Тема урока: А.П Чехов «Мальчики»
Цель урока:Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.П Чехова.
Задачи:1.Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.П Чехова, с рассказом А.П Чехова «Мальчики».2.Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные по прослушанным отрывкам; умение анализировать прочитанный текст. 3.Воспитывать целеустремлённость.
Оборудование-наглядный и раздаточный материал.
Ход урока
I. Орг.момент.
Прозвенел звонок
веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
II. Речевая разминка.
-Прежде чем начать работать, нам нужно подготовить свой речевой аппарат. Обратите внимание на доску.Чистоговорка.
Ал-ал-ал:
папа наш устал.
Ол-ол-ол: сели все за стол.
Ул-ул-ул: сломался новый стул.
Ыл-ыл-ыл: чай уже остыл.
-Давайте прочитаем. Кто желает прочитать с радостной интонацией?(читает) Теперь кто попробует прочитать с грустной интонацией?(читает)
-Вот мы и подготовили свой речевой аппарат для работы на уроке, почитали с радостной и грустной интонацией.
III. Проверка домашнего задания.
-Какого русского писателя проходили? Расскажите о его биографии, что писал. Прочитайте ваши сочинения.
IV. Постановка цели урока.
-Более 150 лет назад, может в такой же зимний денёк, родился мальчик. У него ещё не было имени и никто на земле не знал, что родился будущий знаменитый русский писатель Антон Павлович Чехов.С творчеством этого знаменитого русского писателя мы и познакомимся сегодня. Наше знакомство мы начнём с биографии писателя. А как вы думаете, почему?(биография поможет лучше понять произведения писателя)
-Антон Павлович Чехов-это один из известнейших в мире писателей, родился он 17 января 1860 года, в городе Таганрог, в семье мелкого торговца. Отец Чехова разорился и переехал в Москву. Антон остался один в Таганроге.Учился в гимназии и зарабатывал на жизнь частными уроками. Писать начал уже в гимназии. В 19 лет он поступил на медицинский факультет Московского университета, и через 5 лет получил звание врача. Ещё студентом Чехов печатает маленькие рассказы в юмористический журнал.
Основная тема рассказов, повестей, пьес, это жизнь обыкновенных людей, современников писателя. По его произведениям поставлены пьесы, сняты кинофильмы. Чехов не писал специально для детей, но много писал о детях. Например «Ванька», «Каштанка». Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Чехова о детях.
V. Работа по теме урока.
-Откройте учебники на странице 76-77, и прочитайте вступительную статью…
-Что нового вы узнали о жизни писателя?Что о нём говорили друзья?
-Давайте прочитаем название рассказа, с которым мы сегодня с вами познакомимся.(«Мальчики»)-Как вы думаете, о ком этот рассказ? Да, это рассказ о мальчиках, которые решили сбежать из дома, а куда мы узнаем.
-Сейчас мы будем читать и следить за текстом, возьмём в руки карандаш, и по ходу будем отмечать слова, которые вам покажутся непонятными.
VI. Первичное восприятие текста.
-Понравился вам рассказ? Почему?
-Он грустный или весёлый? Объясните свой ответ.(грустный, потому что… весёлый, потому что…)
-А теперь давайте прочитаем этот рассказ по цепочки.(чтение по цепочки)Какой фрагмент рассказа вам запомнился?Почему Чехов назвал этот рассказ «Мальчики», оправдались ли наши предположения?Как автор относится к мальчикам (приведите пример из текста)(одного называет по фамилии, второго по имени, он их противопоставляет) (Монтигомо Ястребиный коготь, непобедимый вождь индейцев)-А как вы относитесь к мальчикам?(нравятся, не нравятся и чем)-Как сёстры относились к Володе?(«Володя приехал!...»они любили его)Что вы можете сказать о семье Королёвых? Как родители, дети относятся к друг другу?Изменилось ли отношение Володи к семье?Почему они решили сбежать? (к ним плохо относились?) (потому что они начитались Майн Рид)-Можно ли так поступать?-Реально ли мальчикам проделать такой путь?Как вы оцениваете поступок мальчиков?-Правильно ли родители поступают в этой ситуации?(да, они ищут его)-Что происходит в семье после побега? Зачитайте.Как происходит встреча после побега? Зачитайте.-Как вы думаете, кем будут мальчики, когда вырастут?
Физминутка
Мы
становимся всё выше,
Достаем руками крыши.
На два счета – поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
Поднимайтесь плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
VII. Словарная работа
-Что бы лучше понять содержание рассказа познакомимся с трудными словами. Помогите мне объяснить их значение.
· Сюртук - длинный двубортный пиджак. (в талию)
· Кучер- слуга который правит лошадьми в экипаже.
· Башлык- это тёплый головной убор, надеваемый чаще поверх шапки- суконный капюшон с длинными концами.
· Урядник- низкий чин уездной полиции.
Розвальни- сани. Пампасы — южноамериканские степи
· Флигель- пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания.
Рождество Христово – праздник. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Сын Божий. Иисус Христос
Самоеды - это старое название народов, говорящих на самодийских языках, — ненцев. Бизон – животное. Майн Рид - это английский писатель, автор приключенческих романов и произведений для детей и юношества.
Пампасы - это название южноамериканских равнинных травянистых степей.
Мустанги — потомки лошадей, которых привезли в Новый свет колонисты из Европы в шестнадцатом веке.Термиты – насекомые.Москиты – насекомые
План рассказа.
-Давайте разделим рассказ на эпизоды. Какие бы вы выделили? И с какой интонацией бы прочитали?
1)Приезд Володи.(радостно)
2)Действия в столовой.(спокойный, ровный тон)
3)Действия в детской.(спокойно, когда о побеге-с интригой в голосе)
4)Диалог Чичевицина с Катей.(диалог)
5)Подслушивание разговора.
6)Прощание с родными.
7)Диалог Чичевицина с Володей.
8)Поиски мальчиков.(напряжённое действие)
9)Второй приезд Володи
10)Отъезд Чичевицина.(без раскаяния…)
8. Работа с текстом Анализ произведения
Откройте первый эпизод текста.-Выберите в тексте слова, которые описывают, как встречают Володю дома ( отрывок стр. 123 его втречала вся семья, целовали, обнимали)-Какими словами вы бы охарактеризовали обстановку в семье Королевых?
- Что за гость появился в дружной семье? (Чечевицын)
-Найдите, как Чехов дает описание внешности Чечевицына? (Отрывок стр. 125)
- А похожи ли эти мальчики?-Почему разные совсем мальчики, а стали лучшими друзьями? ( У них есть общая мечта попасть в Америку)
- Как воспринимали Чечевицына сестры Володи?
- А что интересного было в поведении Володи? (отрывок стр. 126)
- Почему мальчики так хотели попасть в Америку? (добывать золото)
-Какие слова мальчиков у вас вызывают улыбку? (отрывок стр. 129)
- Могла сбыться их мечта?Как Володя чувствовал себя накануне побега? ,(переживал за маму, переживал, как воспримут побег родные)
-Было ли что-то в душе у Чечевицына?Какой характер был у каждого мальчика?
(Чечевицын напористый, решительный, твердый. Володя сомневающийся, поддающий влиянию
-Обратите внимание на путь, который выбрали мальчики. Сначала Пермь, Тюмень, Томск, Камчатка, перевезут через беренгов пролив и Америка.
И вот настает день и мальчики сбегают из дома.-Как вел себя Володя, когда его вернули домой? (был расстроен, плакал, ему было стыдно)
- А Чечевицын? ( он не был расстроен, он готов повторить этот поступок еще раз.)
- Итак, куда же хотели сбежать мальчики?
- Что взволновало вас при чтении рассказа?(Страх за мальчиков, переживание мамы, восхищение.) К какому жанру относится это произведение?
- Понравился ли вам этот рассказ?Мечтал ли кто-нибудь из вас отправиться в далекое путешествие? Если да, то куда?Дети задают вопросы и отвечают на них. (Например, откуда приехали мальчики? Кто приехал к Королевым? Что заметили сестры? Куда собирались сбежать мальчики? Удалось ли им сбежать?) Просмотрите текст и нарисуйте словесный портрет мальчиков.(Володя – пухлый…
Чечевицын – худой, смуглый, с веснушками …) А что вы можете сказать о характере мальчиков?(Они совершенно разные: Чечевицын - целеустремленный, смелый, решительный.Володя – нерешительный.)
- Можно ли Володю назвать трусом?(Ответы детей.)
- Почему мальчики решили сбежать? К ним плохо относились в семье? (Чтение приключенческих романов Майн-Рида.)
Выборочное чтение.Что происходило в семье после побега? (Словами из текста)
- Встреча после побега.(Прочитать) Можно ли так поступать?
- Как вы относитесь к мальчикам? (нравятся, не нравятся и чем)
- А как писатель относится к мальчикам? (Монтигомо Ястребиный коготь, непобедимый вождь индейцев)Как Чехов смог так рассказать о предстоящем путешествии, чтобы нам было интересно? Как вы думаете, кем будут мальчики, когда вырастут?- Чтобы проанализировать наше произведение, давайте вспомним последовательность событий.
1. Первый приезд Володи
2, Знакомство с Чечевицыным.
3. Подготовка к Рождеству
4. Составление плана
5. Разговор Чечевицына и девочек
6. Тайна раскрыта
7. Второе возвращение Володи
Характеристика героев по плану.
1.Имя героя, как выглядел.
2.Характер героя.
3.Отношение автора к герою.
4.Моё отношение к герою.
VIII. Итог урока
-С творчеством какого писателя мы познакомились?Что из жизни Чехова вам запомнилось?
-Назовите произведение, с которым познакомились.Что вам понравилось на уроке?
-Что же хотел сказать Чехов своим произведение.?Какие 4 темы прослеживаются в произведении?Дружба Мечта Семья Ответственность Какая главная мысль произведения?Мы должны понимать, что мечта должна быть у каждого человека ,но она должна быть реальная.Очень здорово, что рядом есть друзья, которые придут к тебе в трудную минуту.Но, совершая необдуманные поступки мы должны думать не только о себе, но и о близких нам людях.
XI. Домашнее задание
-Составить кроссворд по данному произведению.1 вариант. Придумать начало рассказа;
2 вариант. Придумать продолжение (20 лет спустя).
Знакомство с Чечевицыным. Подготовка к Рождеству. Второе возвращение Володи. Тайна раскрыта. Первый приезд Володи. Составление плана. Разговор Чечевицына и девочек. |
Знакомство с Чечевицыным. Подготовка к Рождеству. Второе возвращение Володи. Тайна раскрыта. Первый приезд Володи. Составление плана. Разговор Чечевицына и девочек. |
Знакомство с Чечевицыным. Подготовка к Рождеству. Второе возвращение Володи. Тайна раскрыта. Первый приезд Володи. Составление плана. Разговор Чечевицына и девочек. |
Знакомство с Чечевицыным. Подготовка к Рождеству. Второе возвращение Володи. Тайна раскрыта. Первый приезд Володи. Составление плана. Разговор Чечевицына и девочек. |
Знакомство с Чечевицыным. Подготовка к Рождеству. Второе возвращение Володи. Тайна раскрыта. Первый приезд Володи. Составление плана. Разговор Чечевицына и девочек. |
Знакомство с Чечевицыным. Подготовка к Рождеству. Второе возвращение Володи. Тайна раскрыта. Первый приезд Володи. Составление плана. Разговор Чечевицына и девочек. |
Знакомство с Чечевицыным. Подготовка к Рождеству. Второе возвращение Володи. Тайна раскрыта. Первый приезд Володи. Составление плана. Разговор Чечевицына и девочек. |
Знакомство с Чечевицыным. Подготовка к Рождеству. Второе возвращение Володи. Тайна раскрыта. Первый приезд Володи. Составление плана. Разговор Чечевицына и девочек.
|
Знакомство с Чечевицыным. Подготовка к Рождеству. Второе возвращение Володи. Тайна раскрыта. Первый приезд Володи. Составление плана. Разговор Чечевицына и девочек. |
Знакомство с Чечевицыным. Подготовка к Рождеству. Второе возвращение Володи. Тайна раскрыта. Первый приезд Володи. Составление плана. Разговор Чечевицына и девочек.
|
Знакомство с Чечевицыным. Подготовка к Рождеству. Второе возвращение Володи. Тайна раскрыта. Первый приезд Володи. Составление плана. Разговор Чечевицына и девочек. |
Знакомство с Чечевицыным. Подготовка к Рождеству. Второе возвращение Володи. Тайна раскрыта. Первый приезд Володи. Составление плана. Разговор Чечевицына и девочек. |
Ал-ал-ал:
папа наш устал.
Ол-ол-ол: сели все за стол.
Ул-ул-ул: сломался новый стул.
Ыл-ыл-ыл: чай уже остыл.
Сюртук
Кучер
Башлык
· Урядник
Розвальни Пампасы Флигель
Самоеды
Бизон
Майн Рид
Термиты и москиты
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.