МКОУ «Апшинская СОШ»
Открытый урок в 6 классе на тему:
«Органы и системы органов животных»
Провела: Омарова Курбангиз Магомедовна,
учитель биологии и химии
Цель урока: Сформировать у учащихся понятия об органе, системе органов; дать представление о различных системах органов животных, их строении, функциях; дать представление о симметрии и различных типах строения тела животных.
Задачи:
Образовательные:
• изучить органы и системы органов животных,
• показать связь органов с выполняемой ими функцией,
Развивающие:
• развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,
оценивать и сравнивать,
Воспитательные:
• умение ценить богатство и многообразие окружающего мира,
• прививать бережное отношение к природе,
Оборудование: Таблица «Ткань — орган - система органов»,таблицы с изображением различных систем органов животных.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учителя, создание рабочего настроения в классе
1. Рассказ учителя.
Как мы уже знаем, все живое имеет клеточное строение, клетки объединяются в ткани для выполнения конкретных функций. Ткани животных подразделяются на четыре группы.
— Какие ткани животных вы знаете?
Различные ткани часто объединяются в более крупные функциональные единицы, именуемые органами. Орган - часть организма, имеющая определенную форму, строение, место в организме и выполняющая одну или несколько функций. Органы защищают тело от повреждений, обеспечивают движение, участвуют в пищеварении, разносят питательные вещества и кислород по организму. Обычно орган состоит из нескольких тканей, но одна из них всегда преобладает и определяет его главную функцию. Все органы связаны сетью кровеносных сосудов и нервов.
Орган является частью целостного организма, и вне организма работать не может. В то же время, организм способен обходиться без некоторых органов. Например, удаленные конечности не способны работать самостоятельно, организм же продолжает жить и функционировать.
Жизнь организма обеспечивается взаимодействием большого числа различных органов. Органы входят в состав еще более крупных функциональных единиц, которые называются системами органов.
У животных выделяют такие системы органов: опорно-двигательную, пищеварительную, дыхательную, кровеносную, выделительную, нервную, эндокринную, половую.
Создание ситуации успеха
Учитель: Чтобы вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке, давайте проведем блиц-турнир. Кто быстрее всех отгадает загадки? (слайд 1).
Учитель: Молодцы, посмотрите, пожалуйста, наследующий слайд. Что на нем изображено ? (слайд 2).
Ученики: Растения.
Учитель: Схожи ли они между собой?
Ученики: Да. У них есть листья, корни, стебли. У некоторых цветы, плоды и семена.
Учитель: Что мы сейчас назвали?
Ученики: Органы растений.
Учитель: Правильно, молодцы. Скажите, а если мы видим на фотографии двух похожих людей, что мы можем предположить? Почему они похожи?
Ученики: Вероятнее всего, они родственники.
Учитель: Правильно, и похожие друг на друга растения, тоже вероятно родственники. В биологии используется термин «произошли от общего предка». Посмотрите теперь на следующий слайд.
Создание и анализ проблемной ситуации
Учитель: Кто изображен на этом слайде? (слайд 3)
Ученики: Животные.
Учитель: Скажите, похожи ли они внешне друг на друга? Если да, то чем?
Ученики находят некоторые черты сходства, но в основном называют различия.
Учитель: Прочитайте, пожалуйста заголовок слайда (Ученые-эволюционисты утверждают, что все животные произошли от общих предков). Какое противоречие встает перед нами?
Ученики предлагают свои версии формулировки проблемы и в ходе обсуждения выводят единую формулировку.
«Животные, если они произошли от общих предков, должны быть похожи друг на друга, а они внешне очень сильно отличаются».
Записывают проблему в тетрадь.
Выдвижение гипотез
Учитель: Почему же тогда ученые утверждают, что животные приходятся друг другу, пусть дальними, но все-таки родственниками?
Ученики выдвигают версии, учитель подводит их рассуждения наиболее близко к следующей «Вероятно у животных есть какое-то сходство, которое мы сразу не заметили».
Учитель: Если мы не нашли сходства во внешнем строении, то где следует искать его дальше?
Ученики: Во внутреннем строении организмов.
Учитель: Можем ли мы предложить гипотезы разрешения возникшего у нас противоречия?
Ученики выдвигают гипотезы, учитель помогает их сформулировать научным языком и записывает их на доске. Это могут быть такие гипотезы как:
- Ученые ошибаются и животные не произошли от общих предков, поскольку этому нет доказательств.
- Если животные произошли от общих предков, то мы сможем увидеть сходство в их внутреннем строении.
- Животные произошли от общих предков, но мы не сможем это проверить.
Возможны и другие гипотезы.
Проверка гипотез
У большинства животных имеются одинаковые парные органы на левой и правой сторонах тела: парные конечности, крылья, глаза, уши и т. д.
— Приведите примеры таких животных.
Через тела этих животных можно провести только одну плоскость симметрии - условную плоскость, делящую тело животного на две зеркально одинаковых половины. Такая симметрия тела называется двусторонней, а животные двусторонне-симметричными. Двусторонней симметрией тела обладают: черви, членистоногие, хордовые.
Двусторонняя симметрия характерна в основном для активно передвигающихся животных. На переднем конце тела этих животных расположен рот, все основные органы чувств, а так же органы защиты, нападения, удержания добычи. Это связано с тем, что именно передний конец тела первым встречается с потенциальной добычей или противником.
У животных, ведущих малоподвижный образ жизни, нет необходимости в обособлении переднего конца тела и концентрации органов чувств и защиты в одном месте. Напротив, у них существует необходимость защищать свое тело со всех сторон. Через тело таких животных можно провести не одну, а несколько плоскостей симметрии. Эти плоскости расходятся от центра тела животного наподобие лучей. Такая симметрия называется лучевая. Чаще всего таких плоскостей можно провести 5, соответственно, такая симметрия носит название пятилучевой.
Учитель с учениками проверяют правильность ответов по слайду 5
Учитель: Для того чтобы проявлять эти свойства животному нужны соответствующие части тела – органы. С органами растений мы знакомились на предыдущем занятии и помним, что обозначает это понятие.
Ученики вспоминают определение понятия «орган». Проверяют по слайду 6.
Учитель: В теле животного органы не работают сами по себе, а объединены в системы органов. Чтобы понять, что это такое нам придется прочитать текст на странице 50 учебника и сформулировать определение, что такое система органов. Обсудите его с соседом по парте и запишите результат в тетради.
Ученики работают в парах.
Учитель и класс заслушивает варианты ответов, ученики поправляют друг друга, если определение составлено неверно. Результат можно записать на слайде, если позволяет интерактивная доска.
Учитель: Давайте начнем с такой функции как дыхание. Скажите, пожалуйста, как вы дышите.
Ученики: Вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ.
Учитель: Посмотрите на слайд, на нем изображено строение дыхательной системы человека (слайд 7). Прочитайте, какие органы туда входят.
Ученики читают надписи на слайде, обсуждают знакомые и незнакомые термины.
Учитель: Теперь посмотрите на правую половину слайда. Я предлагаю изучить вам изображение дыхательной системы птиц. Обратимся к проблеме, записанной в наших тетрадях. Какую полезную информацию мы можем извлечь, сравнивая эти два рисунка.
Ученики: сравнивают строение дыхательной системы птицы и человека, находят черты сходства.
Учитель: Давайте с вами подумаем, а дышат ли рыбы.
Ученики обсуждают вопрос и приходят к выводу, что дышат.Учитель показывает слайд далее.
Учитель: Здесь изображена дыхательная система рыбы. Я думаю, мы все знаем, как называется этот орган.
Ученики: Жабры.
Учитель: А вот это дыхательная система насекомого.
Ученик, получивший опережающее задание рассказывает о строении дыхательной системы насекомых. Класс слушает и задает вопросы выступающему.
Учитель: Выполните, пожалуйста, задание на слайде, соотнеся название животного и органы его дыхательной системы (слайд 8).
Учитель: Мы сейчас познакомились с четырьмя организмами. Какой мы можем сделать вывод?
Ученики: У всех изученных организмов есть дыхательная система, хоть она и отличается по своему строению.
Учитель записывает вывод на доске, а ученики в тетрадях.
Учитель: Мы не сможем прожить, не дыша более 7 минут. А без чего ещё нам прожить никак нельзя.
Ученики: Без пищи.
Учитель Правильно. За снабжение организма пищей отвечает пищеварительная система (Слайд 9). Информацию о её строении вы найдете в учебнике на странице 50. Читая, мы применим известную нам систему INSERT (интерактивная познавательная система эффективного чтения и мышления) Для этого на полях учебника необходимо расставить пометки:
√ - уже знал,
+ - что-то новое,
— - думал иначе, не понял,
? – есть вопросы. .
Составьте по одному предложению с одним из ключевых слов, отмеченных знаком +.
Ученики выполняют задание, желающие по цепочке озвучивают составленные предложения.
Учитель: На страницах учебника показаны внутренние органы нескольких животных. Сможем ли мы найти на них органы, относящиеся к пищеварительной системе?
Ученики находят на иллюстрациях учебника желудок, пищевод, печень, кишечник.
Учитель: Вспомним о проблеме нашего урока. Какой мы тетерь можем сделать вывод?
Ученики формулируют высказывание о том, что все рассмотренные животные имеют пищеварительную систему, построенную по единому плану.
Учитель вывод записывает на доску, а ученики в тетради
Учитель: ни питательные вещества, ни кислород не попадают сразу в клетки, для того чтобы разнести эти вещества по телу нужна еще одна система. Найдите её название на этом слайде.
Ученики находят название кровеносной системы.
Учитель: о её строении вы узнаете из следующего видеоролика (Сердце и кровеносная система) (Слайд 10).
Ученики смотрят видеоролик.
Учитель: выполните, пожалуйста, следующее несложное задание (Слайд 11). (Расставьте в тетради термины в порядке прохождения крови начиная от сердца: сердце, артерии, капилляры, вены, сердце)
Ученики выполняют задание. Желающий проверяет его у доски.
Учитель: Рассмотрите строение кровеносной системы рыбы, собаки и человека. Что мы можем дополнить к ответу на наш проблемный вопрос?
Ученики: Все рассмотренные животные имеют кровеносную систему, построенную по единому плану.
Учитель записывает вывод на доску, а ученики в тетрадь.
Найдите соответствие
А) Название системы органов
1. Опорно-двигательная
2. Кровеносная
3. Пищеварительная
4. Дыхательная
5. Выделительная
6. Половая
7. Нервная
8. Эндокринная
Б) Строение системы
1. Сердце и сосуды
2. Яичники и семенники
3. Скелет и мыщцы
4. Желудок, кишечник …
5. Почки, мочевой пузырь…
6. Железы, выделяющие гормоны
7. Трахеи, жабры, легкие
8. Головной и спинной мозг
В) Функции системы
1. Поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа
2. Опора, защита внутренних органов, движение
3. Удаление жидких продуктов обмена веществ
4. Размножение
5. Транспорт веществ в организме
6. Переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь
7. Координация и регуляция деятельности организма
Ключ к проверке:
1-3-2; 2-1-5; 3-4-6; 4-7-1; 5-5-3; 6-2-4; 7-8-7; 8-6-7
- Все рассмотренные животные имеют выделительную систему, но состоит она из разных органов;
- Животные имеют нервную систему различного строения, но выполняющую одинаковые функции координации и регуляции;
- Животные имеют эндокринную систему, выполняющую функции регуляции жизненно важных процессов в организме;
- Животные имеют систему органов размножения, выполняющую функции продолжения рода»
Закрепление
Учитель: Итак, мы добились своего, мы нашли решение стоявшей перед нами проблемы и узнали много нового. А чтобы закрепить наш успех, я предлагаю вам в группах решить небольшой кроссворд (Слайд 13).
|
|
|
|
М |
О |
З |
Г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П |
О |
Л |
О |
В |
А |
Я |
|
|
|
|
|
|
|
Ж |
Е |
Л |
У |
Д |
О |
К |
|
|
|
|
|
|
|
Э |
Н |
Д |
О |
К |
Р |
И |
Н |
Н |
А |
Я |
|
|
|
|
|
В |
Ы |
Д |
Е |
Л |
И |
Т |
Е |
Л |
Ь |
Н |
А |
Я |
С |
Е |
Р |
Д |
Ц |
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д |
Ы |
Х |
А |
Т |
Е |
Л |
Ь |
Н |
А |
Я |
|
1. Главная часть нервной системы человека.
2. Система органов, функцией которой является размножение организмов.
3. Орган пищеварительной системы.
4. Система органов, отвечающая за координацию и регуляцию работы организма.
5. Система органов, благодаря которой организм освобождается от ненужных и ядовитых продуктов обмена веществ.
6. Центральный орган кровеносной системы.
7. Система органов, отвечающая за снабжение организма кислородом и выведение из него углекислого газа.
Рефлексия
Ученики заполняют рефлексивные карты урока, оценивая свою работу и работу своей группы. (Слайд 14)
Подведение итогов урока, домашнее задание
Учитель выставляет оценки, Задает домашнее задание (Слайд 15)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.