Урок окружающего мира в 1 классе на тему: «Как зимой помочь птицам?». УМК «Школа России»
Дидактическая |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
||||
1. Мотивация к учебной деятельности. |
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. У нас самый интересный урок, урок окружающего мира! (МУЗЫКА). Надеюсь, что вы принесли на урок залог успеха - хорошее настроение. Давайте же подарим улыбки друг другу и всему миру и поработаем на славу. Погода за окном нас тоже радует ( показать рукой) Сколько белого, пушистого снега подарила нам зима в этом году. Снежок порхает, кружится. На улице бело И превратились лужицы В прозрачное стекло… (МУЗЫКА СТИХАЕТ). |
Дети рассажены парами. На партах: учебники закрыты, закладки на с 74, раб.тетради.+
|
|
|||
2. Актуализация знаний
3. Фиксирование затруднения и целеполагание. Время: 2 мин. 30 с |
- Какие же изменения произошли в природе с приходом зимы? (холодно, солнце не грет, идёт снег) -Как одеваются теперь люди? (Тепло одеваются) -Как приспосабливаются звери? (Надевают тёплые шубки или ложатся в спячку) -Отгадайте загадку и определите, какова тема нашего урока. «Желанная гостья из дальнего края, а живёт за окном» (Птичка) - Верно. Сначала вспомним, какие птицы зимуют в наших краях? -На стр. 52 №1 рассмотрите птиц в рамочке. Кого из них вы знаете? Соедините линиями рисунки и названия. - Проверим вашу самостоятельную работу через экран. Назовите зимующую птицу и опишите её по плану: 1. Название 2. Размер. 3.Окраска оперения. 1. Маленький мальчишка В сером армячишке По двору шныряет. Крохи собирает.(воробей) Учитель дополняет. Воробьи зимой стараются держаться поближе к жилью человека. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев. 2. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика.(синица) Учитель дополняет. Синицы почти круглый год живут в лесах, парках и садах. Зимой в поисках корма собираются в стайки и перебираются к жилью человека. 3. Чернокрылый, красногрудый, Не боится он простуды – С первым снегом тут как тут! (снегирь)
Учитель дополняет. Зимой в наших лесах появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Как только подтает, птицы улетают.
4. Хохолочек на головке. Птица яркая. Так ловко Будто дует кто в свирель, Распевает…(свиристель).
Учитель дополняет. Как и снегирь, свиристель прилетает к нам только зимой. Отличается хохлом на голове и ярко-жёлтой полосой на хвосте. Эти птицы предпочитают плоды рябины, боярышника, калины.
5. А вот эту птицу вы могли не видеть, но эта птичка живет у нас круглый год. Свое имя она получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и перепрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева. Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к человеческому жилью. Если найдет кормушку, куда положили семена, то он будет перетаскивать их и прятать, делать запасы.
- Ребята, как можно назвать одним словом всех этих птиц? Какие они? (Зимующие) - Как называют тех птиц, которые улетают от нас в тёплые края с наступлением зимы? (перелётные) - экран со схемой Птицы Зимующие Перелётные -Давайте произнесём вместе и запомним. - Ребята, легко ли приходится птицам зимой?.. - Студёный ветер принёс нам вот такие жалобы птиц. Давайте послушаем. Текст: «Я – маленькая синичка, я погибаю. Негде греться и кормиться, ни козявки, ни зерна. Замерзаю, голодаю, не дожить мне до тепла!» ( на экране синичка, воробей) «Я – маленький воробей, я гибну, дети спасите…. Мне нечего есть. А для птиц голод хуже холода. Все птицы решили провести лесное собрание и подумать, как перезимовать. Приходите и вы, ребята!» - Как вы думаете, зачем птицы зовут нас на собрание? - А вы знаете, как помочь птицам зимой?
- А как надо правильно сделать кормушку? - Как правильно подкармливать? Знаете? - Можете обосновать свои выводы? (затруднение) - Почему возникло затруднение? (мы не можем обосновать, как правильно сделать кормушку, как правильно кормить птиц). - Вы прошли первый этап учебной деятельности. Какой следующий? (Второй шаг- найти самим способ решения) - Что вы должны открыть? (как правильно сделать кормушку, как правильно кормить птиц зимой.) - Определите учебную задачу урока? - Верно – это ваша учебная задача на сегодняшний урок. |
Дети сами определяют тему урока: « Как помочь птицам зимой?»
Дети работают с РТ и учебником.
Ребёнок описывает воробья по плану.
Ребёнок описывает синицу
Ребёнок описывает снегиря по плану.
Ребёнок описывает свиристель по плану
Ребёнок описывает поползня по плану.
Ответы детей: «Птицам холодно и голодно. Снег укрыл землю, трудно искать пищу. Без еды птичка может замёрзнуть и погибнуть».
- Птицам нужна наша помощь. - Надо подкармливать их, повесить кормушки.
Учебная задача. Как правильно сделать кормушку и покормить птиц? |
|
|||
- -Давайте отправимся в зимний лес. Мы и в гости идём и должны вести себя соответственно. Давайте повторим правила поведения в лесу по схемам. Ты в лесу всего лишь гость, Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги! -Итак, мы на лесной поляне. Холодно. Надо подвигаться, погреться, чтобы не замёрзнуть. |
Не ломать ветки деревьев Не шуметь
|
|
||||
4.Физминутка . |
- По дорожке. по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой по дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. Стоп! Немного отдохнём И опять пешком пойдём. |
|
||||
5. Построение проекта выхода из затруднения и «открытие» нового знания. |
Вот мы с вами оказались на лесном собрании. Все птички слетелись сюда, расселись по веткам. - Давайте послушаем, о чём говорят птицы. Сценка «Лесное собрание». Cценка: Сорока: Тра-та-та-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе жалобы пишут, привередничают и капризничают. Воробей: Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке. Свиристель: Безобразие! Прилетел перекусить, а корм снегом засыпало! Хоть бы бортики сделали, что ли. Снегирь: Я вообще голодным остался! Поранил лапки об острые края и не смог поесть. Синица: Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.
- Успокойтесь птицы, все будет в порядке. Мы все учтем! Действительно, ребята, вы были правы, но мало сделать кормушку и положить корм, надо ещё подумать, хороша ли кормушка и смогут ли птицы корм есть. - Давайте вернёмся на свои рабочие места в класс и обратимся к нашим помощникам. 1. Как сделать кормушку? (учебник с. 74) 2. Какая кормушка больше понравится? (с крышей) 3. Удобна ли кормушка с бутылкой? (Неустойчивая) 4. Обратите внимание, как в кормушке из бумажного пакета удобно устроен лаз. 5. Где повесить кормушку? ( у окна, в саду на дереве) 6.Рассмотрите, чем кормить птиц? (семенами подсолнечника, арбуза, тыквы, салом несолёным) |
|
|
|||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
-- Надо нам пополнить свои знания. Что поможет нам в этом? (взрослые, интернет, справочники, учебник) Статья. «Семена арбуза, тыквы, дыни, подсолнечника лучше давать раздавленными. Для подкормки птиц годятся крошки белого хлеба, а чёрного-не годятся. Для синиц хороши кусочки несолёного сала, а солёное сало давать нельзя.» - Какие полезные советы! -Почему деревья рябины называют природными столовыми? (зимой ягоды рябины не осыпаются и служат кормом для многих птиц)
|
-на стр. 75 дети читают вывод.
|
||||
7.Практическая работа в группах |
Как хорошо помог нам учебник! Теперь мы готовы к практической работе. Предлагаю приготовить кормушки и корм, работая в группах. Давайте вспомним правила работы в группе: 1.Работать должны все. 2.Один говорит, другие слушают. 3.Своё несогласие высказывай вежливо. 4.Если не понял, переспроси. Образуйте 4 группы. -Вы получаете кормушки и корм. Найдите ошибки и исправьте их. Приготовьтесь рассказать о проделанной работе Задания: 1гр.- КОРМУШКА БЕЗ бортиков. –Внести изменения в кормушку, чтобы птицам было удобно. (Прилагается коробка, прикрепить к основе) 2гр.- КОРМУШКА ИЗ ПЛАСТ.БУТЫЛКИ С ОСТРЫМИ КРАЯМИ. – Внести изменения в кормушку, чтобы птицам было удобно есть. (Прилагается лейкопластырь, нужно обклеить им края лаза) 3гр.- Семечки подсолнечника, тыквы, дыни, арбуза. –Приготовить корм. (Прилагается скалка, чтобы раздавить семена) 4гр.- Крошки чёрного и белого хлеба, солёное и несолёное сало. – Выбрать подходящий корм и объяснить свой выбор. -Расскажите, что было дано и какие изменения внесли. -Молодцы! Предлагаю наши кормушки и лакомства развесить в школьной роще после урока, чтобы зимующие птицы не погибли от голода. Уверена, что теперь птицы не станут жаловаться на такую столовую. Конечно, они не умеют разговаривать. Но обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и помогут в борьбе с вредителями сада. А вам будет приятно наблюдать за пернатыми друзьями у кормушки, испытывать радость от одной только мысли, что вы помогли птицам. Это так здорово! |
.
Дети пересаживаются.
\
Дети рассказывают, как выполнили задание по 1 от группы.
|
|
|||
8. Рефлексия. |
-Наш урок подходит к концу. - Какую учебную задачу мы ставили перед собой? -Удалось ли решить поставленную задачу? (Теперь я смогу узнавать зимующих птиц .Я узнал как помочь птицам зимой). Учитель раздаёт закладки со стикерами в виде карандашиков. - Ребята, а теперь оцените свои достижения за урок и наклейте карандашик-символ на стаканчик. Напоминаю, что розовый карандаш обозначает «знаю, умею, уверен, получилось»; оранжевый – «получилось, но не всё, что хотел»; жёлтый – «пока многое не получается, нужна помощь». - Молодцы. Я благодарю вас всех за хорошую работу. На память вам остаются эти закладки. Поблагодарите и вы своих соседей за помощь в работе. -Заботясь о птицах, мы охраняем природу. М. Пришвин говорил: “ Охранять природу - значит охранять свою Родину”. Не зря 2017 год в России объявлен Годом особо охраняемых территорий, заповедников. И сегодня мы выяснили, как мы можем помочь птицам зимой. И пусть слова Александра Яшина напоминают, насколько важна наша забота природе. (МУЗЫКА) |
Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.
Читает ребёнок. Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.