Урок по биологии для 6-го класса на тему "Внешнее и внутреннее строение листа. Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев"
Цели: сформировать у учащихся представления о листе, как боковом органе побега.
Задачи: Познакомить школьников с особенностями строения и жилкования листа, со строением простых и сложных листьев, разнообразием форм листьев. Продолжить знакомство с морфологией цветкового растения. Научить распознавать простые и сложные листья типы жилкования листьев.
Ход урока
Орг. Момент Учитель проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу.
Проверка домашнего задания
Учитель диктует вопросы биологического диктанта. С последующей взаимопроверкой.
Вопросы:
Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и почками.
Участки стебля между двумя ближайшими узлами называются междоузлиями.
Расположение почек и листьев на побегах березы, малины и подсолнечника называют мутовчатым.
У сирени и крапивы листорасположение супротивное.
Почки, которые развиваются в пазухе листа, называются верхушечными.
На верхушке побега обычно имеется верхушечная почка.
Почка это зачаточный побег.
Из вегетативных почек обычно развивается побег с цветком.
Самую верхнюю часть зачаточного побега называют конус нарастания.
3. Изучение нового материала.
1) Строение листа.
Как вы считаете, из каких частей состоит лист?
Учитель рисует лист на доске, учащиеся в тетради.
Учитель задает вопрос о функциях листа
А зачем лист нужен растению? Функции: фотосинтез, дыхание, газообмен.
Отмечает функции на рисунке.
Обращает внимание на важность листа, как органа растения (воспитательный момент), а так же отмечает когда можно собирать листья растений (сбор лекарственных растений).
2) Виды листьев и формы края листа.
Виды листьев.
Учитель обращает внимание учащихся на рис. 78 стр. 105 в учебнике и задает вопрос:
В чем отличие между листьями, изображенными на рисунке?
Учитель делает вывод и записывает на доске. Учащиеся должны подойти к выводу, что листья есть с черешком и без черешка.
Листья с черешком - черешковые (примеры)
Листья без черешка - сидячие(примеры)
Формы края листа.
Учитель показывает слайд с формой края листа и подводит учащихся к выводу о ещё одном различии между листьями. Учащиеся сравнивают представленные листья. Учитель дает название форме края листа. Рис 79, стр 106
3) Жилкование листьев. Понятие о жилке листа (проводящий пучок, упругость и проведение питательных веществ). Стр.107, рис.82
На какие группы делят растения по строению семени?
Однодольные Двудольные
На экране листья с различным типом жилкования, учащиеся находят различия.
Учитель дает названия типов жилкования листьев.
4) Простые и сложные листья.
Сколько листьев изображено на рисунке?Показ слайдов с простыми и сложными листьями
Листья состоят из нескольких листовых пластинок или одной
Листья: Простые Сложные
Примеры по учебнику рис. 80, 81
Клеточное строение листа.
Клетка это структурная и функциональная единица всех живых организмов.Кроме того, клетка и сама живая.
Вспомните, какими свойствами обладают все живые организмы?(питаются, дышут, размножаются, растут, развиваются).
Давайте более подробно рассмотрим строение растительной клетки.
Снаружи она покрыта плотной клеточной оболочкой(указать на понятия , написанные на доске), в которой имеются более тонкие участки- поры. Клеточная оболочка придает клетке определенную форму и защищает ее содержимое. Она бесцветная, прозрачная и очень прочная. Она придает форму клетке.
А теперь давайте заполним клетку органоидами.
Как вы думаете , что надо вложить вначале?
Ядро с ядрышком.Она самая важная часть клетки, управляющая всеми процессами в клетке. В нем находятся хромосомы.
Теперь мы поместим органоиды, которые придают клеткам растений зеленый цвет и могут использовать энергию солнца для создания питательных веществ.
Это –хлоропласты, содержащие особое зеленое вещество-хлорофилл. Хлоропласты –это разновидность пластид. Но пластиды могут окрашены и в красно –оранжевый и бесцветный цвет. Очень много места в клетке занимает вакуоль –своеобразный склад веществ в клетке. Вакуоли заполнены клеточным соком. Чем старше клетка, тем больше по размерам - вакуоли.
В растительной клетке присутствуют и другие органоиды: аппарат Гольджи, ЭПС, рибосомы, лизосомы. Что теперь не хватает в клетке? (цитоплазма).А для чего она необходима? )Для объединения органоидов в клетке, для их сообщения) .Цитоплазма - это вязкая жидкость в которой располагаются все органоиды клетки. Мы получили модель клетки. Таким образом клетка – это целостная биологическая система , сложная система , имеющая объем (на картинках мы ее видим плоской).Это единица живого. Почему? (Дышит ,растет, размножается).
Влияние среды на развитие растений.
Какие же условия влияют на растения? (состав почвы, влажность, освещение)
Для того, чтобы ко всем хлоропластам прошли лучики света, клетки неровные. Сами хлоропласты крупные, и расположены они как бы в шахматном порядке, не затеняя друг друга. Клетки не плотно прилегают друг к другу, столбчатой такую ткань уже не назовешь.
Задание: попробуйте, сравнить теневой лист и световой. Стр.112, рис.85
Признаки растений влажных мест:
Лист крупный.В кожице листа много устьиц.На листе могут быть волоски с устьицами.
Среди комнатных растений – это бегония и монстера У водных растений в мякоти имеется воздухоносная ткань.
Признаки растений засушливых мест.
Лист узкий с малым количеством устьиц. Лист с опушением. Лист запасает влагу. Лист сворачивается в трубку.
u Росянка.
Растет росянка на болоте. Над болотом вечно вьется рой насекомых. Вот один из маленьких комариков уселся на лист удивительного растения. То ли он устал, то ли его привлекли блестящие капли, похожие на росу и их своеобразный запах. Вдруг он чувствует, что лапки его прилипли к чему-то. Он пытается улететь, но не тут-то было! Оказывается, что блестящие капли – это вовсе не роса, а густая и очень липкая жидкость, к которой и приклеился комарик. Хочет комар оторвать лапку и не может, клейкая густая жидкость тянется, но не рвется. Дергается, вырывается комар, но при этом только задевает за все новые капельки. И вдруг происходит что-то совсем странное, почти таинственное. Тоненькие красные волоски на листе медленно начинают шевелиться, сгибаться по направлению к комару. Еще немного времени, и он залит весь клейким соком – залит, утоплен и удушен.
u Венерина мухоловка
Венерина мухоловка то же является насекомоядным растением. Стоит насекомому попасть на лист, как оно тот же час оказывается в ловушке.
u Непентес
Непентес имеет лист в виде кувшинчика с крышечкой. Кувшинчик обычно окрашен в яркий цвет. Насекомое, думая, что это цветок, залезает в кувшинчик, крышечка тут же закрывается, и насекомое оказывается в ловушке.
пузырчатка.
Это пузырчатка. Листья пузырчатки снабжены пузырьками – это ловчие аппараты. Они имеют клапаны, открывающиеся вовнутрь. Циклоп или дафния, коснувшись клапана, проваливаются, а назад выбраться уже не могут.
6) Закрепление
выполните тест: соотнеси ( найди пару):
1. лист а. выросты черешка
2. черешок б. надземный орган,
3. листовая улавливающий солнечный
пластинка свет
4. прилистники в. Уплощенная часть листа
5. пазуха листа г. Узкая стеблевидная часть
6. листья простые листа
7. листья цельные д. листья с несколькими
8. листья сложные листовыми пластинками
9. листья рассеченные на общем черешке и
пазушной почкой,
расположенной у
основания общего
черешка;
е. угол между стеблем и
листом;
ж. простые с изрезанной
формой листовой
пластинки;
з. у которых на черешке одна
и. простые с цельной формой
листовой пластинки.
Ответ: 1- б 2- г 3-в 4-а 5-е 6-з 7-и 8-д 9-ж
1. Рассказ с ошибками. Учащиеся находят ошибки и объясняют их.
Незнайка писал письмо Звездочке.
"Я люблю собирать листья. Красивые листья у клена, они имеют много листовых пластинок. Такое же строение и у листьев земляники, липы, каштана. Называются эти листья сложными. Интересно и расположение жилок на листьях - известно до 10 видов жилкования. Например, у березы оно дуговое, у ландыша параллельное, у листьев яблони - сетчатое".
5. Домашнее задание. Параграфы 23-25, вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.