Конспект урока
Технологическая карта
| 
 Дата: 20.02.2019 Раздел: математика Класс: 5 «А»  | 
 Тема урока: представление о десятичных дробях Тип урока: открытие нового знания Форма урока: фронтальная  | 
||
| 
 Цели: научиться читать и записывать десятичные дроби, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную дробь в виде десятичной.  | 
 Задачи: 1. Обучающие: ввести понятие десятичной дроби, формировать умение читать и записывать десятичные дроби; повторить десятичную систему счисления, запись натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых, понятия «правильная дробь», «неправильная дробь», «смешанное число», обобщить знания учащихся об обыкновенных дробях. 2. Развивающие: развить быстроту работы мысли, памяти, правильную устную и письменную математическую речь учащихся, умение слушать, записывать примеры под диктовку учителя и объяснять ход решения заданий; навыки самостоятельной работы, взаимопроверки и самоконтроля. 3. Воспитательные: воспитать у школьников аккуратность записей в тетради; обучить детей сотрудничать, оказывать помощь друг другу в процессе решения общей задачи.  | 
||
| 
 Планируемые результаты  | 
|||
| 
 Предметные: · Ввести понятие десятичной дроби. · Научить учащихся читать и записывать десятичные дроби. · Представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную дробь в виде десятичной.  | 
 Метапредметные: · Формировать умение самостоятельно определять понятия. · Создавать обобщения. · Создавать аналогии. 
  | 
 Личностные: · Развивать познавательный интерес к математике. · Формировать умение соотносить полученный результат с поставленной целью. · Объективно оценивать труд одноклассников.  | 
|
| 
 Ресурсы урока (оборудование и т.д.): учебник, раздаточный материал, рабочие тетради, компьютер, презентация.  | 
|||
| 
 План урока  | 
|||
| 
 Этапы урока  | 
 Методы  | 
 Время  | 
|
| 
 Организационный момент  | 
 Словесный  | 
 1 мин  | 
|
| 
 Актуализация знаний  | 
 Математическая разминка, опрос  | 
 6 мин  | 
|
| 
 Формулирование темы и целей урока  | 
 Наглядный, практический, чтение учебника  | 
 6 мин  | 
|
| 
 Физкультминутка  | 
 Словесный  | 
 2 мин  | 
|
| 
 Изучение нового материала  | 
 Наглядный, практический  | 
 10 мин  | 
|
| 
 Закрепление нового материала  | 
 Словесный, практический  | 
 15 мин  | 
|
| 
 Домашнее задание  | 
 Словесный  | 
 2 мин  | 
|
| 
 Итог  | 
 Словесный  | 
 3 мин  | 
|
| 
 Эскиз доски  | 
|||
| 
 
  | 
 Двадцатое февраля. Классная работа.  | 
 
  | 
|
Ход урока
| 
 Деятельность учителя  | 
 Деятельность учащихся  | 
| 
 Организационный момент  | 
|
| 
 Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Здравствуйте, садитесь! Урок бы я хотела начать со слов известного немецкого поэта и мыслителя И. Гете: 
 
 (Слайд №1) 
 И мы сегодня с вами окунёмся в мир цифр и чисел. Поехали!  | 
 Слушают учителя.  | 
| 
 Актуализация знаний  | 
|
| 
 Итак, ребята давайте с вами вспомним, с какими дробями мы с вами знакомы?  | 
 С обыкновенными дробями.  | 
| 
 Запись какого вида называют обыкновенными дробями?  | 
 
  | 
| 
 Какие дроби мы с вами знаем?  | 
 Правильные, неправильные.  | 
| 
 Что нужно сделать чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями.  | 
 Нужно сложить их числители, а знаменатель оставить прежним.  | 
| 
 Что нужно сделать чтобы вычесть дроби с одинаковыми знаменателями.  | 
 Нужно из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого, а знаменатель оставить прежним.  | 
| 
 Что нужно сделать чтобы неправильную дробь, числитель которой нацело не делится на знаменатель, преобразовать в смешанное число?  | 
 Надо числитель разделить на знаменатель, полученное не полное частное записать как целую часть смешанного числа, а остаток – как числитель его дробной части.  | 
| 
 А чтобы наоборот преобразовать смешанное число в неправильную дробь, что мы должны сделать?  | 
 Надо целую часть числа умножить на знаменатель дробной части и к полученному произведению прибавить числитель дробной части, эту сумму записать как числитель неправильной дроби, а в её знаменатель записать знаменатель дробной части смешанного числа.  | 
| 
 На доске перед вами вы видите дроби. 
 
 (Слайд №2)  | 
 Смотрят на доску.  | 
| 
 Какая из дробей выражает четверть?  | 
 
  | 
| 
 Назовите
  дробь равную 3  | 
 
  | 
| 
 Назовите дробь равную 4?  | 
 
  | 
| 
 Переведите дроби которые возможно в смешанное число. Какие дроби получились?  | 
 1
    | 
| 
 Назовите дробь больше 1, но меньше 2?  | 
 
  | 
| 
 Назовите неправильные дроби?  | 
 
  | 
| 
 Назовите правильные дроби? Молодцы!  | 
 
  | 
| 
 Внимание на доску. Выполните вычитание и сложение дробей называя решение и ответ, устно. 
 
 (Слайд №3)  | 
 Слушают учителя. Записывают решение. 
  | 
| 
 Сверим, что у вас получилось? Молодцы!  | 
 1)     
 2)    3 -  
 3)    4 
 4)     
 5)    3   | 
| 
 Формулирование темы и целей урока  | 
|
| 
 Скажите мне пожалуйста, кто хоть раз видел запись такого вида? 
 (Слайд №4)  | 
 Слушают учителя и отвечают на вопросы. (я видел –(а)) в учебнике, в интернете, я (не видел – (а)).  | 
| 
 Дам вам подсказку данные записи обозначают дроби. Обратите внимание на четвёртый и пятый пример предыдущего задания. мы не спроста решали дроби со знаменателем 10 и 100.  | 
 Слушают учителя  | 
| 
 Какие знаменатели вы видите у дробей в примерах?  | 
 Знаменатели 10,100.  | 
| 
 Мы не спроста решали дроби со знаменателем 10 и 100. Отсюда следует запись: 
 
 (Слайд №5)  | 
 Внимательно смотрят на доску и слушают учителя  | 
| 
 Что бы узнать, как же всё-таки называются дроби, вам надо расшифровать ребус: 
 
 (Слайд №6)  | 
 Разгадывают ребус.  | 
| 
 Молодцы! Такие дроби называются ДЕСЯТИЧНЫМИ дробями!  | 
 Десятичные.  | 
| 
 Так как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?  | 
 Десятичные дроби.  | 
| 
 Что же нам сегодня необходимо узнать на уроке, какие цели мы перед собой поставим?  | 
 Научиться записывать и читать правильно десятичные дроби.  | 
| 
 Молодцы! А теперь разомнёмся!  | 
 Слушают учителя.  | 
| 
 Физкультминутка  | 
|
| 
 Физкультминутка.
  Солнце.   | 
 Повторяют за учителем.  | 
| 
 Изучение нового материала  | 
|
| 
 Как вы поняли тема сегодняшнего нашего урока десятичные дроби. 
 
 (Слайд №7)  | 
 Слушают учителя.  | 
| 
 Как вы поняли ранее, что обычную дробь можно записать в виде десятичной дроби. Нередко приходится встречаться с величинами, отличающимися одна от другой, в 10, 100, 1000, 10000 и т.д., например, 
 (Слайд №8)  | 
 Дробь равна единице.  | 
| 
 Для записанных дробей придумали более удобную, «одноэтажную» форму записи: 
 
 (Слайд №8.1)  | 
 
  | 
| 
 Такую запись удобно использовать для всех дробей, у которых знаменатели равны 10, 100, 1000 и т.д.  | 
 Слушают учителя.  | 
| 
 Например, запись (последующие все примеры читаем все хором). Запись 0,7 читают как … Запись 0,12 читают как … Запись 2,973 читают как … Запись 2,0508 читают как … 
 
 (Слайд №9)  | 
 Повторяют вместе хором как читается десятичная дробь. 
 
 
 
 
 1) Ноль целых, семь десятых; 2) Ноль целых, двенадцать сотых); 3) Две целых, девятьсот семьдесят три тысячных); 4) Две целых, пятьсот восемь десятитысячных).  | 
| 
 Такую запись дробей, которую мы с вами прочитали, называют десятичной.  | 
 Слушают учителя.  | 
| 
 При чтении десятичной дроби сначала называют её целую часть, добавляя слово «целых», а затем называют дробную часть, добавляя название последнего разряда.  | 
 Слушают учителя.  | 
| 
 Обратите внимание, что в записи десятичной дроби запятая отделяет целую часть числа от дробной. Считают, что целая часть правильной дроби равна нулю.  | 
 Слушают учителя.  | 
| 
 Правило, оно есть в учебнике на странице 206, но я его вам вывела на доску и звучит оно так: запись дробной части десятичной дроби содержит столько цифр, сколько нулей в записи знаменателя соответствующей обыкновенной дроби. (Правило записываем в тетрадь). Поэтому, например, 
 
 
 (Слайд №10)  | 
 Читают правило с учебника или с доски.  | 
| 
 Но в некоторых случаях бывает необходимо рассматривать натуральное число, как десятичную дробь, внимание на доску. Например, 
 
 (Слайд №11)  | 
 Смотрят на доску, следят за объяснением учителя.  | 
| 
 Напомню, что в десятичной записи натурального числа единица младшего разряда в 10 раз меньше единицы соседнего разряда. Таким же свойством обладает и запись десятичных дробей. Поэтому сразу после запятой идет разряд десятых, далее сотых, затем разряд тысячных и т.д. Например, давайте вместе приведём названия разрядов числа 23,70549: 
 (Слайд №11)  | 
 Слушают учителя. Приводят названия разрядов. 2 – десятки, 3 – единицы, 7 – десятые, 0 – сотые, 5 – тысячные, 4 – десятитысячные, 9 – стотысячные.  | 
| 
 Закрепление нового материала  | 
|
| 
 Итак, записываем в рабочие тетради номер вместе, страница 207, № 797. 
 №797. Запишите в виде десятичной дроби: (по очереди выходим к доске). 
 1)  4) 7) 9 10) 63 13)  16) 3  | 
 Записывают упражнение в тетрадь. 
 
 № 797. 
 
 
 1)  4) 7) 9 10) 63 13)  16) 3  | 
| 
 Следующее задание, стр. 208 учебника, № 800. (Выполняем письменно и по очереди возле доски). 
 № 800. Выделите целую и дробную части числа и запишите данное число в виде десятичной дроби: 
 1)  4)  | 
 Записывают следующее задание и по очереди выходят к доске. 
 
 № 800. Выделите целую и дробную части числа и запишите данное число в виде десятичной дроби: 
 1)  4) 6)  | 
| 
 Записываем следующий номер, страница 208 учебника, № 802 – первые два столбика. (Выходим по очереди к доске). 
 № 802. Запишите число в виде обыкновенной дроби или смешанного числа. 
 1) 2,4 = 2) 3,18 = 3) 46,52 = 
 4) 1,06 = 5) 9,074 = 6) 0,9 = 
 
  | 
 Записывают № 802. Выходят по очереди к доске. 
 
 № 802. Запишите число в виде обыкновенной дроби или смешанного числа. 
 1) 2,4 = 2 
 4) 1,06 =1  | 
| 
 Записываем следующее упражнение на странице 208, № 804 диктую в слух. (Самостоятельно у себя в тетрадях, потом меняемся с друг другом тетрадями и сверяем запись). 
 1) Три единицы, четыре десятых, пять сотых. 2) Два десятка, восемь единиц, одна сотая, девять тысячных; 3) Одна тысяча, одна десятитысячная; 4) Восемь сотен, девять единиц, семь десятых, шесть тысячных.  | 
 Выполняют задание самостоятельно у себя в тетрадях. Затем меняются тетрадями с соседом, после чего сверяют ответы. 
 
 1) 3,45; 2) 28,019; 3) 1000,0001; 4) 809,706.  | 
| 
 Домашнее задание  | 
|
| 
 Открыли дневники, записываем домашнее задание: § 30 стр. 205-206 – (представление о десятичных дробях), повторяем теорию и правило на стр. 206. Стр. 208 - № 799, стр. 208 - № 801, №803.  | 
 Открыли дневники, записывают домашнее задание.  | 
| 
 Итог  | 
|
| 
 Итак, ребята, что мы сегодня нового узнали на уроке?  | 
 Мы познакомились с десятичными дробями, с их правильной записью.  | 
| 
 Что у вас сегодня получалось лучше всего?  | 
 Записывать числа в виде десятичной дроби, и обратно переводить с десятичной дроби в смешанное число.  | 
| 
 В чём испытывали затруднения?  | 
 Ответы детей. Записывать дробную часть десятичного числа и т.д.  | 
| 
 Спасибо, за урок! До свидания!  | 
 До свидания!  | 
| 
 Список используемой литературы: Учебник Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир «Математика», 5 класс  | 
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.