Конспект урока проектной деятельности
« Окружающий мир» в 3 классе
Тема: «Очистка воды. Фильтрование »
Автор: Шестакова М.Н. учитель начальных классов
ГКОУ МО «Вдохновение»
Планируемые результаты урока
· личностные
проявлять бережное и заботливое отношение к окружающей среде, анализировать и оценивать свои и чужие поступки, с точки зрения общечеловеческих норм
· предметные
· знать: свойства воды, причины загрязнения воды и способы ее очистки в быту,
· уметь работать со справочной литературой
·
метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
· Познавательные: выбор и анализ информации из текста и иллюстраций и умение представлять её в различных формах; определять цель её создания; получать информацию из словарей о понятии «чудо»; моделировать, высказывать и аргументировать свои предположения, обогащение словарного запаса
· Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
· Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, учиться владеть диалогической формой речи.
Оборудование: Проектор, географическая карта, конверты с заданиями для проектной деятельности, колокольчик, магнитофон с записью музыки.
Лабораторное оборудование: пробирки, воронка, фильтры, стаканы;
Ход урока.
Слайд 1.
1.Организационный момент.
Начитается урок-
Нам пора в дорогу
Он зовёт нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы!
2.Актуализация знаний
-О чём пойдет сегодня речь на уроке нам подскажет известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.
Слайд 2.
-Сегодня мы продолжим открывать тайны уникального вещества на Земле, благодаря, которому возникла, и сохранятся жизнь на планете. Эпиграфом к нашему уроку будут слова: «Мать водица - всему царица»
Слайд 3
-Как вы понимаете смысл этих слов?
СЛАЙД 4
-Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности планеты. Почему воду надо беречь? (пресной воды мало)
-Пресной воды в природе не так уж много.
СЛАЙД 5.
Большая часть её находится в виде огромных ледников АНТАРКТИДЫ.
СЛАЙД 6.
-Самое крупное пресное озеро Европы – ЛАДОЖСКОЕ.
(Показ на карте.)
СЛАЙД 7.
-Самое глубокое в мире озеро пресной воды находится в РОССИИ. Это озеро БАЙКАЛ, в котором содержится столько пресной воды, сколько её во всех пресных озёрах земного шара. Но, к сожалению, это озеро сильно загрязнено, как и многие водоёмы планеты.
(Показ на карте.) Слайд8
3.Работа с дополнительной информацией.
-Кто же виноват в этом? (человек)
-А хотите исследовать причины загрязнения?
- Каждому из вас дана информация - текст, прочитав её, озвучьте двумя словами причины загрязнения воды. (индивидуальные карточки)
1 ученик. ЖЕНЯ
Изучите информацию и назовите двумя словами причину загрязнения воды
На берегу реки дядя Коля моет машину. Использованная вода, стекает в реку ручьями.
(Мойка машин)
2 ученик. Александра
В реки и озёра сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту.
(сточные воды)
3 ученик. Денис.
По реке плыл теплоход. За борт летели пустые банки, фантики от конфет, пластиковые бутылки, мусор.
(бытовой мусор)
4 ученик Аркадий.
Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Нефть вылилась в море. Многие из птиц погибли. Погибли и некоторые рыбы. Так нефть, попавшая в море, вызвала в природе катастрофу.
(Разлив нефти)
- А теперь назовите причины исследования.
- Совершенно верно (дети дают ответ, я открываю СЛАЙД 10).
-Да, ребята, все эти причины загрязняют воду, и вот поэтому наша вода находится в опасности.
-На предыдущих уроках мы узнали, что вода в природе никогда не бывает чистой.
-Что содержится в воде?
- В ней содержатся растворимые соли, газы, частицы микроорганизмов.
-Какие органы чувств помогают нам определить, что в воде есть посторонние вещества? (Зрение, вкус, обоняние)
- Но человек не может использовать загрязнённую воду в своих целях. Поэтому возникла проблема очистки воды.
4.Сообщение темы урока.
- Тема нашего урока «Очистка воды» и мы познакомимся, какой путь проходит вода, прежде чем попасть в наш водопровод и как можно очистить воду в домашних условиях.
-Ой! А что такое водопровод?
СЛАЙД 10
-Почти в каждом населённом пункте на глубине 2,5 метров проложены водопроводные трубы большого диаметра, от них в каждый дом идут трубы меньшего диаметра. По этим трубам мы и получаем воду.
-Когда же появился водопровод?
-Первые водопроводы были проложены ещё в ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ 4000 лет назад. Их обнаружили при раскопках.
СЛАЙД 11
А в 15 веке был сооружён родниковый водопровод для Московского Кремля.
- Но, к сожалению, вода, которая поступает в наши дома не совсем чистая, в ней много примесей.
- Поднимите руки, кто из вас водопроводную воду очищает?
- А как вы это делаете дома?
- Сейчас промышленность выпускает много бытовых фильтров, вот некоторые из них (показ).
СЛАЙД 12
- Каково значение слова фильтр?
- А давайте проверим по словарю (ученик читает в словаре).
Фильтр–прибор для очищения жидкости процеживанием.
Фильтровать – пропускать через фильтр.
- С каким ещё способом очистки воды вы познакомились?
-А какие способы очистки вам уже известны? (кипячение, замораживание, отстаивание)
Слайд 13
- А не хотелось ли вам самим поучаствовать в очистке воды?
- Сейчас мы будем исследователями и в нашей лаборатории попробуем очистить воду.
5 .Практическая работа, исследование.
- У каждого на столе стакан с раствором,
У 1-го исследователя – раствор воды с сахаром;
У 2-го - раствор воды с мукой;
У 3-го - раствор воды с растительным маслом;
У 4-го - раствор воды с речным песком, а также воронка с фильтром и чистый стаканчик.
- Задача каждой группы провести исследование в соответствии с инструкцией. И результаты записать в таблицу.
- Результаты опытов указываете в виде знаков:
+ - фильтруется;
_ - не фильтруется.
- На работу дано 2 минуты.
Слайд 14
Инструкция.
1.Расствори вещество в воде, размешай.
2.Рассмотри содержимое стакана.
3.Перелей содержимое стакана в другой сосуд (стакан) через фильтр.
4.Отметь в таблице результат опыта.
5.Сделай вывод.
План ответа.
Я исследовал________ и заметил – при очистке воды _______ остался (не остался) на фильтре, а вода очистилась (не очистилась) от примесей________ .
Я сделал вывод, что ____ фильтруется (не фильтруется) .
- Итак, мы проверяем. Во время проверки один ученик отвечает, другие слушают и заполняют таблицу в соответствии с названным веществом. Даём слово 1 ученику.
-Зачем вы проводили эти исследования? К какому выводу вы пришли?
- Фильтр очищает воду от каких веществ, которые в ней растворились или не растворились?
- А сладкую воду с помощью фильтра можно сделать пресной? А как это проверим?
Слайд 15
6 .Физкультминутка
Игра «Вода-не вода!»
-Если названное слово обозначает то, что содержит воду (облако, лужа, сосулька, иней, роса, снежинка, туча), то дети должны изобразить плывущего человека.
Если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, водоросли, волна, рыба, кувшинка, медуза), дети качаются из стороны в сторону.
Слайд 16
7.Индивидуальная работа с учебником.
- А сейчас мы с вами узнаем, как очищают воду, которая течёт у нас из крана через водопровод. Итак, работа с учебником.
- Откройте учебник на странице 60, прочитайте 1 абзац и подготовьтесь по рисунку рассказать, как очищают эту воду. Вам на работу 2 минуты.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
- Итак, как очищают сточную воду?
Слайд 17
- Затем ….
- А потом …
Слайд 18
- А затем через водопроводную башню вода поступает в дома. Такой путь проходит вода, прежде чем поступить к нам в квартиру. Но и она до конца не чистая, поэтому мы и используем фильтрование, кипячение, отстаивание – все те способы очистки воды, которые мы с вами назвали
Слайд 19
-Как же мы можем помочь всеобщему делу по охране воды? Я предлагаю вам стать экологами. Кто это?
8.Творческая работа в группах. Работа Экологов.
Составим экологические правила (клей, ножницы)
Построим город Экоград.
-Так как вода находится в опасности, мы люди должны соблюдать определённые правила поведения в природе.
- Перед каждой группой на отдельных столах лежит листочек с заданием. Попытаемся построить город Экоград и составить экологические правила проживания в нём.
- А теперь проверьте. Поменяйтесь схемами и проверьте.
- Оцените. Поставьте отметку.
СЛАЙД 20 Обращение к человечеству
9. Итог урока.
- Что нового мы узнали на уроке?
- Чему я научился на уроке?
СЛАЙД21
- А сейчас своё впечатление об уроке вы найдете в капельке воды.
- Покажите ваши выбранные капельки.
10.Домашнее задание.
Нарисовать знак «Охрана воды». Мы разместим ваши знаки на нашей выставке знаков по охране природы.
СЛАЙД 22
Приложение 1
Таблица результатов опытов по очистке воды
+ фильтруется
- не фильтруется
ВОДА С САХАРОМ |
ВОДА С МУКОЙ |
ВОДА С РАСТИТЕЛЬНЫМ МАСЛОМ |
ВОДА С РЕЧНЫМ ПЕСКОМ |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.