Урок окружающего мира во 2 классе ,УМК "Школа России" по теме "Водные богатства"
Оценка 4.6

Урок окружающего мира во 2 классе ,УМК "Школа России" по теме "Водные богатства"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
естествознание +2
2 кл
25.08.2022
Урок окружающего мира во 2 классе ,УМК "Школа России" по теме "Водные богатства"
Данная тема является актуальной, так как беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы.
урок окружающего мира.doc

                           

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

 

 

 

 

 

 

МОУ «ООШ п.Солянский им. В.К.Ерошкина»

 

 

 

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК  ПО окружающему миру

ПО ТЕМЕ

 

«Водные богатства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Урок разработала учитель начальных классов

                                                                               высшей квалификационной категории                                                                              

Татарникова Вера Николаевна                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пугачев, 2022                   

Аннотация

Тема урока «Водные богатства» изучается  в разделе «Путешествия» по окружающему миру во 2 классе. Данная тема является актуальной, так как беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы. Человек, к сожалению, не всегда во время бережно и рационально использует водные ресурсы.

На уроке были использованы  эффективные педагогические технологии: проектная, здоровьесберегающая, проблемного обучения, ИКТ- технология. Применение элементов данных технологий позволяет реализовать принцип деятельностного подхода, функциональной грамотности.

В процессе урока обучающиеся должны не только усвоить систему знаний о водных богатствах , но понять значение экологически чистой воды для природы и человека, правильно и бережно относиться к воде.

Класс: 2

Тема урока (окружающий мир): «Водные богатства»

Тип урока: урок открытия нового знания

УМК:  «Школа России»

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:

рабочая программа, учебник «Окружающий мир» 2 класс, Плешаков А.А., 2020г.,

рабочая тетрадь «Окружающий мир» Плешаков А.А., 2021г., раздаточный материал.

      Цель урока:

      создание условий для формирования первоначальных представлений о водоемах нашей планеты, частях реки.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов родного края.
  • Развивать мышление, память, внимание, устную речь, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы, привитие интереса к предмету.
  • Воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам».

Планируемые результаты

Предметные:

  • Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения.
  • Узнавать их по описанию.
  • Формировать понятие река и её части.
  • Формировать понятия значимости водоемов в жизни.

 Метапредметные

  • понимать учебную задачу урока и  стремиться её выполнить;
  • анализировать и группировать объекты на основе существенных признаков;
  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, работать в паре и группе.

Личностные

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
  • Развивать стремление учащихся активно участвовать в деле охраны природы.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык

Структура  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (создание  благоприятного психологического настроя  на работу,

включение учащихся в деятельность)

Проверяет  готовность к уроку.

 

Я – умею думать и понимать,                                                                                                Я – умею слушать и отвечать,
Я – могу ошибаться,
Я – умею учиться,
Я – хочу учиться.

             

Пусть девизом нашего урока будут слова:  «С маленькой удачи начинаются большие успехи».

 

– Как вы понимаете эти слова?

– Надеюсь, что и наши маленькие удачи приведут нас к новым знаниям и большому успеху.

Дети проверяют свою готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения.

 

Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целеполагание, постановка проблемы (пробуждение интереса к  получению новой информации;

▪постановка учеником собственных целей обучения;

▪планирование предстоящей деятельности)

 

 

– Вспомните, какой раздел мы начали изучать на уроках окружающего мира?

Мы продолжаем изучать раздел, который называется «Путешествия» и сегодня будем дальше путешествовать по планете. Но продолжить путешествие мы сможем только в том случае, если вы докажите, что не утратили знания, полученные в предыдущем путешествии. Давайте это проверим.

- Проверим ваши знания      с помощью теста по теме: «Формы земной поверхности».

– Кто выполнил без ошибок?

– Кто допустил ошибки? Как вы думаете, почему?

– Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства спрятаны глубоко в Земле, другие находятся на поверхности Земли.

-Ребята, сейчас я хочу вам предложить разгадать загадки ,чтобы

определить тему нашего урока

1 Кругом вода, а с питьём беда.(море)

2 Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.(дождь)

3 Течет, течет - не вытечет, Бежит, бежит - не выбежит.(река)

- Что общего в наших отгадках? (говориться о воде)

- Значит о чем, мы будем говорить сегодня на уроке?

- Но мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а о водных богатствах.

- Какие задачи поставим на урок? Что мы можем узнать о

водных богатствах?

 «Вода – бесценный дар природы»

Вода в морях и океанах,

В озерах, реках и прудах.

Она в посёлках и деревнях,

В больших и малых городах.

Вода – бесценный дар природы

Все наслаждаются тобой.

Цените воду, это важно,

С водой мы связаны судьбой.

– Какова главная мысль этого стихотворения?

– Правильно, значит, о чем мы будем говорить на уроке?

– Да, мы будем говорить о воде как о богатстве.

– Тема нашего урока звучит так: «Водные богатства»

- Ребята, что вы уже знаете о водных богатствах планеты?

- А что еще вы не знаете и хотели бы узнать о водных богатствах?

- Молодцы. Предложений много, но за один урок всё разобрать невозможно.

Определим цель урока:

- научиться различать виды водоёмов и их значение в жизни человека.

- Я предлагаю составить план урока.

С помощью учебника с. 82. Составим устно план урока (учебные задачи)

Учитель записывает план урока:

-водные богатства нашей планеты;

- виды водоёмов;

- изучить строение реки по схеме, новые понятия;

- водные богатства нашего края 

Раздел «Путешествия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание на рабочих листах.

Проверка работы и самооценка.

 

 

 

 

 

Разгадывают загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют цель.

Составляют устно план урока.

 

 

 

Слушают чтение

стихотворения.

Высказывают свои

предположения.

Вода – добрый друг и помощник человека. Она – удобная дорога: по морям и океанам ходят корабли. Именно поэтому многие города возникли по берегам рек.

Вода необходима для полива,  именно вода побеждает засуху, повышает урожай полей, садов.

Она послушно вращает турбины на гидроэлектростанциях.

Вода минеральных источников оказывает лечебное действие.

Высказывают ранее известные знания о реке и море, о морской и пресной воде, о круговороте воды в природе.

Работают с информацией учебника, составляют план.

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление(соотнесение новой информации с собственными знаниями)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)На первом этапе нашей работы давайте попытаемся объяснить понятие «Водные богатства» и ответить на вопрос Что составляет водные богатства нашей планеты?

-Как бы вы ответили на него?

Работа в группах.

– Используя информацию на странице 82 учебника, вставьте пропущенные в карточках слова.

Карточка 1. Водные богатства нашей планеты составляют: океаны, ... .

Карточка 2. Водоемы, которые создал человек, называются ... . Это каналы, ... , ... .

Карточка 3. Водоемы, которые существуют в природе сами по себе, называются ... . Это океаны, ... , ... , ... .

Проверка

2) Закрепление изученного материала

Беседа:

- Назовите естественные водоёмы.

- Назовите искусственные водоёмы.

-А вы знаете, как образуется пруд, канал, водохранилище?

- А где информацию об этом мы можем узнать?

-Выполните задание в учебнике на с.82. «Догадайся, что пропущено в описании»

-Что новое вы открыли для себя?

- Скажите, выполнили мы первый и второй пункты нашего плана. Подведите итог на данном этапе урока.

-Что узнали о водных богатствах нашей планеты? Почему воду называют богатством?

Итог: Мы узнали, что водоёмы бывают искусственные и естественные. Все водоёмы играют важную роль в жизни людей. Потому,  что  на  земле  остается  мало  запасов  пресной  воды,  а  потребность  в  ней  увеличивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по карточках в парах

 

Карточка 1. Водные богатства нашей планеты составляют: океаны, ... .

Карточка 2. Водоемы, которые создал человек, называются ... . Это каналы, ... , ... .

Карточка 3. Водоемы, которые существуют в природе сами по себе, называются ... . Это океаны, ... , ... , ... .

 

 

 

 

 

 

 

Примерные ответы учащихся (в учебнике, энциклопедии, интернете, у одноклассников, у взрослых)

Работа по учебнику (обсуждение в парах)

(как образуются пруды, каналы, водохранилища, их значение)

Учащиеся формулируют

 вывод: бережно относиться к

 водным богатствам нашей

 планеты.

Физминутка

(снятие напряжения и

поддержание активности учащихся)

 

 Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)

Дети выполняют имитационные движения.

Выявление места и причины затруднения.

3) Переходим к следующему пункту нашего плана.

-Рассмотрите схему на с.83.

-Какие могут быть вопросы у вас по этому пункту плана?

 

 

   Задание для пар (на экране):                                                                         

1. Прочитать новое понятие.

2. Устно объясните новое понятие, предварительно обсудив в паре.

3. Покажите на схеме у доски.

- Мы познакомились с новыми понятиями «исток», «устье», «русло».

-Как называют начало реки?

-Что такое устье реки?

-Что такое русло реки?

-Как определить левый и правый берег?

-Что такое притоки?

-Река может быть длинной и короткой, широкой и узкой, глубокой и мелкой. Но, чтобы она не исчезла, в неё всё время должна поступать воды. Откуда может поступать вода?

-Как вы думаете, почему текут реки

-На наших уроках в путешествие с нами отправляется наш друг – Муравей. Муравей Вопросик раньше никогда не слышал слов «исток», «устье», «русло». Он хочет знать , что это такое.

-Откройте  тетрадь на с.51. Научите Муравьишку, соединив таблички линиями.

 

-Смогли ли мы с вами выполнить третий пункт нашего плана? Почему?

Фронтальная работа (дети задают вопросы)

-Где реки начинаются и заканчиваются?

-Куда они текут?

-Почему вода в реке не кончается?

 

 

«Исток, устье, русло, приток, правый и левый берег»(карточки)

 

Работа по учебнику, обсуждение в парах, ответы  учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

Применение знаний. Работа в тетради с.51. Взаимопроверка. 

 

Учащиеся подводят итог.          

Построение проекта решения проблемы.

 

 

 

 

 

Реализация проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с использованием        полученных знаний

4)

- Ребята, на территории нашего края есть водоёмы?

-Скажите, какие водоёмы Саратовского края вы знаете?

- А сейчас ребята нашего класса познакомят нас с водными объектами нашего края.

Рассказы учащихся по группах :1группа «Реки нашего края»,

2 группа «Водоёмы нашего посёлка».

Итог: в нашем крае  17.000 - рек,   около 13000 озёр. Река Волга – легендарная русская река, занимающая особое место в жизни страны. Она снабжает водными ресурсами города и пахотные земли в европейской части России, имея водосборную площадь 1 360 000 км². В бассейне реки расположена Москва, на берегах Волги стоят 4 из 10 крупнейших российских городов – Нижний НовгородКазаньСамараВолгоград. Волга несёт свои воды к Каспийскому морю через леса, поля, степи. Ландшафты плавно сменяют друг друга, рисуя ошеломительные пейзажи, вдохновившие не одно поколение художников, писателей, поэтов, композиторов. Водные просторы Волги и её притоков бороздят грузовые суда, нефтеналивные танкеры, а также яхты и целые флотилии катеров, круизных теплоходов, курсирующих по популярнейшему в России водному туристическому маршруту.

Составление плаката «Защитим наши водоёмы»

Обсуждение в парах.

 Примерные ответы детей (Волга,Иргиз,Куличиха)

 

 

Сообщения детей о реке Волге и о местном водоёме(пруде). Основные вопросы сообщения: как человек использует водные ресурсы , какой вред может нанести водным богатствам человек(загрязнение воды сточными водами заводов и фабрик),почему и  как нужно беречь водоёмы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не оставлять мусор, не ломать растения, растущие по берегам, не мыть машины в воде и на берегу, экономно использовать воду в быту

 

 

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Размышление, рождение нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование приёма

«Возвращение к ключевым словам»

- В течение урока мы знакомились с водоёмами нашей планеты.

 - Какие  вопросы мы задавали в начале урока?

- Получили ответы  на эти вопросы?

-Давайте обобщим новые знания в виде схемы. Добавьте пропущенные слова.

                               Водоёмы

искусственные

 
 

 

 

 


1____________            1 ______________

2____________            2 ______________

3____________            3 _______________

 

-Мы много говорили о водных богатствах страны, и, говоря о них,  нельзя не сказать об экологии, о защите и сохранении этих богатств. Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточенны в России. Но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и неэффективно. Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и приумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы. Свой вклад должен внести каждый. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать участие в экологических мероприятиях.

-Что можем для этого сделать мы?

Какая проблема стоит перед человечеством.

 -Закончите предложения устно:

- Сегодня я узнал…

- Я себя похвалю за…

- Для чего нужны в жизни знания, полученные на уроке?

-И закончим наш урок словами французского писателя Экзюпери.

 

 

-Оцените свою работу с помощью капелек воды.

 

 

 

Фронтальная работа. Устные ответы ребят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читает подготовленный ученик:

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь.

Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…»

                                              

Домашнее задание

 

  - Для закрепления новых знаний выполните домашнее задание.

1. Уч. с. 82-84 читать, выучить новые понятия.

2.Р.т. с.51, задание3, с. 54, задания 4, 5.

3. Нарисовать экологический знак «Берегите воду!»

.

 

 

Индивидуальная работа учащихся дома.

 

Вывод: беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы. Без бережного отношения к водным ресурсам, не может быть речи о здоровом ,комфортном существовании. Атлас профессий будущего постоянно расширяется: специалист по охране и рациональному использованию водных ресурсов,  ученый-эколог, экологический юрист,  ученый по охране окружающей среды, учитель, диетолог.

 

 

Литература и эл.источники

1.Учебник: А.А.Плешаков «Окружающий мир», 2 класс, часть 2, М.,Просвещение, 2020 г. 2.А.А.Плешаков «Окружающий мир». Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2021 г.

3. «Окружающий мир. Методические рекомендации. 2 класс»: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. Е. Соловьева. — М. : Просвещение, 2020.

4.https://infourok.ru/


Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ

Аннотация Тема урока «Водные богатства» изучается в разделе «Путешествия» по окружающему миру во 2 классе

Аннотация Тема урока «Водные богатства» изучается в разделе «Путешествия» по окружающему миру во 2 классе

Проверяет готовность к уроку

Проверяет готовность к уроку

Вспомните, какой раздел мы начали изучать на уроках окружающего мира?

Вспомните, какой раздел мы начали изучать на уроках окружающего мира?

На первом этапе нашей работы давайте попытаемся объяснить понятие «Водные богатства» и ответить на вопрос

На первом этапе нашей работы давайте попытаемся объяснить понятие «Водные богатства» и ответить на вопрос

Выявление места и причины затруднения

Выявление места и причины затруднения

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний 4) -

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний 4) -

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Литература и эл.источники 1

Литература и эл.источники 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2022