Урок окружающего мира
Оценка 4.7

Урок окружающего мира

Оценка 4.7
docx
08.04.2022
Урок окружающего мира
Окружающий мир 3 кл (2).docx

 

 

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

 

Выполнила:
Студентка группы ПНК-3

 Специальности 44.02.02

 «Преподавание в начальных классах»
 Борисенко Милена Михайловна

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Как возводили города»

 

Место проведения: МБОУ СШ №39, 4 «Б» класс

Дата проведения: 14.02.2022 г

 

Учитель: Павлова И.В.________

Методист: Мизина С. В._______

 

 

Дзержинск  -  2022

Тема: «Как возводили города»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: Создание у учащихся целостного представления о кремлевских городах.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с кремлевскими городами

Развивающие: 

- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать  способность планировать и навыки самоконтроля;
- развивать навык вести учебный диалог с учителем.

Воспитательные:

 - воспитывать интерес к учебной деятельности через использования разнообразных  форм учебной работы на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

- имеют представление о кремлевских городах.
Метапредметные:        

Познавательные:

- умеют анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

- умеют вести учебный диалог с учителем
Регулятивные:

- планируют собственную деятельность на уроке;
- умеют контролировать свою деятельность.

 Коммуникативные:

- умеют формулировать мысль, высказывать ее;
- умеют высказывать своё мнение и делать вывод;

Личностные:

- проявляют интерес к учебной деятельности и изучению темы урока.

Оборудование:

Для учителя: учебник.
Для учащихся: учебник

План урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Мотивирование к учебной деятельности. Постановка задач урока – 12 мин.
3.Актуализация знаний и умений –  6 мин.
4. Первичное усвоение новых знаний – 16 мин

5. Первичное закрепление – 7 мин

6. Рефлексия учебной деятельности – 3 мин.

Этап урока

 

Задачи этапа

 

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

 

Методы и приемы работы

 

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Орг. момент

Подготовить учащихся к работе на уроке.

- Здравствуйте. Меня зовут Милена Михайловна, урок окружающего мира сегодня у вас проведу я.

-  Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

Приветствуют учителя

Беседа

Фронтальная

 

Самоконтроль

 

РУУД:

Самоконтроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Мотивирование к учебной деятельности. Постановка задач урока

Определить тему урока

Давайте отгадаем кроссворд, я вам раздала листочки, в парах отгадайте кроссворд. 

СЛАЙД 1

Кроссворд - отгадки виды рельефа земной поверхности

1)В жарком лете я стою,

Шапкой зиму достаю. (Гора.)

 

2) Тает снег – и я расту,

 Но расту не в высоту,

А в глубину и в ширину.

 Полю хлебному я враг,

А зовут меня … (овраг).

 

3) Далеко, конца не видно,

Расстилается… (равнина).

 

4) Участок суши в море или океане, окруженный водой. ( Остров)

 

5) Участок земли в реке, в озере,  в море, в океане. ( Дно)

 

-Давайте проверим, что же у вас получилось!

- Какое слово у нас получилось из первых букв отгаданного кроссворда?

- В каком числе стоит это слово?  

 -Поставьте  слово «город» во множественное число.

-Это слово будет ключевым, главным словом в названии темы нашего урока.

 

 

 

 

Дети работают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По поднятой руке отвечают

 

Город

В  единственном числе

 

Города

 

Беседа, эксперимент.

Фронтальная

Презентация, аудиозапись.

Самоконтроль

 

РУУД:

Самоконтроль

КУУД:

Умеют вести учебный диалог с учителем.

Стремятся к совершенствованию своих ЗУН.

3. Актуализация знаний и умений

Актуализировать знания учащихся по пройденной теме

Определение темы урока - работа в парах:

собрать из «рассыпанных» слов, напечатанных на листочках, название  темы урока.

Тема: « Как возникали и строились города» -

СЛАЙД 2

Самопроверка (сравнить с темой на  доске). 

 Постановка  целей  урока:

-  Хотели бы вы узнать о городах на уроке?  О каких  городах  вам хочется узнать больше: о современных или древних? Почему?

-Давайте поставим цели урока.

 

 

 

 лексическая работа со словом «город».

 

- Ребята, как вы думаете, от каких слов произошло слово «город»?

 

-В    словаре дано следующее значение слова.

СЛАЙД 3

Город - это крупный населенный пункт, торговый, административный, промышленный центр».  

Выяснение смысла высказывания Виктора Гюго

-Прочитайте высказывание на доске.

-Как вы понимаете слова французского писателя Виктора Гюго:

СЛАЙД 3

«Вселенная без города – это словно тело без головы».

-Виктор Гюго, размышляя о значении города, писал о том, что необходимо место, которое бы  играло роль мозга. Значит, город – это главный хозяйственный центр  жизни людей.

Да, действительно, города в Древней Руси являлись центрами всей жизни государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Узнать о том, как   возникали,  строились древние города,  кто в них жил, чем там занимались люди, как назывались эти города, чем знамениты эти города и т.д.

 

-Слово «город» произошло от слов городить, ограда, огораживать, огород, городище - место, где в древности стоял город.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа, объяснение, демонстрация, показ.

Фронтальная

Презентация, пластилин.

Самоконтроль

 

РУУД: сохраняют и удерживают учебную задачу.

КУУД: грамотно оформляют свою мысль, высказывают ее в учебном диалоге.

 

4. Первичное усвоение новых знаний.

 

–Я предлагаю вам прочитать небольшой текст в учебнике.

Откроем учебник на стр 51

Один читает, другие следят

Прочитаем вопрос на стр 52. Ответим.

-Чтобы начать наш разговор о городах, нужно узнать, а как появились города?

СЛАЙД 4

У славян было много врагов, и для защиты от них они строили крепости. Сначала выбирали  подходящее место для крепости, где сама природа бы помогала защититься от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги их можно увидеть издалека. Кроме того река с трёх сторон надёжно защищала крепость. Со стороны незащищённой  от реки, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли её водой. Получался рукотворный остров. На нём и строили славяне свои дома

Славяне жили в поселениях, окружённых крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные посёлки были надёжными убежищами от нападений врагов и диких зверей.

 Такие посёлки - крепости со временем стали называть городами, от слов «городить», « огораживать».

 -Итак,   подведем  итог сказанному:

- Что представлял собой древнерусский город?

-От какого слова произошло слово город? 

- Для чего город обносился стеной?

-Итак,  что у нас получается, прочитайте с доски.

СЛАЙД 5

Древнерусский город-это, прежде всего, укрепленное, то есть огороженное от внезапных нападений поселение. В этом и заключалось его первоначальное отличие от сельской местности. Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь. За пределами кремля был посад - место, где жили ремесленники, купцы и другой городской люд. Шумно и оживлённо было на главной  торговой площади.

СЛАЙД 6

-Скажите, пожалуйста, а кто такие ремесленники?– показ иллюстрации на слайде

 

СЛАЙД 7

- Кто такие купцы? - показ иллюстрации на слайде

СЛАЙД 8

- Зачем  в древнерусских городах  строили кремль?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(«городить», «огораживать»).

 

(Для защиты горожан).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ремесленники – люди, занимающиеся каким – либо делом: гончарное дело, кузнечное дело и т. д.

 

Купцы-люди, занимающиеся торговлей.

В Древней Руси было много княжеств, которые воевали между собой. поэтому и строили кремль – крепость, который  защищал центр города от набегов врагов.

Беседа,  упражнение, объяснение.

Фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Презентация,

Самоконтроль, взаимоконтроль

 

ПУУД:
Синтез

РУУД: Взаимооценка.

КУУД: умеют вести учебный диалог с учителем и в паре.

 

Физминутка

 

 

Снятие усталости учащихся

 

Физкультминутка для глаз

 

1.Часто, часто поморгай, ( 5 раз)

После глазки закрывай.

Сосчитай так до пяти

И сначала  все начни.  ( Всего 2 раза)

 

2.

Руку держим пред собой,

Не мотая головой,

Пальцем водим вверх и вниз,

Вправо- влево

А теперь нашли глазками зеленый  треугольник.

 

Расслабились.

 

 3.Нарисуй круги глазами 

 

Для начала только вправо (3 раза),

После влево раза три.

Расслабились.

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

Видеоролик

 

Самоконтроль

 

 

 

 

5.  Первичное закрепление.

Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий

Учитель:

-Сейчас, ребята, мы совершим небольшую экскурсию в картинную галерею, чтобы наиболее полно и ясно представить себе образы различных  древнерусских городов.

СЛАЙД 9

-Московский Кремль - Грановитая палата - чудо Московского Кремля, парадный зал, где богатые люди отмечали важные события, происходящие в стране.

СЛАЙД 10

«Царь пушка»

– Ребята, кто из вас знает, что это за памятник?

– Верно, это знаменитая «Царь-пушка». Она установлена на лафете-специальном приспособлении, опоре (станке), на котором  крепится «Царь-пушка», а возле нее лежат ядра.

 «Царь-пушка» эта, ребята не стреляла никогда, хоть и предназначалась для стрельбы камнями весом до 800 кг. Чтобы ее зарядить потребовались бы целые сутки.

Так почему же пушку назвали Царь – пушкой.

Есть две версии. Первая – это из-за её больших размеров, вторая - из-за выгравированного изображения последнего царя из рода Рюриковичей - Фёдора Ивановича верхом на коне.

А в каких городах поблизости у нас есть кремль?

Да, все верно.

Читаю текст в учебнике на стр 54 про Казань

Посмотрите на стр 55, прочитайте задание.

Посмотрите на картинке, сравните, чем же они отличаются?

У нас в Нижнем Новгороде тоже есть кремль, то есть город тоже считается «кремлевским» городом.

Прочитайте текст на стр 56 ( один читает)

Как же можно отличить новый город от великого?

Рассмотрите ниже текста кремль, опишите его.

Дифференцированная работа:

Работаем над объяснением смысла  пословиц: 

СЛАЙД 11

1. В бою за Отчизну и смерть красна.

2. Чужая сторона прибавит ума.

-Определите тему пословиц.

творческая работа  - придумать свои пословицы и поговорки о городах и Родине. ( если успеем)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород, Казань

 

 

 

 

 

Читают

 

 

 

 

Отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавляют слово Нижний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( О  Родине).

Беседа, объяснение

Фронтальная

 

Самоконтроль, взаимоконтроль

 

 

 

6. Рефлексия учебной дея-сти

Организовать подведение итогов урока

- О чём вы сегодня узнали?

- Что нового для себя открыли?

-Понравился ли вам урок? 

- Что вам показалось трудным, непонятным?

-  Зачем  нам нужно знать историю своей страны?

 

Мне хотелось бы узнать, какие  эмоции, впечатления вы получили  от урока.

Если вам все понравилось, поднимите красный квадрат, если не все понравилось – зеленый.

Домашним заданием будет у вас сделать доклад про какой-то кремлевский город и рассказать нам.

Отвечают на вопросы учителя, подводя итог урока.

 

 

Прощаются с учителем.

 

 

 

каждый гражданин должен знать историю своей страны, своего народа, гордиться историческими памятниками и уважать достижения своих предков.

Беседа

Фронтальная

Презентация.

Самоконтроль

 

РУУД: самооценка и взаимооценка.

 

Стремятся к совершенствованию ЗУН

 


 

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Тема: «Как возводили города»

Тема: «Как возводили города»

Оборудование: Для учителя: учебник

Оборудование: Для учителя: учебник

Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя

Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя

А в глубину и в ширину.

А в глубину и в ширину.

Актуализировать знания учащихся по пройденной теме

Актуализировать знания учащихся по пройденной теме

В словаре дано следующее значение слова

В словаре дано следующее значение слова

Да, действительно, города в

Да, действительно, города в

Со стороны незащищённой от реки, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли её водой

Со стороны незащищённой от реки, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли её водой

Итак, что у нас получается, прочитайте с доски

Итак, что у нас получается, прочитайте с доски

СЛАЙД 7 - Кто такие купцы? - показ иллюстрации на слайде

СЛАЙД 7 - Кто такие купцы? - показ иллюстрации на слайде

Нарисуй круги глазами Для начала только вправо (3 раза),

Нарисуй круги глазами Для начала только вправо (3 раза),

Верно, это знаменитая «Царь-пушка»

Верно, это знаменитая «Царь-пушка»

Казань Посмотрите на стр 55, прочитайте задание

Казань Посмотрите на стр 55, прочитайте задание

Определите тему пословиц. творческая работа - придумать свои пословицы и поговорки о городах и

Определите тему пословиц. творческая работа - придумать свои пословицы и поговорки о городах и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2022