произнесите его. Что это за звук: гласный или согласный? (согласный)
- Почему? (при произношении есть преграда)
б) Отгадайте загадку.
Кто сидит на тонкой ножке,
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы –
Нет под шапкой головы. (гриб)
в) Знакомство с новыми звуками (иллюстрация – грибы)
- Давайте составим схему этого слова
- Сколько в слове слогов?
- Сколько гласных? Какой ударный?
- Сколько согласных?
- Отчётливо произнесите первый звук. Какой он, дайте характеристику.
([г] – твёрдый, звонкий)
- Посмотрите, что это? (круги)
- Сколько в слове слогов?
- Сколько гласных? Какой ударный?
- Сколько согласных?
- Отчётливо произнесите звук г. Какой он, дайте характеристику.
([г'] – мягкий, звонкий)
8. Упражнение в слышании звуков. Запомните слова с новыми звуками. Кто больше их запомнит.
Гусята у водицы гогочут, голосят
Глядит, не наглядится гусыня на гусят.
Глядит, не наглядится гусятами гордится:
Га-га! Гусята эти горластей всех на свете!
9. Знакомство с буквой Г.
- Чтобы записать слова грибы, … мы должны знать каким значком обозначаются на письме звуки [г] и [г']. Этот значок называется буквой ГЭ.
- Кто-то торопится, спешит, несёт нам новую букву. Но кто же он, отгадайте.
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (гусь)
(Гусь принёс букву Г)
- На что похожа буква Г?
Перед нами буква ГЭ
Стоит подобно кочерге
И подобно кочерге,
Горбит спинку буква ГЭ.
10. Чтение слогов – слияний: ГА, ГО, ГИ, ГУ, ГЕ
- Найдите мягкие согласные звуки. Почему? (е, и – дают мягкость согласным)
11. Придумайте слова с этими слогами.
ГА – галка, гараж, газета, газон, Галя, гармонь, галстук
ГО – голубь, голос, год, город, горох, гол, голова, гостиница
ГИ – гири, гитара, снегирь, круги
ГУ – гуси, Гуля, гуталин
ГЕ – Гена, Гера, герань, георгин, генерал,
12. Работа по Азбуке на стр. 122-123
а) Чтение слов хором:
Галя – имя девочки Гена – имя мальчика |
гриб – единственное число грибы – множественное число |
корзина – большая корзинка - маленькая |
б) Чтение «цепочкой» текста про грибы
Галя и Гена набрали много грибов. В корзинке у Гали одни боровики. А у Гены поганки. Вот он гриб – боровик! И красив он и велик!
(вопросы о прочитанном)
в) Словарная работа.
Грибники – те, кто собирает грибы
Грибные места – там, где много растёт грибов
Горе – грибник – грибник – неудачник
г) Беседа (по иллюстрациям) о съедобных и несъедобных грибах.
13. Физкультминутка. Игра «Съедобные – несъедобные»
(если съедобный – хлопают в ладони, несъедобные – приседают)
Подберёзовик, поганка, груздь, опята, мухомор, маслёнок, лисички, ложный опёнок, подосиновик.
14.Составление рассказа по картинке.
- Рассмотрите картинку на стр. 122-123. Составьте рассказ «Волшебное царство грибов».
15.Чтение пословиц на стр. 122.
- Прочитайте пословицы, Объясните их смысл.
Сам себя губит, кто других не любит.
Ты, гроза, грозись, а мы друг друга держись.
Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.
16. Работа над словами
- ЛЕСОВИЧОК приготовил вам задание. (на листочках слова столбиком)
ГРИБ ГРИБОК ГРИБКИ ГРИБНИК
Родственные слова
|
ГУСИ ГОЛУБИ ГАЛКА СНЕГИРИ
Птицы
|
КРУГ ПЛУГ ДРУГ ВОЛК ТИГР Лишнее слово ВОЛК, нет буквы г |
17. Работа в Прописи №3, стр.24
а) Разминка рук
б) Графический анализ
в) Обвести узор «Гусята» по контуру
г) Сравнение строчной и печатной буквы Г
д) Письмо детьми г и слогов-слияний: га, го, ги, ге, гу
18. Работа с сигнальными карточками.
- К нам пришли ТОМ и ТИМ
газета, гитара, город, гуси, Гена, Галя, голос, генерал, круги, гармонь, годы, герань, снегирь, галстук.
19.Продолжение работы в Прописи №3, стр. 24
а) Запись по образцу: гуси, гляди
б) Составление схем этих слов.
в) Запись предложения по образцу: Таня, гляди – гуси.
г) Запись пар слов (много – один): грибы – гриб, годы – год.
д) Письмо предложения с печатного текста по образцу: В лесу много грибов.
е) Отгадайте ребус:
3 2 1 4 |
□□□□ |
Г И Т А Р А |
Т И Г Р |
20.Составление слов из слогов.
- Посмотрите, нам встретилось волшебное дерево. Из этих листочков можно составить слова. Почему некоторые слова пишутся с большой буквы? (имена людей)
ГРИ – БЫ, ГЛА – ЗА, ГРУ – ША, ГУ – СИ, ГЕ – НА, ГА – ЛЯ, ГРИ – ША.
21. Физкультминутка.
Гриша шёл, шёл, шёл,
Белый гриб нашёл,
Раз – грибок, два – грибок, три – грибок,
Положил их в кузовок.
22. Игра «Помоги птицам найти своё слово» (иллюстрации птиц и запись слов)
ГУСИ, ГОЛУБИ, ГАЛКА, СНЕГИРИ
23. Игра «Чей это лист?»
- Соотнесите картинки и слова.
Листья: рябины, дуба, ивы, осины.
24. Игра «Дождик»
- Пошёл волшебный дождь, чтобы мы не намокли надо из капелек с буквами составить слова.
ЗЕМЛЯНИКА - земля, яма, мак, мел, знак, …..
25. Рефлексия
- Чем мы занимались?
- Что нового узнали?
- У вас листочки с мордочками. Нарисуйте улыбку, если уроки понравились, недовольное лицо – если не понравились.
- А вам ЛЕСОВИЧОК дарит листочки из волшебного леса с цифрой 5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.