ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Подход к конкретному уроку как элементу в системе уроков в разделе требует предвидеть такую специальную работу, которая выявила бы связь данного материала с последующим.
Для обеспечения такой перспективности знаний и умений можно использовать блоки-схемы. Такая блок-схема содержит полный объём информации, часть из которой повторяется, часть изучается, часть подаётся как цель изучения на последующих уроках. Так на первом уроке по теме «Местоимение как часть речи» в ходе совместной работы учителя и учащихся составляется следующая блок-схема:
личные |
Я- мы; ты- вы; он, она, оно, они |
М род, число, падеж |
Кто? Что? Какой? Чей? Который? Сколько? |
вопросительные |
возвратное |
Себя |
Кто, что, какой, чей, который, сколько. |
относительные |
|
притяжательные |
ЧЕЙ? мой |
Некто, кто- ТО, кто- ЛИБО, кто-НИБУДЬ |
неопределённые |
|
указательные |
Тот, этот, такой, столько |
кто- Никто, Нечего, ни У кого, не С кем |
отрицательные |
|
определённые |
Весь, всякий, сам |
При изучении темы «Отрицательные местоимения», опираясь на данную таблицу, целесообразно провести параллель между неопределёнными и отрицательными местоимениями.
Трудность изучения отрицательных местоимений связана с усвоением их правописания. Различение НЕ и НИ в отрицательных местоимениях касается смысловых оттенков, вносимых приставками в значение местоимений, то есть изучение правописания отрицательных местоимений проходит на синтактико- смысловой основе. Семантика отрицательных местоимений чётко раскрывается только в контексте. При этом повторяется и закрепляется известное учащимся понятие «отрицание». Так, опираясь на сопоставление неопределённых и отрицательных местоимений, учащиеся приходят к пониманию семантики отрицательных местоимений.
После сообщения темы урока учащимся предлагается посмотреть блок-схему и заполнить 1 и 2 столбик таблицы:
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
|
|
|
На основе записей в таблице и ответов учащихся формулируются цели урока.
1. Учащимся предлагается ряд заданий, результат выполнения задания обсуждается вслух, делаются необходимые выводы.
Задание |
Пример |
Выпиши из текста местоимения, определи их разряд, объясни правописание. |
Послушай мой рассказ. В (не)котором царстве- государстве, жил (не)кто. Однажды на какой(то) дороге нашёл он (не)что. Встретил он друга и отдал ему (не)которую часть. Ну что это за рассказ? Вот я расскажу, так расскажу! В каком (либо) государстве кто(то) жил. Однажды шёл он по дороге, (кое) что нашёл. Встретил кого(то) друга, и решил отдать ему какую (нибудь) часть найденного. |
Делается вывод о роли неопределённых местоимений, употреблённых в тексте, объясняются правила их правописания. |
|
Прочти текст, как изменился его смысл? Какие местоимения употреблены в тексте? Сгруппируй местоимения по написанию |
Никто не шёл по дороге, никого не встречал, никому ничего не отдавал, нечего испрашивать, что у него осталось. Ну и рассказы! А если хорошо подумать, то спорить не о чем, да и не о ком, значит, говорить об этом не для чего!
|
Делается вывод о роли отрицательных местоимений в тексте. Местоимения группируются в зависимости от правописания и записываются в тетрадь.
Никто нечего не о чем Никого не о ком Никому не для чего. Ничего
Сравним произношение местоимений НИЧТО, НЕЧТО, сделаем вывод. |
|
Прочти текст, сравни основные положения текста со своими выводами. |
1.Отрицательные местоимения служат для отрицания чего-либо: лица (никто, некого) предмета (ничто, нечего), признака (ничей, никакой), количества (нисколько), а также для усиления отрицательного смысла предложения. (Никого не видел. Ничем не пользовался.) 2.Образуются отрицательные местоимения от вопросительно-относительных местоимений с помощью безударной приставки НИ (никто, ничто, никакой, ничей), и ударной приставки НЕ (некого, нечего – эти два местоимения не имеют формы именительного падежа). 3. Отрицательные местоимения изменяются та же, как и вопросительно- относительные местоимения, от которых они образованы: никто, ничто, некого, нечего, нисколько – по падежам; - никакой. Ничей - по числам, родам, падежам. |
Работа в парах: Для чего служат отрицательные местоимения? Как образуются отрицательные местоимения? Как изменяются отрицательные местоимения? |
|
Дифференцированные задания на закрепление правописания приставок НИ, НЕ. (проверка заданий 1.2 уровня проходит по ключам, 3 уровень проверяется вслух). |
|
1 уровень: образуй от вопросительно-относительных местоимений КТО, ЧТО неопределённые и отрицательные местоимения |
Неопределённые (не,кое,то,либо, нибудь) отрицательные (ни,не) |
2 уровень: распределительный диктант |
Никто, некто, несколько, нисколько, никого, некого, что-либо, никем, кое-кто, какой-нибудь, ничем, ничей, чей-то, никакого, ничто, нечто, нечего, ничего, ничем, нечем, кое-чем, чем-либо. |
3 уровень: Спиши пословицы, вставь нужную приставку. |
Тот ?чего не боится, кто честно трудится. ?чего тому страшиться, кто ?чего не боится. ?чьими похвалами сыт не будешь. Кто ?чем не рискует, ?чего не получает.?чем хвалиться, коль всё из рук валится. Пустые речи и слушать ?чего. ?что так не сближает людей, как вместе пережитые трудности. |
Какой случай правописания отрицательных местоимений мы не рассмотрели? (обращаемся к записи в тетради) |
Учим правило-стихотворение: Слово расколол предлог- Три слова напиши, дружок! Разбираем алгоритм рассуждения: Предлог Нет Есть Пишу в 1 слово Пишу в 3 слова |
Дифференцированные задания на закрепление правописания отрицательных местоимений с предлогом (проверка заданий 1.2 уровня проходит по ключам, 3 уровень проверяется вслух). |
|
1 уровень: спиши, раскрывая скобки, стихотворение Б.Заходера. |
Жил на свете Джони, Знаете его? (Не) было у Джони Ровно (не) чего! (Не)чего покушать, (Не)чего надеть, (Не) (к) чему стремиться, (Не) (о) чем жалеть. (Не)чего бояться, (Не)чего терять… Весело живётся, (не)чего сказать! |
2 уровень: подбери к глаголам отрицательные местоимения, обозначь изученную орфограмму |
Глаголы: не зависит, не встретится, поинтересоваться, не привыкнуть, не превратить. Местоимения: ни (с) кем, не (у) кого, ни (к) кому, ни (во) что, ни (от) чего.
|
|
|
3 уровень: спиши, употребляя в нужном падеже слова, данные в скобках. |
Кому счастье служит, тот (о+ ничто ) не тужит. Разума много, да (к+ нечто) руки приложить. Глуп совсем, если не знается ( с+ никто). Поневоле заяц бежит, когда лететь(на+ нечто).Хоть в шёлк одень неряху, всё глядеть (на+нечто). Денег девать некуда –кошеля купить (на+нечто). Все оглядываются на на время, только время (на+ никто) не глядит. |
Возвращаемся к таблице : (знаю, хочу узнать), заполняем 3 столбик, затем подводим итог урока. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.