Урок №62.Преломление света. Закон преломления света
Цель урока. Систематизировать знания об особенностях распространения света на границе раздела двух сред, познакомить с законом преломления света, установить зависимость угла отражения от угла падения.
Демонстрации. Преломление света. Прохождение света через плоскопараллельную пластинку, призму.
Содержание опроса. 1. Каковы особенности построения изображения в плоском зеркале? 2. Какое изображение дает плоское зеркало? 3. Где находится мнимое изображение предмета в плоском зеркале? 4. Каковы размеры изображения пред- мета в плоском зеркале? 5. Что такое рассеянное
отражение?
Содержание нового материала. Оптическая плотность среды. Явление преломления света. Соотношение между углом падения и углом преломления. Закон преломления света. Показатель преломления двух сред.
Закрепление материала. 1. Что характеризует оптическая плотность среды? 2. Какое явление называют преломлением света? 3. Какую физическую величину называют показателем преломления?
4. Сформулируйте закон преломления света.
Домашнее задание. § 67. Упражнение 47 (1—3).
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о законе преломления света, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей де- ятельности по изучению преломления света, регулятивными универсальными учебными действиями при решении задач, формировать умения воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной, образной и символической формах, вести дискуссию, работать в группах.
Личностные: осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний о законе преломления света и практическую значимость изученного материала, стимулировать использование экспери- ментального метода исследования явления преломления света, сформировать самостоятельность в при- обретении новых знаний о преломлении света, познавательный интерес, развивать интеллектуальные и творческие способности, убежденность в познании природы, уважительное отношение друг к другу, к учителю.
Общие предметные: понимать явление преломления света, проводить наблюдение, планировать и выполнять опыты по изучению преломления света, объяснять полученные результаты и делать выводы, обнаруживать зависимость между углом падения и углом отражения, применять знания о преломлении света на практике, докладывать о результатах своих исследований, кратко и четко отвечать на вопросы.
Частные предметные: объяснять явление преломления света, понимать смысл закона преломления, овладеть графическим способом построения изображений, использовать полученные знания в повседневной жизни.
Ход урока.
Изучение материала начинаем с демонстрации опыта по изменению направления распространения света на границе раздела двух сред. Это явление хорошо наблюдается, например, при прохождении света сквозь стеклянное тело, расположенное на оптическом диске, или при переходе света из воздуха в воду. Для опыта используем комплект по геометрической оптике или оптическую шайбу. Покажем опыт по преломлению света, используя прямоугольный сосуд с флюоресцирующей жидкостью. На основании опытов делаем вывод, что при переходе луча света из воздуха в стекло или воду луч света на границе раздела двух сред изменяет направление и во второй среде приближается к перпендикуляру, проведенному к границе раздела двух сред. Это явление называют преломлением света. Выясняем причину изменения направления луча света. Обращаем внимание на некую закономерность. Так, в одних случаях, например при переходе света из воздуха в воду, преломленный луч приближается к перпендикуляру, а в других — при переходе света из воды или стекла в воздух преломленный луч удаляется от перпендикуляра. Причиной преломления лучей при переходе света из одной среды в другую является неодинаковая скорость распространения света в различных средах. Если пре- ломленный луч в данной среде приближается к перпендикуляру, это значит, что скорость света в этой среде меньше, чем в той, из которой луч входит в данную среду. Если преломленный луч удаляется от перпендикуляра, то скорость света в этой среде больше, чем в той, из которой луч выходит. В оптике при сравнении двух различных сред принято называть оптически более плотной ту среду, в которой свет распространяется с меньшей скоростью. Задаем вопрос классу: что же характеризует оптическая плотность среды? После его обсуждения и вывода переходим к рассмотрению явления преломления света по рисунку учебника «Схема преломления света при переходе из воздуха в воду», который один из учеников чертит на доске. Даем разъяснения, что такое падающий луч, преломленный луч, угол падения, угол преломления. После этого приводим при- меры преломления и обсуждаем это явление. В результате преломления света изменяются видимые размеры, форма и расположение предметов. Так, если в стакане с водой наклонно установить стержень, то при рассмотрении сверху он кажется изломанным. Так и река кажется мельче, чем на самом деле, если разглядывать дно. Затем поясняем, что экспериментально была установлена зависимость угла преломления от угла падения. Этот материал учащиеся самостоятельно изучают по учебнику, составляют вопросы к тексту, обсуждают в парах, перерисовывают в тетради схему «Зависимость угла преломления от угла падения» и делают вывод. После этого вместе с классом повторяем определение показателя преломления и формулировку закона преломления.
Отражение и преломление света мы изучали раздельно, но оба эти явления возникают одновременно. Этот факт хорошо известен из жизненного опыта. Так, например, свет, падающий на поверхность воды, налитой в сосуд, частично отражается от этой поверхности, а частично проникает в воду, иначе дно и стенки сосуда не были бы освещены. Так же и оконные стекла частично отражают падающий на них солнечный свет, а частично пропускают свет в комнату. Одновремен-ость этих явлений можно наблюдать при прохож дении света через плоскопараллельную пластинку. На поверхность прозрачной стеклянной пластинки с параллельными гранями падает параллельный пучок света 1 (рис. 31). На границе раздела двух сред
«воздух—вода» падающий свет частично отражается в виде пучка 2, а частично проникает в стекло, преломляясь в виде пучка 3. Так как нижняя грань пластины прозрачна, то световой пучок 3, преломляясь, выходит в воздух в виде пучка 4. Прохождение луча сквозь стеклянную треугольную призму можно рассмотреть и с помощью задания 4 из упражнения 47. Учащиеся изучают задание, перечерчивают схему в тетради, обсуждают в парах ход луча, а затем один ученик вместе даем разъяснения.
Для закрепления материала проводим лабораторную работу «Исследование зависимости угла отражения света от угла падения».
В конце урока решим задачу 5 из упражнения 47, просмотрим и обсудим видео с сайта www.galileo_tv.ru «Искривление луча света». На дом порекомендуем посмотреть видео «Коэффициент преломления» с того же сайта.
Вопрос о полном отражении света и распространении света в оптически неоднородной среде рассмотрим в виде презентации, которую готовят несколько учеников с использованием оптических приборов, видеофильмов, рисунков.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.