Урок окружающего мира «Кто такие звери?» с учетом требований ФГОС НОО, изучение нового материала.
Цели: способствовать овладению способами достижения у учащихся метапредметных, предметных и личностных результатов обучения.
Класс: 1 класс.
Учебный предмет: Окружающий мир.
Учебно-методический комплект (УМК), авторы, название программы и учебника:
учебник «Окружающий мир. Часть 1», 1 класс, автор: А.А.Плешаков; рабочая тетрадь «Окружающий мир. Часть 1» для 1 класса (УМК Школа России); «Животные России. Школьный словарик. ФГОС», автор: Ситникова Т.Н.
Тема урока: «Кто такие звери?»
Тип урока: изучение нового материала.
Общие цели урока:
Предметные
- сформировать представление на основе выявления отличительных признаков зверей;
- научить различать зверей от других групп животных;
- определять принадлежность животного к своей группе;
- исследовать строение шерсти зверей;
- приводить примеры зверей;
- узнавать зверей;
- развивать речь, наблюдательность и мышление учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе, интерес к предмету.
Метапредметные:
Личностные:
- формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;
- приобретать новые знания, умения;
- стремиться к преодолению трудностей, осваивать новые виды деятельности;
- участвовать в творческом процессе.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия, операции;
- оценивать свои результаты.
Познавательные:
- понимать информацию;
- осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные:
- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,
- участвовать в общей беседе;
- задавать вопросы; отвечать на вопросы других.
Оборудование урока: картинки с изображением животных, школьный словарик «Животные России»; у учащихся - конверты с шерстью животных, лупа, цветные карандаши.
Виды деятельности на уроке: работа по учебнику, работа в парах и группах, фронтальная беседа, решение практических задач, работа с дополнительной литературой (словарик).
Ход урока:
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
А сейчас проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
- Ребята! Мы продолжаем наше путешествие по интереснейшему царству природы, которое называется «Животный мир» и сегодня будем открывать для себя удивительные вещи, пытаться находить ответы на свои вопросы.
2. Актуализация знаний
Беседа
- Сегодня на урок к нам пришли наши друзья: Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. Они приготовили вам загадки, отгадайте их:
На реке он очень ловко
Треплет цепкие головки,
Сыплет семечки на пол,
Птичка бойкая... (щегол)
Кто живет в лесу сосновом,
Носит крестик на носу
И гнездо плетет в ту пору,
Когда пурга поет в лесу? (Клест)
«Гуль-гуль-гуль», — мани к себе их,
Дай зерна, воды налей.
Белых, сизых и кофейных
Ты увидишь... (голубей)
- Сделаем вывод: Кто такие птицы?
- Кто дома приготовил рассказ о птице? (Ответы детей.)
Игра «Бал птиц»
(Учитель называет различных животных. Если учитель называет птицу, дети машут руками и кружатся, в других случаях стоят на месте.)
3. Самоопределение к деятельности
- Муравьишка продолжает задавать нам свои хитрые вопросы, ведь, отвечая на них, мы узнаем что-то новое, интересное. Он приготовил для нас еще загадки. Отгадайте их:
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало -
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга. (Олень)
Предположите, о чем пойдет речь на уроке. (О зверях)
Прочитайте тему урока на стр.38 учебника.
Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
4. Работа по теме урока
Игра «Кто больше»
- Вспомните, каких зверей вы знаете?
(Соревнование по рядам. Учащиеся с каждого ряда называют зверей. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд, назвавший больше зверей.)
- А как же можно отличить зверей от других животных? (Ответы детей.)
Беседа, работа по учебнику
- Рассмотрите верхний рисунок на стр.38. Кого вы здесь видите? (Орла, щуку, мышь, жука.)
- К каким известным вам группам принадлежат некоторые из них? Почему? (Жук - насекомое, у него шесть ног, орел - птица, его тело покрыто перьями, щука - рыба, ее тело покрыто чешуей.)
- Кто остался? (Осталась мышь.)
- Вы согласны с утверждением, что мышь - это зверь? (Ответы детей.)
- Чтобы у нас не было никаких сомнений, мы должны выявить общие признаки животных, которые относятся к зверям. Мудрая Черепаха решила познакомить нас с некоторыми из этих животных.
- Если вы отгадаете загадки, вы узнаете, что это за звери.
(По мере отгадывания учитель выставляет картинки с изображениями животных.)
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он... (жираф)
Посреди двора стоит копна:
Спереди - вилы, сзади - метла. (Корова)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается. (Кошка)
- Что общего у всех этих животных? (Ответы детей.)
- Рассмотрите жирафа на стр.38. Какие части тела вы сможете выделить? (Голову, шею, туловище, ноги, хвост)
(Работа в парах. Один ученик называет части тела жирафа, второй показывает их. Затем дети меняются ролями.)
- Покажем эти части у мышки. Какой вывод сделаем? (Мышка - это зверь, потому что у нее есть голова, шея, туловище, хвост, ноги.)
- Тела разных зверей имеют разные форму и размер, но части тела у всех зверей одинаковые.
- А что еще является общим для всех этих зверей? (Их тело покрыто шерстью.)
- Вспомните, чем покрыто тело птиц, рыб? (Птиц - перьями, рыб - чешуей.)
- А чем покрыто тело зверей? (Шерстью.)
- Это тот признак, который является общим для всех зверей.
- А что изображено на фотографии внизу справа на стр.38? (У собаки появились щенки, и она их кормит молоком.)
- Какую новую информацию о зверях вы узнали по фотографии? (Звери выкармливают детенышей молоком.)
- Вот поэтому второе название зверей - млекопитающие.
- Объясните это название. (Ответы детей; МОЛОКО, ПИТАНИЕ)
- На какие две группы можно разделить всех зверей? (Дикие и домашние.)
- Назовите домашних зверей. (Ответы детей.)
- Назовите диких зверей. (Ответы детей.)
- Муравьишка Вопросик пошел гулять в лес, чтобы познакомиться с дикими зверями. Отгадайте загадки, и вы узнаете, кого он увидел.
(По мере отгадывания учитель выставляет картинки с изображением зверей и рассказывает о них.)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
- Лось - очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам; их нет у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и березами. Они щиплют траву, а также едят грибы, папоротники и другие растения. Лоси проводят много времени у водоемов. Они - отличные пловцы. Чуть ли не в недельном возрасте мать приучает лосенка плавать.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
- Медведи - отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь - большой любитель меда, даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться. Осенью он заботится о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж очень велик зверь, зимой ему трудно прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу.
- А кто зимой бывает белым, а летом серым? (Заяц)
(Учитель выставляет две картинки. Одна с изображением зайца зимой, другая - летом.)
- Два раза в год меняет свою шубку заяц. Плохо пришлось бы зайцу зимой, если бы он остался серым, как летом. Но осенью заяц линяет, и вместо серой шерстки вырастает снежно-белая. Словно надел зайчик шапку-невидимку, только кончики ушей черные да нос. Так заяц сливается с белым снегом и скрывается от врагов.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом. (Белка)
(Учитель выставляет две картинки. Одна с изображением белки зимой, другая — летом.)
- Зверьки эти зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды; поедают они и насекомых. Летом они запасают корм на зиму: сушат грибы, выбирают спелые орехи. Все это прячут во мху или в дуплах. Летом белки носят легкую рыжую шубку, а поздней осенью рыжая шубка становится серой, густой и теплой.
- Рассмотрите рисунки на стр.39 учебника. Назовите известных зверей. Посоветуйтесь с соседом по парте.
(Коллективная проверка.)
Работа со школьным словариком «Животные России»
Учитель может сам зачитать небольшие выдержки из статей словарика о волке (стр.14-15), белом медведе (стр.54-55), северном олене (стр.62-63).
Можно организовать работу в группах. Каждая группа получает задание познакомиться с информацией о каком- либо животном. Один-два хорошо читающих ученика из группы читают статью для остальных. Затем, группы рассказывают о том, что узнали, всему классу.
Учащиеся также могут заранее прочитать статьи дома с родителями и подготовить рассказы о млекопитающих.)
Знакомство с особенностями строения некоторых животных
- Обратите внимание на лапы крота. Что в них особенного? (Передние лапы больше.)
- Как вы думаете, почему? (Крот роет подземные ходы, для этого ему нужны такие лапы.)
- Лапы крота превратились в лопатки. У крота под землей есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится. Крот роет ходы очень быстро. Он выкапывает особые ходы к воде - лужам и ручьям. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает.
- Что необычного в строении летучей мыши? (У нее вместо лап крылья.)
- Летучие мыши - единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки. Днем они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой.
- Вывод: существует связь между строением тела и образом жизни животного.
5. Физкультминутка
Зарядка бельчат
В лесной глуши на елке
Жили-были два бельчонка.
(Потянуться.)
Жили дружно, не тужили
И с зарядкою дружили.
(Прыжки.)
Вставали рано поутру,
Изображали кенгуру.
(Руки поднести кушам.)
За уши лапками хватались
И вправо-влево наклонялись.
(Наклоны в стороны.)
Дружно хлопали в ладошки
(Хлопки в ладоши.)
И тянулись, словно кошки.
(Круговые движения руками, потянуться.)
Ножками топали,
(Ходьба на месте с притопом.)
Глазками хлопали,
(Поморгать глазами.)
Головками крутили,
(Повороты головы вправо и влево.)
Друг за другом вслед ходили.
(Ходьба на месте.)
6. Продолжение работы по теме урока
Практическая работа в парах
На партах конверты с шерстью животных. С помощью лупы учащиеся рассматривают шерсть и делают вывод, что она состоит из отдельных волосков.
Затем, они самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради (стр.27, № 1) и сообщают о результатах своей работы.
Выполнение заданий в рабочей тетради
№2 (стр.27)
(Соревнование по группам.)
№3 (стр.27-28)
- Рассмотрите рисунки.
- Какие из этих животных водятся в наших лесах? Что вы о них знаете?
- Выполните задание.
(Проверка в парах.)
№4 (стр.28)
(Самостоятельное выполнение.)
- Каких животных вы смогли найти на этом рисунке?
7. Рефлексия
На доске крупное изображение зверя. Учитель показывает части тела зверя, учащиеся называют их. Можно положить рисунки с изображением животных на каждую парту, попросить узнать и назвать этих животных и показать все части их тел.
Затем, класс делится на три-четыре команды. Каждая команда получает 10-15 карточек-рисунков с различными животными. Необходимо разложить карточки на три группы: звери, птицы, рыбы. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее других и без ошибок.
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
8. Подведение итогов урока
- Вернемся к учебной задаче урока. Кого называют зверями? (Животных, тело которых покрыто шерстью.)
- Почему второе название зверей - млекопитающие? (Звери выкармливают детенышей молоком.)
- Приведите примеры зверей. (Ответы детей.)
- Помните, что эта самая малочисленная группа из изученных нами животных. И я думаю, что вы удивлены разнообразием мира зверей и понимаете, что их необходимо беречь, многих видов зверей очень мало на планете. Если мы будем по-настоящему, серьезно заботится о природе, мы станем добрее.
- Благодарю за активную работу!
Рекомендации для занятий дома:
Почитать вместе со взрослыми школьный словарик «Животные России» и информацию на страничках для любознательных в учебнике (стр.40-41).
Если в городе есть зоопарк, подготовить о нем рассказ.
Обоснование используемых технологий / методов / средств обучения:
Перед учителем поставлены цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым ребенком конкретного знания. Главная задача учителя - развить у обучающихся интерес к учению, научить учиться.
Были использованы на данном уроке наглядные материалы. Задача - правильно подобрать и применить разнообразные виды наглядных пособий с целью активизации учащихся, развития внимания, способствовать более прочному усвоению материала. Наглядные примеры повышают эффективность обучения, особенно для детей с более выраженным наглядно-образным мышлением, пробуждает интерес к учению, повышает работоспособность обучаемых.
На разных этапах урока использованы загадки. Работа над загадками - это упражнение в самостоятельном мышлении, развитие детской сообразительности, воображения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.