Конспект урока "Чувашские национальные блюда"
Оценка 4.6

Конспект урока "Чувашские национальные блюда"

Оценка 4.6
docx
31.12.2023
Конспект урока "Чувашские национальные блюда"
Конспект урока Чувашские национальные блюда.docx

Конспект урока «Чувашские национальные блюда»

 

Предмет: родной (чувашский) язык

Тема урока: Чувашские национальные блюда.

Место урока в системе уроков: модуль «Край родной – чувашский край ».

Ход урока:

Организационный этап (фонозарядка).

 

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

 

Актуализация знаний.

–  Ребята, вы с легкостью догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока. Скажите, пожалуйста, какие чувашские национальные блюда вы знаете? (ребята отвечатют). Сейчас проверим. Внутри «волшебного» хуплу – волшебный мир. (Дети выходят и  выбирают из «волшебного» хуплу картинки с чувашскими национальными блюдами (там же подсказки названий блюд), клеят на картинку-стол (шюрьбе (похлебка, приготовляемая из мяса и голья свежеколотого животного), жаркое, шыртан (рубец, начиненный рубленным мясом и зажаренный… уйран и турӑх?).

Проблемная ситуация.

– Ребята, к чувашским национальным блюдам можно отнести уйран и турӑх (учитель показывает пакетики, купленные в магазине, ребятам предлагается искать информацию в этимологическом словаре).

Исследовательская работа:

Р. Турӑх – кислое молоко; варенец; простокваша. Тюркские соответствия: чаг. торак (сыр); саг. тубраг(рус.творог); тув. Тарак, простокваша; др.-тюрк. Tar пахта; як. Тар кислое молоко, мерзлая простокваша. 

Р: Уйран — пахтанье, получающееся от сбивания. Тюркские соответствия: каз:ӓйрӓн, тат. — эйрэн, кирг.,крым., тур., уйг., ит.д. – айран; монгольские формы: монг., бур. — айраг; Русские соответствия (пенз., сарат.) —  урень.

– Еще ребята верховые чуваши готовят щюхю из сдобного теста. Дорогих гостей верховые чуваши встречают с щюхю.

1.                 Обобщение и систематизация знаний.

 (видеоролик «учитель приглашает в кафе «Хавас»(«Радость»).

– Ребята, мы с вами где находимся? (ответ)

 В нашем городе чувашские национальные блюда можно попробовать в кафе «Ҫӑлкуҫ», «Телей», «Юлташ», «Ехрем хуҫа», «Хавас». На вашем столе список меню кафе «Хавас», ознакомьтесь, пожалуйста! (ребята знакомятся с меню).

(Предлагается выбор блюд, ребята выбирают чувашские национальные блюда).

– Из чего же готовят эти блюда? (Проверка имеющихся знаний).

Игра «Угадайте блюдо».

– Вам даются ингредиенты, а вы попробуйте догадаться, какое блюдо готовится из этих продуктов.

По ходу игры ребята находят названия блюд в этимологическом словаре:

Шӑрттан – бараний желудок…

– Ребята, посмотрели на экран. Это блюдо у всех трех народов есть (у чувашей, русских, марийцев, обучающиеся хором читают со слайда).

Р: Хуран кукли - хуран – «котёл» кукӑль – пирог, варе́ники  (укр. вареники, ʋɐˈrɛneke), подкоголь (под, пад — «котёл», ко́гыльо, ка́гыль — «пирожок, пирог»);

Языковая догадка:

– Ребята, как вы думаете, «Паранка перемеч» у какого народа? (ответы ребят)

– Слово «Паранка» широко используется в диалекте чуваш в значении «картофель», марийский «перемеч»  также и чувашский «пӳремеч».

– Из чего же готовят пюремеч? (ответы детей, пюремеч готовят из теста с картофельным пюре или же из творога).

– Ребята, давайте ещё раз перечислим блюда чувашской национальной кухни (ребята с доски за учителем повторяют названия блюд).

–  К чувашской национальной кухне не только эти блюда входят, мы с вами перечислили только некоторые.

2.                 Применение знаний и умений в новой ситуации.

– Ребята, а какие русские и татарские национальные блюда вы знаете? (Ребята перечисляют блюда, на экране подсказка).

Языковая догадка.

– Ребята у этих народов ( чуваш, русских и татар) есть одно блюдо, которое готовится одинаково, но названия разные. Какое это блюдо? (ответы детей, пирог).

– Хуплу - национальное чувашское мучное блюдо с начинкой…

– Ребята, сейчас я вас попрошу быть владельцем ресторана или кафе. Вам надо назвать свой ресторан, приготовить меню и конечно же, чтобы у вас было много посетителей у каждого шеф-повара есть свое фирменное блюдо. Разделимся на три группы, выбираем шеф-повара.

Физминутка.

Приступают к работе. Название кафе или ресторана пишут на тарелку с чувашским, русским и татарским орнаментом(работают в группах, (7мин.)) Затем защищают свое блюдо. (Пока дети работают звучит спокойная музыка).

– Ребята, что мы говорим, когда садимся за стол? (ребята произносят на трех языках «Приятного аппетита».

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

У: До свидания, ребята! До следующего урока.


 

Конспект урока «Чувашские национальные блюда»

Конспект урока «Чувашские национальные блюда»

Р: Уйран — пахтанье, получающееся от сбивания

Р: Уйран — пахтанье, получающееся от сбивания

Ребята, давайте ещё раз перечислим блюда чувашской национальной кухни (ребята с доски за учителем повторяют названия блюд)

Ребята, давайте ещё раз перечислим блюда чувашской национальной кухни (ребята с доски за учителем повторяют названия блюд)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.12.2023