Урок окружающий мир 1 класс "Кто такие звери?"
Оценка 4.7

Урок окружающий мир 1 класс "Кто такие звери?"

Оценка 4.7
docx
31.08.2023
Урок окружающий мир 1 класс "Кто такие звери?"
Урок окружающего мира «Кто такие звери» .docx

Урок окружающего мира «Кто такие звери?» с учетом требований ФГОС НОО, изучение нового материала.

Цели: способствовать овладению способами достижения у учащихся метапредметных, предметных и личностных результатов обучения.

Класс: 1 класс.

Учебный предмет: Окружающий мир.

Учебно-методический комплект (УМК), авторы, название программы и учебника:

учебник «Окружающий мир. Часть 1», 1 класс, автор: А.А.Плешаков; рабочая тетрадь «Окружающий мир. Часть 1» для 1 класса (УМК Школа России); «Животные России. Школьный словарик. ФГОС», автор: Ситникова Т.Н.

Тема урока: «Кто такие звери?»

Тип урока: изучение нового материала.

Общие цели урока:

Предметные

-       сформировать представление на основе выявления отличительных признаков зверей;

-       научить различать зверей от других групп животных;

-       определять принадлежность животного к своей группе;

-       исследовать строение шерсти зверей;

-       приводить примеры зверей;

-       узнавать зверей;

-         развивать речь, наблюдательность и мышление учащихся;

-         воспитывать бережное отношение к природе, интерес к предмету.

Метапредметные:

Личностные:

-          формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание;

-          осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;

-          приобретать новые знания, умения;

-          стремиться к преодолению трудностей, осваивать новые виды деятельности;

-          участвовать в творческом процессе.

Регулятивные:

-       принимать и сохранять учебную задачу;

-       планировать свои действия, операции;

-       оценивать свои результаты.

Познавательные:

-       понимать информацию;

-       осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

-       вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,

-       участвовать в общей беседе;

-       задавать вопросы; отвечать на вопросы других.

Оборудование урока: картинки с изображением животных, школьный словарик «Животные России»; у учащихся - конверты с шерстью животных, лупа, цветные карандаши.

Виды деятельности на уроке: работа по учебнику, работа в парах и группах, фронтальная беседа, решение практических задач, работа с дополнительной литературой (словарик).

Ход урока:

1.     Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

А сейчас проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка.

- Ребята! Мы продолжаем наше путешествие по интереснейшему царству природы, которое называется «Животный мир» и сегодня будем открывать для себя удивительные вещи, пытаться находить ответы на свои вопросы.

2.     Актуализация знаний

Беседа

- Сегодня на урок к нам пришли наши друзья: Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. Они приготовили вам загадки, отгадайте их:

На реке он очень ловко

Треплет цепкие головки,

Сыплет семечки на пол,

Птичка бойкая... (щегол)

 

Кто живет в лесу сосновом,

Носит крестик на носу

И гнездо плетет в ту пору,

Когда пурга поет в лесу? (Клест)

 

«Гуль-гуль-гуль», — мани к себе их,

Дай зерна, воды налей.

Белых, сизых и кофейных

Ты увидишь... (голубей)

- Сделаем вывод: Кто такие птицы?

- Кто дома приготовил рассказ о птице? (Ответы детей.)

Игра «Бал птиц»

(Учитель называет различных животных. Если учитель называет птицу, дети машут руками и кружатся, в других случаях стоят на месте.)

3.     Самоопределение к деятельности

- Муравьишка продолжает задавать нам свои хитрые вопросы, ведь, отвечая на них, мы узнаем что-то новое, интересное. Он приготовил для нас еще загадки. Отгадайте их:

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало -

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

 

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга. (Олень)

Предположите, о чем пойдет речь на уроке. (О зверях)

Прочитайте тему урока на стр.38 учебника.

Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

4.     Работа по теме урока

Игра «Кто больше»

- Вспомните, каких зверей вы знаете?

(Соревнование по рядам. Учащиеся с каждого ряда называют зверей. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд, назвавший больше зверей.)

- А как же можно отличить зверей от других животных? (Ответы детей.)

Беседа, работа по учебнику

- Рассмотрите верхний рисунок на стр.38. Кого вы здесь видите? (Орла, щуку, мышь, жука.)

- К каким известным вам группам принадлежат некоторые из них? Почему? (Жук - насекомое, у него шесть ног, орел - птица, его тело покрыто перьями, щука - рыба, ее тело покрыто чешуей.)

- Кто остался? (Осталась мышь.)

- Вы согласны с утверждением, что мышь - это зверь? (Ответы детей.)

- Чтобы у нас не было никаких сомнений, мы должны выявить общие признаки животных, которые относятся к зверям. Мудрая Черепаха решила познакомить нас с некоторыми из этих животных.

- Если вы отгадаете загадки, вы узнаете, что это за звери.

(По мере отгадывания учитель выставляет картинки с изображениями животных.)

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он... (жираф)

Посреди двора стоит копна:

Спереди - вилы, сзади - метла. (Корова)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Но с водой не знается. (Кошка)

- Что общего у всех этих животных? (Ответы детей.)

- Рассмотрите жирафа на стр.38. Какие части тела вы сможете выделить? (Голову, шею, туловище, ноги, хвост)

(Работа в парах. Один ученик называет части тела жирафа, второй показывает их. Затем дети меняются ролями.)

- Покажем эти части у мышки. Какой вывод сделаем? (Мышка - это зверь, потому что у нее есть голова, шея, туловище, хвост, ноги.)

- Тела разных зверей имеют разные форму и размер, но части тела у всех зверей одинаковые.

- А что еще является общим для всех этих зверей? (Их тело покрыто шерстью.)

- Вспомните, чем покрыто тело птиц, рыб? (Птиц - перьями, рыб - чешуей.)

- А чем покрыто тело зверей? (Шерстью.)

- Это тот признак, который является общим для всех зверей.

- А что изображено на фотографии внизу справа на стр.38? (У собаки появились щенки, и она их кормит молоком.)

- Какую новую информацию о зверях вы узнали по фотографии? (Звери выкармливают детенышей молоком.)

- Вот поэтому второе название зверей - млекопитающие.

- Объясните это название. (Ответы детей; МОЛОКО, ПИТАНИЕ)

- На какие две группы можно разделить всех зверей? (Дикие и домашние.)

- Назовите домашних зверей. (Ответы детей.)

- Назовите диких зверей. (Ответы детей.)

- Муравьишка Вопросик пошел гулять в лес, чтобы познакомиться с дикими зверями. Отгадайте загадки, и вы узнаете, кого он увидел.

(По мере отгадывания учитель выставляет картинки с изображением зверей и рассказывает о них.)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

- Лось - очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам; их нет у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и березами. Они щиплют траву, а также едят грибы, папоротники и другие растения. Лоси проводят много времени у водоемов. Они - отличные пловцы. Чуть ли не в недельном возрасте мать приучает лосенка плавать.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

- Медведи - отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь - большой любитель меда, даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться. Осенью он заботится о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж очень велик зверь, зимой ему трудно прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу.

- А кто зимой бывает белым, а летом серым? (Заяц)

(Учитель выставляет две картинки. Одна с изображением зайца зимой, другая - летом.)

- Два раза в год меняет свою шубку заяц. Плохо пришлось бы зайцу зимой, если бы он остался серым, как летом. Но осенью заяц линяет, и вместо серой шерстки вырастает снежно-белая. Словно надел зайчик шапку-невидимку, только кончики ушей черные да нос. Так заяц сливается с белым снегом и скрывается от врагов.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом. (Белка)

(Учитель выставляет две картинки. Одна с изображением белки зимой, другая — летом.)

- Зверьки эти зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды; поедают они и насекомых. Летом они запасают корм на зиму: сушат грибы, выбирают спелые орехи. Все это прячут во мху или в дуплах. Летом белки носят легкую рыжую шубку, а поздней осенью рыжая шубка становится серой, густой и теплой.

- Рассмотрите рисунки на стр.39 учебника. Назовите известных зверей. Посоветуйтесь с соседом по парте.

(Коллективная проверка.)

Работа со школьным словариком «Животные России»

Учитель может сам зачитать небольшие выдержки из статей словарика о волке (стр.14-15), белом медведе (стр.54-55), северном олене (стр.62-63).

Можно организовать работу в группах. Каждая группа получает задание познакомиться с информацией о каком- либо животном. Один-два хорошо читающих ученика из группы читают статью для остальных. Затем, группы рассказывают о том, что узнали, всему классу.

Учащиеся также могут заранее прочитать статьи дома с родителями и подготовить рассказы о млекопитающих.)

Знакомство с особенностями строения некоторых животных

- Обратите внимание на лапы крота. Что в них особенного? (Передние лапы больше.)

- Как вы думаете, почему? (Крот роет подземные ходы, для этого ему нужны такие лапы.)

- Лапы крота превратились в лопатки. У крота под землей есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится. Крот роет ходы очень быстро. Он выкапывает особые ходы к воде - лужам и ручьям. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает.

- Что необычного в строении летучей мыши? (У нее вместо лап крылья.)

- Летучие мыши - единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки. Днем они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой.

- Вывод: существует связь между строением тела и образом жизни животного.

5.     Физкультминутка

Зарядка бельчат

В лесной глуши на елке

Жили-были два бельчонка.

(Потянуться.)

Жили дружно, не тужили

И с зарядкою дружили.

(Прыжки.)

Вставали рано поутру,

Изображали кенгуру.

(Руки поднести кушам.)

За уши лапками хватались

И вправо-влево наклонялись.

(Наклоны в стороны.)

Дружно хлопали в ладошки

(Хлопки в ладоши.)

И тянулись, словно кошки.

(Круговые движения руками, потянуться.)

Ножками топали,

(Ходьба на месте с притопом.)

Глазками хлопали,

(Поморгать глазами.)

Головками крутили,

(Повороты головы вправо и влево.)

Друг за другом вслед ходили.

(Ходьба на месте.)

6.     Продолжение работы по теме урока

Практическая работа в парах

На партах конверты с шерстью животных. С помощью лупы учащиеся рассматривают шерсть и делают вывод, что она состоит из отдельных волосков.

Затем, они самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради (стр.27, № 1) и сообщают о результатах своей работы.

Выполнение заданий в рабочей тетради

№2 (стр.27)

(Соревнование по группам.)

№3 (стр.27-28)

- Рассмотрите рисунки.

- Какие из этих животных водятся в наших лесах? Что вы о них знаете?

- Выполните задание.

(Проверка в парах.)

№4 (стр.28)

(Самостоятельное выполнение.)

- Каких животных вы смогли найти на этом рисунке?

7.     Рефлексия

На доске крупное изображение зверя. Учитель показывает части тела зверя, учащиеся называют их. Можно положить рисунки с изображением животных на каждую парту, попросить узнать и назвать этих животных и показать все части их тел.

Затем, класс делится на три-четыре команды. Каждая команда получает 10-15 карточек-рисунков с различными животными. Необходимо разложить карточки на три группы: звери, птицы, рыбы. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее других и без ошибок.

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

8.     Подведение итогов урока

- Вернемся к учебной задаче урока. Кого называют зверями? (Животных, тело которых покрыто шерстью.)

- Почему второе название зверей - млекопитающие? (Звери выкармливают детенышей молоком.)

- Приведите примеры зверей. (Ответы детей.)

- Помните, что эта самая малочисленная группа из изученных нами животных. И я думаю, что вы удивлены разнообразием мира зверей и понимаете, что их необходимо беречь, многих видов зверей очень мало на планете. Если мы будем по-настоящему, серьезно заботится о природе, мы станем добрее.

- Благодарю за активную работу!

Рекомендации для занятий дома:

Почитать вместе со взрослыми школьный словарик «Животные России» и информацию на страничках для любознательных в учебнике (стр.40-41).

Если в городе есть зоопарк, подготовить о нем рассказ.

Обоснование используемых технологий / методов / средств обучения:

Перед учителем поставлены цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым ребенком конкретного знания. Главная задача учителя - развить у обучающихся интерес к учению, научить учиться.

Были использованы на данном уроке наглядные материалы. Задача - правильно подобрать и применить разнообразные виды наглядных пособий с целью активизации учащихся, развития внимания, способствовать более прочному усвоению материала. Наглядные примеры повышают эффективность обучения, особенно для детей с более выраженным наглядно-образным мышлением, пробуждает интерес к учению, повышает работоспособность обучаемых.

На разных этапах урока использованы загадки. Работа над загадками - это упражнение в самостоятельном мышлении, развитие детской сообразительности, воображения.


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок окружающего мира « Кто такие звери?» с учетом требований

Урок окружающего мира « Кто такие звери?» с учетом требований

Оборудование урока : картинки с изображением животных, школьный словарик «Животные

Оборудование урока : картинки с изображением животных, школьный словарик «Животные

Самоопределение к деятельности -

Самоопределение к деятельности -

Мордочка усатая, Шубка полосатая,

Мордочка усатая, Шубка полосатая,

Медведи - отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу

Медведи - отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу

На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает

На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает

Выполнение заданий в рабочей тетради №2 (стр

Выполнение заданий в рабочей тетради №2 (стр

Главная задача учителя - развить у обучающихся интерес к учению, научить учиться

Главная задача учителя - развить у обучающихся интерес к учению, научить учиться
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2023