Урок письма.
Развитие речи в 7 классе.
Тема: Письмо есть след души и бытия.
Эпиграф:
Письмо – признание души,
Я сердца дверцу открываю.
Н. Вершинин
Цели урока: 1) познакомить учащихся с эпистолярным жанром и его этикетными особенностями;
2) повысить интерес учащихся к истории возникновения письма;
3) развивать умение выражать свои мысли в жанре почтового письма;
4) воспитывать интерес к традициям по сохранению материалов личной переписки.
Оборудование: - плакат «Письма»
- рисунок «Письма великих»
- красочный большой конверт
- таблица
- письма А.С. Пушкина, М.А. Горького.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя
Сегодняшний урок развития речи посвящен Письму, которое сегодня, к сожалению, не очень популярно в век телефонов и компьютеров. Люди отучились писать письма друг другу.
А что такое письмо? Когда и для чего оно появилось? Какими особенностями обладает? Когда возникла у человека потребность писать и для чего мы пишем письма? На эти вопросы мы найдем ответы в течение урока.
Итак, письмо есть… попробуйте восстановить фразу, записанную на доске и являющуюся темой нашего урока. (Тема записана на доске, но всё , кроме первых двух слов, скрыто от глаз учащихся листком.)
Какие шаги мы можем предпринять для решения этой проблемы?
II. Основная часть. « Что такое письмо?»
1) Задание №1 : Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите или произносите слово «письмо»? (Общение, информация, настроение, радость, грусть).
- Как вы думаете, когда у человека появляется желание написать письмо? С чем это связано? (Желание написать письмо появляется тогда, когда нужно сообщить новости, поздравить кого-либо, поблагодарить, извиниться, попросить о чем-либо).
- Из ваших ответов можно выявить общую формулу ( из чего состоит письмо):
Письмо = информация + чувства (эмоции)
Запишите ее в тетрадь.
- А теперь давайте разберемся: все ли письма одинаковы? (тексты писем на партах)
- Кто и кому пишет? Проанализируем предложенные письма. Сравним их.
Тексты писем.
1. Письмо А.С. Пушкина жене А.Н. Гончаровой.
Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна! Давно, мой ангел, не получал я от тебя писем. Тебе, видно, было некогда. Теперь, вероятно ты в Яропольце и уже опять собираешься в дорогу. Такая тоска без тебя, что того и гляди приеду к тебе… Пиши мне о своем здоровье и о здоровье детей, которых целую и благославляю. Тебя целую. Прощай, мой милый друг.
(16 мая 1834 год, Санкт- Петербург)
2. Письмо М.А. Горького сыну.
Дорогой сын!
Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут. Я смотрю на них и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее- цветы.
Вот если бы ты всегда и везде , всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания, – легка и приятна была бы твоя жизнь.
Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять.
До встречи. Крепко целую и обнимаю тебя.
3. Письмо Нади Рушевой.
Здравствуй, Алик!
Спасибо за письмо! Москву украшают к празднику. Много строят. Здорово! А на Красной площади что творится!!! Чудо! Около гостиницы «Россия» отремонтировали четыре церкви. Они сейчас как новенькие.
Смотрела в театре имени Маяковского «Медею». Из актеров понравилась только героиня. Напиши, пожалуйста, как твои дела.Пиши длинные письма.
4. Уважаемый Денис Иванович!
В ответ на ваш запрос от 21.02.2006г. сообщаем, что согласно Вашей просьбе мы направили Вам 30.03.2006 всю необходимую учебно- методическую литературу по адресу, указанному в Ваших письмах.
Оргкомитет
31.03.2006
- Обратите внимание на отрывки из писем людей, которых уже давно нет, но память о них, об их чувствах жива благодаря тем письмам, которые они писали своим близким (чтение отрывков из писем на фоне классической музыки). Ребята предлагают версии:
1) письмо подруге, другу;
2) письмо любимому человеку;
3) письмо родным;
4) официальное письмо
Итак, мы видим, что письмам подвластно все: описание любви, состояние души, рассуждение о долге и чести и многое другое.
Вывод: в зависимости от того, с какой целью, кто и для кого написал письмо, его можно разделить на виды (ученики делают записи в тетрадях).
Письмо:
- личное
- дружеское
- официальное
- деловое
- любовное
2) История возникновения первых писем.
А теперь предлагаю вашему вниманию рассказ о том, какими были первые письма.
За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы. Они высекали надписи на скалах и на каменных плитах, вырезали на костях, чертили знаки на глиняных дощечках, а позже – на бронзовых, свинцовых. На юге писали на пальмовых листьях, а в древнем Новгороде в XII – XV веках писали на бересте. Примерно 5 тысяч лет назад в качестве материала для письма стали применять папирус – тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал – специально выделанная кожа молодых животных – пергамент, название которого было дано по названию города Пергама в Сирии. Бумага – одно из величайших изобретений человечества – сначала, в Vвеке, появилась в Китае, а затем, в XII- XVII веках, в государствах Европы.
Знаете ли вы, из чего изготовлялись первые письма?( из глины, морских ракушек, из веревок различной длины).
Ученикам предлагается разгадать старинное предметное зашифрованное письмо: « Представьте, пожалуйста, сидите вы у себя в шатре на персидском ковре, попиваете зеленый чай, вдруг появляется гонец от скифов и торжественно раскладывает перед вами такие старинные предметы: мышь, лягушку, птицу и пять стрел.» Что бы это значило?
(Правильный ответ: « Если вы не умеете прятаться под землей, как мыши, скакать по болотам, как лягушки, летать по небу, как птицы, то погибнете, осыпанные нашими стрелами»)
- Несколько позднее появилось пиктографическое письмо, то есть письмо рисунками.
Прошло время, и люди научились писать и посылать друг другу письма при помощипочтальонов, которые сначала ходили пешком, перемещались на ходулях, потому что на улицах старинных городов была непролазная грязь, затем ездили в специальных почтовых каретах в европейских странах и на ямских тройках в России.
Немало «утекло воды», пока появился буквенный алфавит. Привычное для нас слово «письмо» (написанный текст, сообщение) образовалось от глагола «писать» одновременно с развитием на Руси письменности.
- Интересно, что слово «писать» исходно имеет значение « пестрить, украшать». То есть письмо – это не просто текст, передающий информацию, но и выражающий чувства и эмоции пишущего (адресанта), чтобы произвести впечатление на того, кто будет читать письмо(адресата).
Задание №2. Определение слова «письмо».
Итак, попробуйте теперь сами дать определение слову «письмо». (Сформулируйте и запишите свое определение. 3-5 мин.)
Письмо – это текст; умение писать; общение; диалог.
Вы назвали множество вариантов значения слова «письмо». Какой из них верный? Сверяем эти значения со словарем.
Сравним с вариантом в словаре Ожегова С.И.
Письмо – это: 1) написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.;
2)умение писать;
3) система графических знаков для передачи речи.
4. Структура письма и его этикетные особенности.
- Каждый из нас любит получать письма, но далеко не всегда мы быстро и охотно на них отвечаем. Причин этому много. Одна из них состоит в том, что мы порой не знаем, как лучше ответить на письмо. Как правильно писать письмо?
- Вспомним, каких правил нужно придерживаться, когда пишешь письмо.
Как правило письмо состоит из 3х частей:
1.Зачин
2. Информационная часть
3. Концовка.
Проанализируем предложенные письма по группам:
Ребята первой группы рассмотрят, как начинаются письма и выпишут в тетрадь из данных писем речевые формулы – приветствия, обращения.
2 группа: понаблюдает за информационной частью письма (слова, выражения).
3 группа: как заканчиваются письма, какие слова, фразы помещены в конце письма.
В результате нашей работы получилась таблица, которая поможет вам при написании писем.
Структура письма и речевые формулы.
|
Основные части письма |
Речевые формулы |
Зачин |
Здравствуйте! Добрый день! Приветствую тебя! Дорогой (милый, родной мой)! Друг, мамочка и т.д. |
|
Информационная часть |
Хочется сообщить… Я хотел бы рассказать Вот некоторые новости… Нет ничего нового…
|
|
Концовка |
С глубоким уважением Уважающий Вас… Всегда Ваш… До свидания Всего хорошего! P.S. (после написанного).
|
5. Общие правила переписки (культура письма).
Для того чтобы было приятно получать ваши письма, запомните некоторые правила их написания:
4 не пиши:
- на огрызке бумаги
- небрежно, грязно, неразборчиво
- блеклыми чернилами
- в раздраженном состоянии
6. Подведение итогов.
Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы многое узнали о письме, ответили на многие вопросы:
- Что такое письмо?
- Как и когда оно возникло?
- Выяснили особенности письма.
А теперь попробуйте всё- таки восстановить фразу, представленную на доске.
Результат работы:
Письмо есть:
- отражение души человека
- зеркало ума
- хроника событий
- отпечаток чувств
Все ваши версии интересны, точны, отражают разнообразие писем и вашего представления о них. Сравним ваши варианты с темой урока. Что в них оказалось общим? Совпало ли? (Открываем листок, скрывавший продолжение фразы).
Поэтическое завершение урока - стихотворение Н. Вершинина «Письмо».
Письмо - работа, греющая душу,
Дающая отточенность уму.
Письмо – возможность выразить словами
Все то, что в сердце копится порой,
Доводится до совершенства вами
И никому не кажется игрой.
Листы бумаги с почерком бегущим,
Летящие, не зная выходных.
Спешащие к тем самым людям ждущим
Вестей от близких, любящих, родных.
Д.З. Напишите «Письмо другу». (Расскажите ему о чем- нибудь интересном).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.