Министерство образования, науки и молодёжной политики
Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Выполнила:
Студентка группы ПНК-3
Специальности 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
Борисенко Милена Михайловна
Конспект урока по окружающему миру
Тема: «Как возводили города»
Место проведения: МБОУ СШ №39, 4 «Б» класс
Дата проведения: 14.02.2022 г
Учитель: Павлова И.В.________
Методист: Мизина С. В._______
Дзержинск - 2022
Тема: «Как возводили
города»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: Создание у учащихся целостного
представления о кремлевских городах.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с кремлевскими городами
Развивающие:
-
развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать способность планировать и навыки самоконтроля;
- развивать навык вести учебный диалог с учителем.
Воспитательные:
-
воспитывать интерес к учебной деятельности через использования разнообразных форм
учебной работы на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные:
-
имеют представление о кремлевских городах.
Метапредметные:
Познавательные:
- умеют анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
-
умеют вести учебный диалог с учителем
Регулятивные:
-
планируют собственную деятельность на уроке;
- умеют контролировать свою деятельность.
Коммуникативные:
-
умеют формулировать мысль, высказывать ее;
- умеют высказывать своё мнение и делать вывод;
Личностные:
-
проявляют интерес к учебной деятельности и изучению темы урока.
Оборудование:
Для
учителя:
учебник.
Для учащихся: учебник
План
урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Мотивирование к учебной деятельности.
Постановка задач урока – 12 мин.
3.Актуализация знаний и умений – 6 мин.
4. Первичное усвоение новых знаний – 16 мин
5. Первичное закрепление – 7 мин
6. Рефлексия учебной деятельности – 3 мин.
Этап урока
|
Задачи этапа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Методы и приемы работы
|
Форма организации учебной деятельности |
Дидактические средства |
Формы контроля |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||
1.Орг. момент |
Подготовить учащихся к работе на уроке. |
- Здравствуйте. Меня зовут Милена Михайловна, урок окружающего мира сегодня у вас проведу я. - Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. |
Приветствуют учителя |
Беседа |
Фронтальная |
|
Самоконтроль |
|
РУУД: Самоконтроль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Мотивирование к учебной деятельности. Постановка задач урока |
Определить тему урока |
Давайте отгадаем кроссворд, я вам раздала листочки, в парах отгадайте кроссворд. СЛАЙД 1 Кроссворд - отгадки виды рельефа земной поверхности 1)В жарком лете я стою, Шапкой зиму достаю. (Гора.)
2) Тает снег – и я расту, Но расту не в высоту, А в глубину и в ширину. Полю хлебному я враг, А зовут меня … (овраг).
3) Далеко, конца не видно, Расстилается… (равнина).
4) Участок суши в море или океане, окруженный водой. ( Остров)
5) Участок земли в реке, в озере, в море, в океане. ( Дно)
-Давайте проверим, что же у вас получилось! - Какое слово у нас получилось из первых букв отгаданного кроссворда? - В каком числе стоит это слово? -Поставьте слово «город» во множественное число. -Это слово будет ключевым, главным словом в названии темы нашего урока. |
Дети работают
По поднятой руке отвечают
Город В единственном числе
Города
|
Беседа, эксперимент. |
Фронтальная |
Презентация, аудиозапись. |
Самоконтроль |
|
РУУД: Самоконтроль КУУД: Умеют вести учебный диалог с учителем. |
Стремятся к совершенствованию своих ЗУН. |
3. Актуализация знаний и умений |
Актуализировать знания учащихся по пройденной теме |
Определение темы урока - работа в парах: собрать из «рассыпанных» слов, напечатанных на листочках, название темы урока. Тема: « Как возникали и строились города» - СЛАЙД 2 Самопроверка (сравнить с темой на доске). Постановка целей урока: - Хотели бы вы узнать о городах на уроке? О каких городах вам хочется узнать больше: о современных или древних? Почему? -Давайте поставим цели урока.
лексическая работа со словом «город».
- Ребята, как вы думаете, от каких слов произошло слово «город»?
-В словаре дано следующее значение слова. СЛАЙД 3 Город - это крупный населенный пункт, торговый, административный, промышленный центр». Выяснение смысла высказывания Виктора Гюго -Прочитайте высказывание на доске. -Как вы понимаете слова французского писателя Виктора Гюго: СЛАЙД 3 «Вселенная без города – это словно тело без головы». -Виктор Гюго, размышляя о значении города, писал о том, что необходимо место, которое бы играло роль мозга. Значит, город – это главный хозяйственный центр жизни людей. Да, действительно, города в Древней Руси являлись центрами всей жизни государства. |
-Узнать о том, как возникали, строились древние города, кто в них жил, чем там занимались люди, как назывались эти города, чем знамениты эти города и т.д.
-Слово «город» произошло от слов городить, ограда, огораживать, огород, городище - место, где в древности стоял город.
Отвечают
|
Беседа, объяснение, демонстрация, показ. |
Фронтальная |
Презентация, пластилин. |
Самоконтроль |
|
РУУД: сохраняют и удерживают учебную задачу. КУУД: грамотно оформляют свою мысль, высказывают ее в учебном диалоге. |
|
4. Первичное усвоение новых знаний. |
|
–Я предлагаю вам прочитать небольшой текст в учебнике. Откроем учебник на стр 51 Один читает, другие следят Прочитаем вопрос на стр 52. Ответим. -Чтобы начать наш разговор о городах, нужно узнать, а как появились города? СЛАЙД 4 У славян было много врагов, и для защиты от них они строили крепости. Сначала выбирали подходящее место для крепости, где сама природа бы помогала защититься от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги их можно увидеть издалека. Кроме того река с трёх сторон надёжно защищала крепость. Со стороны незащищённой от реки, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли её водой. Получался рукотворный остров. На нём и строили славяне свои дома Славяне жили в поселениях, окружённых крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные посёлки были надёжными убежищами от нападений врагов и диких зверей. Такие посёлки - крепости со временем стали называть городами, от слов «городить», « огораживать». -Итак, подведем итог сказанному: - Что представлял собой древнерусский город? -От какого слова произошло слово город? - Для чего город обносился стеной? -Итак, что у нас получается, прочитайте с доски. СЛАЙД 5 Древнерусский город-это, прежде всего, укрепленное, то есть огороженное от внезапных нападений поселение. В этом и заключалось его первоначальное отличие от сельской местности. Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь. За пределами кремля был посад - место, где жили ремесленники, купцы и другой городской люд. Шумно и оживлённо было на главной торговой площади. СЛАЙД 6 -Скажите, пожалуйста, а кто такие ремесленники?– показ иллюстрации на слайде
СЛАЙД 7 - Кто такие купцы? - показ иллюстрации на слайде СЛАЙД 8 - Зачем в древнерусских городах строили кремль?
|
(«городить», «огораживать»).
(Для защиты горожан).
Ремесленники – люди, занимающиеся каким – либо делом: гончарное дело, кузнечное дело и т. д.
Купцы-люди, занимающиеся торговлей. В Древней Руси было много княжеств, которые воевали между собой. поэтому и строили кремль – крепость, который защищал центр города от набегов врагов. |
Беседа, упражнение, объяснение. |
Фронтальная, индивидуальная, коллективная. |
Презентация, |
Самоконтроль, взаимоконтроль |
|
ПУУД: РУУД: Взаимооценка. КУУД: умеют вести учебный диалог с учителем и в паре. |
|
Физминутка
|
Снятие усталости учащихся |
Физкультминутка для глаз
1.Часто, часто поморгай, ( 5 раз) После глазки закрывай. Сосчитай так до пяти И сначала все начни. ( Всего 2 раза)
2. Руку держим пред собой, Не мотая головой, Пальцем водим вверх и вниз, Вправо- влево А теперь нашли глазками зеленый треугольник.
Расслабились.
3.Нарисуй круги глазами
Для начала только вправо (3 раза), После влево раза три. Расслабились. |
|
|
Фронтальная
|
Видеоролик
|
Самоконтроль
|
|
|
|
5. Первичное закрепление. |
Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий |
Учитель: -Сейчас, ребята, мы совершим небольшую экскурсию в картинную галерею, чтобы наиболее полно и ясно представить себе образы различных древнерусских городов. СЛАЙД 9 -Московский Кремль - Грановитая палата - чудо Московского Кремля, парадный зал, где богатые люди отмечали важные события, происходящие в стране. СЛАЙД 10 «Царь пушка» – Ребята, кто из вас знает, что это за памятник? – Верно, это знаменитая «Царь-пушка». Она установлена на лафете-специальном приспособлении, опоре (станке), на котором крепится «Царь-пушка», а возле нее лежат ядра. «Царь-пушка» эта, ребята не стреляла никогда, хоть и предназначалась для стрельбы камнями весом до 800 кг. Чтобы ее зарядить потребовались бы целые сутки. Так почему же пушку назвали Царь – пушкой. Есть две версии. Первая – это из-за её больших размеров, вторая - из-за выгравированного изображения последнего царя из рода Рюриковичей - Фёдора Ивановича верхом на коне. А в каких городах поблизости у нас есть кремль? Да, все верно. Читаю текст в учебнике на стр 54 про Казань Посмотрите на стр 55, прочитайте задание. Посмотрите на картинке, сравните, чем же они отличаются? У нас в Нижнем Новгороде тоже есть кремль, то есть город тоже считается «кремлевским» городом. Прочитайте текст на стр 56 ( один читает) Как же можно отличить новый город от великого? Рассмотрите ниже текста кремль, опишите его. Дифференцированная работа: Работаем над объяснением смысла пословиц: СЛАЙД 11 1. В бою за Отчизну и смерть красна. 2. Чужая сторона прибавит ума. -Определите тему пословиц. творческая работа - придумать свои пословицы и поговорки о городах и Родине. ( если успеем) |
Нижний Новгород, Казань
Читают
Отвечают
Добавляют слово Нижний
( О Родине). |
Беседа, объяснение |
Фронтальная |
|
Самоконтроль, взаимоконтроль |
|
|
|
6. Рефлексия учебной дея-сти |
Организовать подведение итогов урока |
- О чём вы сегодня узнали? - Что нового для себя открыли? -Понравился ли вам урок? - Что вам показалось трудным, непонятным? - Зачем нам нужно знать историю своей страны?
Мне хотелось бы узнать, какие эмоции, впечатления вы получили от урока. Если вам все понравилось, поднимите красный квадрат, если не все понравилось – зеленый. Домашним заданием будет у вас сделать доклад про какой-то кремлевский город и рассказать нам. |
Отвечают на вопросы учителя, подводя итог урока.
Прощаются с учителем.
каждый гражданин должен знать историю своей страны, своего народа, гордиться историческими памятниками и уважать достижения своих предков. |
Беседа |
Фронтальная |
Презентация. |
Самоконтроль |
|
РУУД: самооценка и взаимооценка.
|
Стремятся к совершенствованию ЗУН |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.