УМК «Школа России» Осетинский язык
ФИО учителя: Тохтиева Светлана Владимировна Класс: 1 класс Дата проведения урока: 05.10.2021 Тема урока: «Гласный звук [æ], буквы Æ, æ». Грамматическая тема: «Что есть в нашей гостиной?»
Тема |
Гласный звук [æ], буквы Æ, æ. Что есть в нашей гостиной? |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [æ], буквами Æ, æ, развития речи |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Знают особенности произнесения звука [æ] и его характеристику; называют букву Æ как знак звука [æ]; различают печатные и письменные, заглавные (большие) и строчные (маленькие) буквы; знакомятся с «лентой букв», пословицей об азбуке и пользе чтения; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам; называют осетинские народные загадки, приобщаются к культуре родного языка. |
Личностные результаты |
Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстраций, схем; логические – характеризуют звук [æ]; осуществляют сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных букв; анализируют задание, определяют его цель. Коммуникативные: составляют небольшие рассказы, «удерживают» логику повествования; работают в паре при выполнении задания на соотнесение рисунка и схемы |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Звук [æ], буква Æ, печатные и письменные, заглавные (прописные, большие) и строчные (маленькие) буквы, «лента букв», пословица, загадки |
Образовательные ресурсы |
Схемы слов æндах, æмбал. Картинка с изображением ниток (æндах) и подсолнуха (æхсынæн); картинки «слоник»-цветовая гамма-раздаточный материал. |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Самоопределение к деятельности. |
Фронтальная. Словесный. |
Приветствие учащихся. Зивæггæнаг не’стæм- Райсом раджы фестæм, |
Приветствуют учителя. Организуют свое |
Проявляют эмоциональную отзывчивость |
Фронтальный. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Слово учителя |
Уат рæсугъд æфснайæм, Не’скъоламæ уайæм – Проверим готовность к уроку |
рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
на слова учителя |
Наблюдение учителя |
II. Постановка учебной задачи. Работа с пословицей «Азбука |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа |
– Отгадайте загадку: «Тынг бæрзонд фæцыди сæрды, Акаст нартхæрдтæн сæ сæрты. Йе стыр чъири разынд бурæй, Зилы’ дзух йæ фæстæ хурæн. Уый у , базыдтай мæ лымæн, Сойджын зайæгой…(æхсынæн) -Посадили зёрнышко-вырастили солнышко! -С какой буквой мы сегодня познакомимся? |
Слушают загадку, выполняют задание учителя. -Подсолнух. -Æхсынæн.
– С буквой Æ -Дамгъæ Æ |
Объясняют смысл загадки, высказывают свое мнение |
Фронтальный. Устные ответы |
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Слого-звуковой анализ слов æндах, æмбал (учебник, с. 18) |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой слова, рассказ учителя |
Показывает картинку с изображением ниток. – Что изображено на картинке? А как будет по осетински? – Составим схему этого слова: – Каким звуком начинается первый слог? |
– Нитки. -Æндах.
– [æ]. Произносят звук [æ] |
Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (Æндах, æмбал). Выделяют звук [æ] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный |
Фронтальный. Правильное проведение слого-звукового анализа слов; устные ответы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
– Давайте произнесем его все вместе. – Какой это звук: гласный или согласный? – Почему? – Звук [æ] образует слог. Особенность его произнесения – рот широко открыт. Звук [æ] на письме обозначается гласной буквой Æ. Учитель показывает карточку с буквами Æ,æ. (Аналогично проводится слого-звуковой анализ слова æмбал.) -в каких словах ещё встречается звук [æ] ? |
– Гласный. -Хъæлæсон мыр.
– При произнесении звука [æ] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград,звук [æ] поём.
Высказывают свои пред-положения. Находят букву Æ на «ленте букв». -Æфтуан, æнгуыр, Æртхъирæны мæй. |
рисунок и схему-модель слова. Наблюдают над особенностями произнесения звука [æ]. Характеризуют выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывают, что звук [æ] гласный. Слушают звук [Æ] |
|
2. Игра «Конструкторы». Конструирование буквы Æ из счетных палочек |
Индивидуальная. Практический. Конструирование буквы Æ |
– Из счетных палочек выложите букву Æ |
Выкладывают из счетных палочек букву Æ |
Моделируют букву |
Индивидуальный. Моделирование буквы |
Физкультминут ка |
Коллективная. Практический |
Мæнæ хъæдхой бæлас хойы… Дымгæ хæхты къуыс-къуыс кæны… Цъиусур'рбатæхы цуанæй… Тæрхъус гæппытæ кæны…
|
Выполняют движения |
Придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3. Работа по теме «Что у нас в гостинной?». Составление рассказа (учебник, с. 18) |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, знакомство с новыми словами,работа с картинкой, рассказ |
– Рассмотрите картинку. Что –Какие предметы видите в гостинной? – Кто скажет эти слова на осетинском языке? – Помогаете ли вы маме наводить порядок в гостинной? Как? – Составьте рассказ «Помощь маме» |
– Гостинная (уазæгуат) –Шкаф, ковёр, стол, цветок, картина, часы. – Скъапп, гауыз, стъол, дидинæг, ныв, сахат, къустæ… Составляют рассказ |
Отвечают на вопросы ,повторяют и переводят слова, составляют рассказ по сюжетной картинке, составляют рассказ сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно составляют связный рассказ «Помощь маме». |
Фронтальный. Устные ответы, рассказ по сюжетной картинке |
IV. Закрепление знаний и способов действий. 1. Гласный звук [æ], буквы Æ, æ |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
«Æ»-æрмæст æппæлын уарзы: «Æз райсомæй æхсыр фæнуазын!» Æхсæрсæттæг дæр нын æппæлы: æз æмбырд кæнын æхсæлы!» -А какие вы слова Знаете на букву Æ? |
Слушают стихотворение.
Называют слова, начинающиеся на букву Æ |
Выделяют звук [æ] в словах. Наблюдают над особенностями произнесения звука [æ]. Характеризуют выделенный звук. Доказывают, что звук [æ] гласный. Слушают звук [æ] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Приводят примеры слов |
Фронтальный. Устные ответы. Называют слова, в которых звук [æ]
есть в начале, |
|
|
|
|
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
– Звук [æ] гласный или согласный? Почему? – Обозначьте ударение в словах: æмбал, æхсыр . – Звук [æ] в словах может быть ударным и безударным. Буква Æ обозначает твердость предшествующего согласного звука |
– Гласный. Его можно петь (хъæлæсон) Называют слова. Обозначают ударение
-Зæрдæ, нымæт. |
со звуком [æ] в начале, середине, конце слова. Умеют ставить ударение в словах |
|
V.Работа в прописях. 1.Пальчиковая гимнастика |
Фронтальная,
индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития |
– Райсом раджы хуры уындмæ Фестæм мах сæрæн. Айтындзæм нæ къухтæ, Исæм сæ хæрдмæ. |
Ученики выполняют пальчиковую гимнастику |
Внимательно |
Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
2.
Отработка навыков напи- |
Индивидуальная. Практический. Письмо |
– Давайте определимим, из скольких
элементов – Обведите образцы написания букв в
«Про- – Допишите строку заглавной буквы Æ и строку строчной |
– Из двух Выполняют письмо букв Æ, æ |
Выполняют письмо букв Æ, æ в соответствии с образцом, ориентируются на лучший вариант в процессе письма |
Фронтальный. Наблюдение
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Физкультминут ка для глаз |
Коллективная. Практический |
Чтобы отдохнули глаза, можно, не вставая, с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни. |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
VI. Повторение пройденного материала Закрепление знания цветового ряда |
Парная. Практический |
–Какие цвета вы знаете? – Соотнесите цвет и слова. Найдите ошибки. – В каких словах есть буква Æ? |
-Урс, сырх, бур, сау, æрвхуыз, цъæх, морæ
|
Соотносят слова с цветом. |
Парный. Дидактическое упражнение на соотнесение рисунка и цвета, нахождение ошибки и ее исправление |
VII. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– С какой второй буквой осетинского алфавита вы сегодня познакомились? – Какой звук она обозначает? – Понравился ли вам урок? – Какими красками вы бы его раскрасили? – До новых встреч! |
Отвечают на вопросы учителя |
Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Фронтальный. Устные ответы |
Приложение.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.