Выполнили студентки
Группы ПНК-2
Зайцева Елена
Борисенко Милена
Практическая работа.
Разработка фрагментов уроков по морфемике.
Умк «Школа России »учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс, 1 часть, с.79
Тема урока: Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова
Цель: Формирование представления учащихся об окончании как изменяемой части слова и его роли в словообразовании.
Задачи:
1. создать представление об окончании как изменяемой части слова;
2. показать роль окончания при связи слов в предложении;
3. способствовать выработке правильного употребления окончаний в устной и
письменной речи;
4. развивать логическое мышление детей при выборе и употреблении нужного
окончания;
5. формировать умения выполнять учебные задания в соответствии с заданной
целью;
6. комментировать учебное действие; взаимодействовать в паре;
7. оценивать результат учебной деятельности своей и своего одноклассника.
Планируемые результаты:
Личностные:
- развить самостоятельность умения ставить цель,
сотрудничать, оценивать, сравнивать, обобщать, воспитывать любовь к родному
языку;
-примут
и освоят роль орфографических правил в облегчении написания и чтения слов;
-разовьют осознанное
уважительное отношение к орфографически верному письму.
Предметные:
- показать
роль окончания при связи слов в предложении;
- способствовать выработке правильного употребления окончаний в устной и
письменной речи;
- научатся
правильно употреблять окончание в устной и письменной речи (простейшие случаи
ударного окончания);
-научатся
объяснять роль окончания для связи слов в предложении или в словосочетании
-обобщат знания о
частях слова
-закрепят навыки
морфемного анализа слов и навыки образования слов из морфем.
Содержание работы:
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Основная часть |
- формировать у детей представление об окончании как части слова. |
(Наблюдение за языковым материалом) Пишу на доске слова: Осина, осины, к осине, осину. -Чем эти слова различаются друг от друга? - Скажите, эти слова имеют одинаковое значение или разное? – Что означает это слово? - Что в нем менялось? - Да, правильно. В одном и том же слове у нас менялась одна часть – окончание. |
Смотрят на доску - У них разное окончание. - Одинаковое - Лиственное дерево. - Окончание.
|
- создать представление об окончании как изменяемой части
слова; |
(Формулирование определения) -Дети, так какую же роль выполняет окончание в слове?
-Давайте попробуем сформировать определение слову окончание
|
- Изменяют слово, помогают связать слова друг с другом - Окончание - это изменяемая часть слова. Она связывает слова в предложении. Служит для изменения формы слова |
|
- способствовать выработке правильного употребления окончания как части речи в устной и письменной форме |
(Анализ определения) - Сейчас мы откроем учебник на странице и прочитаем определение и сравним с тем, которое составляли ранее. |
Сравнивают определение, которое они дали и которые нам дает учебник
|
|
|
(Конкретизация) -Открываем тетради, записываем число и классная работа. -Дальше открываем учебник и читаем про себя упражнение 146 на странице 81.. -Коля, прочитай теперь в слух нам задание еще раз. (мальчик, хорошо читающий) - Давайте, с вами выполним данное задание. - Вы самостоятельно это делаете в тетрадях. А Оксана выйдет к доске, и выполнит это задание.
- У всех получилось так? Если у кого-то не так, поднимите руки.
- Молодцы!
|
- Открывают тетради, записывают. - Читают про себя
Коля читает задание
Оксана выходит к доске и выполняет задание, проговаривая слова. Дети пишут сами, но и подсматривают на доску, сравнивают. Никто не поднял руку |
Методическое пособие
ФОРМЫ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ (4 ч)
УРОК 1 (37) Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова
Целевые установки:
понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении);
формулировать определение окончания, выделять его в слове, осознавать значимость окончания в слове;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
2. Чтение темы «Формы слова. Окончание». Постановка познавательной задачи урока: «Что такое окончание?» (учебник, с. 79). Обсуждение целей урока.
3. Наблюдение за формами одного и того же слова: 1) при изменении слова образуются разные его формы, 196 а лексическое значение остаётся прежним; 2) при изменении формы слова изменяется и та часть этого слова, которая в науке о языке называется «окончание». Выполнение заданий учебника (упр. 142, с. 79). Чтение рубрики «Обратите внимание!» (учебник, с. 79).
4. Ознакомление с одним из признаков окончания: окончание образует форму слова; при изменении формы слова изменяется и окончание; окончание — изменяемая часть слова. Выполнение заданий учебника (упр. 143, с. 79). Подбор (устно) к слову роса однокоренных слов и выделение в них корня (роса — росинка, росистый). Письмо по памяти или под диктовку любой из первых трёх пословиц (учебник, упр. 143, с. 79) и выделение в словах окончаний.
5. Работа с рубрикой «Обратите внимание!» (учебник, с. 80). Ответы на вопросы: «Как называется в русском языке изменяемая часть слова? Для чего служит окончание?» (Образует форму слова.)
6. Определение значимости окончания для связи слов в словосочетании и предложении (учебник, упр. 144, 145, с. 80). Выполнение письменного задания любого из данных упражнений по выбору учителя.
7. Анализ и синтез определения (учебник, с. 80). Ответы на вопросы: «Как называется изменяемая часть слова? Что образует окончание? Для чего служит окончание? Какая часть речи, так же как и окончание, служит для связи слов в словосочетании и предложении?» (Предлог.)
8. Итог урока. Ответы на вопросы и выполнение задания учителя: «С какой частью слова вы познакомились? Что вы о ней узнали? Выскажите мнение, почему этой части слова дали такое название». Домашнее задание Выполнить задания в «Рабочей тетради» (упр. 104, с. 43).
![]() |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.