Урок письма. Развитие речи в 7 классе. Тема: Письмо есть след души и бытия.
Оценка 4.6

Урок письма. Развитие речи в 7 классе. Тема: Письмо есть след души и бытия.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
29.11.2022
Урок письма. Развитие речи в 7 классе. Тема: Письмо есть след души и бытия.
Урок письма. Развитие речи в 7 классе. Тема: Письмо есть след души и бытия.
ОТКРЫТЫЙ УРОК.docx

Урок письма.

Развитие речи в 7 классе.

Тема: Письмо есть след души и бытия.

 

                                                        Эпиграф:

Письмо – признание души,

Я сердца дверцу открываю.

Н. Вершинин

 

Цели урока:                  1)  познакомить учащихся с эпистолярным жанром и его                            этикетными особенностями;

2)       повысить интерес учащихся к истории возникновения письма;

3)       развивать умение выражать свои мысли в жанре почтового письма;

4)       воспитывать интерес к традициям по сохранению материалов личной переписки.

 

Оборудование:          - плакат «Письма»

                          - рисунок «Письма великих»

                          - красочный большой конверт

                          - таблица

   - письма А.С. Пушкина, М.А.   Горького.

 

 

Ход урока.

 

I.      Вступительное слово учителя

 Сегодняшний урок развития речи посвящен Письму, которое сегодня, к сожалению, не очень популярно в век телефонов и компьютеров. Люди отучились писать письма друг другу.

А что такое письмо? Когда и для чего оно появилось? Какими особенностями обладает? Когда возникла у человека потребность писать и для чего мы пишем письма? На эти вопросы мы найдем ответы в течение урока.

Итак, письмо есть… попробуйте восстановить фразу, записанную  на доске и являющуюся темой нашего урока. (Тема записана на доске, но всё , кроме первых двух слов, скрыто от глаз учащихся листком.)

Какие шаги мы можем предпринять для решения этой проблемы?

 

II.   Основная часть. « Что такое письмо?»

1)                Задание №1 : Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите или произносите слово «письмо»? (Общение, информация, настроение, радость, грусть).

- Как вы думаете, когда у человека появляется желание написать письмо? С чем это связано? (Желание написать письмо появляется тогда, когда нужно сообщить новости, поздравить кого-либо, поблагодарить, извиниться, попросить о чем-либо).

- Из ваших ответов можно выявить общую формулу ( из чего состоит письмо):

 

Письмо = информация + чувства (эмоции)

 

Запишите ее в тетрадь.

 

- А теперь давайте разберемся: все ли письма одинаковы? (тексты писем на партах)

- Кто и кому пишет? Проанализируем предложенные письма. Сравним их.

 

Тексты писем.

1.     Письмо А.С. Пушкина жене А.Н. Гончаровой.

 

Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна! Давно, мой ангел, не получал я от тебя писем. Тебе, видно, было некогда. Теперь, вероятно ты в Яропольце и уже опять собираешься в дорогу. Такая тоска без тебя, что того и гляди приеду к тебе… Пиши мне о своем здоровье и о здоровье детей, которых целую и благославляю. Тебя целую. Прощай, мой милый друг.

                                                 (16 мая 1834 год, Санкт- Петербург)

2. Письмо М.А. Горького сыну.

Дорогой сын!

Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут. Я смотрю на них и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее- цветы.

Вот если бы ты всегда и везде , всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания, – легка и приятна была бы твоя жизнь.

Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять.

До встречи. Крепко целую и обнимаю тебя.

3. Письмо Нади Рушевой.

Здравствуй, Алик!

 Спасибо за письмо! Москву украшают к празднику. Много строят. Здорово! А на Красной площади что творится!!!  Чудо! Около гостиницы «Россия» отремонтировали четыре церкви. Они сейчас как новенькие.

Смотрела в театре имени Маяковского «Медею». Из актеров понравилась только героиня.  Напиши, пожалуйста, как твои дела.Пиши длинные письма.

4. Уважаемый Денис Иванович!

В ответ на ваш запрос от 21.02.2006г. сообщаем, что согласно Вашей просьбе мы направили Вам 30.03.2006 всю необходимую учебно- методическую литературу по адресу, указанному в Ваших письмах.

                                                                  Оргкомитет

                                                                    31.03.2006

 

 

 - Обратите внимание на отрывки из писем людей, которых уже давно нет, но память о них, об их чувствах жива благодаря тем письмам, которые они писали своим близким (чтение отрывков из писем на фоне классической музыки). Ребята предлагают версии:

1)                письмо подруге, другу;

2)                письмо любимому человеку;

3)                письмо родным;

    4)        официальное письмо

 

Итак, мы видим, что письмам подвластно все: описание любви, состояние души, рассуждение о долге и чести и многое другое.

 

Вывод: в зависимости от того, с какой целью, кто и для кого написал письмо, его можно разделить на виды (ученики делают записи в тетрадях).

 

Письмо:

- личное

- дружеское

- официальное

- деловое

- любовное

 

2)                История возникновения первых писем.

 

А теперь предлагаю вашему вниманию рассказ о том, какими были первые письма.

За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы. Они высекали надписи на скалах и на каменных плитах, вырезали на костях, чертили знаки на глиняных дощечках, а позже – на бронзовых, свинцовых. На юге писали на пальмовых листьях, а в древнем Новгороде в XII – XV веках писали на бересте. Примерно 5 тысяч лет назад в качестве материала для письма стали применять папирус – тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал – специально выделанная кожа молодых животных – пергамент, название которого было дано по названию города Пергама в Сирии. Бумага – одно из величайших изобретений человечества – сначала, в Vвеке, появилась в Китае, а затем, в XII- XVII веках, в государствах Европы.

 Знаете ли вы, из чего изготовлялись первые письма?( из глины, морских ракушек, из веревок различной длины).

Ученикам предлагается разгадать старинное предметное зашифрованное письмо: « Представьте, пожалуйста, сидите вы у себя в шатре на персидском ковре, попиваете зеленый чай, вдруг появляется гонец от скифов и торжественно раскладывает перед вами такие старинные предметы: мышь, лягушку, птицу и пять стрел.» Что бы это значило?

(Правильный ответ: « Если вы не умеете прятаться под землей, как мыши, скакать по болотам, как лягушки, летать по небу, как птицы, то погибнете, осыпанные нашими стрелами»)

- Несколько позднее появилось пиктографическое письмо, то есть письмо рисунками.

Прошло время, и люди научились писать и посылать друг другу письма при помощипочтальонов, которые сначала ходили пешком, перемещались на ходулях, потому что на улицах старинных городов была непролазная грязь, затем ездили в специальных почтовых каретах в европейских странах и  на ямских тройках в России.

 Немало «утекло воды», пока появился буквенный алфавит. Привычное для нас слово «письмо» (написанный текст, сообщение) образовалось от глагола «писать» одновременно с развитием на Руси письменности.

 - Интересно, что слово «писать» исходно имеет значение « пестрить, украшать». То есть письмо – это не просто текст, передающий информацию, но и выражающий чувства и эмоции пишущего (адресанта), чтобы произвести впечатление на того, кто будет читать письмо(адресата).

 

Задание №2. Определение слова «письмо».

Итак, попробуйте теперь сами дать определение слову «письмо». (Сформулируйте и запишите свое определение. 3-5 мин.)

Письмо – это текст; умение писать; общение; диалог.

Вы назвали множество вариантов значения слова «письмо». Какой из них верный? Сверяем эти значения со словарем.

Сравним с вариантом в словаре Ожегова С.И.

 

Письмо – это: 1) написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.;

     2)умение писать;

3)                система графических знаков для передачи речи.

 

4.                     Структура письма и его этикетные особенности.

- Каждый из нас любит получать письма, но далеко не всегда мы быстро и охотно на них отвечаем. Причин этому много. Одна из них состоит в том, что мы порой не знаем, как лучше ответить на письмо. Как правильно писать письмо?

- Вспомним, каких правил нужно придерживаться, когда пишешь письмо.

Как правило письмо состоит из 3х частей:

1.Зачин

2. Информационная часть

3. Концовка.

Проанализируем предложенные письма по группам:

Ребята первой группы рассмотрят, как начинаются письма и выпишут в тетрадь из данных писем речевые формулы – приветствия, обращения.

2 группа: понаблюдает за информационной частью письма (слова, выражения).

3 группа: как заканчиваются письма, какие слова, фразы помещены в конце письма.

В результате нашей работы получилась таблица, которая поможет вам при написании писем.

Структура письма и речевые формулы.

 

 

 

 

Основные части письма

Речевые формулы

 

Зачин

Здравствуйте!

Добрый день!

Приветствую тебя!

Дорогой (милый, родной мой)!

Друг, мамочка и т.д.

 

Информационная часть

Хочется сообщить…

Я хотел бы рассказать

Вот некоторые новости…

Нет ничего нового…

 

 

Концовка

С глубоким уважением

Уважающий Вас…

Всегда Ваш…

До свидания

Всего хорошего!

P.S. (после написанного).

 

 

5.                     Общие правила переписки (культура письма).

 Для того чтобы было приятно получать ваши письма, запомните некоторые правила их написания:

4 не пиши:

- на огрызке бумаги

- небрежно, грязно, неразборчиво

- блеклыми чернилами

- в раздраженном состоянии

 

6.                     Подведение итогов.

Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы многое узнали о письме, ответили на многие вопросы:

- Что такое письмо?

- Как и когда оно возникло?

- Выяснили особенности письма.

 А теперь попробуйте всё- таки восстановить фразу, представленную на доске.

 

Результат работы:

 

 Письмо есть:

-  отражение души человека

- зеркало ума

- хроника событий

- отпечаток чувств

 Все ваши версии интересны, точны, отражают разнообразие писем и вашего представления о них. Сравним ваши варианты с темой урока. Что в них оказалось общим? Совпало ли? (Открываем листок, скрывавший продолжение фразы).

Поэтическое завершение урока - стихотворение Н. Вершинина «Письмо».

 Письмо - работа, греющая душу,

Дающая отточенность уму.

Письмо – возможность выразить словами

Все то, что в сердце копится порой,

Доводится до совершенства вами

 И никому не кажется игрой.

Листы бумаги с почерком бегущим,

 Летящие, не зная выходных.

Спешащие к тем самым людям ждущим

Вестей от близких, любящих, родных.

 

Д.З. Напишите «Письмо другу». (Расскажите ему о чем- нибудь интересном).


Урок письма. Развитие речи в 7 классе

Урок письма. Развитие речи в 7 классе

Из ваших ответов можно выявить общую формулу ( из чего состоит письмо):

Из ваших ответов можно выявить общую формулу ( из чего состоит письмо):

Обратите внимание на отрывки из писем людей, которых уже давно нет, но память о них, об их чувствах жива благодаря тем письмам, которые они писали…

Обратите внимание на отрывки из писем людей, которых уже давно нет, но память о них, об их чувствах жива благодаря тем письмам, которые они писали…

Правильный ответ: « Если вы не умеете прятаться под землей, как мыши, скакать по болотам, как лягушки, летать по небу, как птицы, то погибнете, осыпанные…

Правильный ответ: « Если вы не умеете прятаться под землей, как мыши, скакать по болотам, как лягушки, летать по небу, как птицы, то погибнете, осыпанные…

В результате нашей работы получилась таблица, которая поможет вам при написании писем

В результате нашей работы получилась таблица, которая поможет вам при написании писем

Результат работы: Письмо есть: - отражение души человека - зеркало ума - хроника событий - отпечаток чувств

Результат работы: Письмо есть: - отражение души человека - зеркало ума - хроника событий - отпечаток чувств
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2022