Обучение грамоте
Тема; «Звуки [к][к,], буквы К к» (1 класс Школа России)
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
У. – Ребята, вам тепло?
Д.- Да!
У. – В классе светло?
Д. – Да!
У. – Прозвенел уже звонок?
Д. – ДА!
У. – Уже закончился урок?
Д. – Нет!
У. - Только начался урок?
Д. – Да!
У. – Хотите учиться?
Д. – Да!
У. – Значит можно всем садиться!
2. Актуализация знаний.
- Представьте, что к вам на ладошки опустилось солнышко, какое оно?
- Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе…
А давайте мы с ним немного поиграем.
Улыбнитесь ему.
Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом и с солнышком.
Теперь, давайте поднимем ручки вверх и отпустим солнышко – пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке. На доску вывешивается солнышко
Игра «Спрячь буквы от дождя»
На улице светило яркое солнышко. Буквы вышли погулять. Вдруг набежала тучка, пошёл дождь. Буквы спрятались под зонтиком. Какие буквы спрятались под красным зонтиком, а какие под сине-зелёным? (дети прячут буквы по зонтики на доске)
· Почему буквы так спрятались?
· Почему зонтик сине-зелёного цвета?
· Чем отличаются согласные звуки от гласных?
(Дети по очереди выходят к доске, называют букву и говорят какой звук она обозначает гласный или согласный.)
3. Объявление новой темы.
Учитель: ребята, к нам на урок пришел еще один гость, а кто он, мы узнаем, когда отгадаем загадку:
Этот зверь живет лишь дома,
С этим зверем все знакомы,
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поет,
Только мышь его боится…
Угадали? Это …. (кот) Демонстрация иллюстрации.
- Ребята, как вы думаете, какую букву он принес нам сегодня? (Букву К)
СОСТАВЛЯЕМ СХЕМУ слова - кот
(Составление однокоренных слов – кот, котик, котенок, котище)
- У нашего котика возникла проблема. Ему нравятся две клички, а какую выбрать – он не знает. Какая кличка подойдёт ему сегодня на нашем уроке: Кеша или Георгий? Почему?
(Ему подойдёт кличка Кеша, так как в этом слове первый звук [к’])
4. Чтение буквоград. (Слайды)
- Решил Кеша побегать по лесенкам дома и познакомить букву К с другими
буквами. Давайте прочитаем, какие получались слоги, когда буквы встречались. (ДОГОВОРИ до СЛОВА)
5. Речевая гимнастика. (слайд)
Ка-ка-ка, ка-ка-ка – дам котёнку молока
Ко-ко-ко, ко-ко-ко – котик любит молоко.
Учитель: ребята, наш кот проголодался, давайте его покормим. Но мы будем кормить его только теми продуктами, в которых есть звук К (демонстрация картинок).
Колбаса, огурец, молоко, помидор, творожок, рыба, сметана
Дети определяют место звука в слове.
Слова: колбаса, молоко, творожок.
Учитель: ребята, а что еще любят есть кошки? (изменить слова)
Молодцы!
- Физминутка.
- А знаете места, где любит бывать Кеша. Конечно же, там, где в названии мест есть новые звуки. Если услышите слово с этими звуками, то поднимите руки вверх и потянитесь, как кошечка. Если же этих звуков нет, наклоняйтесь вперёд и выгибайте спинку.
КРЫША, БАССЕЙН, ЛАВОЧКА, КРЕСЛО, ВОДА, ПЕЧКА,
СУГРОБ, КОВРИК.
- Кот дружно жил со своей кличкой.
Но однажды слова «кот» и «Кеша» стали ссориться. Как вы думаете, почему? (в словах разное количество гласных звуков, слогов: кот -1 слог, Ке-ша – 2 слога)
- Помирите эти слова между собой. Измените слово «кот» так, чтобы в нём стало тоже 2 слога (ко-тик)
- Сделайте моделирование этого слова. (самостоятельно, один у доски) Проверьте друг друга, оцените)
- Составление предложений. (Катя пила молоко. Коля пил сок)
- _Как вы думаете, что это? (предложения, расскажите все, что вы знаете о предложениях)
- Что общего в этих предложениях? (состоят из трех слов)
- Добавьте к первому предложению слово, которое отвечает на вопрос какое? Что у вас получилось? Сколько слов стало в этом предложении.
- Задумался Кеша. А может ли буква «к» жить одна, без друзей; есть ли слово-коротышка «к»? (предположения детей, примеры: к маме)
- Скучно стало Кеше и он решил поиграть. А как любит играть котенок?
- Чтение слов, предложений с новой буквой. Составление рассказа по картинкам.
Выводы. Итоги урока.
- С какими звуками и буквой нам помог познакомиться кот Кеша?
- Охарактеризуйте эти звуки.
- Как надо относиться к домашним животным, несмотря на их проказы?
У каждого из вас на столе лежат сигнальные карточки . Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось, поднимите зеленый цвет сигнала, если не получилось – синий. (клубочки котика) |
Все вы очень старались, справились со всеми заданиями.
ИТОГ – возвращаю солнышко обратно в ладошки!
- Скучно стало Кеше одному, и решил он к себе на обед позвать друга. Он изменил первый звук К на мягкий, кто его друг? (КИТ)
-Отгадайте загадку:
Через море-океан
Плывёт чудо - великан,
А ус во рту прячет. (кит)
-Чтение текста о китах. Работа с карандашом. ( что узнали нового)
n Это синий кит. Его длина 30 метров, а вес – 150 тонн. От головы до хвоста этого гиганта можно выстроить шесть легковых автомобилей. А если представить себе огромные весы, то синего кита не могут перетянуть и 30 автобусов! Синий кит питается крошечными растениями и животными, плавающими в верхних слоях океана. Он совершенно безобиден и не опасен для человека.
- Чтение текста, что вы нового узнали, прочтите.
Итак, кот и кит подружились и решили давать вам дать новое задание, расшифровать ребус.
Выводы. Итоги урока.
- С какими звуками и буквой нам помог познакомиться кот Кеша?
- Охарактеризуйте эти звуки.
- Как надо относиться к домашним животным, несмотря на их проказы?
Игра «Имена»
-Есть ли в нашем классе ученики, в чьих именах присутствует изучаемая буква? Пусть они встанут.
-А есть ли в нашем классе ученики, в чьих фамилиях присутствует изучаемая буква? Пусть они встанут.
Игра «Камень- вата».
Когда я называю слово с мягким согласным звуком [к,], встают мальчики, если с твёрдым- встают девочки.
Кошка, корова, лиса, кино, кран, кегли, карандаш, Кирилл, кенгуру, крапива, яблоко
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.