Технологическая карта по окружающему миру
3 класс
Раздел: «Эта удивительная природа»
Тема: «В царстве грибов»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: формирование ценностного отношения к окружающей природе через осмысление роли царства грибов в природе и в жизни людей;
Задачи:
1. Актуализировать знания детей о царствах растений и животных; Изучить строение шляпочного гриба. Создать условия для ознакомления детей с разнообразием и ролью грибов в природе; с правилами сбора грибов;
2. Продолжать развивать мышление: умение сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать грибы: учить отличать съедобные грибы от несъедобных (логические, познавательные УУД); продолжать учить работать в парах, в группах; пополнять словарный запас (коммуникативные УУД), проводить самооценку, взаимооценку (регулятивные УУД).
3. Прививать интерес к изучению грибов, воспитывать бережное отношение к грибам (личностные УУД).
Планируемый результаты:
Предметные
-умеют отличать съедобные грибы от несъедобных, объяснять, в чём отличие грибов от животных и растений
Личностные
- применяют приобретённые навыки в практической деятельности
- осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении письменных заданий
- проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Универсальные учебные действия
( метапредметные)
- формирование умения делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя;
- формирование умения преобразовывать информацию из одной формы в другую
( познавательные)
- умение проводить сравнение и классифицировать, фиксировать затруднения
- умение на основании наблюдений делать умозаключения, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; работать с информацией, представленной в разных форматах;
(регулятивные)
- умение составлять план решения проблемы совместнос учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
(коммуникативные)
- умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, сотрудничать в совместном решении проблемы, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
- умение аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Форма: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование:
Для учащихся: учебник «Окружающий мир», карточки с растениями и животными, схемы гриба, карточки «съедобные- несъедобные», листочки с экологическими задачами, грибочки
Для учителя: компьютер, проектор, презентация, план работы с пунктами плана на отдельных листочках, вязальные белые нитки, «телеграмма», двойной скотч
№ |
Этап урока |
Цель |
Содержание учебного материала. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Мотивация к учебной деятельности. (1 мин) |
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания |
Команда – это значит вместе, Команда – все за одного. Здесь всё по совести и чести, Здесь не обидят никого. Команда нас объединяет Не испугаемся преград, Здесь каждый свое дело знает, Работает на результат. Чтоб достичь на уроке больших результатов, предлагаю объединиться в одну большую команду, работать дружно, помогать друг другу. Вместе мы добьёмся поставленных целей, а каких – это мы выясним позже, а пока я предлагаю вам девиз урока: «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»
|
Проверка готовности учащихся к уроку. Включение в деловой ритм.
|
Подготовка к работе. Эмоционально настраиваются на урок. |
2. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (2-3 мин) |
Установка правильности, полноты и осознанности домашнего задания, выявление и устранение в ходе проверки обнаруженных проблем; Подготовка к восприятию нового |
Мы с вами на прошлых уроках говорили о двух царствах – растения и животные. Дома вы должны были вспомнить признаки, которые являются общими и для растений и для животных. Что же у вас получилось? Раз вы так хорошо всё знаете, то вы быстро справитесь со следующим заданием. Работаем в парах: 1 вариант- собирает карточки с растениями, 2 - с животными Определяете группу, к которой они относятся Индивидуальная работа – найти в толковом словаре слово МИКОЛОГИЯ |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
|
Отвечают на вопросы; (5 признаков живой природы, и растения, и животные играют важную роль в природе и в жизни человека) Работают в парах, анализируют и делят карточки с растениями и животными на группы, называя к какой группе относятся |
3. |
Постановка темы и цели (3 мин) |
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи |
У кого осталась лишняя карточка? К какой группе отнесли подосиновик? Почему? Оказывается у грибов есть общие признаки и с растениями и с животными, но им выделили своё собственное отдельное царство. Какое? Сформулируйте мне тему сегодняшнего урока. Что бы вы хотели сегодня узнать о грибах? Какую же цель мы поставим на сегодняшний урок? Какие задачи будем решать на уроке? Составьте план изучения темы. Чтоб решить все задачи и достичь поставленной цели, помните наш девиз. Каждый постарайтесь внести свой вклад в общий результат. Без дела никто не сидит. Илона, ты нашла значение слова МИКОЛОГИЯ? Как вы, ребята, думаете, что бы это могло означать? Проверим свои предположения.
|
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
|
Фиксируют проблему. Формулируют (уточняют) тему урока. Ставят цели, составляют план достижения цели
|
4. |
Освоение нового материала. (13-15 мин) |
Обеспечение усвоения учащимися основных понятий |
В нашем лесу вы видели разные грибы. Я предполагаю, что мои ученики знают грибы, которые они кладут в корзинку. Предлагаю пойти в лес и собрать грибы. Я показываю грибы на слайде. Кто знает, как этот гриб называется, поднимает руку, говорит название грибочка и положит ли он этот гриб в корзину. Судя по тому, что вы некоторые грибы не взяли в корзину, я могу сделать вывод, что вы знаете, на какие две группы можно их разделить. Назовите эти группы. Есть ядовитые грибы, которые очень похожи на съедобных. Посмотрите и найдите отличия. Как вы думаете, нужны ли природе несъедобные грибы? ( мухомор – лось, антибиотики…)
Что общего вы заметили в строении грибов? Из каких частей состоит гриб? Отметьте у себя на рисунке части, которые вы знаете? На урок я принесла нить. Как вы думаете, что общего между грибами и нитями? Оказывается, ребята, грибы – это и есть нити, только они намного тоньше этой нитки, а состоят они из клеток, оболочки которых сделаны из особого вещества – хитин, который встречается у насекомых. Нити грибницы переплетаются и распространяются на несколько квадратных километров. И живут они около 300 и даже больше лет. Тот гриб, который мы видим – это всего лишь плодовое тело. Оно тоже состоит из этих нитей, только они уплотнены.Если разрезать гриб, то можно это увидеть. Где растут грибы чаще всего? Они дружат с деревьями. Когда люди дружат, они помогают друг другу. Прочитайте текст на с. 112-113. И найдите ответ на вопрос, чем выгодна грибам и деревьям их дружба? Как питаются грибы? И чем они питаются? Какой вывод можно сделать? ФИЗМИНУТКА Если утверждение верное- ученики садятся на корточки, если ложное- совершают прыжок. - Многие грибы в лесу тесно связаны с деревьями. - Ложные опята, бледная поганка- это съедобные грибы. - Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. - Грибы состоят из шляпки и сапожка. - Опёнок, лисичка- съедобные грибы. Грибница – это надземная часть гриба. Грибы размножаются спорами.
Раз тот гриб, который мы знаем – это всего лишь плодовое тело, то как вы думаете, для чего оно служит? Большинство грибов размножаются спорами. Как вы думаете, где они находятся? Кто помогает эти споры разносить по лесу? А какие растения размножаются спорами? Пришла телеграмма о помощи. Прочитаем и постараемся помочь. «Люди! Мы тоже хотим жить. Помогите нам остаться на этой замечательной планете. Мы обязательно вас отблагодарим». Кто отправил? К сожалению, многие виды грибов исчезают. Нам ребята подготовили сообщения о некоторых грибах, которые занесены в Красную книгу. Вы послушайте об этих замечательных грибах и подумайте, а что мы можем сделать, чтоб те грибы, которые растут в наших лесах, не исчезли.
|
Создаёт условия для получения знаний по новой теме. Организует целенаправленную познавательную деятельность учащихся, их тренировку в тех действиях, которые являются целью урока. Организует образовательные ситуации развивающего типа. |
Рассматривают слайды, анализируют, высказывают предположения , сравнивают, слушают, делятся впечатлениями, озвучивают понятия, активно участвуют в диалоге. |
5. |
Закрепление нового материала (3мин) |
Обеспечение в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала
|
Работа в группах Съедобные – несъедобные Правила сбора грибов Роль в природе и в жизни людей
|
Организует деятельность учащихся по воспроизведению признаков изученных объектов. |
Выполняют задания, работают в группах, объясняют свой выбор |
6. |
Самопроверка (3мин) |
Выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действия |
Экологические задачи; В природе нет ничего лишнего. Люди- не единственные обитатели Земли и не всё создано исключительно для нас. Ведь мы же не убиваем ежей и воробьёв только потому, что они не годятся нам в пищу. Каждое живое творение выполняет свою функцию. И уничтожить хоть один вид – это значит нарушить природное равновесие. Даже ядовитые грибы приносят пользу природе, а значит и человеку. Почему грибам выделили своё царство? Тест Кластер – в группах
|
Создаёт условия для самоконтроля, коррекции и самооценки знаний, умений и деятельности учащихся |
Выполняют работу. Осуществляют взаимопроверку. Оценивают свою работу. |
7. |
Рефлексия деятельности (3-4 мин) |
Развитие умений обсуждать и анализировать сам учебный процесс, который привел к полученным результатам |
Закончить предложения: узнал… Хочу узнать.. Где можно добыть информацию? Д.З. - повторить тему с.112-117 - карточку для соседа (ребусы, кроссворды, загадки о грибах) - вспомнить, как связаны между собой все царства - интересные факты о грибах - сказка о царстве грибов
Поляна - Заселим нашу полянку грибами. Если у вас всё получилось, прикрепите на поляну съедобный гриб. Что-то не удалось - несъедобный. |
Обеспечивает самоопределение на домашнее задание |
Учащиеся осознают успешность восприятия и осмысления объектов изучения; выражают своё отношение к теме, к своей работе на уроке и эмоциональный настрой. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.