урок по физике 8 класс

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок №59.Видимое движение светил.docx

Урок №59.Видимое движение светил

Цель урока. Дать первоначальные представления о движении Солнца, Луны и планет Солнечной системы.

Демонстрации. Видеофильмы «Движение Земли вокруг Солнца», «Фазы Луны». Определение положения планет на небе с помощью астрономического календаря.

Содержание опроса. 1. Что называют видимым излучением? 2. Какие виды источников света вам известны? 3. В каком случае светящееся тело принимают за точечный источник? 4. Что такое световой луч? 5. Как образуется тень? 6. Как образуется полутень? 7. Поясните возникновение солнечного и лунного затмений.

Содержание нового материала. Видимое движение светил. Движение Солнца по эклиптике. Зодиакальные созвездия. Фазы Луны. Петлеобразное движение планет.

Закрепление материала. 1. Назовите небесные тела, входящие в состав Солнечной системы. 2. Что такое эклиптика? 3. Какие созвездия называют зодиакальными? 4. Какие фазы Луны вам извест- ны? 5. С помощью «Школьного астрономического календаря» определите на карте звездного неба Полярную звезду. Опишите, как можно ее найти поздним вечером на звездном небе.

Домашнее задание. § 64. Выполнить задание в конце

§ 64.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о видимом движении светил, проводить визуальные наблюдения за видимым движением светил, а также   с помощью астрономического календаря, анализировать и делать выводы, применять знания о движении светил на практике, сформировать умения устанавливать факты расположения светил на звездном небе, работать в группе.

Личностные: осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний о видимом движении светил и практическую значимость изученного мате- риала, стимулировать использование эксперимен- тального метода исследования звездного неба, сфор-мировать познавательный интерес, развивать интел лектуальные и творческие способности, убежденность в познании природы, уважительное отношение друг к другу, к учителю.

Общие предметные: проводить наблюдения за движением светил на звездном небе, планировать и выполнять эксперимент по определению расположения светил на звездном небе, объяснять, анализировать полученные результаты и делать выводы, докладывать о результатах своих исследований, кратко и четко отвечать на вопросы.

Частные предметные: владеть экспериментальным методом определения местоположения светил на звездном небе, применять знания в повседневной жизни.

Ход урока.

После фронтального опроса приступаем к изложению нового материала. Беседу о движении небесных тел вокруг Солнца сопровождаем показом моделей планетной системы и модели теллурия. Вводим понятия эклиптики, звездного года, зодиакальных созвездий. Движение Земли вокруг Солнца объясняем по рисунку учебника «Движение Земли вокруг Солнца и кажущееся годичное движение Солнца». Затем учащиеся самостоятельно прорабатывают материал учебника о смене времен года на Земле. Обсуждают в парах причины смены времен года, используя знания из курса географии. Остановимся на рассмотрении вопроса о весеннем и осеннем равноденствии. Учащиеся знакомы с этим понятием, поэтому следует активно включить их в обсуждение. Задаем вопросы: когда наступает равноденствие в Северном и Южном полушариях,    с чем это связано? Как вы понимаете солнцестояние (летнее, зимнее)? В ходе обсуждения учащиеся делают вывод, что солнцестояние происходит, когда точки эклиптики, наиболее удаленные от экватора небесных сфер, пересекаются с центром Солнца. Учащиеся знают, какие явления происходят в это время на Земле, потому что наблюдают их в жизни

В завершение  покажем видеофильм «Движение Земли вокруг Солнца» и обсудим его с классом. Объяснение материала о фазах Луны лучше начнем с демонстрации и обсуждения модели теллу- рия,  а  потом  завершим  просмотром  видеофильма «Фазы Луны». Движение планет среди звезд учащиеся изучают самостоятельно по тексту учебника, обсуждают между собой, изучают рисунок учебника «Петлеобразное движение планет», составляют вопросы к прочитанному материалу. В завершение урока с помощью «Школьного астрономического календаря» на карте звездного неба определяем планеты и созвездия.