Урок основы светской этики в 4 классе
Тема: «Золотое правило нравственности»
1. Организационный момент. Проверка Д/З.
- Что такое «Нравственный поступок»?
- Назовите 5 признаков нравственного поступка ( мотив, цель, средства достижения цели, само действие и результат)
- Проанализируем поступки ребят, изображенных в учебнике на стр.41. Что можно о них сказать?
- Согласны ли вы с высказыванием «Цель оправдывает средства»?
- Как вы понимаете выражение «Не всякое действие – поступок»?
2. Вводная часть. СЛАЙД 1.
Прежде давайте поговорим о значении слова «золотой». СЛАЙД 2.
Со значением слова мы разобрались, а вот прежде чем определить значением всей темы, послушаем такую историю: СЛАЙД 3, 4.
« На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.
Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.
Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.
- Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.
- Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.
И вдруг попросил:
- Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.
- Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка.
- Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц.
Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»
3. Беседа: СЛАЙД 5.
-Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?
(Вы правы, она совершила добрый поступок).
-Какими словами можно определить добро.
Солнышко: в центре слово добро. Лепестки: уважение, оказание помощи, забота, дружелюбие, понимание, благодарность.
- А почему люди ценят добро?
Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно.
Существуют правила регулирования отношений в обществе. Мораль – это правила доброго поведения. Их много. Но среди них есть самое главное, его называют «золотым правилом морали». Это понятие появилось в 18 веке. Но на самом деле намного раньше люди уже стали им руководствоваться, как правилом поведения. Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков.
СЛАЙД 6
- Гималайский Будда – «просветлённый» учит нас:
«Не делай другим того, что сам считаешь злом».
- Древнекитайский философ Конфуций говорил: «Только добро ведёт к счастью».
- Смысл законов первопророка Индии Ману:
«Не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
СЛАЙД 7.
В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
«Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе».
« К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».
ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИ ПРАВИЛА? ЧЕМУ ОНИ НАС УЧАТ?
Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. И наоборот.
5.Постижение основных понятий и идей урока.
Это и есть золотое правило нравственности. Оно есть у вас в учебниках на стр. 42.
Запишите его к себе в тетрадь золотыми буквами.
- Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека - золотым правилом нравственности.
На стр.43 прочитайте последний абзац. КАК применять золотое правило в жизни?
- Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро?
- А что нужно еще?
Вы правы, нужно следовать трем основным правилам:
Первое: делай добрые дела.
Второе: накапливай опыт добрых дел.
Третье: говори добрые слова и улыбайся СЛАЙД 9
А также - СЛАЙД 10.
6. Закрепление СЛАЙД 11.
Какая пословица соответствует золотому правилу нравственности?
- Притча «Мальчик и зеркало»
Мальчик, выросший в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
- Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?
( Ответы детей: В жизни каждому нужно быть дружелюбным.
Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.
И зло обернётся к тебе тоже.
Мне мама не раз говорила, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились).
- Чему учит золотое правило?
Прежде чем сделать что-либо, нужно оценить последствия поступка и задать вопрос:
«Каково было бы мне, если бы так поступили со мной?» СЛАЙД 12.
8. Рефлексия. СЛАЙД 16
Тест «Какой Я?».
В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты.
Твоё мнение
1. Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими?
2. Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?
Хочу избавиться Хочу приобрести
(Учитель предлагает детям посмотреть в зеркало, улыбнуться и с очаровательной улыбкой подарить друг другу в группе добрые слова, сделать комплименты).
Итог урока.
-Назовите тему урока.
Продолжи: я сегодня вспомнил…
Узнал нового….
Убедился…
Научился…
Вывод:
• Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
• Посеешь привычку – пожнёшь характер.
• Посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Учитель читает:
«Попробуй»
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Попробуй – и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими, какое удивительное чувство согреет сердце, старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку.
9. Домашнее задание.
- читать параграф 20; СЛАЙД 14.
Твоё мнение
1. Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими?
2. Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?
Хочу избавиться |
Хочу приобрести |
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.