Урок Основы светской этики в 4 классе Тема: «Золотое правило нравственности»
Оценка 4.7

Урок Основы светской этики в 4 классе Тема: «Золотое правило нравственности»

Оценка 4.7
doc
21.01.2020
Урок Основы светской этики в 4 классе Тема: «Золотое правило нравственности»
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ.doc

               Урок основы светской этики в 4 классе

Тема: «Золотое правило нравственности» 

1.    Организационный момент. Проверка Д/З. 

- Что такое «Нравственный поступок»?

- Назовите 5 признаков нравственного поступка ( мотив, цель, средства достижения цели, само действие и результат)

- Проанализируем поступки ребят, изображенных в учебнике на стр.41. Что можно о них сказать?

- Согласны ли вы с высказыванием «Цель оправдывает средства»?

-  Как вы понимаете выражение «Не всякое действие – поступок»?

 

2.    Вводная часть.  СЛАЙД 1.

Прежде давайте поговорим о значении слова «золотой». СЛАЙД 2.

Со значением слова мы разобрались, а вот прежде чем определить значением всей темы, послушаем такую историю:   СЛАЙД 3, 4.

        « На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

      Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

     Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.

   - Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.

   - Я жил во дворце, за огромными стенами,  и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

    И вдруг попросил:

   - Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

   - Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка.

   - Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц.

   Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»

 

3.    Беседа: СЛАЙД 5.

 -Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

(Вы правы, она совершила добрый поступок).

-Какими словами можно определить добро.

Солнышко: в центре слово добро. Лепестки: уважение, оказание помощи, забота, дружелюбие, понимание, благодарность.

-  А почему люди ценят добро?

Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно. 

Существуют правила регулирования отношений в обществе. Мораль – это правила доброго поведения. Их  много. Но среди них есть самое главное, его называют «золотым правилом морали». Это понятие появилось в 18 веке. Но на самом деле намного раньше люди уже стали им руководствоваться, как правилом поведения.  Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с  результатами таких поисков.

 

СЛАЙД 6

- Гималайский Будда – «просветлённый» учит нас:    

   «Не делай другим того, что сам считаешь злом».

- Древнекитайский  философ Конфуций говорил:    «Только добро ведёт к   счастью».

- Смысл законов первопророка Индии Ману:

«Не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

 

СЛАЙД 7.

В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

«Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание  священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не  хочешь, чтобы было сделано тебе».

« К древнему китайскому мудрецу  Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИ ПРАВИЛА? ЧЕМУ ОНИ НАС УЧАТ?

Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. И наоборот.

5.Постижение основных понятий и идей урока.

Это и есть золотое правило нравственности. Оно есть у вас в учебниках на стр. 42.

Запишите его к себе в тетрадь золотыми буквами.

- Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека - золотым правилом нравственности.

На стр.43 прочитайте последний абзац. КАК применять золотое правило в жизни?

 

 - Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро?

- А что нужно еще?

 Вы правы, нужно следовать трем основным правилам:

Первое: делай добрые дела.

Второе: накапливай опыт добрых дел.

Третье: говори добрые слова и улыбайся СЛАЙД 9

А также  -  СЛАЙД 10.

 

 

6. Закрепление СЛАЙД 11.

Какая пословица соответствует золотому правилу нравственности?

-    Притча «Мальчик и зеркало»

Мальчик, выросший  в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.

Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.

Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.

Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»

– Я.

– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».

- Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?

( Ответы детей: В жизни каждому нужно быть дружелюбным.

 Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.

И зло обернётся к тебе тоже.

 Мне мама не раз говорила, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились).

- Чему учит золотое правило?

Прежде чем сделать что-либо, нужно оценить последствия поступка и задать вопрос:

«Каково было бы мне, если бы так поступили со мной?»  СЛАЙД 12.

 

8. Рефлексия. СЛАЙД 16

Тест «Какой Я?».

В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты.

                                        Твоё мнение

1.         Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими?

2.         Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?

Хочу избавиться                                             Хочу приобрести

 

(Учитель предлагает детям посмотреть в зеркало, улыбнуться и с очаровательной улыбкой подарить друг другу в группе  добрые слова, сделать комплименты).

 

Итог  урока.

-Назовите тему урока.

Продолжи: я сегодня вспомнил…

Узнал нового….

Убедился…

Научился…

 

Вывод:

•          Посеешь поступок – пожнёшь привычку.

•          Посеешь привычку – пожнёшь характер.

•          Посеешь характер – пожнёшь судьбу.

 

Учитель читает:

              «Попробуй»

Попробуй не наступить, а уступить.

 Не захватить, а отдать.

 Не кулак показать, а протянуть ладонь.

 Не спрятать, а поделиться.

 Не кричать, а выслушать.

 Не разорвать, а склеить.

Попробуй – и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими, какое удивительное чувство согреет сердце, старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку.

 

9. Домашнее задание.

- читать параграф 20; СЛАЙД 14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Твоё мнение

1.         Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими?

2.         Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?

 

Хочу избавиться

 

Хочу приобрести

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Урок основы светской этики в 4 классе

Урок основы светской этики в 4 классе

Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима? (Вы правы, она совершила добрый поступок)

Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима? (Вы правы, она совершила добрый поступок)

Запишите его к себе в тетрадь золотыми буквами

Запишите его к себе в тетрадь золотыми буквами

И зло обернётся к тебе тоже.

И зло обернётся к тебе тоже.

Учитель читает: «Попробуй»

Учитель читает: «Попробуй»

Твоё мнение 1. Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? 2

Твоё мнение 1. Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020