Конспект урока «Чувашские национальные блюда»
Предмет: родной (чувашский) язык
Тема урока: Чувашские национальные блюда.
Место урока в системе уроков: модуль «Край родной – чувашский край ».
Ход урока:
Организационный этап (фонозарядка).
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Актуализация знаний.
– Ребята, вы с легкостью догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока. Скажите, пожалуйста, какие чувашские национальные блюда вы знаете? (ребята отвечатют). Сейчас проверим. Внутри «волшебного» хуплу – волшебный мир. (Дети выходят и выбирают из «волшебного» хуплу картинки с чувашскими национальными блюдами (там же подсказки названий блюд), клеят на картинку-стол (шюрьбе (похлебка, приготовляемая из мяса и голья свежеколотого животного), жаркое, шыртан (рубец, начиненный рубленным мясом и зажаренный… уйран и турӑх?).
Проблемная ситуация.
– Ребята, к чувашским национальным блюдам можно отнести уйран и турӑх (учитель показывает пакетики, купленные в магазине, ребятам предлагается искать информацию в этимологическом словаре).
Исследовательская работа:
Р. Турӑх – кислое молоко; варенец; простокваша. Тюркские соответствия: чаг. торак (сыр); саг. тубраг(рус.творог); тув. Тарак, простокваша; др.-тюрк. Tar пахта; як. Тар кислое молоко, мерзлая простокваша.
Р: Уйран — пахтанье, получающееся от сбивания. Тюркские соответствия: каз:ӓйрӓн, тат. — эйрэн, кирг.,крым., тур., уйг., ит.д. – айран; монгольские формы: монг., бур. — айраг; Русские соответствия (пенз., сарат.) — урень.
– Еще ребята верховые чуваши готовят щюхю из сдобного теста. Дорогих гостей верховые чуваши встречают с щюхю.
1. Обобщение и систематизация знаний.
(видеоролик «учитель приглашает в кафе «Хавас»(«Радость»).
– Ребята, мы с вами где находимся? (ответ)
В нашем городе чувашские национальные блюда можно попробовать в кафе «Ҫӑлкуҫ», «Телей», «Юлташ», «Ехрем хуҫа», «Хавас». На вашем столе список меню кафе «Хавас», ознакомьтесь, пожалуйста! (ребята знакомятся с меню).
(Предлагается выбор блюд, ребята выбирают чувашские национальные блюда).
– Из чего же готовят эти блюда? (Проверка имеющихся знаний).
Игра «Угадайте блюдо».
– Вам даются ингредиенты, а вы попробуйте догадаться, какое блюдо готовится из этих продуктов.
По ходу игры ребята находят названия блюд в этимологическом словаре:
Шӑрттан – бараний желудок…
– Ребята, посмотрели на экран. Это блюдо у всех трех народов есть (у чувашей, русских, марийцев, обучающиеся хором читают со слайда).
Р: Хуран кукли - хуран – «котёл» кукӑль – пирог, варе́ники (укр. вареники, ʋɐˈrɛneke), подкоголь (под, пад — «котёл», ко́гыльо, ка́гыль — «пирожок, пирог»);
Языковая догадка:
– Ребята, как вы думаете, «Паранка перемеч» у какого народа? (ответы ребят)
– Слово «Паранка» широко используется в диалекте чуваш в значении «картофель», марийский «перемеч» также и чувашский «пӳремеч».
– Из чего же готовят пюремеч? (ответы детей, пюремеч готовят из теста с картофельным пюре или же из творога).
– Ребята, давайте ещё раз перечислим блюда чувашской национальной кухни (ребята с доски за учителем повторяют названия блюд).
– К чувашской национальной кухне не только эти блюда входят, мы с вами перечислили только некоторые.
2. Применение знаний и умений в новой ситуации.
– Ребята, а какие русские и татарские национальные блюда вы знаете? (Ребята перечисляют блюда, на экране подсказка).
Языковая догадка.
– Ребята у этих народов ( чуваш, русских и татар) есть одно блюдо, которое готовится одинаково, но названия разные. Какое это блюдо? (ответы детей, пирог).
– Хуплу - национальное чувашское мучное блюдо с начинкой…
– Ребята, сейчас я вас попрошу быть владельцем ресторана или кафе. Вам надо назвать свой ресторан, приготовить меню и конечно же, чтобы у вас было много посетителей у каждого шеф-повара есть свое фирменное блюдо. Разделимся на три группы, выбираем шеф-повара.
Физминутка.
Приступают к работе. Название кафе или ресторана пишут на тарелку с чувашским, русским и татарским орнаментом(работают в группах, (7мин.)) Затем защищают свое блюдо. (Пока дети работают звучит спокойная музыка).
– Ребята, что мы говорим, когда садимся за стол? (ребята произносят на трех языках «Приятного аппетита».
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
У: До свидания, ребята! До следующего урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.