Конспект урока
Технологическая карта
Дата: 20.02.2019 Раздел: математика Класс: 5 «А» |
Тема урока: представление о десятичных дробях Тип урока: открытие нового знания Форма урока: фронтальная |
||
Цели: научиться читать и записывать десятичные дроби, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную дробь в виде десятичной. |
Задачи: 1. Обучающие: ввести понятие десятичной дроби, формировать умение читать и записывать десятичные дроби; повторить десятичную систему счисления, запись натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых, понятия «правильная дробь», «неправильная дробь», «смешанное число», обобщить знания учащихся об обыкновенных дробях. 2. Развивающие: развить быстроту работы мысли, памяти, правильную устную и письменную математическую речь учащихся, умение слушать, записывать примеры под диктовку учителя и объяснять ход решения заданий; навыки самостоятельной работы, взаимопроверки и самоконтроля. 3. Воспитательные: воспитать у школьников аккуратность записей в тетради; обучить детей сотрудничать, оказывать помощь друг другу в процессе решения общей задачи. |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: · Ввести понятие десятичной дроби. · Научить учащихся читать и записывать десятичные дроби. · Представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную дробь в виде десятичной. |
Метапредметные: · Формировать умение самостоятельно определять понятия. · Создавать обобщения. · Создавать аналогии.
|
Личностные: · Развивать познавательный интерес к математике. · Формировать умение соотносить полученный результат с поставленной целью. · Объективно оценивать труд одноклассников. |
|
Ресурсы урока (оборудование и т.д.): учебник, раздаточный материал, рабочие тетради, компьютер, презентация. |
|||
План урока |
|||
Этапы урока |
Методы |
Время |
|
Организационный момент |
Словесный |
1 мин |
|
Актуализация знаний |
Математическая разминка, опрос |
6 мин |
|
Формулирование темы и целей урока |
Наглядный, практический, чтение учебника |
6 мин |
|
Физкультминутка |
Словесный |
2 мин |
|
Изучение нового материала |
Наглядный, практический |
10 мин |
|
Закрепление нового материала |
Словесный, практический |
15 мин |
|
Домашнее задание |
Словесный |
2 мин |
|
Итог |
Словесный |
3 мин |
|
Эскиз доски |
|||
|
Двадцатое февраля. Классная работа. |
|
|
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
|
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Здравствуйте, садитесь! Урок бы я хотела начать со слов известного немецкого поэта и мыслителя И. Гете:
(Слайд №1)
И мы сегодня с вами окунёмся в мир цифр и чисел. Поехали! |
Слушают учителя. |
Актуализация знаний |
|
Итак, ребята давайте с вами вспомним, с какими дробями мы с вами знакомы? |
С обыкновенными дробями. |
Запись какого вида называют обыкновенными дробями? |
|
Какие дроби мы с вами знаем? |
Правильные, неправильные. |
Что нужно сделать чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями. |
Нужно сложить их числители, а знаменатель оставить прежним. |
Что нужно сделать чтобы вычесть дроби с одинаковыми знаменателями. |
Нужно из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого, а знаменатель оставить прежним. |
Что нужно сделать чтобы неправильную дробь, числитель которой нацело не делится на знаменатель, преобразовать в смешанное число? |
Надо числитель разделить на знаменатель, полученное не полное частное записать как целую часть смешанного числа, а остаток – как числитель его дробной части. |
А чтобы наоборот преобразовать смешанное число в неправильную дробь, что мы должны сделать? |
Надо целую часть числа умножить на знаменатель дробной части и к полученному произведению прибавить числитель дробной части, эту сумму записать как числитель неправильной дроби, а в её знаменатель записать знаменатель дробной части смешанного числа. |
На доске перед вами вы видите дроби.
(Слайд №2) |
Смотрят на доску. |
Какая из дробей выражает четверть? |
; |
Назовите дробь равную 3 ? |
; |
Назовите дробь равную 4? |
; |
Переведите дроби которые возможно в смешанное число. Какие дроби получились? |
1 ; 3 . |
Назовите дробь больше 1, но меньше 2? |
; |
Назовите неправильные дроби? |
; ; ; |
Назовите правильные дроби? Молодцы! |
;; ; ; |
Внимание на доску. Выполните вычитание и сложение дробей называя решение и ответ, устно.
(Слайд №3) |
Слушают учителя. Записывают решение.
|
Сверим, что у вас получилось? Молодцы! |
1) + 3 = 3;
2) 3 - = - = ;
3) 4 + 1 = 5;
4) + 3 = 3;
5) 3 = 2 - = 2. |
Формулирование темы и целей урока |
|
Скажите мне пожалуйста, кто хоть раз видел запись такого вида?
(Слайд №4) |
Слушают учителя и отвечают на вопросы. (я видел –(а)) в учебнике, в интернете, я (не видел – (а)). |
Дам вам подсказку данные записи обозначают дроби. Обратите внимание на четвёртый и пятый пример предыдущего задания. мы не спроста решали дроби со знаменателем 10 и 100. |
Слушают учителя |
Какие знаменатели вы видите у дробей в примерах? |
Знаменатели 10,100. |
Мы не спроста решали дроби со знаменателем 10 и 100. Отсюда следует запись:
(Слайд №5) |
Внимательно смотрят на доску и слушают учителя |
Что бы узнать, как же всё-таки называются дроби, вам надо расшифровать ребус:
(Слайд №6) |
Разгадывают ребус. |
Молодцы! Такие дроби называются ДЕСЯТИЧНЫМИ дробями! |
Десятичные. |
Так как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? |
Десятичные дроби. |
Что же нам сегодня необходимо узнать на уроке, какие цели мы перед собой поставим? |
Научиться записывать и читать правильно десятичные дроби. |
Молодцы! А теперь разомнёмся! |
Слушают учителя. |
Физкультминутка |
|
Физкультминутка.
Солнце. |
Повторяют за учителем. |
Изучение нового материала |
|
Как вы поняли тема сегодняшнего нашего урока десятичные дроби.
(Слайд №7) |
Слушают учителя. |
Как вы поняли ранее, что обычную дробь можно записать в виде десятичной дроби. Нередко приходится встречаться с величинами, отличающимися одна от другой, в 10, 100, 1000, 10000 и т.д., например,
(Слайд №8) |
Дробь равна единице. |
Для записанных дробей придумали более удобную, «одноэтажную» форму записи:
(Слайд №8.1) |
|
Такую запись удобно использовать для всех дробей, у которых знаменатели равны 10, 100, 1000 и т.д. |
Слушают учителя. |
Например, запись (последующие все примеры читаем все хором). Запись 0,7 читают как … Запись 0,12 читают как … Запись 2,973 читают как … Запись 2,0508 читают как …
(Слайд №9) |
Повторяют вместе хором как читается десятичная дробь.
1) Ноль целых, семь десятых; 2) Ноль целых, двенадцать сотых); 3) Две целых, девятьсот семьдесят три тысячных); 4) Две целых, пятьсот восемь десятитысячных). |
Такую запись дробей, которую мы с вами прочитали, называют десятичной. |
Слушают учителя. |
При чтении десятичной дроби сначала называют её целую часть, добавляя слово «целых», а затем называют дробную часть, добавляя название последнего разряда. |
Слушают учителя. |
Обратите внимание, что в записи десятичной дроби запятая отделяет целую часть числа от дробной. Считают, что целая часть правильной дроби равна нулю. |
Слушают учителя. |
Правило, оно есть в учебнике на странице 206, но я его вам вывела на доску и звучит оно так: запись дробной части десятичной дроби содержит столько цифр, сколько нулей в записи знаменателя соответствующей обыкновенной дроби. (Правило записываем в тетрадь). Поэтому, например,
(Слайд №10) |
Читают правило с учебника или с доски. |
Но в некоторых случаях бывает необходимо рассматривать натуральное число, как десятичную дробь, внимание на доску. Например,
(Слайд №11) |
Смотрят на доску, следят за объяснением учителя. |
Напомню, что в десятичной записи натурального числа единица младшего разряда в 10 раз меньше единицы соседнего разряда. Таким же свойством обладает и запись десятичных дробей. Поэтому сразу после запятой идет разряд десятых, далее сотых, затем разряд тысячных и т.д. Например, давайте вместе приведём названия разрядов числа 23,70549:
(Слайд №11) |
Слушают учителя. Приводят названия разрядов. 2 – десятки, 3 – единицы, 7 – десятые, 0 – сотые, 5 – тысячные, 4 – десятитысячные, 9 – стотысячные. |
Закрепление нового материала |
|
Итак, записываем в рабочие тетради номер вместе, страница 207, № 797.
№797. Запишите в виде десятичной дроби: (по очереди выходим к доске).
1) = 2) = 0,34 3) = 0,683; 4) = 5) = 6) 42 = 7) 9 = 8) 17 = 9) 5 = 10) 63 = 11) = 12) = 13) = 14) 3 = 15) 3 = 16) 3 = |
Записывают упражнение в тетрадь.
№ 797.
1) = 0,8; 2) = 0,34; 3) = 0,683; 4) = 14,5; 5) = 6,27; 6) 42 = 42; 7) 9 = 9,03; 8) 17 = 17,024; 9) 5 = 5,001; 10) 63 = 63, 00019; 11) = 0, 0032; 12) = 0, 004; 13) = 0,000003; 14) 3 = 3,15; 15) 3 = 3,015; 16) 3 = 3, 0015. |
Следующее задание, стр. 208 учебника, № 800. (Выполняем письменно и по очереди возле доски).
№ 800. Выделите целую и дробную части числа и запишите данное число в виде десятичной дроби:
1) 2) 3) 4) 5) 6) |
Записывают следующее задание и по очереди выходят к доске.
№ 800. Выделите целую и дробную части числа и запишите данное число в виде десятичной дроби:
1) = 2 = 2,3; 2) = 8 = 8,51; 3) = 5; 4) = 2 = 2,55 5) = 36 = 36,36; 6) = 6565,4321. |
Записываем следующий номер, страница 208 учебника, № 802 – первые два столбика. (Выходим по очереди к доске).
№ 802. Запишите число в виде обыкновенной дроби или смешанного числа.
1) 2,4 = 2) 3,18 = 3) 46,52 =
4) 1,06 = 5) 9,074 = 6) 0,9 =
|
Записывают № 802. Выходят по очереди к доске.
№ 802. Запишите число в виде обыкновенной дроби или смешанного числа.
1) 2,4 = 2; 2) 3,18 = 3; 3) 46,52 = 46;
4) 1,06 =1; 5) 9,074 = 9 6) 0,9 = . |
Записываем следующее упражнение на странице 208, № 804 диктую в слух. (Самостоятельно у себя в тетрадях, потом меняемся с друг другом тетрадями и сверяем запись).
1) Три единицы, четыре десятых, пять сотых. 2) Два десятка, восемь единиц, одна сотая, девять тысячных; 3) Одна тысяча, одна десятитысячная; 4) Восемь сотен, девять единиц, семь десятых, шесть тысячных. |
Выполняют задание самостоятельно у себя в тетрадях. Затем меняются тетрадями с соседом, после чего сверяют ответы.
1) 3,45; 2) 28,019; 3) 1000,0001; 4) 809,706. |
Домашнее задание |
|
Открыли дневники, записываем домашнее задание: § 30 стр. 205-206 – (представление о десятичных дробях), повторяем теорию и правило на стр. 206. Стр. 208 - № 799, стр. 208 - № 801, №803. |
Открыли дневники, записывают домашнее задание. |
Итог |
|
Итак, ребята, что мы сегодня нового узнали на уроке? |
Мы познакомились с десятичными дробями, с их правильной записью. |
Что у вас сегодня получалось лучше всего? |
Записывать числа в виде десятичной дроби, и обратно переводить с десятичной дроби в смешанное число. |
В чём испытывали затруднения? |
Ответы детей. Записывать дробную часть десятичного числа и т.д. |
Спасибо, за урок! До свидания! |
До свидания! |
Список используемой литературы: Учебник Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир «Математика», 5 класс |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.