Открытый урок чтения и развития речи
для детей с интеллектуальными нарушениями
1 класс
Тема «Звук и буква с»
учитель:
Галась Анджелика Александровна
д. Бебелево, 2020
Конспект урока. 1 класс. Чтение и развитие речи. Галась А.А.
Класс 1. Учебная дисциплина - урок чтения и развития речи.
Тема урока: Звук и буква с.
Задачи:
Коррекционно – образовательные: знакомство с буквой и звуком С с, закрепить изученные буквы;
Коррекционно-развивающие; развивать фонематический слух, речь, память; расширение знаний об окружающей действительности;
Коррекционно – воспитательные: воспитание наблюдательности, любви к природе.
Оборудование: Букварь А.К.Аксёнова ч.1, 2018г., Прописи, карточки, разрезная азбука, камушки Марблс, шарики Су джоку
Ход урока
I.Орг момент. Психологический настрой (1 мин.)
1.Артикуляционная гимнастика (3 мин.)
Заборчик
Цель: научить широко разводить губы при улыбки, фиксировать позицию.
Техника: широко развести губы по сторонам, сжать челюсти. Зафиксировать лицевые мышцы на 10 секунд.
Месим тесто
Цель: тренировка язычка для прохода в щель между челюстями.
Техника:
самомассаж. Ребенок улыбается. Просовывает язык между зубами наружу, челюсти
сопротивляются и покусывают его. Он становится тонким, широким. Возвращаем
обратно так же с трудом, покусывания продолжаем.
Цель: научить расслаблять мышцы речевого аппарата.
Техника: открыть ротик, вынуть язычок и уложить на верхнюю губу. Расслабить мышцы. Оставить на 10 секунд.
Почистим
зубы
Цель: тренировать мышцы на кончике язычка, учить ребенка удерживать его за зубами и не высовывать наружу.
Техника: двигаем языком по внутренней части челюсти как зубной щеткой вверх-вниз, вправо-влево. Рот застыл в улыбке, челюсти сомкнуты. Для чистки внешнее части зубов приоткрываем челюсть на пару сантиметров, тянем кончик по всей поверхности зубов из одной стороны в другую. Язык должен быть тонким и широким. Следите за тем, чтобы кончик не скользил по поверхности резцов, а прикасался с напряжением мышц.
Цель: тренировка подвижности языка, движения вверх.
Техника: рот открыт, язык поднимается к верхнему небу и поглаживает его кончиком от задней стенки к зубам. Губы должны быть зафиксированы в одном положении. Следите, чтобы язык не выходил наружу, не опускался вниз, мышцы напрягались. Повтор не менее 10 раз.
Маятник
Цель:
развиваем умение контролировать язычок. Техника:
рот открыт, язык совершает движения из стороны в сторону к уголкам губ как
маятник.
2. Дыхательная гимнастика (1 мин.)
1) «Ароматный цветок».
Дети представляют перед собой цветок и медленно вдыхают
носом его запах, затем медленно выдыхают.
2) «Спущенная шина»
Плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом. На выдохе усиливаем, а затем ослабляем звук "с", имитируя звук проколотой шины велосипеда, когда она спускает воздух.
II. Введение в тему (2 мин.)
На доске 4 картинки: собака, слон, снежинка, свинья.
- Серёжа, что изображено на картинках?
- Какой звук мы слышим в начале каждого слова? (Звук «с»). Какая картинка лишняя и почему?
III.Сообщение нового материала
Характеристика звука (1 мин.)
- Какой звук пришёл сегодня у нас дежурный?
-
Этот звук встречает на своём пути преграды? (Да, значит наша мышка – наказана,
она только выглядывает из норки
-
С голосом или шумом произносится этот звук? (С шумом)
- Значит это глухой согласный.
Фонетическая разминка (1 мин.)
- Сейчас я буду произносить слоги, если ты в них услышишь звук [с], хлопни в ладоши.
Са, мо, ха, ус, ум, со, ас, ах, ох, су.
IV.Продуктивная отработка информации
Работа со зрительным образом буквы (3мин.)
- Серёжа, скажи, пожалуйста, на что похожа наша буква с? (месяц, баранка, которую откусили)
![]() |
![]() |
||
- Я тебе даю напечатанную букву С, давай пальчиком обведём по букве, а теперь в воздухе пропишем. А сейчас я тебе дам волшебные камушки, и ты выложишь нашу букву этими камушками.
(учитель даёт ученику печатную букву и камушки Марблс, ученик по контуру выкладывает макет буквы).
НЕЙРОИГРА С МЯЧАМИ (5 мин.)
Мозжечковая стимуляция - система упражнений, направленная на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка.
Работа с учебником с.50 (5 мин)
Чтение слогов, слов.
Развитие звукового анализа (2 мин.)
- Давай отправим наш дежурный звук отдыхать. Внимательно слушаем и определяем, где живёт звук [с] в начале, в середине или в конце слова?
Собака, пастух, сорока, нос.
Пальчиковая игра «Колючий ежик» (с шариком).
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Катиться колючий
ёжик (круговые движения шариком между ладонями).
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда,
Мне щекотно да, да, да. (движения шариком по пальцам).
Уходи, колючий ёж
В тёмный лес, где ты живёшь! (пускаем по столу и ловим подушечками
пальцев).
Отработка навыка письма печатной буквы Сс (3мин.)
Физминутка (2 мин.)
«Зайка»
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Кто – то зайку напугал. Зайка – прыг и убежал.
(имитировать движения по ходу стиха)
Упражнение на межполушарное взаимодействия (3 мин.)
V.Закрепление материала
Упражнение на звуковой синтез (4 мин.)
Ребёнок из букв разрезной азбуки составляет слоги:
Со, ас, су, ос, са, ус.
VI. Рефлексия (1 мин.)
-С каким звуком мы познакомились сегодня на уроке? Что это за звук?
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.