РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
По утверждению лингвиста Д. Хомского все более 4‐х тысяч языков, известных в наше время в своей основе имеют сходные принципы, которые он назвал «универсальной грамматикой». Ученый считает, что эти принципы заложены в мозгу каждого ребенка при рождении, т.е. являются генетически обусловленными предпосылками, которые уже в детстве бессознательно используются человеком, обеспечивая ему возможность усвоения языка и речи. Знание языка является результатом взаимодействия изначально данных структур разума, процессов роста и созревания и контакта с окружающей средой. Как считал И.П. Павлов, у людей к I сигнальной системе – непосредственного восприятия первичных сигналов действительности, которая свойственна и человеку, и животным, присоединилась II сигнальная система, в основе которой лежит психическая деятельность, сопряженная с сигналом об этих первичных сигналах виде слов «производимых, слышимых и видимых». Без языка мысли не могут быть оформлены, закреплены и сохранены. Речь организует мысли, а вместе с тем и поведение. Уже на раннем этапе развития ребенка, его социальная связь с матерью проявляется в стремлении ее к речевому контакту с ребенком. Разговаривая с ним, она прививает ему навыки выполнения ее речевых указаний. В процессе общения ребенок обучается речи и при необходимости использует ее, обращаясь за помощью к взрослому. Оперируя речью, ребенок учится анализировать ситуацию, планировать необходимые для этого действия. Каждый человек становится сознательным существом, лишь овладев языком, понятиями, логикой, представляющими собой продукт развития общественно‐исторической практики. Таким образом, исследования ученых доказано, что не только разум породил речь, но и появление речи, а, следовательно, развитие языка способствовало совершенствованию разума.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.